Антонова Дарья Ученица 10 класса гимназии №11 Преподаватель: Серебрякова Е.В.
Сравнительный анализ стихотворений А.А.Григорьева «Комета», А.С.Пушкина «Портрет» и А.А.Блока «без названия».
Комета. Комета – это что-то неожиданное, феерическое, непонятное, ослепительной полосой нарушающее привычную гармонию ночного неба. Комета – это пылающий осколок, прилетевший в наш мир из далекой, неизведанной бездны. Наверное, поэтому комета – явление всегда немного пугающее. Все три стихотворения, написанные в разное время разными авторами (А.А.Григорьевым, А.С.Пушкиным и А.А.Блоком), посвящены комете – этому странному «пылающему» явлению. Но о комете ли на самом деле пишут эти поэты? Чем похожи их произведения, и чем они различаются?.. Именно на эти вопросы я попытаюсь ответить. Первое стихотворение принадлежит А.А. Григорьеву и называется «Комета». При первом прочтении перед глазами возникают образы: образ ослепительной кометы стрелой пронзающей ночную темноту неба. Она яркой полосой промелькнула среди миллионов сверкающих звезд, но менее ярких, чем комета. Прочтение второе. Уже можно выделить два полюса: звезды и комета. Между ними возникает своеобразный «конфликт». Звезд – много («сонм звезд» - метафора), комета – одна. Звезды «свершают определенный путь спокойно», «размеренно и стройно», «как звуков перелив, одна вослед другой» - сравнение; комета же горит, она – «неправильная черта»(метафора), «недосозданная», «вся полная раздора», «невзнузданных стихий неистового спора»(эпитеты, метафоры). Комета вносит хаос, разлад в привычный, размеренный хоровод звезд («разрушение гармонии»). Прочтение третье… Возникают ассоциации, приходит осознание, что все стихотворение А.А.Григорьева – развернутая метафора. Мне кажется, что не о комете как таковой пишет автор, под образом кометы он подразумевает какое-то явление, нарушающее привычный уклад жизни, словно комета, вносящее смятение и хаос. Все стихотворение представляет собой словно полет кометы, оно очень динамичное , запятые или отсутствие знаков ускоряет темп, нет деления на строфы… И лишь ближе к концу автор задает риторический вопрос, усиливая паузу троеточием, как будто давая читателю «отдышаться» перед самым главным… Возникает вопрос: если комета – явление дисгармоничное, - значит, оно неправильное? Нет. Из последних строк видно, что комета из «лона отчего», «из родника творенья» (метафоры, то есть с неба), она послана Богом, чтобы путем борьбы и испытания «очистить старое и создать что-то новое («цель очищения и самозданья»). Мне хочется верить, что под этим феерическим явлением, рано или поздно нарушающего привычную гармонию жизни, А.А.Григорьев подразумевал… Любовь. Ведь она, точно так же как комета порой врывается в нашу жизнь. И ей нет дела до «общего смущения звезд»,то есть до всех тех, кто вокруг нее, весь мир (ведь звезд много) для нее иной. И Любовь призвана очистить нашу жизнь. Пусть даже путем нелегкой борьбы. Второе стихотворение принадлежит А.С.Пушкину и называется «Портрет». При первом прочтении, кажется, что речь идет о человеке. «С своей пылающей душой», « с своими бурными страстями» - эти определения, как правило, применяются к людям. Автор пишет о «ней»? Женщина? Может быть, комета? А «жены севера» (перифраз) – звезды? В последней строке поэт сравнивает «ее» с «беззаконной кометой в кругу расчисленном (архаизм) светил» (сравнение). Значит, не о комете идет речь… Прочтение второе. Также как и у А.А. Григорьева стихотворение А.С.Пушкина очень динамичное, представляющее собой одно предложение, но оно очень маленькое. Может, речь идет все-таки о человеке? Прочтение третье. Я прихожу к выводу, что, наверное, также как и А.А.Григорьев А.С.Пушкин имел ввиду… тоже Любовь, похожую на комету: « с пылающей душой», «бурными страстями» (так присущими Любви). Она словно комета, которая является порой «неожиданно», меж «жен севера», то есть звезд, «мимо всех условий света» (замечу, что именно «мимо», а не «вопреки», как комета пролетает мимо звезд), «стремится до утраты сил» ( ведь комета сгорает прежде чем упасть на землю, Любовь также «горит», живет до «утраты сил»). Именно потому что Любовь проходит «мимо всех условий», она – как будто «беззаконная комета», явление уникальное и единичное среди тысяч других людей («в кругу расчисленном светил», то есть людей). Таким образом, можно понять, что А.С.Пушкин, также как и А.А.Григорьев написал «портрет» - портрет любви. И наконец, третье стихотворение принадлежит А.А.Блоку. Оно, в отличие от двух предыдущих стихотворений, разделено на пять строф, но также как у А.С.Пушкина и А.А.Григорьева динамично, благодаря перекрестным рифмам. Признаюсь, для меня оно было самым трудным для понимания. Но точно также как и в предыдущих двух стихотворениях, мне кажется, что речь идет о Любви, которую Блок сравнивает с «факелом-кубком», осветившим ночную мглу. Здесь можно выделить два полюса: «я» и «ты». Свет и мгла. Любовь в этом стихотворении также и комета, чей «шлейф забрызган звездами» (метафора). Небо « смотрит синим, синим, синим взором» (лексический повтор). Любовь поднимает «костер меж землей и небесами», словно комета, и когда вдруг «пали душные туманы», «погас свет» и «прошлась мгла» (метафора). Она дала ему в руки факел – кубок, великую силу любви которая осветила «купол синий» (метафора), «расплескала млечный путь» (метафора)… Последняя строфа поражает своей трагичностью: «как мой путь страдальный сладок» (оксюморон), как легко и ясно умирать ( в этих строках используется анафора). Легко и ясно умирать, потому что эта «комета», то есть Любовь осветила мглу и облегчила страдания… Таким образом, все три стихотворения, хотя они и написаны в разное время разными авторами, посвящены одной теме – силе Любви. И хотя авторы прибегают к разным средствам выразительности, все они используют одну метафору: Любовь как комета. Ведь Любовь также как и комету нельзя предвидеть. Любовь – это что-то феерическое, непонятное, ослепительной полосой нарушающее привычную гармонию жизни. Это пылающий осколок, который освещает собой однообразие бытия.
Сегизбаева Эльмира, 11 класс, МОУ СОШ № 16, учитель Антипова Т.В.
Стихотворения Ю.Д. Левитанского и А.А. Тарковского посвящены теме «слова». Слово здесь является объектом для понимания и рассмотрения. Уже с самого начала оба поэта предлагают нам два совершенно разных понимания слова: «музыка моя, слова …» и «слово только оболочка». Первое в стихотворении – пронизывает весь текст. И действительно, всё произведение Левитанского необычайно музыкально. Каждая строфа становится отдельной историей. Каждая представляет читателю некий визуальный, ассоциативный ряд, целую картину. Всего этого поэт достигает благодаря использованию однородных членов и ярких аллитераций. Взгляните: «спряженье», «сближенье», «обнаруженье». А уже в следующей строке: «осень, синь, синица». И так на протяжении всего стихотворения. Настроение лирического героя переполнено вдохновением; он, подобно «певцу любви», любви к каждому звучанию языка, объединяет предметы по принципу их созвучности. Он будто создаёт из них целый оркестр, восхищаясь складностью мотива: «Ах, как музыка играет, то ли сердце замирает …». Опять же аллитерация – на этот раз на [р]. Это произведение напоминает нам о творчестве Бориса Пастернака, о его «Во всём мне хочется дойти до самой сути …». Если у Ю.Д. Левитанского стихотворение передаёт лишь мгновенный порыв, лёгкость в восприятии слова как «музыки», то у Арсения Тарковского мы встречаем знакомые нам ещё по «Пророку» А.С. Пушкина и «Silenсium» Ф.И. Тютчева мотивы рассуждения на тему владения словом и отношения к нему. Поэт заявляет, что слово – «оболочка», «плётка, звук пустой». Но всё не так просто, ведь «в нём бьётся розовая точка, странным светится огнём». А уже в третьей строфе: « … власть от века есть у слова». Таким образом, слово для лирического героя двойственно, и поэтому никогда не стоит его недооценивать. Любое может из «розовой точки» превратиться в предсказание, «в плёнку жребиев людских». И поэтому поэт, у которого «пути другого на свете нет», должен быть осторожен, «не описывать заранее ни сражений, ни любви». Вспомним В. Брюсова, который в одном из своих стихотворений дал «три завета» «юному поэту». Тарковский же не поучает, а больше предостерегает. Он призывает поэта быть осторожным с ролью «пророка». Это ответственность, при которой «на тебя любая строчка точит нож в стихах твоих». Стихотворение «Слово» написано преимущественно ямбом, в нём уже нет той лёгкости и восторженности, как у Левитанского. Оно посвящено размышлениям о судьбе поэта, проносящего с собой через всю жизнь своё творчество. У А. Блока ямб ассоциировался со смертью. Действительно, чем дальше мы читаем текст, тем более нагнетается атмосфера: «странный огонь», «дела нет», «власть», «опасайся», «смерть», «жребий», «точит нож». Стихотворения Ю.Д. Левитанского и А.А. Тарковского написаны в разной стилистике, отражают различные настроения и взгляды. Для первого слово - это «музыка», свободная игра, от которой «кружится голова». Для второго – «власть», при которой «любая строчка точит нож». Но для обоих поэтов слово становится высшей ценностью, являющейся мерилом всех вещей. Смирнова Алёна, 9 класс, МОУ гимназия № 18, учитель Мурашова О.А.
Ночь и лунный свет – различия сходства.
Склонился в багряные воды,
Прохладная стелется тень…
Темнеют лазурные своды, Прохладная стелется тень…
И ночь молчаливая мирно Пошла по дороге эфирной…
С волшебным твоим покрывалом, С целебным твоим фиалом…
Своим миротворным явленьем, Своим усыпительным пеньем
Все, что близко, что далеко, Все, что грустно и смешно, Все, что спит в душе глубоко,
Отчего ж былого счастья Мне теперь ничуть не жаль,
| |
| |
Просмотров: 12064 | |
Всего комментариев: 0 | |