Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ ДО

"УМОЦ"
Меню сайта
Категории каталога
Физика [2]
Физика
Математика [1]
Математика
Информатика [23]
Информатика
Иностранный язык [11]
Иностранный язык
Астрономия [0]
Астрономия
Биология [3]
Биология
Русский язык [23]
Русский язык
Литература [55]
Литература
Методические материалы [8]
Методические материалы
Музыка [3]
Музыка
ИЗО [3]
ИЗО
География [2]
География
История [3]
История
Математика [1]
Обществознание [4]
Обществознание
Технология [8]
Технология
Физическая культура [2]
Химия [5]
ДОУ [1]
Начальные классы [1]
МХК [2]
Инструктивно-методические письма [3]
Инструктивно-методические письма
ОБЖ [1]
Основы безопасности жизнедеятельности
Начальная школа [1]
Духовное краеведение Подмосковья [1]
Наш опрос
Обозначьте наиболее актуальные, с Вашей точки зрения, темы повышения квалификации
1. подготовка учащихся к ЕГЭ
2. реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в ОУ города
3. педагогические технологии (предметные)
4. повышение профессиональной компетентности учителя в условиях введения ЕГЭ
5. воспитательные технологии
6. иное
7. обобщение передового педагогического опыта
Всего ответов: 11

Каталог статей


Главная » Статьи » Методические материалы » Обществознание

Эссе по обществознанию

В процессе обучения написанию обществоведческого эссе можно выделить несколько ключевых моментов.


Первый из них – осмысленный выбор высказывания
1.Содержательная основа, на которой требуется строить ответ. При написании эссе необходимо использовать знания обществоведческого курса – понятия, теоретические положения, поэтому качественно выполнить задание на незнакомом или малознакомом содержании вряд ли возможно.
2. Понимание сущности высказывания (затронутой в высказывании проблемы, позиции автора). Важнейшим в написании эссе является раскрытие смысла высказывания. Непонимание или не вполне адекватное понимание его не позволит реализовать основные требования к обществоведческому эссе.
3. Характер высказывания. Высказывание может представлять некое суждение, смысл которого очевиден и по которому возможно иллюстративно-описательное изложение отдельных тем обществоведческого курса. Данный вариант написания эссе, с одной стороны, более прост в исполнении, с другой - он не дает возможности полноценно реализовать базовые требования к структуре и содержанию обществоведческого эссе. То есть видимая легкость (очевидность) трактовки смысла высказывания может быть обманчивой при выборе темы.
4. Возможность создания схемы раскрытия смысла высказывания – (нескольких логически связанных основных идей). Эссе предполагает логически связное рассуждение, в заключении которого делаются определенные выводы, поэтому в случае затруднений в создании подобной логической основы эссе целесообразно подумать о выборе иного высказывания.
После осуществления выбора необходимо определить свое понимание смысла высказывания (проблемы, затронутой автором).1 Для этого важно установить тематическую связь высказывания с обществоведческим курсом и определить составляющие (аспекты затронутой проблемы). Полезно записать выявленные аспекты и определить, все ли они будут подробно раскрыты. Далее следует отметить те аспекты, которые могут стать предметом более пристального внимания и для каждого из них определить круг терминов и понятий, теоретических положений обществоведческого курса, которые целесообразно использовать в тексте эссе.
Если учащимся известны какие-либо научные исследования, научные концепции по затронутой высказыванием теме (проблеме) необходимо отразить их в эссе. Применительно к каждому аспекту, который планируется рассмотреть подробно, полезно сформулировать основную идею, связывающую этот аспект с общим смыслом высказывания (проблемой эссе). Следующими действиями может стать выстраивание логической последовательности рассматриваемых аспектов и формулирование общих выводов. Для каждого раскрываемого аспекта проблемы важно подобрать фактический материал: определить, какие факты (факты общественной жизни, личный опыт или социальные наблюдения, модели социальных ситуаций) будут привлекаться и в каком качестве (как иллюстрация теоретических рассуждений, как отправная точка рассуждений и т.п.).
Согласно условию задания, следует определить и зафиксировать свое отношение к мнению автора высказывания и аргументировать его.
При всем разнообразии подходов к технологии написания обществоведческого эссе учитель может конкретизировать требования к его качеству, предложив следующие критерии:
  1. адекватное понимание автором эссе смысла высказывания;
  2. соответствие текста эссе выявленному смыслу высказывания;
  3. раскрытие смысла высказывания в заданном содержательном контексте (очевидно, что для раскрытия смысла высказывания и аргументации могут привлекаться теоретические положения других содержательных составляющих курса, но контекста необходимо придерживаться);
  4. представленность личной позиции учащегося, его отношения к мнению автора высказывания и поднятой им проблеме;
  5. опора учащегося при раскрытии смысла высказывания и аргументации собственной позиции на обществоведческие знания (использование терминов и понятий, теоретических положений общественных наук);
  6. использование при раскрытии проблемы осмысленных учащимся фактов общественной жизни (или моделей социальных ситуаций) и личного социального опыта;
  7. логичность рассуждений;
  8. отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических и пр.) и иных (фактических, логических, этических и пр.) ошибок;
  9. соответствие эссе нормам русского языка.
Не установлено жестких требований к объему ученического обществоведческого эссе. Объем может определяться сложностью темы, уровнем обществоведческой подготовки конкретного учащегося, наличием времени для написания эссе и многими другими факторами. Важен не размер текста, написанного учеником, а реализация в эссе максимального количества перечисленных выше требований.
Нередки случаи неверного понимания учащимися характеристик теоретического уровня написания эссе. Ученики приводят абстрактные рассуждения, иногда с использованием понятийно-терминологического аппарата заявленной в задании социальной науки или набора ее теоретических положений, но при этом не привлекают фактический материал. Поскольку в условии задания предъявлено требование опираться в рассуждениях на факты общественной жизни и личный социальный опыт, такое эссе не может быть признано качественным.

1 Предлагаемая последовательность действий выстроена на основе алгоритма, составленного Котовой О.А. и Лисковой Т.Е. (Программа «Эксперт ЕГЭ»: обществознание / http://www.fipi.ru)

Категория: Обществознание | Добавил: ymoc (09.02.2010)
Просмотров: 10035 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
ymoc