Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности учителя
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка. Если эти условия обращены к человеку, им свойственна гуманистическая направленность, то личностная ориентация педагогического процесса становится гуманно-личностной. Гуманистическая направленность образования выражается идеями:
Гуманно – личностные ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному подходу к ребёнку в технологии традиционного обучения.
Выделим в данной системе следующие технологии: 1.Педагогика сотрудничества. 2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили. 3.Система Е.И.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
Ильин Евгений Николаевич – учитель литературы 84-й школы Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком. («Умножать, а не только уважать человека в человеке» Е.И.Ильин)
Направление модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений. Организационные формы: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода. Преобладающие средства: вербальные + практические. Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный. Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами диалога, проблемности , творчества.
Целевые ориентиры: 1.Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение. 2. Преподавание литературы как искусства.
Особенности содержания Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу, содержит множество нравственных проблем. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, необходимо ставить так, чтобы: А) вопрос для учащихся стал жгучим, злободневным, личностно значимым; В) обращён непосредственно к учащимся данного класса; С) ответ на вопрос, разрешение проблемы требовали тщательного изучения произведения, учебника, дополнительной литературы, биографии писателя.
Особенности методики В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности- к анализу художественного произведения и от него - к Книге. Особенности метода Ильина - внимание к деталям. Это своего рода дедуктивный метод исследования литературы оказывается чрезвычайно эвристичным для учеников, активизируя их собственный поиск и понимание. Ответ на поставленный вопрос организуется в форме коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем. Сверхзадача урока – помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
II. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Принцип активности ребёнка в образовательном процессе был и остаётся одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении, этот принцип подразумевает такое количество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. В структуре активности выделяются следующие компоненты: А) готовность выполнять учебные задания; Б) стремление к самостоятельной деятельности; В) осознание выполняемых действий; Г) устойчивость внимания к предмету активности; Д) стремление повысить свой личный уровень.
Наибольший активизирующий эффект дают па уроках ситуации, в которых обучаемые должны: - самостоятельно объяснять окружающим явления и процессы; - отстаивать своё мнение; - принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; - задавать вопросы своим товарищам и учителям; - рецензировать ответы товарищей; - оценивать ответы и письменные работы товарищей; - объяснять более слабым ученикам непонятные места; - самостоятельно выбирать посильное задание; - проверять результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия;
В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют главную идею и становятся основой эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести: 1.Игровые технологии: А) Организационно – деятельностные игры; Б) Школа – театр; В) Внеклассные ролевые игры; 2. Проблемное обучение: А) Частично-поисковый метод; Б) Технология учебного исследования; В) Эвристическое обучение; 3. Интерактивные технологии: А) Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»(РКМЧП); Б) Технология «Дебаты»; В) Технология проведения дискуссий.
Игровые технологии
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью. Виды педагогических игр: По виду деятельности – интеллектуальные, трудовые и др. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - коммуникативные, диагностические, профориентационные; Цели: - дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применения ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков. - воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. - Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности; - социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению.
Проблемное обучение
В области педагогики проблемному обучению отведена довольно скромная роль в модульно-локальных технологиях для построения ограниченного круга учебно-воспитательных задач.
Технология проектного обучения
Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт( материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, выполненный под контролем и при консультации учителя. В современной педагогике используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Цели:
Выделяют следующие типы проектов:
- исследовательские (по структуре приближены к научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем);
- творческие ( не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата ( газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме(сценарий праздника или фильма, макет газеты);
- информационные; - коммуникационные; - социально значимые.
Интерактивные технологии
Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. Цели:
Самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является фасилитация ( поддержка, облегчение) – направление и помощь процессу обмена информацией: - выявление многообразия точек зрения; - обращение к личному опыту участников; - поддержка активности участников; - соединение теории и практики; - взаимообогащение опыта участников; - облегчение восприятия, усвоения, взаимопомощи участников; - поощрение творчества участников.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Цели:
- научить школьников выделять причинно- следственные связи; - рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; - отвергать ненужную или неверную информацию; -понимать, как различные части информации связаны между собой; - выделять ошибки в рассуждениях; - уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; - избегать категоричности в утверждениях; - быть честным в своих рассуждениях; - определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; - выявлять предвзятые отношение, мнение, суждение; - уметь отличать факт, который можно проверить, от предположения или личного мнения; - подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; - отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на первом.
Особенности организации
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий):
Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, интерпретируют, сочиняют. Чрезвычайно важно уметь слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что она тоже имеет право на существование. Роль учителя в основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала.
Технология «Дебаты»
Педагогические цели: Сформировать:
Особенности содержания
Образовательная технология «Дебаты» состоит из двух частей: собственно игра «Дебаты» и применение её на уроках и внеурочное время.
Игра «Классические дебаты К.Поппера»
Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме. Подготовка к игре начинается с определения её темы (тезиса), которая должна:
Далее – работа с информацией по теме:
Задача команд в дебатах – склонить судей и зрителей к своей точке зрения. В состав команды входит три человека. Каждый член команды называется спикером. Каждый спикер в игре имеет свою определённую роль, от которой нельзя отходить. При этом личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов не имеет значения. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. За продолжительностью выступлений следит таймкипер.
III. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Педагогический процесс – это управляемая система с планируемыми результатами. Управление в этом случае представляет собой целенаправленное систематическое воздействие субъекта ( педагога, средства обучения) на ход процесса, объект (индивида или группу) для достижения заданной цели обучения. Оно включает: целеполагание, планирование, организацию, контроль и необходимую коррекцию процесса. Данная система включает следующие технологии:
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса. В настоящее время в россий- ском образовании применяется дифференциация по возрасту, по полу, по области интересов, уровню умственного развития, по уровню достижений( отличники, успевающие, неуспевающие) и т.д.
Цель: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, адаптация обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.
Это особый вид дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющий за счёт изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их познавательными и профессиональными интересами намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение преодолевает главный недостаток современного общего образования – его слабую ориентацию на жизненное и профессиональное самоопределение личности. Цели:
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
Рекомендуемые соотношения времени на этапы: вводная часть – 1, групповая работа - 6 и заключительная часть – 2 единицы времени.
IV. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
Данная система включает следующие технологии:
V. Технологии развивающего образования
Личностно ориентированное развивающее обучение ( И.С.Якиманская)
Якиманская Ираида Сергеевна – доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО.
В данной технологии особое значение придаётся субъектному опыту жизнедеятельности, приобретённому ребёнком вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно – сообразная деятельность общества, и учения как индивидуально значимой деятельности отдельного ребёнка. Деятельность ученика,её содержание, методы, приёмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путём организации целостной учебной( познавательной0 деятельности.
Цели:
VI. Информационно – коммуникативные образовательные технологии
VII. Альтернативные технологии
В поисках путей развития системы образования в науке и практике предлагается немало вариантов решения различных проблем Одни варианты представляют технологии на основе модернизации существующей традиционной системы, другие называются альтернативными. Под альтернативными технологиями в широком смысле понимаются такие, которые отличаются от традиционной системы обучения по целям, содержанию, формам, методам, отношениям или позициям участников педагогического процесса. К альтернативным технологиям относится технология мастерских. В этой технологии главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Результат выражается в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию.
Здоровьесберегающие технологии
Комплекс упражнений для физкультурных минуток (ФМ)
ФМ для улучшения мозгового кровообращения
ФМ для глаз
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Материал подготовлен методистом МОУ ДО «УМОЦ» Е.В.Серебряковой по книге Г.К.Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» (Москва, НИИ школьных технологий,2006г.) | |
| |
Просмотров: 35904 | |
Всего комментариев: 0 | |