Тема урока: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие».

Тема урока: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие».

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г.Королёва МО Е.Ю. Акимовой

Тема урока:Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Цель: обобщение и систематизация материала о деепричастии и деепричастном обороте.

Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Уметь: находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Оборудование: карточки, таблица «Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида», Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.

Ход урока

I.Сообщение темы урока и постановка цели (Вступительное слово учителя)

Учитель.Ребята, мы изучили тему «Деепричастие». И сегодня вспомним всё, чему научились в течение нескольких уроков. Обратимся к контрольным вопросам учебника.

II.Работа по теме урока

   1.Фронтальный опрос (с примерами)

-Что называется деепричастием?

-Назовите грамматические признаки деепричастия.

(Деепричастия не изменяются, бывают совершенного и несовершенного вида).

- Как образуются деепричастия несовершенного вида?

-Как образуются деепричастия совершенного вида?

(Работа с таблицей. Ученик объясняет, приводит примеры)

Учитель.

- Однако в образовании деепричастий встречаются трудности. Обратимся к записи на доске:

Увидеть – увидев

 - Где деепричастие?

- Как вы его нашли?

 - Какого оно вида?

 - Почему в деепричастии пишется гласная Е ?

Продолжим объяснение дальше. Запишем деепричастия от следующих глаголов

Услышать – услыш…в

Подклеить – подкле…в

Засеять – засе…в

Сделаем вывод:

- От чего зависит выбор гласной в деепричастии? (Пишем ту же гласную, что и в основе глагола неопределённой формы перед  ТЬ)

2. Выборочно-распределительный диктант

Учитель.

- Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид деепричастия. Заполните таблички, лежащие  у вас на партах.

(Деепричастия взяты из предстоящего диктанта)

Подняв головы, хлопая крыльями, отражаясь в воде, сдержав шаг, прижимаясь к земле, устремив взгляд, извиваясь, опомнясь.

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа с разноуровневыми карточками

Учитель.

- Изучая тему «Деепричастие», вы познакомились с орфограммой. И насколько она важна, не раз убеждались.

­­- Что за орфограмма? (Не с деепричастиями)

- А теперь я предлагаю вам продемонстрировать уровень ваших знаний по теме «НЕ с деепричастиями»

 

 

      Уровень  Δ                                  Уровень                                        Уровень 

(не) думая                             (не) законченный урок                 (не) широкая, но глубокая река

(не) услышав                        (не) прочитав                                 (не) смотря на (не) погоду

(не) навидя                           (не) глубокий, а мелкий                (не) страшась (не) взгод

(не) говоря                            (не) замеченная учеником            (не) мог (не) заметить

(не) доумевая                       (не) зная ничего                             (не) навидя (не) приятеля

(не) заметив                         (не) навидя ложь                            (не) спорил с (не) веждой

(не) чувствуя                       (не) дождавшись утра                    ничего (не) делая

(не) ржавея                          (не) хорошее самочувствие          (не) синяя лента

(не) поднявшись                 увидел (не) знакомца                     отнюдь (не) интересный фильм

(не) рассматривая               вовсе (не) добрая                           (не) годуя по поводу

(не) требуя ответ                (не) продуман                                  (не) кий (не) знакомец

(не) взлюбив                       (не) кого выбрать                            (не)разочаровавшись в друге

 

4. Проверка домашнего задания.

Учитель.

Встретилась ли орфограмма «НЕ с деепричастиями» при выполнении домашнего задания? (Да)

Дома вы работали с пословицами. (Упражнение не из учебника)

- Какой темой они объединены? ( Тема труда)

- Чему учат? ( Трудолюбию, прилежанию, усердию)

Ребята, это как раз те качества, которые являются залогом успеха в учёбе.

Из домашнего задания прочитаем последние два предложения. Объясним изученную орфограмму и постановку знаков препинания.

Не учась, лаптя не сплетёшь.

| Не поклонясь до земли |, грибка не подымешь.

- Что называется деепричастным оборотом?

-Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастный оборот?

- Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?

- С каким оборотом мы еще знакомы? ( С причастным)

 

5. Актуализация знаний.

Учитель.

-Обратимся к записи на доске. ( Проверим умения различать причастные и деепричастные обороты)

Прочитаем первое предложение.

Ученик, | встречающийся со взрослыми |, здоровается первым.

- Что я выделила?  (Причастный оборот)

- Всегда ли он выделяется? (Если стоит после определяемого слова.)

- А можно ли в этом предложении причастный оборот заменить  деепричастным?

Запишите в тетрадь получившееся предложение. Объясните знаки препинания.

Ученик, | встречаясь со взрослыми |, здоровается первым.

Вывод: деепричастный оборот выделяется запятой(ыми) независимо от места.

Учитель.

 -А всегда ли деепричастия  и деепричастные обороты выделяются на письме запятыми?

В каких случаях запятые не ставятся? Запишем предложения (ученик у доски), объясним знаки препинания.

1. | Встречаясь со взрослыми | или | входя в помещение |, здоровайся первым.

Вывод: при одиночном союзе или между двумя однородными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, запятая не ставится.

2. Ученик, | думая и размышляя |, готовится к контрольному диктанту.

Вывод: при одиночном союзе и между однородными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями, запятая не ставится.

3. На уроке мы трудились засучив рукава. (ЗАСУЧИВ РУКАВА - это фразеологизм. Не выделяется запятой).

Учитель.

-  Деепричастный оборот – это очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи. Прислушайтесь к речи окружающих, и вы убедитесь, что в разговоре деепричастный оборот встречается редко.  Пользоваться им надо умело. Иначе можно допустить грамматическую ошибку.

 

7.Игра «Я редактор». Употребление деепричастных оборотов в речи.

Учитель.

- А сейчас я каждому из вас предлагаю побыть в роли редактора.

- Что означает это слово? (Тот, кто обрабатывает и готовит текст к печати или оформляет издание.)

- Найдите значение его в толковом словаре под редакцией Ожегова. О чем говориться в словарной статье?

(Редактор, -а, мн. -ы, -ов и (разг.) -а, -ов, м. Человек, к-рый редактирует что-н.; специалист по редактированию. Р. журнала. Ответственный р. Технический р. || ж. редакторша, -и (разг.). || прил. редакторский, -ая,-ое. Редактировать, -рую, -руешь; -анный;несов; что. 1. Проверять и-исправлять текст при подготовке к печати Р.рукопись. || 2. Руководить изданием чего-н. Р. журнал. || сов. отредактировать, -рую, -руешь; -анный (к 1 знач.). || сущ. редактирование,-я, ср., редакция, -и, ж. и редактура, -ы, ж. Редактирование текста. Книга под редакцией известного специалиста. || прил. редакционный, -ая, -ое. Редакционная коллегия.)

- Перед  вами карточки, в которых несколько предложений.

1.Прочитав «Песню про купца Калашникова», мне было грустно.

2. Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, и очень ее полюбил.

3. Закрыв книгу,  герои надолго остаются в моей памяти.

- Правильно они построены? ( нет).

-Отредактируйте предложения, запишите в тетрадях правильный вариант.

1.Прочитав  «Песню про купца Калашникова», я загрустил.

2. Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, очень ее полюбил.

3. Закрыв книгу,  я надолго запомнил героев.

- Что нужно помнить, чтобы не допускать таких ошибок? (О едином действующем лице и предмете. И глагол, и деепричастие относятся к одному лицу.)

Будьте внимательны и избегайте подобных ошибок!

 

III. Обобщение.

Учитель.

- Сегодня работали хорошо. С задачей урока справились, все намеченные вопросы рассмотрели.

 

IV. Итоги урока (комментирование оценок).

Следующим этапом будет контрольный диктант. Желаю успехов.

 

V.  Домашнее задание. 

 


Категория: Русский язык | Добавил: ymoc (30.08.2012)
Просмотров: 4262 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]