Пишем сочинение с
удовольствием! (О
развитии навыков письменного речевого
общения) Любовь
Николаевна Медведева, учитель русского
языка и литературы, МОУ гимназия №17, г.
Королёв Московской
области.
- С интересом прочитала
статью Рустама Курбатова «Писать и
думать от себя» в журнале «Русский язык»
издательского дома «Первое сентября»
(№21, 2009 г.). Смысл ее сводится к следующему:
«Испытавший в школьном возрасте страх
письма, ребенок не пытается свою мысль
выразить в слове, а мысль без слова не
живет долго. Запрет на письмо «от себя»
означает запрет на
мышление».
- С горечью согласилась
с автором. Действительно, раньше, когда
еще не учили штамповать тексты из двухсот
слов, ребята откровенно делились своими
мыслями, переживаниями, наблюдениями,
и за живым словом был виден живой
человек.
- Страшно потерять
творческого, свободно мыслящего человека,
что уже сказывается на уровне речевой
и общей культуры страны. Поэтому хочется
поделиться некоторыми приемами развития
творческих способностей учащихся на
уроках развития речи.
- Сначала познакомим
учащихся с теоретическими выкладками.
(Изучив на первом занятии предложенные
материалы, дети, работающие по группам,
рассказывают, что они поняли и
запомнили.)
- I. Материал для
первой группы детей:
Мозг человека имеет
асимметричное строение, и функции левого
и правого полушария существенно
различаются. В левом полушарии
сконцентрированы механизмы абстрактного,
а в правом — конкретного образного
мышления.
Функции
полушарий большого мозга (межполушарная
асимметрия) Левое
полушарие | Правое
полушарие | Абстрактное
мышление | Конкретное
мышление | Речь. Логические и
аналитические функции, опосредованные
словом | Улавливание эмоциональной
окраски, особенностей
речи | Формирование наиболее
сложных двигательных
актов | Правильная оценка характера
неречевых звуков. Музыкальный
слух | Абстрактное,
обобщенное, инвариантное
узнавание | Общее
восприятие. Конкретное зрительное
восприятие | Последовательное
восприятие | Конкретное
узнавание | Аналитическое
восприятие, математические
вычисления | Целостное
восприятие (гештальт) | Оценка временных
соотношений | Оценка
пространственных
отношений | Установление
идентичности стимулов по
названиям | Установление физической
идентичности
стимулов | Установление
сходства | Установление
различий | Управление органами
правой половины туловища. Получение
информации пространства
справа | Управление органами левой
половины туловища. Получение информации
пространства
слева |
|
Б. Сергеев
Сферы
специализации левого и правого полушарий
головного мозга
| Левое полушарие
| Правое полушарие
| Обработка
вербальной информации: Левое
полушарие мозга отвечает за ваши языковые
способности. Это полушарие контролирует
речь, а также способности к чтению и
письму. Оно также запоминает факты,
имена, даты и их написание.
| Обработка
невербальной
информации: Правое
полушарие специализируется на обработке
информации, которая выражается не в
словах, а в символах и образах.
| Аналитическое
мышление: Левое
полушарие отвечает за логику и анализ.
Именно оно анализирует все факты. Числа
и математические символы также
распознаются левым полушарием.
| Воображение: Правое
полушарие дает нам возможность мечтать
и фантазировать. С помощью правого
полушария мы можем сочинять различные
истории. Правое полушарие отвечает
также за способности к музыке и
изобразительному искусству.
| Последовательная
обработка информации: Информация
обрабатывается левым полушарием
последовательно по этапам.
| Параллельная
обработка информации: Правое
полушарие может одновременно обрабатывать
много разнообразной информации. Оно
способно рассматривать проблему в
целом, не применяя анализа.
|
- Вывод
учителя: Наш мозг состоит
из правого и левого полушарий. Левое
отвечает за запоминание имен, арифметические
операции, фиксирование времени, оно
действует прямолинейно и является
ведущим. Человек, у которого хорошо
развито левое полушарие, отличается
четкостью действий,
логикой.
- Правое полушарие более
загадочно: в нем рождаются чувства и
эмоции, мечты и фантазии. Зародыши
творчества таятся именно
здесь.
- II. Материал для
второй группы детей:
- Каждый день вы
встаете в одно и то же время, идете в
школу, выполняете домашнее задание,
гуляете – нашей жизнью руководят
шаблоны. С одной стороны, это хорошо, не
надо напрягаться и тратить энергию на
принятие решений. С другой – наступает
момент, когда творческая энергия человека
затухает. Творческие люди не могут
существовать в стандартных рамках.
Чтобы создавать новое, чтобы испытать
вспышки озарения, эти люди должны
«отключить» в себе привычную модель
поведения.
- Альберт Энштейн
считал, что воображение гораздо важнее
знаний, и утверждал, что мыслит образами,
доверяет своей интуиции. Когда после
смерти вскрыли мозг гениального физика,
то оказалось, что размер правого полушария
у него превосходил размер левого.
С
точки зрения теории психологических
типов, психологический тип Эйнштейна,
по-видимому, интуитивно-мыслительный.
Интуиция и образное мышление у Эйнштейна
превосходили логику. Почему? Более
продуктивна была работа правого
полушария.
- Примечание: Альберт
Энштейн – автор теории
относительности
- Энштейн и
другой великий физик, Н. Бор, с большим
отставанием от средней нормы овладели
в детстве устной, а затем и письменной
речью. Это способствовало большему
развитию правого полушария, созданию
им особых систем знаков внутренней
речи, впоследствии использованных в
процессе творческой деятельности,
полностью защищенной от вмешательства
скептически настроенного левого соседа
с его словесным мышлением и логикой
традиционного здравого смысла, что в
конечном итоге и сделало их выдающимися
учеными.
- Вывод
учителя: Существуют версии,
что композитор слышит сначала музыку
в себе, художник видит еще не написанную
картину. Многие творческие люди говорят,
что словно кто-то свыше руководит
ими. Озарение, которое может к
нам прийти и во сне, и когда наш мозг
занят совершенно другой работой, —
результат творчества правого
полушария
- Теперь попробуем
сделать вывод относительно
развития
творческих способностей человека.
- III. Материал для
третьей группы детей. Вывод, сделанный
учащимися и учителем:
- Представьте себе:
в группе есть один умный, очень уверенный
в себе человек, но недостаточно креативный.
И имеется тихоня, у которого рождаются
очень оригинальные идеи. Что будет
происходить при обсуждении какого-нибудь
вопроса? Умный, властный просто заткнет
рот робкому, не даст ему вставить и
слова. Что нужно сделать хорошему
руководителю, чтобы тихоня высказал
свои идеи? Наверное, отослать куда-нибудь
шумного и уверенного и внимательно
выслушать робкого.
- То же самое нужно
совершить, чтобы стать творческой
личностью: заглушить на время голос
левого полушария и дать слово
правому.
- Примечание: креативный
– 1) творческий, оригинальный, необычный;
2) качественный, красивый, модный; 3)
новый, неповторимый,
уникальный.
- Обобщение
учителя: В обществе деловых
людей ценятся логика, ум, знания, поэтому
желающие добиться успеха в жизни
стараются развивать левое полушарие.
Мечты, фантазии, игра воображения в
нашем прагматичном обществе не очень-то
приветствуются. Но без умения раздвигать
границы реального мира вы никогда не
станете творческим
человеком.
- Постановка
задачи перед
учащимися:
- Если вы хотите
разбудить в себе творческие способности,
надо развить воображение. Чтобы
стимулировать свой творческий потенциал,
есть разные приемы.
- Первое
задание:
- Двум группам учащихся
дано одно задание: придумать как можно
больше эпитетов к существительному,
например, береза.
- (Перед первой группой
лежит плакат: на светло-зеленом фоне
нарисовано 12 темно-зеленых крестов.
Перед второй группой находится такой
же плакат, только один крест на нем
желтый)
- Вывод
учителя: Немецкий психолог
Йенс Ферстер из Международного
университета в Бремене провел подобный
эксперимент. Результаты оказались
поразительными: те, кто находился перед
креативным изображением, придумали
намного больше и ответы были намного
оригинальнее. Подсознание зафиксировало
необычайное изображение и дало толчок
к развитию творческой
мысли.
- Второе
задание:
- Взять двойной лист,
поднять над ним свою левую расслабленную
руку, непроизвольно опустить ее на лист,
обвести карандашом. Затем записать
рядом на листе первые пять пришедших в
голову слов, выбрать слово, которое
наиболее симпатично, записать его на
новой строке.
- Это слово служит
названием темы, которую надо раскрыть.
(Практика показывает, что такие сочинения
наиболее яркие и интересные)
- Третье задание:
пишем левой
рукой, если вы правша, и наоборот,
если левша.
- Объяснение
учителя: Поскольку правое
полушарие управляет действиями левой
руки, это поможет извлечь на поверхность
область бессознательного.
- Писатели часто
используют другую руку, чтобы найти
нужную метафору или образ. Многие
художники считают этот прием полезным
и время от времени рисуют другой рукой.
После этого работа становится спокойной
и более спонтанной.
- Итак, пишем фразу:
«Я ищу красивую метафору, яркий образ».
Затем объявляется тема ( например,
описать розу стихами).
- Четвертое
задание –
свободные
ассоциации.
- Объяснение
учителя: Когда вы мечтаете,
долго гуляете по пустынному пляжу,
сидите перед огнем или смотрите на
текущую реку, замечаете, что мысли бегут
без вашего участия. Одна сменяет другую.
В этот момент именно правое полушарие
управляет ходом ваших
мыслей.
- (Перед детьми ставится
зажженная свеча, глядя на которую в
течение десяти минут, они записывают
приходящие в голову мысли. Это упражнение
повторяется регулярно каждую неделю,
чтобы отследить, насколько богаче
становятся ассоциации с течением
времени.)
- Пятое
задание -
развитие
воображения.
- Объяснение
учителя: Правое полушарие
«мыслит» не через слова, а с помощью
образов, метафор, символов. Чтобы возросла
сила вашего воображения, надо чаще
представлять себе места и действия,
которые вам не знакомы. Например:
вообразите, что вы гуляете по
лесу, рассматриваете зелень деревьев,
слушаете пение птиц. Вам нужно босиком
перейти небольшой ручей – по плоским
камням, нагревшаяся на солнце вода
приятно освежает ступни ног. Затем вы
попадаете на красивую полянку, полную
цветов и ароматных трав. Вы отдыхаете
на ней, любуясь окружающими видами,
затем удаляетесь в чащу. Свернув с
тропинки, вы видите небольшой домик.
Заходите в него. Сначала кажется, что
там никто не живет. Потом вы видите в
углу сидящего старичка с клюкой. Он стар
и слеп, он просит вас рассказать о мире,
городе, в котором вы живете, о вашем
путешествии. Это тема
сочинения.
- Шестое
задание –
музыкальное.
- Объяснение
учителя: Исследования
показали, что существует тесная связь
между спокойствием и творчеством. Когда
человек испытывает тревогу, он не хочет
рисковать, полагается на стереотипы. И
наоборот, когда ему легко и спокойно,
ищет новые пути, необычные
подходы.
- При написании
сочинения на следующую тему надо
подобрать и включить музыку, настраивающую
на гармоничное состояние
духа.
- Итак, ослабление
доминирующего действия левого полушария
даст возможность проявиться правому,
увеличивая способность мозга к
нестандартному мышлению. Объявляется
тема сочинения.
- Учитель для урока
может подобрать аналогичные задания.
- Хочется верить, что столь
несложные, но непривычные задания
помогут не только разбудить творческие
способности учеников, но и вызвать
интерес к письму «от себя», а со временем
развить навык письменного речевого
общения.
|