Литературные
турниры по произведениям И.А. Гончарова
«Обломов» и И.С.Тургенева «Отцы и
дети».
Материал
подготовлен учителем МОУ Гимназия №17
Антиповой
Т.В.
КОНКУРС
«ТЕСТЫ». Команда
1.
В чем смысл заглавия романа Тургенева
«Отцы и
дети»?
В противопоставлении двух политических
лагерей - либерального дворянства
разночинной
демократии.
Б. В противопоставлении двух
биологических
поколений. И в том, и в
другом.
Почему Базаров
отрицает искусство и эстетическое
значение
природы?
Он их не
понимает.
Б. Он не видит в них
пользы. Из страсти противоречить
всему
общепринятому.
Зачем введен в роман
образ
Одинцовой?
Без женщины тургеневский роман просто
немыслим.
Б. Чтобы показать ограниченность
дворянства еще и на женском
образе. Чтобы столкнуть
теорию Базарова о любви с жизненной
практикой.
Обломовка это понятие
-
Психологическое.
Б.
Географическое. Историческое.
Почему даже любовь
не смогла «воскресить»
Обломова?
Потому что Ольга отказалась от
него.
Б. И Ольга, и вдова Пшеницына оказались
ему не пара. Обломов не способен
к душевному усилию для деятельной
любви.
Как автор относится
к
Обломову?
С
осуждением.
Б. С
сочувствием. И с тем и с другим
чувством.
- КОНКУРС
«ТЕСТЫ».
Команда
2. - 1. Почему Базаров так ненавидит
аристократию?
- А. Потому что он
принадлежит к совершенно иному классу
общества.
- Б. Потому что он видит
в ней бесполезный и даже вредный
класс.
В. По свойству натуры
ненавидеть все, что не
понимает. - Что является основной движущей силой
поступков
Базарова?
- А. Самолюбие и
гордость.
- Б. Любовь к
народу.
В. Любовь к
науке. - В чем трагизм характера
Базарова?
- А. В том, что он
погибает.
- Б. В том, что он одинок
и
несчастен.
В. Во внутренних
противоречиях
характера. - Какова основная проблема романа
«Обломов»?
- А. Проблема
народа.
- Б. Проблема
личности.
В. Проблема деградации
русского
дворянства. - Какую художественную цель имеет «Сон
Обломова»?
- А. Реалистически
объясняет появление такого характера,
как
Обломов.
- Б. Служит выражением
авторского
идеала.
В. Служит формой
психологического
анализа. - В чем художественный смысл
противопоставления образов Обломова
и
Штольца?
- А. Это противопоставление
русского национального характера
немецкому.
- Б. Это противопоставление
лентяя деловому
человеку.
- В. Противопоставление
необходимо для развития любовной
сюжетной
линии.
КОНКУРСЫ
БОЛЕЛЬЩИКОВ. 1 .Афоризмы из романов «Отцы и дети»
и «Обломов». Какому
из персонажей принадлежит
высказывание? - 1. «...об одном прошу
тебя: не говори
красиво»
- 2. «Что вы томите меня
жалкими-то
словами?»
- 3. «Да ты подумал ли,
что такое
другой?»
- 4. «Русский человек
только тем и хорош, что он сам о себе
прескверного мнения.»
- 5. «Человека, человека
давайте мне, любите
его.»
- 6. «Лучше камни бить
на мостовой, чем позволить женщине
завладеть хотя бы нчиком
пальца.»
- 7. «Ведь есть же этакие
ослы, что
женятся.»
- 8. «Чем же я виноват,
что клопы на свете есть? Разве я их
выдумал? Да и что за аньё без
клопа?»
- 9. «Нигде время не
бежит, как в России, в тюрьме оно, говорят,
бежит еще скорее.» .«В принсипы не верит,
а в лягушек
верит.»
10. «Не подходите, не
подходите, вы с
холода!» 2. «Особые
приметы». - Какому
персонажу принадлежит
та или иная «особая примета»?
- 1. «Необъятно широкие
и густые русые с проседью бакенбарды,
из которых каждой ало бы на три
бороды.»
- 2. «Чиновница, а локти
хоть бы графине какой-нибудь, еще с
ямочками.»
- 3. «Он совсем окоченел
от глупости и важности, произносит все
Е как Ю: тюпюрь,
обюспючюн.»
- 4. «... брови придавали
особенную красоту глазам... это были две
русые, пушистые, почти прямые полоски,
которые редко лежали симметрично: одна
на линию была больше другой, от этого
над бровью лежала маленькая складка, в
которой как будто что- то говорило, будто
там покоилась
мысль.»
- 5. «Что бы она ни
делала, вам постоянно казалось, что она
именно это-то и не хотела делать: все у
нее выходило, как дети говорят, нарочно,
то есть не просто, не
естественно.»
- 6. «Только и был
заметен нос, хотя он был небольшой, но
и он как будто отстал от ща или неловко
был приставлен, и притом нижняя часть
его была вздернута
5ерху.»
- 7. «... красивая рука
с длинными розовыми ногтями, рука,
казавшаяся еще красивей г снежной
белизны рукавчика, застегнутого одиноким
крупным
опалом.»
З.Тургенев или
Гончаров? - Кто был сослан в свое
имение под домашний надзор за бесцензурное
опубликование некролога о
Гоголе?
- Кто совершил
кругосветное плавание на
фрегате?
- Кто способствовал
знакомству Западной Европы с произведениями
русской
литературы?
- Кто кому предъявлял
претензии в
плагиате?
- Кто больше жил во
Франции, чем в
России?
- Кто «свил свою жизнь
на краю чужого
гнезда»?
- Кто написал статью
о комедии Грибоедова «Горе от
ума»?
- Кто написал статью
«Гамлет и
Дон-Кихот»?
У кого больше томов
в собрании
сочинений?
КОНКУРС «МИР ЛИТЕРАТУРНЫХ
ВЕЩЕЙ» Команда
1. - Красная
роза.
- Предмет из романа
«Отцы и дети». Диалог Базарова и Фенечки
в беседке:
- « -Извольте, извольте,
- промолвила она наконец и, нагнувшись
к скамейке, принялась перебирать розы.
- Какую вам, красную или
белую?
- Красную, и не слишком
большую» Дамская
перчатка.
- Предмет из романа
«Обломов».
- «На другой день
Захар, убирая комнату, нашел на письменном
столе маленькую перчатку, долго
разглядывал ее, усмехнулся, потом подал
Обломову.
-Должно быть, Ильинская
барышня забыла, - сказал
он.» - Портрет
Гуфеланда.
- Предмет из романа
«Отцы и дети». Портрет висел в
кабинете
отца
Базарова. Команда
2. - Лопух.
- Предмет из романа
«Отцы и
дети».
Базаров: «- Ну, будет
он жить в белой избе, а из меня лопух
расти будет; ну и что
дальше?» Сухарики
.
- Предмет из романа
«Обломов».
Захар: «- У них (немцев)
и корка зря не валяется: наделают
сухариков да с пивом
и выпьют!» - 3 .Книга А. С
.Пушкина.
- Предмет из романа
«Отцы и
дети».
- «- Твой отец добрый
малый, - промолвил Базаров, - но он человек
отставной,
его
- песенка спета. <...
>
- Третьего дня, я
смотрю, он Пушкина читает, - продолжал
между тем
Базаров...»
Полный
текст
материала
- Презентация
Источник: http://ymoc.my1.ru/mo/russkiy/literaturnyj_turnir_10_klass.pdf |