Этапы учебной
деятельности | Характеристика компонентов
урока | Время |
Деятельность
учителя | Деятельность
учащихся |
1.Подготовка
к уроку (здоровьесберегающие
технологии) | -
проветривание помещения; -
проверка нормы освещения, правильного
расположения рабочих мест |
| 10
мин. (перемена) |
2.Организационный
момент (методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности;
стимуляция и мотивация учебной
деятельности). Технология
проблемного обучения. | Подготовка к восприятию. Вступительное слово учителя. Определение цели и задач урока, мобилизация внимания и создание
мотивации к действию, установка на
запоминание. Учитель создает
проблемную ситуацию, направляет учащихся
на ее решение, организует поиск решения,
используя дифференцированный и
индивидуальный подход. Вопрос-проблема: - Как вы
думаете, о чем сегодня будет разговор?
| Организация
рабочего места, оформление
записи в тетради темы урока
«Редчайший дар умения любить» (по повести
Л.Улицкой «Сонечка»), ключевых слов в
названии темы: дар любви – любить – дар
- редчайший. | 5
мин. |
3.Изучение нового материала. Информационная технология(презентация); (объяснительно-иллюстративный метод
с элементами диалога, личностно-ориентированный
подход в обучении, метод проблемного
обучения). | Ознакомление с биографией писателя
Л.Улицкой (презентация). Эвристическая беседа.
Примерные вопросы: - О чем
повесть Л.Улицкой «Сонечка»? - В каких аспектах раскрывается тема
любви в повести? - Найдите
приметы времени в повести. -
Какой хотела видеть семью Сонечка? - Какие чувства испытывала Сонечка
к Ясе?
| Ответы на вопросы, разрешение
проблемы требует тщательного изучения
произведения, ознакомления с
биографией.
Работая с текстом, учащиеся отвечают
на вопросы, используя индивидуальные
особенности получения знаний
самостоятельно, сопоставляют, анализируют,
делают выводы. Ответы на
вопросы требуют знаний фактического
материала. Возможны дополнения,
групповая работа. Учащиеся
делают вывод о сложном, но необходимом
пути прощения. | 15
мин. |
4.Первичное закрепление,
воспроизведение и коррекция опорных
знаний (особенности технологии-
внимание к деталям «деталь» - «вопрос»
- «проблема»). Технология
«Развитие критического мышления через
чтение и письмо».
| Учитель кратко повествует о
произведениях русской классики, в
которых поднимаются вопросы
самопожертвования (Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание»- Соня
Мармеладова; Л.Н.Толстой «Война и мир»-
Соня, племянница и воспитанница графа
Ростова). Акцент делается на идею прощения
и любви.
После
беседы (репродуктивный метод) по
содержанию произведения предлагается
(работа в малых группах) провести
исследование языковых особенностей
текста, способствующих раскрытию
идейно-нравственного содержания | При работе особое внимание
обращается на художественную деталь,
способную выделить проблему. Приобретается навык работы с информацией
через чтение и письмо. Исследуя
средства языковой художественной
выразительности, ученики делают вывод
об отношении автора к героине, о важной
роли детали, о роли языковых особенностей
для правильного восприятия, глубокого
эмоционального воздействия на
читателя. | 10
мин. |
5.Итог урока. Работа
по закреплению и обобщению приобретенных
знаний и умений. Технология
«Педагогика сотрудничества». | Учитель предлагает сделать
самостоятельный вывод по теме. Анализ перерастает в обсуждение
гуманистической проблемы. Оценки за урок | Учащиеся самостоятельно делают вывод
о том, что в повести поднимаются проблемы
милосердия, любви, верности,
преданности. Совместная
развивающая деятельность учителя и
учащихся, скрепленная взаимопониманием,
проникновением в духовный мир друг
друга, совместным анализом
произведения. | 7
мин. |
6.Домашнее задание. (Технология личностно-ориентированного
подхода) | Написать
сочинение-эссе «Открытие писателя» | Метод творческих заданий
направлен на «открытия». Прием
творческих заданий способствует
раскрепощенному творческому
процессу. | 3
мин. |