Литературная
игра По повестям
«Пиковая дама» Подготовила и провела «Наша память
хранит с малолетства веселое имя: Пушкин.
Это имя, этот звук наполняет собою многое
дни нашей жизни. Сумрачные имена
императоров, полководцев, изобретателей
орудий убийства, мучителей и мучеников
жизни. И рядом с ними – это легкое имя:
Пушкин», - писал Александр Александрович
Блок, один из крупнейших поэтов начала
XX
в. Трудно не согласиться с этим
высказыванием. 1. Разминка Цель разминки – повторить ранее изученные (в 5-7 классах) произведения А.С.Пушкина, прежде всего «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и роман «Дубровский». Три свадьбы Перед вами знаменитое полотно В.
Пукирева «Неравный брак». На академической
выставке 1863 г. В Петербурге картина
произвела ошеломляющее впечатление на
зрителей, хотя каждый из них сам мог
быть свидетелем подобной сцены в жизни.
Брак по расчету – молодое чистое создание
выдают замуж за отжившего старика. В
одном из произведений Пушкина тоже
описана подобная свадьба.
Вопрос
командам «Он
прекрасен» На стенде размещены иллюстрации
к пушкинским поэмам: « Петр I в Полтавском бою» В. Серова, «Погоня»
(«Медный всадник») А. Бенуа, «НА берегу
пустынных волн…» Викторина На столе разложены карточки
с вопросами. Представители команд по
очереди тянут билеты. После небольшого
совещания (20 секунд) учащиеся дают
ответы.
4. Герой какого произведения боролся
с насекомыми с помощью огнестрельного
оружия: «Бывало, увидит муху и кричит:
Кузька, пистолет! Кузька и несет ему
заряженный пистолет. Он хлоп, и вдавит
муху в стену!»? 5. Кто из персонажей пушкинских
произведений был героем Бородинского
сражения? 6. «В сенях я остановился и просил у ней
позволения ее поцеловать… Много могу
я насчитать поцелуев, с тех пор как этим
занимаюсь, но ни один не оставил во мне
столь долгого, столь приятного
воспоминания». В каком же произведении
Пушкина говорится про этот
поцелуй? 7. «Я женат четвертый год и не знаю, кто
моя жена», - признается герой одной из
повестей Пушкина. Помните ли вы, кто сей
странный человек? 8. «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!»
К какой героине относятся эти слова?
Сколько же у нее было «нарядов», сколько
«ролей» она сыграла с успехом? 2.Литературная дуэль В ходе данного конкурса
участники состязаний смогут побывать
на месте героев художественного
произведения, как бы перевоплотиться
в литературных персонажей и ответить
на ряд вопросов ведущего, связанных с
«жизнью» этих персонажей на страницах
книги. Беседе предшествует этап
«узнавания» «героями» «самих себя» :
игроки получают карточки, содержащие
словесный портрет или характеристику
«своего» героя и, ознакомившись с
описанием, должны сказать, о каком
персонаже идет речь. Задания первой паре
участников Германн Узнай себя Вопросы 1.
Рассказывают, что вы целые ночи напролет
просиживаете возле карточных столов и
с лихорадочным трепетом следите за
всеми оборотами игры. Почему же вы сами
не понтируете? 2.
В разложенной на
столике колоде карт найдите три заветные
карты. Назовите их. 3. Эти
три карты, после того как были открыты
вам призраком графини, полностью
завладели вашим сознанием. Какую из
этих карт вам напоминала всякая стройная
девушка? С какой картой у вас ассоциировался
любой солидный мужчина? 4. Чтоб
проникнуть в дом графини, вы вступили
в переписку с ее воспитанницей Лизой.
Помнится, первое письмо «было нежно,
почтительно и слово в слово взято из
немецкого романа». Все остальные послания
также имели литературный первоисточник?
Неужели в них не было ни капли
искренности? Графиня Анна Федотовна Узнай
себя Вопросы 1.
Позвольте, madame,
помочь вам устроиться поудобнее (Ведущий
усаживает «графиню» в кресло.) Не угодно
ли посмотреть вот этот альбом? Уверяю
вас, вы найдете там кое-что интересное…
небольшой сюрприз для вас. (Ведущий
раскрывает альбом и обращает внимание
«графини» на портрет мужчины.) Конечно,
вы узнали этого человека. Да, да это
Ришелье. Про него в свете поговаривали…
впрочем, вы сами сейчас все
расскажете. Ришелье - маршал Франции, выдвинувшийся при Людовике XV. Пушкин называл его «Алкивиадом новейших Афин» за крайнюю распущенность, распутство. «Ришелье за нею [графиней] волочился, и бабушка уверяет, что он чуть было не застрелился от ее жестокости». 2. Большую
часть времени вы проводите за чтением
– ваша воспитанница Лиза постоянно
читает вам вслух. Какие книги вам
нравятся? Чего вы терпеть не можете в
романах? 3. Вы открыли
Германну тайну трех карт после своей
смерти. А при жизни неужели вы так никому
об этом не говорили? Задания второй
паре участников Пугачев Узнай
себя Вопросы 1.
Прослушайте фрагменты двух народных
песен: «Из-за острова на стрежень…» и
«Не шуми, мати зеленая дубровушка…».
Какая из них является вашей любимой
песней? 2. Вы
верующий человек? И в церковь ходите?
Какого вероисповедания вы придерживаетесь?
Как перекрестился бы реальный Емельян
Пугачев? Императрица Екатерина II Узнай себя «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее , полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. <…> Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность». Вопросы 1.
Перед вами портрет супруга вашего
императора Петра Федоровича (работы Ф.
Рокотова). Мы не будем сейчас касаться
вопроса о расправе, учиненной над ним
якобы по вашему повелению. Поговорим о
другом. Какое отношение имел ваш покойный
супруг к событиям, рассказанным в своих
записках неким Гриневым? 2. В
повести Пушкина вы изображены в полном
смысле слова милостивой
государыней, чуткой и внимательной к
беседам своих подданных. Вы, конечно,
не забыли разговора с сиротой, приехавшей
из далекой провинции искать защиты и
милости у вашего величества. Где же
происходила встреча с дочерью капитана
Миронова? 3.
В чем состояли ваши милости дочери
капитана Миронова? Задания третьей
паре участников Гринев Узнай себя Поскольку описание внешности Гринева в «Капитанской дочке» отсутствует (повествование ведется от первого лица), предложим герою «узнать себя», например, по его собственному сочинению – стихотворению, посвященному Маше. Вопросы 1. Известно, что по молодости лет вы
грешили стихотворством. Эти поэтические
опыты, если верить вашим собственным
словам, «для тогдашнего времени были
изрядны» и удостоились похвалы со
стороны признанного литературного
авторитета тех лет. Кто же это? Кто из
тогдашних известных литераторов
похвалили ваши стихи? Найдите его портрет
среди представленных на стенде: А. П.
Сумраков, Г. Р. Державин, Д. И.
Фонвизин. 2. В
Белогорской крепости вас произвели в
офицеры. Будьте добры, огласите ваш
послужной список до сего
момента? 3. В
1774 г. Вас арестовали и привлекли к
следствию по делу Пугачева. На допросе
велась речь о «странной» для офицера и
дворянина «дружбе» со злодеем и
бунтовщиком. Сколько же раз сводила вас
судьба с Пугачевым? Швабрин Узнай себя «Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели, длинная борода была всклочена». Вопросы 1. Вы
человек чрезвычайно саркастичный. Так,
вы язвительно отозвались о трогательном
любовном стихотворении своего товарища
по службе – Гринева, сказав, что сии
вирши достойны «куплетцев» учителя
вашего. (А учитель ваш и вправду писал
весьма тяжеловесным слогом.) 2. Вы человек
циничный, не верите в чистую, возвышенную
любовь, будучи убеждены, что свидания
с девушкой легко добиться с помощью
подкупа, подарка. Позвольте полюбопытствовать,
как дорого вы оценили любовь Маши
Мироновой? Чем предлагали Гриневу
прельстить ее? (Учащийся должен выбрать
нужную вещь из трех предметов: перстень,
серьги, бусы.) 3.
С приходом Пугачева
вы перешли на службу к нему. Какую же
должность пожаловал вам самозваный
государь? 3. «Мирская молва» Для участия в конкурсе ведущий приглашает по пять человек от каждой команды. Обеим пятеркам предстоит разыграть небольшое представление – разговор двух русских семейств – Гриневых и Мироновых. В состав «семьи» Гриневых, помимо Петруши и его родителей – Андрея Петровича и Авдотьи Васильевны, - могут быть включены также гувернер мосье Бопре и стремянный Савельич – воспитатели хозяйского сына. К Мироновым – Маше, Ивану Кузьмичу и Василисе Егоровне – примкнут Швабрин и Иван Игнатьич. Вопросы для беседы (по 1-2 в расчете на каждого члена «семьи») ребята продумают сами в ходе подготовки к викторине, но собственно «встреча», диалог должны, безусловно, носить характер экспромта. Условия конкурса: по возможности соблюсти этикет и особенности языка XVIII в. 4. «Суд да дело» Конкурс пройдет в форме символического судебного процесса. Как известно, Гринев был привлечен к работе Следственной комиссии по делу Пугачева и обвинен в государственной измене. На заседании суда выступят прокурор и свидетель Швабрин – представители команды №1. Затем ведущий предоставит слово для оправдания обвиняемому Гриневу (представитель команды №2). Роль защитника выполнит второй свидетель – Маша Миронова (тоже от команды №2). Кто окажется сильнее: обвинение или защита? – определит жюри. 5. «Толковый словарь» Работа с материалами раздела учебника "Капитанская дочка. Словарный комментарий". Индивидуальное задание №1 От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает ребятам "перевести" некоторые устаревшие слова на современный язык. Задание выполняется письменно на корточках или доске. Карточка №1 Карточка №2 Индивидуальное задание №2 Пара игроков-соперников получает карточки, на которых записаны слова и варианты их значений. Задача участников конкурса- определить, какое из перечисленных значений правильное. Карточка №1 а) парикмахер; б) продавец вина в трактире; в)
настойчивый кавалер.
а) человек, сраженный физическим недугом; б) военнослужащий, состарившийся на военной службе; в) военнослужащий, имеющий увечья. Правильный ответ – б. Карточка №2 Грош (в XVIII в.) – монета достоинством … а) в две копейки; б) в одну копейку; в) в 10 копеек. Правильный ответ – а. Существенность – это … а) суть, сущность; б) действительность, явь, окружающий мир; в) вещество, материал. Правильный ответ – б. Затем проводится "словесный марафон". В нем участвуют либо команда в полном составе, либо по нескольку представителей от каждой стороны. Ведущий в быстром темпе задает вопросы (по 5-6 каждой команда). Побеждает группа, давшая наибольшее количество правильных ответов. Вопросы команде №1 1. Лицо, награжденное орденом. Кавалер. 2. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоявший на службе. Недоросль. 3. Короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета. Камзол. 4. Сборник законов о воинских обязанностях. Артикул. 5. Слуга, ухаживающий за лошадью. Стремянный. 6. Солдат-новобранец. Рекрут. Вопросы команде №1 1. Человек, достигший большой власти вследствие близости к царю или царице. Временщик. 2. Слуга, приставленный к мальчику в дворянской семье. Дядька. 3. Человек, пользующийся особым доверием. Наперсник. 4. Любительница рассказывать новости. Вестовщица. 5. Лицо, прислуживающее при бильярде. Маркёр. 6. Арестант, узник в колодках. Колодник. 6.
«Раз словечко, два
словечко…» Конечная цель задания состоит
в угадывании афоризма. Собственно,
угадыванию предшествует "торг":
"Я угадаю высказывание с трех слов
(с двух, с одного слова)". Минимальную
"цену" (т.е. наибольшее количество
слов назначает ведущий). Максимальная
"цена" устанавливается в ходе
"торгов". Заключительное слово ведущего "У каждого
из нас – свой Пушкин, остающийся одним
для всех. Он входит в нашу жизнь в самом
начале ее и уже не покидает нас до конца".
Эти слова А. Т. Твардовского вы прочитали
в учебнике-хрестоматии, когда только
приступали к изучению произведений
Пушкина в этом году. Впереди вам предстоит
немало встреч с великим поэтом. | |
| |
Просмотров: 3938 | |
Всего комментариев: 0 | |