Педагогическая мастерская

Мастерская построения знаний (По творчеству В. В. Маяковского)


Аракелян С.С., учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 им. В.Н. Михайлова


Презентация

Слайд.

Педагогическая мастерская

Педагогическая мастерская признана одним из современных способов ведения урока, общения учащихся и педагога и сегодня мастерские включаются в систему литературного образования наряду с другими способами работы.

На протяжении последних лет стало очевидно, что нуждается в осмыслении само слово «мастерская». Оно появилось в отечественной педагогике в начале 1990-х годов как термин французской группы «Новое образование». Слово это обозначает новый тип занятия, основанный на гуманистической философии. Но в русском языке слово немедленно было соотнесено с традиционными значениями: мастерская артиста, художника, скульптора, гончара – или, например, сапожная мастерская. В результате образовалась некая путаница: теперь любое занятие, предполагающее активность участников, многие преподаватели стали называть мастерской. Поэтому уточним: здесь имеется в виду «педагогическая мастерская» как явление педагогической технологии мастерских.

Своё название технология получила от того, что в ней есть МАСТЕР. Но это не учитель, передающий свои знания и умения незнающему и неумеющему. Мастер лишь создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нём участие все, включая самого мастера.

Слайд.

В технологии мастерских главное — не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических пер­воисточников, создание произведений прикладного искусства. Передавать спосо­бы работы, а не конкретные знания — очень непростая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самообучению, самосовершен­ствованию, саморазвитию.


Слайд. Цели педагогической мастерской известны:

  • ученик должен действовать автономно и рефлексивно;

  • использовать различные средства интерактивно;

  • входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них.

  • проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен);

  • научить детей мыслить раскованно, творчески.

Слайд. Концептуальные соображения

  • Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребёнку, но не навязываться.

  • Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.

  • Мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём.

  • Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.

  • Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

  • В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются

  • Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.

  • Творческая деятельность — это безоценочная деятельность.

  • Мастер — для ученика, а не ученик для мастера.

  • Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

  • Мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.



Слайд. Мастерская –путь к истине (читать слайд)

Мастерская в течение ряда лет противопоставлялась уроку. Но опыт показывает, что возможно и полезно вводить мастерские в классическую программу обучения старшеклассников.

СлайдПричины утомляемости учащихсяна уроке традиционного типа

СлайдЧто мне нравится в мастерской?

Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.

Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания ещё раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.

В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашне­го задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества, способы обу­чения, способы саморегуляции.

Алгоритмы различаются по уровню сложности, продолжительности выполне­ния, связи с областями жизнедеятельности детей.

Пример алгоритма (он разделён на три малых занятия-алгоритма, рассчитан­ных на 1-2 часа).

Слайд Алгоритм 1

Панель → выделение проблем →работа с материалом, с литературой →обсуж­дение в парах →обсуждение в группах → постановка вопросов в группах → пред­ставление вопросов классу → выбор проблемы для исследования.

Слайд Алгоритм 2

Представление проблем → объединение в группы для решения проблем→ каждый представляет группе своё понимание проблемы → каждый формулирует гипотезу решения проблемы→выбор в группе наиболее вероятной гипотезы →планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы → формулирование выводов.

Слайд Алгоритм 3

Представление результатов работы групп →составление и обмен вопросами по представленным результатам → ответы на вопросы и корректировка результатов→- составление группами серии заданий на применение результатов их поиска→обмен заданиями между группами → знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания.

Слайд Панель — это этап актуализации знаний в данной области, даёт возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская. В разговоре у каждого возникают мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Разобраться каждому с этой массой вопросов предлагается на втором этапе, когда ученик будет работать с материалом: литературой, красками, звуками, природными материалами, моделями, спичками, схемами. Это — «деконструкция»: превращение материала в «хАос», смещение явлений, слов, событий...

Конечно, сначала каждый пороется в книгах, почитает те отрывки, которые его заинтересуют. Потом поговорит с соседом, в группе. Затем последует «реконструкция» — создание своего мира, текста, рисунка, закона. Группа соберёт и зафиксирует информацию, обдумает и начнёт создавать свою новую версию, которая на следующем этапе будет опять усовершенствована.

СлайдИтак, панель, слово мастера, работа с документами — всё это даёт группе воз­можность не только сформулировать версию, но и поработать с ней, а на следую­щем этапе организовать её опытную проверку. Но, конечно, опыт не даст полной уверенности в истинности выбранной версии, необходимо её логическое обоснова­ние, доказательство. Поэтому ребята строят цепочку умозаключений и с опорой на утверждения, об истинности которых они договорились, приходят к выводу об ис­тинности их версии. Однако в доказательство может вкрасться ошибка. Поэтому необходим критический анализ всей проделанной работы (рефлЕксия). На послед­нем этапе группы представляют друг другу всё, что они сделали.

В каком соотношении должен находиться предполагаемый объём индивиду­альной и групповой работы? Практика показывает, что наилучший результат да­ёт оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мыш­ления.

Предложенные алгоритмы пригодны не для любого содержания и не для лю­бого класса. Мастерская пройдёт с пользой для ребят, если у них уже есть необхо­димые учебные и интеллектуальные умения.

Слайд Поэтому технологическая линия занятий включает специальные мастерские, на которых ребята учатся: а) работать на первом этапе, этапе восприятия; б) работать с гипотезой; в) понимать текст; г) выполнять критический анализ текста, рассуждений, доказательств; д) ставить опыт, отбирать для опыта материал, формулировать задачу, делать наблюдения, описывать результат; е) выполнять сравнение, обобщение; ж) ставить вопросы. Все эти общеобразовательные мастерские формируют у ребят общеинтеллектуальные умения, без которых невозможна серьёзная мыслительная работа.

Мастерская закладывает основы для прочного усвоения знаний.

Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходят в других формах работы:

Особенности методики

Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Основные элементы технологии — методические приёмы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания


СлайдАЛГОРИТМ – СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

1.ИНДУКТОР. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников…

Системообразующий элемент мастерских — проблемная си­туация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания — чаще всего нео­жиданное для учеников, в чём-то загадочное и обязательно личностное. Про­блемная ситуация характеризует определённое психическое — вопросное состо­яние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или ус­ловиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследо­вателя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необ­ходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Та­кая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, ко­торые он может вызвать у детей.

Широкий индуктор рассчитывается и на тех, у кого обучение опирается и на зрительную, и на слуховую, и на двигательную память. Он даёт большую свободу выбора каждому реализовать своё стремление к актуализации.

Индуктор в зачаточном состоянии есть в каждом ребёнке, он настраивает организм на саморазвитие. Если у ученика вообще нет потребности изучать науку, то одним индуктором не обойтись, нужна серия мастерских по формированию этой познавательной потребности. Существует и масса других, не менее значимых по­требностей: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовы­ражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте, двигательной активности, в игре. Мастерская стремится реализовать все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию познавательной потребности.

Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание Мотива, на обозначение цели и на то, чтобы ребята сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решить проблему — могучее средство для стимулирования интереса.

2.Самоконструкцияэто индивидуальное создание гипотезы текста, рисунка, проекта.Создание творческого продукта,индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция – разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов.Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

3.Социоконструкция.Важнейший элемент технологии мастерских — групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учеников классов, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств детей (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на частичные задачи. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение,создание результата группой и есть социоконструкция


4.Социализация.Всякое выступление ребёнка в группе представляет сопос­тавление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно настоять, что­бы в отчёте участвовали все. Выступать за группу ответственно и почётно. Каждо­му хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех, работа в ма­лых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, даёт им возможность самореализоваться. Она в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом, позволяет учесть и использовать различные способы познания у каждого из ребят.

5.Афиширование —вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисун­ков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, чи­тают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).

6.Разрыв.Ближе всего отражают смысл этого понятия словаозарение, инсайт, понимание.Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Это то, что в традиционной технологии преподносится ученику, а здесь онзапрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью товарища, мастера, учителя,родителя. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных,исследователей,когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

7.Рефлексияпоследний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников во время проведения мастерской. Этобогатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Мастерская даёт ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере мастерская предоставляет возможность использовать свою фантазию, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их пропорции?-Принять задание мастера — акт послушания ученика. Но при выполнении задания — свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.

Позиция ведущего мастера — это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.

Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается максимально привлечь мышление детей, сделать их активными, раз­будить то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что мешает учиться. Все задания мастера и его действия направлены па то, чтобы подключить воображение ребёнка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Это — мягкое, демократичное, незаметное руководство работой:

  • мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в мщении;

  • включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы);

  • работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания;

  • мастер не торопится отвечать на вопросы;

  • необходимую информацию он подаёт малыми дозами, обнаружив потреб­ить в ней ребят;

  • исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию даёт возможность изменить самооценку ученика.

Изучение предмета с помощью мастерских — это цепочка заданий, которая продумана педагогом так, чтобы постоянно углублять представление ученика об объекте исследования, демонстрировать неполноту представлений о нём. Первое задание в этой цепочке связано с процессом деконструкции («разрушением» имеющихся знаний, указанием на их неполноту); второе задание связано с процессом реконструкции (построение нового знания с учётом открытий, сделанных на первом этапе); далее — снова «разрушение» и снова построение более совершенного видения предмета исследования. Такая последовательность заданий все время поддерживает интерес, позволяет понять, что нет итогового знания как непреложной и единственно возможной истины. Процесс познания бесконечен и вклад каждого ученика в него немаловажен.

Где-то в этой цепочке заданий мастером должен быть запланирован «разрыв. Это самое уникальное явление, ради которого и создаётся мастерская. Это кульминация творческого процесса. «Разрыв» — некое озарение, новое (неожиданно для человека возникшее) видение предмета, явления, самого себя. Переживание «разрыва» — когда никто не ожидает, что придётся осмыслить и собственные личност­ные качества, или когда возникает неизбежный тупиковый вопрос, разрешить который — значит преодолеть, превзойти себя вчерашнего.

Мастерская рассматривается как психологический тренинг, помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий мастера. Миссия мастера: разблокировать способ­ности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, уб­рать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.

СлайдТипы мастерских.

Средняя продолжительность каждой мастерской - два академических часа, но есть занятия и по одному часу, а некоторые требуют трех-четырех.

СлайдТехнология создания кульминации мастерской – разрыва



Слайд Принципы ведения мастерской


В старших классах обычной школы, лицея или гимназии словесник всегда стоит пред проблемой соотнесения уроков литературы и русского языка (стилистики и развития речи).

СлайдЧем отличается Мастерскаяот обычного урока?


СлайдУчитель, организующий Мастерскую, обнаруживает, что ее подготовка более трудоемка, чем подготовка к традиционному уроку:




Слайд Схема-структура мастерской:


Многие педагоги не приняли или не освоили новую технологию, которую вот уже в течение нескольких лет в разных регионах России называют не «французскими», а «петербургскими педагогическими мастерскими», вероятно, потому, что именно петербургские методисты и учителя адаптировали технологию к российской школе. Причины сомнений в том, что мастерская акцентирует внимание на состоянии, мыслях, общении учащихся и на творчестве. При этом случалось, что терялся или не был заметен собственно образовательный компонент занятия. А между тем, мастерские не мешали, а помогали усвоению программы по литературе, при этом сочетались учение, общение и творчество.

Работа над развитием письменной речи – одна из постоянных задач учителя. Неудивительно, что для каждого словесника одной из главных практических целей является обучение написанию сочинений. Не теряя этой цели, вспомним, что именно в мастерской, по мысли идеологов «Нового образования», дети лучше всего обучаются «умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли».(Мишель Дюком о «Новом образовании» ..// Педагогические мастерские: Франция – Россия.-М., 1997.-С.22)

Слайд Что дает Мастерская?

СлайдВзаимоотношения участников мастерской строятся на ряде гуманистических принципов:


СлайдАнализ принципов работы мастера

Мастерские, проводившиеся на протяжении ряда лет, показали, как меняются восприятие художественной литературы у наших учеников, их взгляды на мир, способы общения. Все это помогает учителю не утратить чувство исторического времени и не остановиться в желании учиться самому. Пусть система отношений «учитель и ученик» все более превращается в систему «ученик- учитель», чтобы учитель был нужен ученику.

Слайд Слова Иоанна Кронштадского


Категория: Литература | Добавил: ymoc (26.08.2011)
Просмотров: 17155 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]