Статья
опубликована в журнале «Литература в
школе» № 9 2005 г.
Граблина
Нина Васильвна –
Заслуженный учитель
РФ,
кандидат педагогических
наук,
доцент Педагогической
академии
последипломного
образования
«Технология учебного
диалога на уроке литературы
(по повести В. Распутина
«Прощание с Матёрой »).
Диалогические отношения
–
это почти универсальное
явление,
пронизывающее все
отношения и
проявления человеческой
жизни.
Где начинается сознание,
там начинается диалог.
В.С. Библер
- Учебный диалог относится к
ведущим технологиям личностно
ориентированного образования. Как
особая дидактико-коммуникативная среда
учебный диалог обеспечивает
субъектно-смысловое общение, рефлексию,
самореализацию личности, освоение
культурных и социально значимых
ценностей. Содержание изучаемого
материала усваивается не только
обращением к памяти, но и к глубинным
структурам сознания старшеклассников.
- Диалогичность как признак
гуманизации образования предполагает
изменение способа бытия участников
образовательного процесса, в котором
главным является совместный поиск
истины. Диалог – это не только
форма деятельности, а способ отношений,
который позволяет быть услышанным; где
главное не воспроизведение информации,
а размышление, обсуждение проблемы.
Диалог – это естественный
энерго-информационный обмен, в процессе
которого осуществляются важнейшие
проявления человеческих отношений:
взаимоуважение, взаимодополнение,
взаимообогащение, взаимопонимание,
сопереживание, сотворчество.
-
На уроке общение организуется как
своеобразная встреча «моё, твоё, Ваше»,
как обмен субъектным опытом учителя и
ученика. Причем, учитель реализует в
ходе такого общения не только свой
жизненный опыт в виде собственной
позиции, суждений, оценки анализируемой
проблемы, но и выступает носителем
суциокультурных образцов, так как он
должен добиться усвоения учеником их
общепринятого содержания (научного,
этического, нравственного, социального).
Но это возможно лишь при серьезном,
уважительном отношении к нему, что
меняет позицию ученика в общении с
учителем. Изменяются не только содержание,
но и формы общения: вместо преобладающего
монолога – полилог, причем при активном
участии всех школьников.
-
Учебный диалог предполагает широкое
использование субъектного опыта,
филологических знаний в интерпретации
художественного произведения.
Процессуальная сторона выражается в
личностном отношении ученика к
приобретаемому культурно-историческому
опыту.
- Диалог как способ отношений
разнообразен в своих проявлениях:
ученик – учитель, ученик – ученик,
ученик – внутреннее «Я», ученик –
образовательное пространство, ученик
– культурные и социально значимые
ценности. Диалог – это многоаспектное
общение: вербальное, невербальное,
интеллектуальное, эмоциональное,
кинестетическое…
-
В процессе учебного диалога
старшеклассники высказывают различные
точки зрения, суждения. В этой ситуации
не может быть неправильных ответов.
Учитель не принуждает, а убеждает
учеников принять то содержание, которое
соответствует научному знанию. Ученик
осознает, почему в основе полученных
знаний лежит то или иное содержание, в
какой мере оно соответствует не только
личностным, но и социально значимым
ценностям.
- Мастер-класс организуется как
встреча различного понимания этого
содержания, носителем которого является
не только учитель, но и сами учащиеся.
При этом знание не «обезличено».
-
В процессе учебного диалога
старшеклассники овладевают опытом
эмоционально-ценностного отношения к
художественному произведению, опытом
общения и взаимодействия. Такая обучающая
среда является развивающей.
- На уроке «Самостоянье человека –
залог величия его» (по повести
В.Распутина) реализуются следующие
цели.
-
Личностные цели:
-
осмысление обсуждаемой проблемы,
нахождение в ней личностного смысла;
-
осознание старшеклассниками своей
компетентности;
-
самореализация, самоактуализация
личности учащегося;
-
развитие рефлексивной способности;
-
овладение способам саморегуляции и
самосовершенствования;
-
формирование личностной позиции;
-
усвоение культурных и социально
значимых ценностей.
- Креативные цели:
-
- развитие творческого потенциала
учащихся.
-
- Когнитивные цели:
-
развитие дивергентного и образного
мышления, способности к исследовательской
деятельности;
-
обеспечение знаниями о человеке,
культуре, истории, природе как основе
духовного развития.
- Предметные цели:
- создание на уроке благоприятного
эмоционально-психологического климата;
-
развитие познавательного интереса
к литературе;
-
овладение навыком филологического
анализа художественного текста;
-
развитие устной и письменной речи.
«Самостоянье человека
– залог величия его».
(По повести В.Г. Распутина
«Прощание с Матёрой»).
Два чувства дивно
близки нам,
В
них обретает сердце пищу:
Любовь
к родному пепелищу,
Любовь
к отеческим гробам.
А.С. Пушкин
Вступительное слово учителя.
Читает эпиграф и продолжает пушкинские
строки:
… На них основана от века по воле Бога
самого
Самостоянье человека – залог величия
его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них наш целый мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества.
-
Наш урок по повести Валентина Распутина
так и называется «Самостоянье человека
– залог величия его». Диалог мы начнем
с выяснения значений ключевых слов
темы. Как вы понимаете значение слова
«самостоянье»?
-
Как вы понимаете значение слова
«самостоянье»?
- Слово «самостоянье» образовано
от прилагательного «самостоятельный».
В.И. Даль так объясняет значение этого
слова:
-
«Самостоятельный человек – у кого
свои твердые убеждения, в ком нет
шаткости» (т.4, с. 135)
- «Самостоянье» - это ощущение
себя твердо и уверенно стоящим на земле,
когда никакой, даже самый жестокий
ветер перемен не способен помешать
тебе идти своей собственной, единственной
дорогой. Великий русский мыслитель 20
века, Иван Александрович Ильин,
удивительно глубоко и тонко объясняет
значение слова «самостоянье» так:
«чувство собственного духовного
достоинства».
- Как Даль трактует слово «величие»?
- «Величие – огромность, превосходство
в невещественном, духовном или
нравственном отношении». (т.1,
с.175)
-
Итак, как вы, исходя из значений ключевых
слов, понимаете смысл пушкинской фразы
и темы нашего урока?
-
Обратимся к названию произведения,
которое по своему содержанию, остроте
конфликта, трагическому излому событий
можно назвать философской притчей,
«Прощание с Матёрой»
- «Прощание» от слова «проститься».
-
«Проститься»: 1) с кем-либо, обменяться
приветствиями при расставании;
-
2) покинуть что-нибудь, расстаться.
- По семантике глагол «прощаться»
относится к обоим значениям глагола,
следовательно, в его семантике
присутствует очень важная для понимания
мысль – «расстаться с одушевленным
лицом». Получается, что прощание
произойдет с одушевленным предметом.
-
- Что же такое «Матёра»? Заглянем в
словарь В.И. Даля.
-
«Матёра - материк, берег у
реки, гора, горный, твердая земля,
нетронутый пласт поверхности земли
нашей, кряж природный, ненасыпной,
ненаносной; остров, суша».
-
«Матереть – становиться
матерью, рожать детей».
- В повести Распутина Матёра – это
остров, и одноименная деревня.
-
Составьте синонимический ряд к этому
слову?
- Матёра – мать - сыра Земля,
Родина, Россия, обетованная земля,
модель земного рая, сама жизнь, «малая»
родина …
- Какое впечатление производит Матёра?
- «Пышно, богато было на материнской
земле – в лесах, в полях, на берегах,
буйной зеленью горел остров, полной
статью катилась Ангара. Жить бы да жить
в эту пору, поправлять, окрест глядючи,
душу, прикидывать урожай – хлеба,
огородной большой и малой разности,
ягод, грибов, всякой пригодной всячины.
Ждать сенокоса, затем уборки, потихоньку
готовиться к ним и потихоньку же
рыбачить, поднимать до страдованья, не
надсаждаясь, подступающую ото дня
работу – так, выходит, и жили многие
годы и не знали, что это была за жизнь».
(гл. 7) «Остров собирался жить долго».
-
Почему повесть начинается с весеннего
пейзажа?
- Символично художественное время
начала повести.
- «… такая наступила кругом благодать,
такой покой и мир, так густо и свежо
сияла перед глазами зелень… с таким
чистым, веселым перезвоном на камнях
катилась Ангара и так всё казалось
прочным, вечным…».
- Прокомментируйте эту особенность.
-
Если так богата материнская земля, то
почему так «смутно» и «тревожно» на
душе её жителей? Что всех беспокоит?
В деревне остались только старики и
старухи.
-
Какая уготована судьба острову?
- Произойдет «убиение» Матёры: не
только разрушение векового уклада,
истребление памяти о минувших поколениях,
но и буквальное стирание с лица земли.
Деревне суждено погибнуть под водой.
Для её жителей она – первооснова, на
которой держится их бытие: прошлое,
настоящее, будущее. Не случайно слово
Матёра семантически связано с лексемой
«мать». Для всех жителей Матёра как
родная мать.
-
«И тихо, покойно лежал остров, тем
паче родная, самой судьбой назначенная
земля… ».
-
Что значит для жителей острова прощание
с Матёрой?
- Прощание с Матёрой – для многих её
жителей было прощанием со всеми веками
накопленным ценностями, да и с самой
жизнью. Недаром персонажи повести
называются «утопленниками», что означает
духовную, нравственную смерть матёринцев.
-
Как автор изображает трагедию Матёры?
В чем причина развернувшейся трагедии?
Почему Дарья называет свою деревню
«христовенькой»?
-
«… будто остров сорвало и понесло как
щепку… Всё, что недавно ещё казалось
вековечным и неподатливым, как камень,
с такой легкостью помчало в тартарары
– хоть глаза закрывай», - говорит Дарья.
«И непривычно, жутко было представлять,
что дальше дни пойдут без Матёры-деревни…
И дальше дни пойдут без запинки мимо,
все мимо и мимо».
- Для кого Матёра – «зона затопления»,
«территория», «хламье»?
- Товарищ Жук так объясняет действия
санэпидемстанции: «Вы знаете, на этом
месте разольется море, пойдут большие
пароходы, поедут люди… Туристы и
интуристы поедут. А тут плавают ваши
кресты… Приходится думать и об этом».
«Ты сам… турист». А у туриста взгляды
и заботы далеки о хозяйских: охватить
программой максимальное число объектов».
«Вот и нарушился порядок Матёры».
-
Почему нарушился жизненный уклад
деревни?
- Бедствием, крушением размеренного
лада жизни, благодати оборачивается
строительство ГЭС. Под угрозой оказались
вековые основы
-
жизни, утрата которых невосполнима.
Распутин завязывает сложный и мучительный
конфликт между человеческим «Я» и
прогрессом. Вечная коллизия по-своему
представлена в повести.
- Поэт Андрей Вознесенский считает:
-
Все
прогрессы реакционны,
-
Если
рушится человек.
-
Тревожно вползает в повествование
грустная нота: деревне остались одни
старухи и старики. Только Дарья чувствует
ответственность за судьбу Матёры:
«Спросют: как допустила такое хальство,
куда смотрела? На тебя, скажут, понадеялись,
а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж
тут была, на мне лежало доглядывать. И
что водой зальёт, навроде тоже как я
виноватая». Не случаен выбор имени
героини: Дарья – «сильная»,
«побеждающая».
- С фразы Богодула «Мертвых грабют» -
завязывается сюжетный узел: материнцы
отбивают могилы своих родственников.
-
Чем объясняется в повести такое трепетное
отношение к кладбищу?
- Обратимся к словарю синонимов З.Е.
Александровой.
-
«Кладбище – некрополь (книж),
древнее: могильник; сельское: погост;
место вечного упокоения (высок.), попово
гумно, Богова делянка (устар.)»
-
Какой смысл заложен в слове «погост»?
Какова его этимология?
- C точки зрения
ортодоксального православия, кладбища
– священные места, где покоятся (гостят)
тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств
усыпальницы считали священным и
неприкосновенными. Из глубокой
дохристианской древности идет обычай
отмечать место погребения устройством
над ним холма.
-
Приняв этот обычай, христианская
Церковь украшает могильный холм Святым
Животворящим Крестом, начертанным
или поставленным над надгробием. Мы
называем наших покойных усопшими, а не
умершими, потому что в определенное
время они воскреснут. Могила – это
место будущего воскресения, и поэтому
необходимо соблюдать её в чистоте и
порядке. Крест на могиле православного
христианина – молчаливый проповедник
блаженного бессмертия и воскресения.
Водруженный в землю и возвышающийся к
небу, он знаменует веру христиан в то,
что тело усопшего находится здесь, в
земле, а душа – на небо, что под крестом
сокрыто семя, которое произрастает для
жизни вечной в Царстве Божием.
-
Что для Дарьи значат могилы близких ей
людей?
- «Могилы зорить… - Дарья взвыла. –
А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя
тут лежат? Ребята лежат?.. Ты не человек..
ты перед всем миром ответишь ».
-
Почему тех, кто спиливает кресты и
надгробия, называют жители «иродами»,
«обсевками», «нехристями»? Разрушение
и осквернение захоронений всегда
считалось святотатством.
-
- Что такое «святотатство»?
-
Святотатство – кощунство,
поругание, посягательство на святыню,
богохульство, преступление.
- Почему сцена прощания Дарьи с родными
могилками становится идейно-художественным
центром произведения? Вам было поручено
проанализировать этот эпизод (18 глава).
- Учащиеся читают свои
творческие работы .
- На какие раздумья наталкивает Дарью
последнее посещение родных могил?
- «… зачем тогда приходить на эти
могилы? Вот они лежат здесь полной
матёринской ратью, отдав всё своё для
неё, для Дарьи, и для таких, как она, - и
что из этого получается? Что должен
чувствовать человек, ради которого
жили многие поколения? Ничего он не
чувствует. Ничего не понимает. И ведет
он себя так, будто с него с первого и
началась жизнь и им она навсегда
закончится».
-
«… эта возникшая неизвестно откуда
тихая глубокая боль, что ты и не знал
себя до теперешней минуты, не знал. Что
ты – не только то, что ты носишь в себе,
но и то, не всегда замечаемое, что вокруг
тебя, и потерять его иной раз пострашнее,
чем потерять руку или ногу, - вот это
всё запомнится надолго и останется в
душе незакатным светом и радостью. Быть
может, лишь это одно и вечно, лишь оно,
передаваемое, как дух святой, от человека
к человеку, от отцов к детям и от детей
к внукам, смущая и оберегая их, направляя
и очищая, и вынесет когда-нибудь к
чему-то, ради чего жили поколения людей».
- Действительно, человек - лишь
узелок в нескончаемой нити поколений.Человек – часть семьи, семья – часть
рода, род – часть – народа, народ –
часть Родины… Рождение, родители, род,
народ, родина – однокоренные слова,
имеющие одни и те же истоки…
- - К Дарье тянутся люди. Не случаен и
выбор имени героини (сильная, побеждающая).
Что дает ей силу?
- Дарья является воплощением вековых
нравственных устоев.
- Героиня чувствует свою ответственность
перед умершими родственниками. В тяжелые
минуты она обращается к Богу, и тогда
ей открывается высший смысл происходящего.
Она чувствует ритм времени и покой
вечности в их единстве. Свою жизнь она
мыслит не с момента рождения, а много-много
раньше. Сколько поколений копило для
неё жизненную силу! Она понимает: ты –
не просто человек, творящий себя с нуля,
ты сын или дочь, большая часть тебя
уходит в прошлое, в предков, они дали
тебе всё: само существование, оставили
в наследство навыки, умения. Отсюда и
её глубоко личная тема ответственности
и долга перед умершими. Не за себя, за
свой привычный уклад, а за свой род
болеет и борется до последнего она.
Дарья осознает себя ответчицей за
попираемую честь предков. Её служение
им – долг, смысл её жизни. Её растревоженной
совести представляется видение будущего
Суда, где расходящимся клином стоит
весь её род, а на острие этого клина она
как ответчица. В её душе рождаются
вечные вопросы: «И кто знает правду
о человеке: зачем он живет? Ради жизни
самой, ради детей, чтобы и дети оставили
детей, ради движения, ради этого
беспрерывного продергивания – зачем
тогда приходить на эти могилы».
-
На этот ответ у Дарьи пока только один
ответ.
- В чем Дарья видит свою правду?
- «Правда в памяти. У кого нет памяти,
у того нет жизни», - утверждает она.
- Что означает для человека память?
- Дарья говорит своим землякам: «Памяти
никакой не стало, вся износилась…».
Что она имеет в виду? Согласны ли вы
с ней? Почему «износилась память»?
- Чем опасно для человека забвение
прошлого?
-
Почему эту правду не может постигнуть
сын Дарьи – Павел?
- «Ведь должна же быть какая-то одна,
коренная правда? Почему я не могу её
отыскать?»
-
«… слабы мы, непамятливы и разорены
душой». «… душу свою потратили – вам
и дела нету. Ты хошь слыхал, что у его,
у человека-то, душа есть?» Что дало
основание Дарье говорить о разорении
души матёринцев?
-
Д.С. Лихачев писал: «В памяти
отдельного человека и в памяти общества
сохраняется преимущественно то, что
нужно, доброе – активное, чем злое. С
помощью памяти накапливается человеческий
опыт, образуются облегчающие жизнь
традиции, трудовые и бытовые навыки,
семейный уклад… ».
-
Исток трагедии следует искать в
отклонении и нарушении основ бытия.
«Всё, что живет на свете, имеет один
смысл – смысл службы». (Служба –
служение, поручение). Значит, жители
остова утратили истинный смысл жизни,
«самостоянье» человека? Почему это
произошло? За что Дарье жалко
человека?
-
«Он думает, он хозяин над ей (жизнью),
а он давно-о уж не хозяин. Давно из рук
её выпустил. Она над им верх взяла…
Вы её из вожжей отпустили, теперь её не
остановишь. Пеняйте на себя».
- - Символично описание церквушки в
начале повести. Как судьба заброшенного
храма связана с судьбой Матёры?
-
Происходит разрушение соборности
как основного жизненного правила
материнцев.
- «Люди забыли, что каждый из них не
один, потеряли друг другу, и не было
сейчас друг в друге надобности. Всегда
так: при неприятном, постыдном событии,
сколько бы много ни было вместе народу,
каждый старается, никого не замечая,
оставаться один – легче затем освободиться
от стыда. В душе им было нехорошо,
неловко, что стоят они без движения».
(Сцена пожара).
-
Нанимается в пожогщики Петруха, сама
сжигает свою избу Клавдия: она устала
от бесконечного деревенского труда, а
переселение представляется ей
освобождением, выходом в легкую жизнь.
- Не случайно Андрей спрашивает бабушку
Дарью: «… почему тебе человека жалко?»
Человек боится смерти – убеждена
Дарья. Не потому ли человека извечно
преследует мечта о бессмертии, хотя бы
о бессмертии души. Когда человек умирает
– страшно. Но куда страшнее, если умирает
то, что определяет человеческое
существование. Бессмертие как продолжение
рода, как передача собственного «образа»
в будущее – через потомков. Главной
заботой человека должно стать сохранение
народного, самобытного, национального,
родного.
- Почему в семье Дарьи произошел распад
связи трех поколений?
-
Гоголь утверждал: «Слово – лучший
дар Бога человеку». Слово вобрало в
себя всю благодать мира: его бесконечность,
мудрость, радость и печаль. В языке
залог выживания. Слово неисчерпаемо и
одухотворено. В чем коренится причина
«немоты» многих персонажей повести?
- - Почему Петруха и Богодул утратили
свое подлинное имя? А ведь в имени
заложено земное предназначение
человека…
-
Раскройте идейно-художественный
смысл 11 главы (сцена сенокоса).
- Сцена, ставшая смысловым узлом,
поэтизирует жизнь миром. Распутин
подчеркивает, что главное для людей
не сама работа, а благостное ощущение
жизни, удовлетворение от общения друг
с другом, с природой. Земля, по мнению
Дарьи, дана человеку «на подержание»:
её надо беречь, сохранить для потомков.
- Затопление Матёры напоминает
библейскую историю о вселенском потопе.
Погружение во тьму неизбежно сопровождалось
отказом от слова, от своего имени и
памяти о нем.
- Эта повесть о разрушенном и
затопленном доме. Причины трагедии
получили не только художественное
воплощение, а духовное осмысление.
Забыли люди вековые заповеди, душу свою
потратили – и не заметили, как себя
потеряли. Свою память и историю. Любовь
к Родине, к могилам родителей.
- «Малая родина» Распутина, деревня
его детства Аталанка, оказалась на дне
Братского моря. Многие переживания
героев повести были испытаны его родными
и близкими. Уничтожение с корнем векового
уклада нашло отражение в очерке «Вверх
и вниз по течению». Целый ряд мотивов
будущей повести обнаруживаем в этом
очерке: азарт разрушения, инстинкт
озлобления, плач, вой собак, скота,
крики, прощание с родными молитвами,
обреченными на затопление. Переживание
писателя переходит в философское
раздумье о судьбе своей земли, о себе
самом.
- В своей книге «Что в слове,
что за словом»: «Родину, как и
родителей, не выбирают, она дается нам
вместе с рождением и впитывается с
детством… «Малая» родина дает нам
гораздо больше, чем мы в состоянии
осознать. Человеческие наши качества,
вынесенные из детства и юности, надо
делить пополам: половина от родителей
и половина от взрастившей нас земли.
Она способна исправить ошибки
родительского воспитания. Первые и
самые прочные представления о добре и
зле, о красоте и уродстве мы выносим из
неё и всю жизнь затем соотносим с этими
изначальными образами и понятиями.
Природа родного края отчеканивается
в наших душах навеки. Я, например,
испытываю нечто вроде молитвы, то вижу
себя на берегу старой Ангары, которой
теперь нет, возле моей родной Аталанки,
острова напротив, но и умирать буду с
этой картиной, дороже и ближе которой
для меня ничего нет».
- Вот почему такой щемящей болью
напоена его повесть «Прощание с Матёрой».
- У Андрея Вознесенского есть
потрясающее стихотворение:
Ты молилась ли на ночь, береза?
Вы молились ли на ночь,
Запрокинутые озера
Сенеж, Свитязь и Нарочь?
Вы молились ли на ночь,
соборы
Покрова и Успенья?
Покурю у забора.
Надо, чтобы успели.
У лугов изумлявших –
Запах автомобилей…
Ты молилась, Земля наша?
Как тебя мы любили! -
- Солнце идет по небу медленно, а
закатывается так стремительно, что
сердце сжимается от печали. Распутин
писал этот закат вечной деревенской,
всё определяющей в душе России, пока
солнце не закатилось совсем. И мы, как
перед лицом смерти, словно впервые
видим, какое счастье мы оставляем в
своих матерях и своей крестьянской
Родине, какую красоту и правду, какую
любовь и силу. »… Великий мыслитель
И.А. Ильин утверждал: «Есть Россия
земная – русской душе естественно
любить её и противоестественно не
любить её. Ибо она – наше материнское
лоно; наша детская колыбель, наше земное,
отеческое гнездо, наше национальное
жилище, наш отведенный нам Богом сад».
- Предавая смерти Матёру, что губят
люди?
- Родовую память, историю, вековые
устоявшиеся традиции, «чувство
собственного духовного достоинства
- Почему сцена прощания Дарьи с домом
становится идейно-художественным
центром повести? Что вкладывает
Распутин в понятие «дом»?
-
Что значит дом для старухи?
- Дом – основа родовой укорененности
человека посредством памяти о прошлом,
о тех, «кто был до нас», к ответственности
перед теми, «кто после нас придет». Дом
– это незыблемые нравственные заповеди.
Дом – это открытость миру, причастность
общей жизни. В этом доме прожила свою
жизнь Дарья Пинегина, и прощается она
с домом, как прощаются с родным человеком,
провожая в последний путь. Утрата Дома,
по мнению В. Распутина, - трагедия
национальная.
- Учащиеся читают творческие работы
с анализом 20 главы.
-
- Заключительное слово
учителя.
- И.А. Ильин писал: «Современному
человеку становится всё яснее, что он
живет без святыни и что жизнь без неё
будет невозможно вынести. В этом он
прав. Не в том смысле, что объективное
существование мира как-то «потеряло
свое значение» и сейчас лежит перед
ним оскверненное и мелкое. Здесь скорее
всего все по-прежнему. Как и прежде,
благоухают самые причудливые цветы,
ему поют прекраснейшие голоса мира;
как и прежде… Осквернен не мир как
таковой; он остается тем же, чем был
всегда – великим иероглифом Господа,
воспламененным и оживленным божественными
лучами света… осквернение относится
к самому человеку, к внутреннему
устройству его души, его восприятия,
его сердца и соответственно – к
возникшему в нем образу мира. Его
духовная жизнь как бы опустошена и
обессилена… Душевно-духовные органы,
которые призваны найти святыню и
восславить ее, как бы поражены параличом.
Он смотрит в мир и не видит в нем ничего
Божественного и Святого; так и в истории,
в своих ближних и в себе самом. То, что
он видит, это как бы мир без солнца. Так
он носит в себе мировоззрение без
солнечного света: холодную тьму, ужасную
бездну, где мертвая машина продолжает
стучаться в вечность…
-
Современный просвещенный человек…
в нем погасло святое пламя сердца. Ему
недостает духовной энергии убеждения,
порыва духовной страсти, без которых
в мировой истории не свершилось ничего
великого… Тогда как действительно
непобедимая и неиссякаемая сила
вливается в человека из Святыни». (Без
святыни. т.3 ,с. 215- 216)
-
- Что же является той «животворящей
святыней», воспитывающей нас «чувство
собственного духовного достоинства»,
«самостоянье»? Что нас делает
по-настоящему людьми?
-
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основана от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека, -
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них наш целый мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества. -
Так удивительно просто, близко и понятно
для сердца каждого, в ком живет эта
любовь. Ощущение причастности к жизни
многих поколений предков, гордость за
свой род и свою семью; привязанность к
отчему дому, который согрет теплом
семейного очага, к земле, на которой
этот дом построен; чувство ответственности
за всё происходящее рядом с тобой.
- Звучит фрагмент песни
«Родительский дом».
-
Матера стала для нас не только символом
отчего дома, но и России. Повесть
Валентина Распутина горяча и тревожна,
но через боль ведет к исцелению. Эта
книга о духовной и исторической правде,
о почтительном отношении к предкам,
«малой» и большой Родине, о духовной
сопричастности к тем местам, на которых
живешь. Ведь без памяти нет ни народа,
ни нации, ни Человека.
- Любовь к родной земле, отчему дому,
к своим истокам, традициям дает каждому
из нас священное право называться
Человеком, обрести «самостоянье»,
духовную и нравственную состоятельность.
-
|