Технологическая карта открытого урока литературы в 9 «Б» классе «Редчайший дар умения любить» (по повести Л.Улицкой «Сонечка»)

Технологическая карта

открытого урока литературы в 9 «Б» классе

«Редчайший дар умения любить» (по повести Л.Улицкой «Сонечка»)

(Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека)


Технологическая карта урока подготовлена учителем русского языка и литературы гимназии «Российская школа» Малышевой Е.В.


Этапы учебной деятельности

Характеристика компонентов урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовка к уроку (здоровьесберегающие технологии)

- проветривание помещения;

- проверка нормы освещения, правильного расположения рабочих мест


10 мин.

(перемена)

2.Организационный момент (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимуляция и мотивация учебной деятельности).

Технология проблемного обучения.

Подготовка к восприятию.

Вступительное слово учителя.

Определение цели и задач

урока, мобилизация внимания и создание мотивации к действию, установка на запоминание.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения, используя дифференцированный и индивидуальный подход.

Вопрос-проблема:

- Как вы думаете, о чем сегодня будет разговор?


Организация рабочего места,

оформление записи в тетради

темы урока «Редчайший дар умения любить» (по повести Л.Улицкой «Сонечка»), ключевых слов в названии темы: дар любви – любить – дар - редчайший.

5 мин.

3.Изучение нового материала.

Информационная технология(презентация);

(объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения).

Ознакомление с биографией писателя Л.Улицкой (презентация).

Эвристическая беседа.

Примерные вопросы:

- О чем повесть Л.Улицкой «Сонечка»?

- В каких аспектах раскрывается тема любви в повести?

- Найдите приметы времени в повести.

- Какой хотела видеть семью Сонечка?

- Какие чувства испытывала Сонечка к Ясе?


Ответы на вопросы, разрешение проблемы требует тщательного изучения произведения, ознакомления с биографией.


Работая с текстом, учащиеся отвечают на вопросы, используя индивидуальные особенности получения знаний самостоятельно, сопоставляют, анализируют, делают выводы.

Ответы на вопросы требуют знаний фактического материала.

Возможны дополнения, групповая работа.

Учащиеся делают вывод о сложном, но необходимом пути прощения.

15 мин.

4.Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний

(особенности технологии- внимание к деталям «деталь» - «вопрос» - «проблема»).

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».


Учитель кратко повествует о произведениях русской классики, в которых поднимаются вопросы самопожертвования (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»- Соня Мармеладова; Л.Н.Толстой «Война и мир»- Соня, племянница и воспитанница графа Ростова). Акцент делается на идею прощения и любви.


После беседы (репродуктивный метод) по содержанию произведения предлагается (работа в малых группах) провести исследование языковых особенностей текста, способствующих раскрытию идейно-нравственного содержания

При работе особое внимание обращается на художественную деталь, способную выделить проблему.

Приобретается навык работы с информацией через чтение и письмо.

Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод об отношении автора к героине, о важной роли детали, о роли языковых особенностей для правильного восприятия, глубокого эмоционального воздействия на читателя.

10 мин.

5.Итог урока.

Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Технология «Педагогика сотрудничества».

Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме.

Анализ перерастает в обсуждение гуманистической проблемы.

Оценки за урок

Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что в повести поднимаются проблемы милосердия, любви, верности, преданности.

Совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом произведения.

7 мин.

6.Домашнее задание.

(Технология личностно-ориентированного подхода)

Написать сочинение-эссе «Открытие писателя»

Метод творческих заданий направлен на «открытия».

Прием творческих заданий способствует раскрепощенному творческому процессу.

3 мин.

Категория: Литература | Добавил: ymoc (04.09.2012)
Просмотров: 5418 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]