Технологическая карта урока «Всепрощающая любовь»

Этапы учебной деятельности

Характеристика

компонентов урока

Время


деятельность учителя

деятельность учеников


1. Подготовка к уроку (здоровьесберегающие технологии)

- проветривание помещения,

- проверка нормы освещения, правильного расположения рабочих мест


10 мин. (перемена)

2. Организационный момент (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимуляция и мотивация учебной деятельности)

Музыкальная запись- звучит




Вступительное слово учителя-

Определение цели и задач урока, мобилизация внимания и создание мотивации к действию, установка на запоминание, организация сопутствующего повторения


фрагмент Четвертой симфонии А. Шнитке- колокольный звон .



Организация рабочего места, оформление записи в тетради (тема, эпиграф)







5 мин.

3. Изучение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход к ученику)

Эвристическая беседа

введение понятий, стимуляция мотивации с ориентацией на ассоциативно-рефлекторную концепцию освоения опыта.


Примерные вопросы:

- Что за жанр притча?

- В чем отличие притчи от Библейского сказания?

- Какой фрагмент самый драматичный?



Работая с текстом, учащиеся отвечают на вопросы, привлекая знания литературоведческих терминов, сопоставляют, анализируют, делают выводы

Ответы на вопросы требуют знаний теории литературы и фактического материала.


Возможны дополнения, групповая работа.

5 мин.


Заочная экскурсия в

картинную галерею Эрмитажа (видеозапись)- экскурсовод-ученица.

3,5 мин.

Метод рефлексии, формы индивидуальной и групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии- пересаживаются, рефлексия под музыку, технология педагогики-экспрессии, духовного контакта, элемент ролевой технологии игры

Предлагается заочная экскурсия в один из залов Эрмитажа. Ученица рассказывает историю создания картины «Возвращение блудного сына», обращая особое внимание на идейный замысел автора, мотивы всепрощающей любви.

Ролевая игра

Учитель предлагает распределить роли: корреспондент, отец, блудный сын, старший брат, друзья семьи.

Индивидуальные задания (исследовательско-рецептивный метод) по анализу текста притчи с дальнейшей беседой.

Например: Что вы, отец, испытываете, глядя на возвратившегося сына? Готовы ли простить его? Почему?

Почему так напряжено ваше лицо, брат? Легко ли простить?

Красочный озвученный текст помогает учащимся лучше и быстрее понять гуманистическую направленность искусства.





«Корреспондент и герои».

Индивидуальное прочтение и исследование текста произведения с целью осознания идеи, раскрытия особенностей характера и глубокого эмоционального восприятия.

Ответы на проблемные вопросы ученика-корреспондента ( с участием преподавателя)- метод эвристической беседы ( информационно-рецептивный)

При ответах на вопросы возможна вариативность ответов. Учитель помогает эмоциональному восприятию, направляя на путь исследования, логической структуры


размышлений. Дети делают вывод о сложном, но необходимом пути прощения.











10 мин.

4. Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний (технология интеграции с историей, живописью. Особенности технологии- внимание к деталям «деталь»- «вопрос»- «проблема»).

Эвристическая беседа по «Сказанию о Борисе и Глебе». Метод исследования, с использованием научной концепции ассоциативного освоения опыта, элементы диалога, проблемности, творчества, метод совместной деятельности учителя и ученика на творческой основе.

Используя историческую справку и демонстрируя репродукции икон, учитель кратко повествует о событиях и воплощении их в произведении (особый акцент делается на гуманистическую направленность, идею прощения и любви)

После беседы (репродуктивный метод) по содержанию произведения предлагается (работа в малых группах) провести исследование языковых особенностей текста, способствующих раскрытию идейно-нравственного содержания

Работа в малых группах по информационно- ассоциативному анализу текста, ответы на вопросы беседы, анализ произведения с целью раскрытия связи языковых особенностей и идейного содержания.

При работе особое внимание обращается на художественную деталь, способную выделить проблему.

Учащиеся сами составляют проблемные вопросы, адресованные разным группам, по содержанию и идейно-нравственной направленности.

Например: Мог ли Борис поступить иначе?

Чем руководствовался в своих поступках Глеб? Докажите?

Можно ли это Сказание считать гимн6ом всепрощающей любви? Почему?

Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод о важной роли не только художественной детали, но и языковых особенностей для правильного восприятия, глубокого эмоционального воздействия на читателя и слушателя.

Вывод о гуманистической направленности произведений разных жанров и эпох дети делают самостоятельно в результате анализа текста.

10 мин.


Видеосюжет «Борис и Глеб-

Святые мученики»

1,5 мин.

5. Итог урока. Работа по закреплению и обобщению и закреплению приобретенных знаний и умений

Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме. Метод установления связей между понятиями, использование принципа «обучающего воспитания»- анализ произведения перерастает в обсуждение гуманистической проблемы.

Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что в основе идейно-нравственной концепции произведений лежит основополагающий принцип «всепрощающей любви», гуманистическая направленность позиции автора.

Средства языковой художественной выразительности способствуют эмоциональному воздействию.

5 мин.

6. Домашнее задание. (технология личностно-ориентированного подхода)

Написать сочинение «Всепрощающая любовь» (по картине или иконе).

Метод творческих заданий направлен на «открытия», а не на аргументы и факты.

Прием оригинальных «нравственных заданий» способствует раскрепощенному творческому процессу.










Категория: Литература | Добавил: ymoc (26.08.2011)
Просмотров: 2786 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]