Литературная игра «Веселое имя: Пушкин»

Литературная игра
«Веселое имя: Пушкин»

По повестям «Пиковая дама»
и «Капитанская дочка»

Подготовила и провела
Новикова Н. П.

«Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многое дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин», - писал Александр Александрович Блок, один из крупнейших поэтов начала XX в. Трудно не согласиться с этим высказыванием.
Судьба Пушкина была трагической, но гений поэта – праздничный, солнечный – озаряет жизнь многих поколений, даруя гармонию.
Настоящая игра позволит еще раз соприкоснуться с этим «веселым», «легким именем» - Пушкин, испить из живительного источника его творчества.
Чтобы выполнить конкурсные задания, ребятам придется не только продемонстрировать непосредственное знание текстуального материала, но и проявить творческую активность, находчивость. В состязаниях примут участие две команды. В жюри войдут педагоги, работающие в классе, родители, учащиеся.

1. Разминка

Цель разминки – повторить ранее изученные (в 5-7 классах) произведения А.С.Пушкина, прежде всего «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и роман «Дубровский».

Три свадьбы

Перед вами знаменитое полотно В. Пукирева «Неравный брак». На академической выставке 1863 г. В Петербурге картина произвела ошеломляющее впечатление на зрителей, хотя каждый из них сам мог быть свидетелем подобной сцены в жизни. Брак по расчету – молодое чистое создание выдают замуж за отжившего старика. В одном из произведений Пушкина тоже описана подобная свадьба.
«Они вместе вошли в холодную, пустую церковь – за ними заперли двери. Священник вышел из алтаря и тотчас же начал. [Она] ничего не видала, ничего не слыхала, думала об одном <…> надежда ни на минуту не покидала ее, но когда священник обратился к ней с обычными вопросами, она содрогнулась и обмерла – но еще медлила, еще ожидала; священник, не дождавшись ее ответа, произнес невозвратимые слова. Обряд был кончен. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована…»
Теперь вспомним другую свадьбу, изображенную у Пушкина: освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски. «Слава богу, - сказала эта, - на силу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили». Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» - «Начинайте, начинайте, батюшка», - отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная, непростительная ветреность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился <…> Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», - сказали нам <…> Я хотел было ее поцеловать… Она вскрикнула: «Ай, не он! Не он!» - и упала без памяти».

И наконец – третья свадьба:


И вот невесту молодую
Ведут на брачную постель;
Огни погасли… и ночную
Лампаду зажигает Лель.
Свершились милые надежды,
Любви готовятся дары;
Падут ревнивые одежды
На цареградские ковры…
…Супруг

Восторги чувствует заране;
И вот они настали… Вдруг
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом все смерклось, все дрожит…
Встает испуганный жених,
С лица катится пот остылый;
Трепеща, хладною рукой
Он вопрошает мрак немой…
О горе: нет подруги милой!
……………………………………………….
Похищена безвестной силой.

Вопрос командам
В каких произведениях Пушкина описаны сии неудачные свадьбы?
«Дубровский», «Метель», «Руслан и Людмила».


«Он прекрасен»
(Образ Петра
I)

На стенде размещены иллюстрации к пушкинским поэмам: « Петр I в Полтавском бою» В. Серова, «Погоня» («Медный всадник») А. Бенуа, «НА берегу пустынных волн…»
Е. Лансере. Ведущий предлагает участникам игры рассмотреть иллюстрации (фамилии художников и названия иллюстрируемых произведений скрыты от игроков) и выполнить следующее задание:
- В каких произведениях Пушкина мы встречаем эти три образа Петра
I? Подберите необходимые цитаты из текста.
Пока группа ребят занята подборкой цитат, остальная часть класс включается в викторину.

Викторина

На столе разложены карточки с вопросами. Представители команд по очереди тянут билеты. После небольшого совещания (20 секунд) учащиеся дают ответы.
1. У какого пушкинского героя «профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»?
Германн, «Пиковая дама».


2. В каком произведении разыскивали преступника по следующим приметам: «От роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось»? Кто этот разыскиваемый полицией человек?
Владимир Дубровский, «Дубровский».


3. Еще одно, последнее сказанье, -
И летопись окончена моя…

Кому из пушкинских героев принадлежит сия сакраментальная фраза? О чем он собирался поведать миру в своем «последнем» сказанье?
Фраза принадлежит Пимену из «Бориса Годунова». В «последнем сказанье» Пимен хотел рассказать о гибели царевича Димитрия, очевидцем которой он был в Угличе, и о восхождении на престол «цареубийцы».

4. Герой какого произведения боролся с насекомыми с помощью огнестрельного оружия: «Бывало, увидит муху и кричит: Кузька, пистолет! Кузька и несет ему заряженный пистолет. Он хлоп, и вдавит муху в стену!»?
Сильвио, «Выстрел».

5. Кто из персонажей пушкинских произведений был героем Бородинского сражения?
Владимир, «Метель».

6. «В сенях я остановился и просил у ней позволения ее поцеловать… Много могу я насчитать поцелуев, с тех пор как этим занимаюсь, но ни один не оставил во мне столь долгого, столь приятного воспоминания». В каком же произведении Пушкина говорится про этот поцелуй?
«Станционный смотритель».

7. «Я женат четвертый год и не знаю, кто моя жена», - признается герой одной из повестей Пушкина. Помните ли вы, кто сей странный человек?
Бурмин, «Метель».

8. «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!» К какой героине относятся эти слова? Сколько же у нее было «нарядов», сколько «ролей» она сыграла с успехом?
Лиза Муромская, «Барышня-крестьянка». Две сыгранные роли. Первая – роль дочери деревенского кузнеца – Акулины. Вторая – сыграна при гостях во время обеда, когда Лиза выбелила лицо белилами мисс Жаксон и насурьмила брови.



2.Литературная дуэль

В ходе данного конкурса участники состязаний смогут побывать на месте героев художественного произведения, как бы перевоплотиться в литературных персонажей и ответить на ряд вопросов ведущего, связанных с «жизнью» этих персонажей на страницах книги. Беседе предшествует этап «узнавания» «героями» «самих себя» : игроки получают карточки, содержащие словесный портрет или характеристику «своего» героя и, ознакомившись с описанием, должны сказать, о каком персонаже идет речь.
Для участия в этом конкурсе от каждой команды выделяются по три игрока, состязаться они будут попарно.

Задания первой паре участников
(Германн и графиня – «Пиковая дама»)

Германн

Узнай себя
«Он был сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал. <…> он был скрытен и честолюбив, и товарищи его редко имели случай посмеяться над его излишней бережливостью. Он имел сильные страсти и огненное воображение, но твердость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости».

Вопросы

1. Рассказывают, что вы целые ночи напролет просиживаете возле карточных столов и с лихорадочным трепетом следите за всеми оборотами игры. Почему же вы сами не понтируете?
« - Игра занимает меня сильно, - сказал Германн, - но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».

2. В разложенной на столике колоде карт найдите три заветные карты. Назовите их.
Тройка, семерка, туз.

3. Эти три карты, после того как были открыты вам призраком графини, полностью завладели вашим сознанием. Какую из этих карт вам напоминала всякая стройная девушка? С какой картой у вас ассоциировался любой солидный мужчина?
«Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна! <…> Настоящая тройка червонная».<…> Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза».

4. Чтоб проникнуть в дом графини, вы вступили в переписку с ее воспитанницей Лизой. Помнится, первое письмо «было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа». Все остальные послания также имели литературный первоисточник? Неужели в них не было ни капли искренности?
«Они уже не были переведены с немецкого. Германн их писал, вдохновенный страстию, и говорил языком ему свойственным…»

Графиня Анна Федотовна

Узнай себя
«Она не имела ни малейшего притязания на красоту давно увядшую, но сохраняла все привычки своей молодости, строго следовала модам… и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад. <…> Она не имела злой души, но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм…»

Вопросы

1. Позвольте, madame, помочь вам устроиться поудобнее (Ведущий усаживает «графиню» в кресло.) Не угодно ли посмотреть вот этот альбом? Уверяю вас, вы найдете там кое-что интересное… небольшой сюрприз для вас. (Ведущий раскрывает альбом и обращает внимание «графини» на портрет мужчины.) Конечно, вы узнали этого человека. Да, да это Ришелье. Про него в свете поговаривали… впрочем, вы сами сейчас все расскажете.

Ришелье - маршал Франции, выдвинувшийся при Людовике XV. Пушкин называл его «Алкивиадом новейших Афин» за крайнюю распущенность, распутство. «Ришелье за нею [графиней] волочился, и бабушка уверяет, что он чуть было не застрелился от ее жестокости».

2. Большую часть времени вы проводите за чтением – ваша воспитанница Лиза постоянно читает вам вслух. Какие книги вам нравятся? Чего вы терпеть не можете в романах?
Во II главе графиня просит Томского прислать новый роман, только «не из нынешних», «то есть такой роман, где бы герой не давил ни отца, ни матери и где бы не было утопленных тел». «Я ужасно боюсь утопленников!» - восклицает старуха. Услышав, что «таких романов нынче нет», с интересом соглашается на предложение Томского прислать «русский роман».

3. Вы открыли Германну тайну трех карт после своей смерти. А при жизни неужели вы так никому об этом не говорили?
«Бабушка, которая всегда было строга к шалостям молодых людей, как-то сжалилась над Чаплицким. Она дала ему три карты… Чаплицкий отыгрался и остался еще в выигрыше.



Задания второй паре участников
(Пугачев и Екатерина
II)



Пугачев

Узнай себя
«Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав, широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок…»

Вопросы

1. Прослушайте фрагменты двух народных песен: «Из-за острова на стрежень…» и «Не шуми, мати зеленая дубровушка…». Какая из них является вашей любимой песней?
«Не шуми, мати зеленая дубровушка…»

2. Вы верующий человек? И в церковь ходите? Какого вероисповедания вы придерживаетесь? Как перекрестился бы реальный Емельян Пугачев?
Пугачев-раскольник и должен креститься двумя перстами. «Пугачев, будучи раскольником, в церковь никогда не ходил», - отмечал А. С. Пушкин в «Истории пугачевского бунта».



Императрица Екатерина II

Узнай себя

«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее , полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. <…> Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность».

Вопросы

1. Перед вами портрет супруга вашего императора Петра Федоровича (работы Ф. Рокотова). Мы не будем сейчас касаться вопроса о расправе, учиненной над ним якобы по вашему повелению. Поговорим о другом. Какое отношение имел ваш покойный супруг к событиям, рассказанным в своих записках неким Гриневым?
Пугачев объявил себя императором Петром Федоровичем, якобы спасшимся от убийц, посланных Екатериной II.

2. В повести Пушкина вы изображены в полном смысле слова милостивой государыней, чуткой и внимательной к беседам своих подданных. Вы, конечно, не забыли разговора с сиротой, приехавшей из далекой провинции искать защиты и милости у вашего величества. Где же происходила встреча с дочерью капитана Миронова?
Первая встреча пушкинской героини с императрицей состоялась в парке в Царском Селе, затем ее доставили на аудиенцию во дворец.

3. В чем состояли ваши милости дочери капитана Миронова?
«Я убеждена в невинности вашего жениха». «Знаю, что вы не богаты… Я беру на себя устроить ваше состояние».



Задания третьей паре участников
(Гринев и Швабрин)



Гринев

Узнай себя

Поскольку описание внешности Гринева в «Капитанской дочке» отсутствует (повествование ведется от первого лица), предложим герою «узнать себя», например, по его собственному сочинению – стихотворению, посвященному Маше.



Вопросы

1. Известно, что по молодости лет вы грешили стихотворством. Эти поэтические опыты, если верить вашим собственным словам, «для тогдашнего времени были изрядны» и удостоились похвалы со стороны признанного литературного авторитета тех лет. Кто же это? Кто из тогдашних известных литераторов похвалили ваши стихи? Найдите его портрет среди представленных на стенде: А. П. Сумраков, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.
«Александр Петрович Сумраков несколько лет после очень их [стихи] похвалял».

2. В Белогорской крепости вас произвели в офицеры. Будьте добры, огласите ваш послужной список до сего момента?
«Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника… Я считался в отпустку до окончания наук».

3. В 1774 г. Вас арестовали и привлекли к следствию по делу Пугачева. На допросе велась речь о «странной» для офицера и дворянина «дружбе» со злодеем и бунтовщиком. Сколько же раз сводила вас судьба с Пугачевым?
4 раза: первой была встреча во время бурана в степи; затем – в Белогорской крепости (осада, казнь, военный совет); третья встреча произошла в Бердской слободе, когда Гринев отправился спасать Машу; наконец, Гринев «присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою…».

Швабрин

Узнай себя

«Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели, длинная борода была всклочена».

Вопросы

1. Вы человек чрезвычайно саркастичный. Так, вы язвительно отозвались о трогательном любовном стихотворении своего товарища по службе – Гринева, сказав, что сии вирши достойны «куплетцев» учителя вашего. (А учитель ваш и вправду писал весьма тяжеловесным слогом.)
Перед вами три портрета известных стихотворцев
XVIII в.: М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. К. Тредиаковского. Кого их них вы назвали своим «учителем»?
В. К. Тредиаковского.

2. Вы человек циничный, не верите в чистую, возвышенную любовь, будучи убеждены, что свидания с девушкой легко добиться с помощью подкупа, подарка. Позвольте полюбопытствовать, как дорого вы оценили любовь Маши Мироновой? Чем предлагали Гриневу прельстить ее? (Учащийся должен выбрать нужную вещь из трех предметов: перстень, серьги, бусы.)
Правильный ответ – серьги. «…Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег» - таков был ваш совет.

3. С приходом Пугачева вы перешли на службу к нему. Какую же должность пожаловал вам самозваный государь?
Пугачев назначил Швабрина комендантом Белогорской крепости, т.е. на должность казненного капитана Миронова.



3. «Мирская молва»



Для участия в конкурсе ведущий приглашает по пять человек от каждой команды. Обеим пятеркам предстоит разыграть небольшое представление – разговор двух русских семейств – Гриневых и Мироновых. В состав «семьи» Гриневых, помимо Петруши и его родителей – Андрея Петровича и Авдотьи Васильевны, - могут быть включены также гувернер мосье Бопре и стремянный Савельич – воспитатели хозяйского сына. К Мироновым – Маше, Ивану Кузьмичу и Василисе Егоровне – примкнут Швабрин и Иван Игнатьич. Вопросы для беседы (по 1-2 в расчете на каждого члена «семьи») ребята продумают сами в ходе подготовки к викторине, но собственно «встреча», диалог должны, безусловно, носить характер экспромта. Условия конкурса: по возможности соблюсти этикет и особенности языка XVIII в.





4. «Суд да дело»



Конкурс пройдет в форме символического судебного процесса. Как известно, Гринев был привлечен к работе Следственной комиссии по делу Пугачева и обвинен в государственной измене. На заседании суда выступят прокурор и свидетель Швабрин – представители команды №1. Затем ведущий предоставит слово для оправдания обвиняемому Гриневу (представитель команды №2). Роль защитника выполнит второй свидетель – Маша Миронова (тоже от команды №2). Кто окажется сильнее: обвинение или защита? – определит жюри.







5. «Толковый словарь»



Работа с материалами раздела учебника "Капитанская дочка. Словарный комментарий".

Индивидуальное задание №1

От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает ребятам "перевести" некоторые устаревшие слова на современный язык. Задание выполняется письменно на корточках или доске.



Карточка №1
Фортеция, чаятельно, дабы, челобитье.
Крепость; вероятно; чтобы; прошение.



Карточка №2
Оказия, исполать, супостат, буде.
Случай, происшествие; хвала, слава; враг; если.





Индивидуальное задание №2



Пара игроков-соперников получает карточки, на которых записаны слова и варианты их значений. Задача участников конкурса- определить, какое из перечисленных значений правильное.





Карточка №1
Целовальник – это ...

а) парикмахер;

б) продавец вина в трактире;

в) настойчивый кавалер.
Правильный ответ – б.


Инвалид в повести "Капитанская дочка" – это …

а) человек, сраженный физическим недугом;

б) военнослужащий, состарившийся на военной службе;

в) военнослужащий, имеющий увечья.

Правильный ответ – б.









Карточка №2

Грош (в XVIII в.) – монета достоинством …

а) в две копейки;

б) в одну копейку;

в) в 10 копеек.

Правильный ответ – а.



Существенность – это …

а) суть, сущность;

б) действительность, явь, окружающий мир;

в) вещество, материал.

Правильный ответ – б.



Затем проводится "словесный марафон". В нем участвуют либо команда в полном составе, либо по нескольку представителей от каждой стороны.

Ведущий в быстром темпе задает вопросы (по 5-6 каждой команда).

Побеждает группа, давшая наибольшее количество правильных ответов.



Вопросы команде №1

1. Лицо, награжденное орденом.

Кавалер.

2. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоявший на службе.

Недоросль.

3. Короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета.

Камзол.

4. Сборник законов о воинских обязанностях.

Артикул.

5. Слуга, ухаживающий за лошадью.

Стремянный.

6. Солдат-новобранец.

Рекрут.

Вопросы команде №1

1. Человек, достигший большой власти вследствие близости к царю или царице.

Временщик.

2. Слуга, приставленный к мальчику в дворянской семье.

Дядька.

3. Человек, пользующийся особым доверием.

Наперсник.

4. Любительница рассказывать новости.

Вестовщица.

5. Лицо, прислуживающее при бильярде.

Маркёр.

6. Арестант, узник в колодках.

Колодник.



6. «Раз словечко, два словечко…»
(Аукцион)

Конечная цель задания состоит в угадывании афоризма. Собственно, угадыванию предшествует "торг": "Я угадаю высказывание с трех слов (с двух, с одного слова)". Минимальную "цену" (т.е. наибольшее количество слов назначает ведущий). Максимальная "цена" устанавливается в ходе "торгов".
Как "технически " обеспечить проведение данного конкурса? На доске записан афоризм, все слова в котором скрыты под полосками бумаги. Допустим, игроки "доторговались" до двух слов. Тогда ведущий открывает, по желанию команды, любые два (но не рядом стоящие) слова в высказывании. Если после этой процедуры афоризм сформулирован верно, угадавшая команда получает одно очко. Если команда затрудняется ответить либо дает неверный ответ, очко зарабатывают соперники.
Какие афоризмы предложить ребятам для угадывания? "Береги платье снову, а честь смолоду". "Худой мир лучше доброй ссоры". "Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью".
После того как афоризм будет угадан, можно устроить конкурс на лучший комментарий этого афоризма. Вопросы классу сформулируем следующим образом:
- К кому из героев имеют отношение данные высказывания? Как эти слова помогают понять характеры действующих лиц, их образ мыслей, как "комментируют" их судьбы?

Заключительное слово ведущего

"У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца". Эти слова А. Т. Твардовского вы прочитали в учебнике-хрестоматии, когда только приступали к изучению произведений Пушкина в этом году. Впереди вам предстоит немало встреч с великим поэтом.
Хочу пожелать, чтобы официальных встреч было меньше, а больше – личных свиданий наедине с томиком его прекрасных творений.

Категория: Литература | Добавил: ymoc (11.01.2013)
Просмотров: 3848 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]