Технология дискуссионного клуба «Красота спасет мир?!.»

Н.В. Граблина – Заслуженный учитель РФ,

кандидат педагогических наук,

доцент Педагогической академии

последипломного образования


Интерактивное обучение на уроках литературы



Технология дискуссионного клуба

«Красота спасет мир?!.»

(По роману Ф.М. Достоевского «Идиот»).


Хороших методов существует

ровно столько,

сколько существует

хороших учителей.

Д. Пойа


Никто никого ничему

научить не может.

Ты можешь научиться только сам.

Народная мудрость


Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно ориентированной систем обучения; знания интерактивных форм и методов обучения.

Интерактивное обучение - это обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знания добываются в совместной деятельности через диалог, полилог между собой и учителем. Несколько лет назад словосочетание «интерактивный диалог» встречалось в контексте, связанном преимущественно с описанием информационных технологий. В последнее время этот термин включается в арсенал педагогической науки как необходимое равно активное общение субъектов образовательного процесса - учителя и ученика.

Почему интерактивное обучение становится сегодня исключительно актуальным? Этот факт объясняется рядом причин:

- совместная деятельность – это основа развития демократического общества, и школа должна соответствующим образом подготовить подрастающее поколение к жизни в этом обществе;

- умелая организация взаимодействия учителя с учащимися на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом;

- современные средства информации определенным образом сокращают привычную зону детского социально окружения (игры со сверстниками, детские, подростковые общественные организации, где приобретается иной, не учебный опыт жизни); поэтому навыки сознательной кооперации необходимо освоить в урочное время.

Именно поэтому интерактивное обучение следует рассматривать как многомерное явление. Оно решает одновременно три задачи:

- учебно-познавательную (предметную);

- коммуникативно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);

- социально-ориентационную (результаты которой применяются за пределами учебного пространства и времени.)

Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижений образовательных целей:

- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемого предмета;

- повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;

- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социально значимых ценностей;

- развитие и саморазвитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с учителем и другими участниками образовательного процесса.

Учитель, применяющий интерактивные формы и методы обучения, должен быть готов перенести достоинства свободного общения в плоскость увлеченной заинтересованности предметом.


Мастер-класс

Сегодня, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где прекрасное, а где безобразное и живущего в плену ложных ценностей, как никогда важно обратиться духовным основам классической литературы и с помощью великих писателей-гуманистов дать нравственные ориентиры современному школьнику. Эта высокая педагогическая цель совпадает с основным назначением литературы – силой слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание. Литература как учебная дисциплина в российской школе является ведущим предметом в общей системе нравственно-эстетического воспитания школьников, в пробуждении и развитии их национального самосознания, интеллекта и способностей, в формировании духовных потребностей, а потому имеет все основания стать духовно-нравственной ценностью для каждого школьника. От того, что и как будут читать современные школьники, какие ценности выберут, во многом зависит будущее нашей страны.

Как научить ребенка, изучая литературное произведение, вступать во взаимодействие автором: спорить, соглашаться, переживать, то есть стать участником творческого процесса? Как пробудить в ученике потребность в анализе художественного текста? Как воспитать талантливого читателя?
Данный урок демонстрирует один из способов решения этих сложнейших задач литературного образования в школе – интерактивную методику дискуссионного клуба. Дискуссионному клубу присущи черты как диалога, так и дискуссии. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог помогают учащимся понять закон многообразия путей постижения истины.
Обсуждение в дискуссионном клубе разных точек зрения на предложенную проблему учит школьников терпимому отношению к иным позициям и результатам, создает особую образовательную напряженность, побуждает к эвристическому поиску решений и способствует самопознанию учащихся. Участвуя в работе дискуссионного клуба, старшеклассник проникает в глубины своего мира, расширяет сферу своего личностных возможностей.
Уникальным в этой форме работы является то, что старшеклассники сами формулируют проблемные вопросы.
Дж. Бернал не без основания утверждал: «Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго – только умение». Проблемный вопрос на уроке литературы выявляет связи отдельных элементов художественного текста между собой и с идеей произведения, поэтому легче ответить на такой вопрос, чем его сформулировать.
Каждый ученик в процессе работы дискуссионного клуба осознает и оценивает коллективно полученные результаты и степень собственного продвижения и постижения поставленной проблемы, что является основным требованием к личностно ориентированному обучению.
«В чем заключается мой результат? Какова его роль и место в общем результате? Верной ли оказалась гипотеза? Какие изменения она претерпела? Как повлияла дискуссия на мое восприятие исследуемой проблемы?» – ключевые вопросы для всех участников.
Предлагаемая вашему вниманию интерактивная методика построена на обсуждении сложнейшей нравственно-философской проблемы - «Красота спасет мир?!.» - по роману Ф.М. Достоевского «Идиот».



Вступительное слово учителя.


Красота присуща всему здоровому…

Она есть гармония, в ней залог успокоения;

она воплощает человеку и человечеству идеалы.

Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее,

значит, есть и потребность здоровья, нормы…

тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа.

Ф.М. Достоевский


Человек, его жизнь постоянно находится в пространстве мучительных вопросов бытия. Что есть красота? Каково ее назначение на земле? Может ли служение красоте стать смыслом жизни? Для каждого нового поколения, отдельного человека эти вопросы встают в своей неразрешимости и извечной притягательности. Идеал, прекрасное, великое, красота – эти слова и понятия наиболее близки мировоззрению Ф.М. Достоевского. Писатель-гуманист создает самое лирическое из своих произведений, роман-поэму «Идиот» о невероятно трудной и тернистой судьбе красоты, путь которой пролегает в гуще то ежедневной, уныло будничной, то жестоко-трагической жизни героев. «Идиот» - открытая книга, как и все великие произведения Достоевского. Высокую оценку романа дал М.Е. Салтыков-Щедрин: «Стремление человеческого духа прийти к равновесию и гармонии существует непрерывно, переходит от одного поколения к другому, наполняя собой содержание истории». Проблема человеческого духа, стремящегося к гармонии, – центральная тема романа «Идиот».
В центре обсуждения нашего дискуссионного клуба был один из вопросов, над которым мучительно размышлял Достоевский на страницах своего произведения: «Красота спасет мир?»

    В клубе работали две творческие группы. Каждая из команд приготовила ряд проблемных вопросов по данной теме. При составлении вопросов десятиклассники пользовались текстом романа, критическими статьями, литературоведческими источниками, словарями и другими источниками. До заседания клуба только учителю были известны вопросы творческих групп. Из обилия вопросов, представленных членами команды, коллегиально отбирались только те, которые соответствовали заявленной проблеме. Учитель на этом этапе выполнял консультативную помощь. В процессе обсуждения старшеклассники отрабатывали систему аргументации на эти вопросы, подбирали необходимые цитаты. Каждая из команд формулировала свою гипотезу по проблеме и представляла учителю накануне заседания клуба.

До обсуждения все принимали участие в литературно-психологической игре «Незаконченное предложение». Старшеклассникам предлагалось закончить ряд предложений в соответствии с личностным пониманием идеи произведения:
  • Красота, в моем понимании, - это …
  • Красота, в понимании Достоевского, - это…
  • Князь Мышкин – это …
  • Мир нуждается в спасении, потому что…
  • Мир спасет красота, если …
Эта психолого-литературная игра – уникальная диагностическая методика по выявлению глубины прочтения литературного произведения учащимися и готовности к его изучению.
Внимательное прочтение романа «Идиот», участие в литературно-психологической игре позволили каждому сформулировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Первый этап работы дискуссионного клуба – выдвижение гипотез творческими группами. Десятиклассники высказывали предположения о путях решения заданной проблемы: «Мир спасет красота?»

Гипотеза команды «Вдохновение»:

«По выражению Ипполита, одного из персонажей романа, «природа создает самые прекрасные свои создания, чтобы потом посмеяться над ними». Наша группа не согласна с подобным утверждением. Мы убеждены, что мир спасется красотой, если люди научатся ценить и любить её, отдавать предпочтение не внешней, а внутренней красоте. Красота должна соединиться с милосердием, состраданием, пониманием, всеобщей любовью и, главное, с самопожертвованием! Если человек будет способен на эти чувства, то это и станет его «путеводной звездой» на пути к добру, красоте и спасению».


Гипотеза команды «Талисман»:

«Красота спасет мир, если каждый человек будет понимать смысл, который вкладывал в понятие красоты сам Федор Михайлович Достоевский. А это- любовь к ближнему, кротость, смирение, отсутствие гордыни, духовная потребность в прекрасном, в христианских идеалах. Мир спасется, если выбор пути, указанного писателем-гуманистом, будет у каждого из нас свободным и осознанным».
Следующий этап работы дискуссионного клуба - обмен творческих групп проблемными вопросами. Начинается интеллектуальный турнир. На обсуждение вопроса устанавливается регламент - 2-3 минуты. Учитель фиксирует время обсуждения. Затем каждая из команд поручает одному из своих членов дать развернутый ответ на поставленный оппонентами вопрос. При необходимости дополняют ответ одноклассника. В случае несогласия с высказанным суждением предлагают свой вариант ответа. Команда, задавшая вопрос, оценивает ответ «соперников» по пятибалльной системе.
Учитель выполняет в процессе дискуссии координирующую функцию, следит за соблюдением этики дискуссии, ответы учеников не комментирует, своего мнения до конца урока не высказывает.


Вопросы команды «Вдохновение».

  • Назовите жизненный принцип, кредо князя Мышкина. Какими христианскими понятиями руководствуется князь в своем поединке за спасение человеческих душ? Как к этим ценностям относятся другие персонажи? Была ли высокая цель князя понята хотя бы одним героем романа?
  • «Чуждые миру в силу любви к миру, нереальные в силу страсти к реальному, герои Достоевского сперва кажутся несколько наивными. У них нет определенной цели: точно слепые или пьяные, шатаясь, бродят по миру эти все же взрослые люди». Можно ли эти слова отнести к образу князя Мышкина? Действительно ли у него нет определенной цели?
  • Почему сестры Епанчины сравнивают князя с «рыцарем бедным»?
  • Что означает обмен крестами между Рогожиным и Мышкиным на религиозно-философском уровне?
  • Как вы считаете, красота Настасьи Филипповны спасительная или разрушительная? Почему князь поцеловал её портрет? Как по этому портрету он определил судьбу Настасьи Филипповны?
  • Глядя на портрет Настасьи Филипповны, художница Аделаида Епанчина приходит к выводу, что такая красота – «сила», с которой «можно мир перевернуть». Прокомментируйте эту мысль.
  • С образом Настасьи Филипповны связана тема оскорбленной и поруганной красоты. Что, по-вашему, могло спасти красоту героини?
  • Почему в начале романа Мышкин говорит о красоте и страсти в лице Настасьи Филипповны, то позднее скажет: «Может ли даже это лицо внушать теперь страсть? Оно внушает страдания, оно захватывает всю душу…». Прокомментируйте эти два разных восприятия Мышкиным внешности героини.
  • В каких персонажей романа князь запрещает «бросать камни»? Почему? Проведите параллель с Евангелием.
  • Достоевский писал в романе «Братья Карамазовы»: «Красота – это страшная и ужасная вещь!.. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Красота!… иной, высший с сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским… Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Как данная мысль соотносится с идеей романа «Идиот»?
  • Одним из убеждений Федора Михайловича было то, что истина, красота и добро – неотделимые друг от друга понятия. А что, по мнению Мышкина, является красотой и «высшим синтезом жизни»? Соотносятся ли точки зрения писателя и персонажа романа?
  • Почему попытки Мышкина, прекрасные его устремления «восстановить и воскресит человека» обречены на провал?
  • По мере прохождения князем пути к «новой жизни» к нему возвращается падучая болезнь, а в финале романа он сходит с ума и становится совершенно неузнаваемым. Как это соотносится с духовным подвигом Христа? Как вы думаете, можно ли финал романа считать закономерным?
  • Может ли мир спасти красота без возрождения души человека? Может ли один человек, несущий гуманистические идеи, спаси мир разобщенных, эгоистичных людей?
  • Нужны ли миру такие люди, как Мышкин? Какова участь Мышкиных в современном мире?




Вопросы команды «Талисман».

  • С какой идейно-художественной целью в заглавии романа Достоевский называет своего «положительно-прекрасного» героя идиотом, когда весь замысел произведения направлен на создание идеального героя, князя-Христа? Как название романа связано с многовековой традицией изображения «дурака» или юродивого в народных сказках и древнерусской литературе?
  • Как соотносятся друг с другом описание внешности князя Мышкина и его духовная сущность? Почему все окружающие тянутся к нему? В чем заключается его обаяние?
  • Почему Настасья Филипповна перед уходом с Рогожиным, обращаясь к князю, говорит: «Прощай, князь, в первый раз человека видела»? Что значит в её понимании слово «человек»?
  • Какое значение в романе имеет тема детства? Почему многие персонажи романа сравнивают князя Мышкина с ребенком? Почему ему так легко и хорошо среди детей?
  • Каким видит князь будущее России: православной или утопающей в атеизме?
  • От чего надо отказаться, по мнению Достоевского, чтобы в человеке победило нравственное начало? Как, по мнению писателя, можно стать Человеком?
  • Счастлив ли князь? Мотивируйте свой ответ.
  • Что имел в виду князь, когда говорил: «Красоту трудно судить, а я еще не приготовился. Красота - загадка»?
  • Что привлекало князя в Настасье Филипповне и Аглае? Почему все окружающие тянутся к нему?
  • Ницше называл Мышкина Христом. Согласны ли вы с мнением философа? Обоснуйте свой ответ.
  • Чем Мышкин отличается от других «кротких» героев Достоевского?
  • «Красотой мир спасется». О какой красоте идет речь? Может ли внешняя, физическая красота спасти мир? В чем её высший смысл?
  • Почему призывы князя к любви, милосердию и добру потерпели неудачу?
  • Лев Николаевич Мышкин живет сердцем и решает мучительные вопросы, но не может изменить жестокие законы жизни. Почему? Почему он никого не сделал счастливее?

На завершающем этапе работы дискуссионного клуба участники возвращаются к ранее выдвинутым гипотезам и выяснят, подтвердились ли гипотезы или нет. Творческая группа «Вдохновение» внесла изменение в первоначальный вариант предположения: «Князь Мышкин не мог осчастливить людей, потому что он обыкновенный человек, а не Богочеловек, как Христос. На первый взгляд никого князь не сделал счастливее, но можно с полным основанием сказать, что в жизни почти всех персонажей он сыграл благотворную роль, а значит, духовная красота человека – единственно спасительная сила в этом жестоком мире. Мы убеждены, что даже один человек, наделенный христианскими добродетелями, способен изменить окружение к лучшему».
Команда «Талисман» дополнила подтвердившуюся гипотезу одной мыслью, возникшей в процессе обсуждения проблемы: «Кода человек духовно вырастает, он способен не только принять красоту как величайшую ценность и смысл жизни, но и сохранить её для окружающих, указать другим путь истинной красоты. Такая красота спасительна, но судьба её в романе Федора Михайловича трагична. В нашем дискуссионном клубе прозвучало много глубоких, оригинальных мыслей, но мы прекрасно понимаем, что осталась ещё бездна невыясненного в проблеме о возможности спасения мира, наверное, поэтому Достоевский нам интересен… »
Затем учащиеся делятся впечатлениями о совместной работе над поставленной проблемой, об «открытиях», которые они для себя сделали, о своих сомнениях и нерешенных вопросах, отмечают наиболее глубокие, оригинальные вопросы и ответы своих оппонентов.


Заключительное слово учителя.

Ф.М. Достоевский тревожился за судьбу человека в мире, где добро стоит на одних весах со злом. Писатель-гуманист был убежден, что «яростный» и ожесточенный мир нуждается спасении, и эта тема грустной, щемящей музыкой звучит в его романе «Идиот». В подготовительных записках к роману, озаглавленных «Нотабена и словечки», Достоевский писал: «Мир красотой спасется», имея в виду прежде всего освященную страданием, одухотворенную красоту. Писатель в лице Льва Николаевича Мышкина противопоставляет миру эгоизма и своекорыстия любовь и милосердие.
«Способна ли красота спасти мир?» – этот вопрос волновал всех участников дискуссионного клуба. Вы обратили внимание на то, что в формулировке обсуждаемой проблемы стояло три пунктуационных знака: вопросительный знак (вопрос, сомнение, рефлексия), восклицательный (радость открытия, восторг) и точка (утверждение)? Состоявшийся разговор никого не оставил равнодушным. Каждый из вас вынес из сегодняшней дискуссии сокровенные мысли о роли красоты в мире; сделал свои маленькие «открытия», но я уверена, что мучительные вопросы: «Что есть красота? «Зачем её обожествляют люди»? В чем её сила и слабость?» «Способна ли красота преобразить человека и спасти мир?» «Какова судьба красоты в современном мире?»- всю жизнь будут волновать ваш разум и сердце.
Многие из вас говорили, что мир спасет красота, а вот религиозный мыслитель 20 века, Николай Александрович Бердяев, был убежден, что красота сама нуждается в защите. Что вы скажете по поводу этого высказывания философа?
Диалог продолжается…




Категория: Литература | Добавил: ymoc (16.03.2010)
Просмотров: 4367 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]