СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ



























































СЛАЙД 1

Выступление на ГМО учителей химии.


Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Докладчик: Климова Светлана Николаевна (МОУ гимназия № 9).

Дата:25.08.2011г.









СЛАЙД 2
Слово «технология» происходит от греческих techne – искусство, мастерство и logos – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции:
  1. Педагогические технологии как средство.
  2. Педагогические технологии как способ.
  3. Педагогические технологии как научное направление.
  4. Педагогические технологии как многомерное понятие.
В классификации периодических технологий существует множество подходов:
- по уровню и характеру
- по философской основе
- по основному методологическому подходу
- по ведущему фактору развития
- по научной концепции передачи и освоения опыта
- по ориентации на личностные сферы и ключевые компетентности индивида
- по характеру содержания и структуры
- по виду социально-педагогической деятельности
- по типу управления учебно-воспитательно-социальным процессом
- по преобладающим методам и способам
- по организационным формам
- по преобладанию средств
- по подходу к ребёнку и ориентации педагогического взаимодействия
- по направлению модернизации и отношению к традиционной образовательной системе
- по категории объектов педагогического воздействия
Мы с вами поговорим о классификации педагогических технологий наиболее полно реализуемом в современном образовательном процессе.

СЛАЙД 3
Современные образовательные технологии подразделяются на 9 основных видов:
  • ПТ на основе личностной ориентации пед.процесса
  • ПТ на основе активизации и интенсификации деятельности уч-ся
  • ПТ на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  • ПТ на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
  • Частнопредметные ПТ
  • Альтернативные ПТ
  • Природосообразные ПТ
  • Технологии развивающего обучения
  • ПТ авторских школ
Каждая из этих 9 видов включает в себя несколько однотипных технологий, которые мы сейчас и рассмотрим.


СЛАЙД 4
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
  • Педагогика сотрудничества
  • Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
  • Система Е.Н.Ильина
  • Технология витагенного образования



СЛАЙД 5
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Технология проектного обучения
  • Интерактивные технологии
  • Технология коммуникативного обучения
  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей



СЛАЙД 6
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  • Технология программированного обучения
  • Технология уровневой дифференциации
  • Технология дифференцированного обуучения по интересам детей
  • Технология индивидуализации обучения
  • Коллективный способ обучения (КСО)
  • Технологии групповой деятельности
  • Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем

СЛАЙД 7
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
  • Экология и диалектика
  • Диалог культур
  • Укрупнение дидактических единиц – УДЕ
  • Реализация теории поэтапного формирования умственных действий
  • Технологии модульного обучения
  • Технологии интеграции в образовании
  • Технологии концентрированного обучения
  • Дидактическая многомерная технология В. Э. Штейнберга



СЛАЙД 8
Частнопредметные педагогические технологии
  • Технология раннего и интенсивного обучения грамоте
  • Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе
  • Технология обучения математике на основе решения задач
  • ПТ на основе системы эффективных уроков
  • Система поэтапного обучения физике
  • Технология музыкального воспитания школьников
  • Авторские ПТ

СЛАЙД 9
Альтернативные технологии
  • Технология продуктивного образования
  • Технология вероятного образования
  • Технология мастерских
  • Технология эвристического образования



СЛАЙД 10
К природосообразным технологиям относятся:
  • Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
  • Природосообразные технологии обучения чтению и письму
  • Природосообразная технология обучения иностранному языку
  • Технология обучения детей с признаками одарённости



СЛАЙД 11
Технологии свободного образования включают в себя:
  • Технология свободной школы Саммерхилл
  • Педагогика свободы Л. Н. Толстого
  • Вальдорфская педагогика
  • Технология саморазвития
  • Технология Дальтон-план
  • Технология свободного труда
  • Школа-парк
  • Целостная модель свободной школы Т. П. Войтенко
Но мы не будем останавливаться подробно на этих технологиях, так как всё это изложено в энциклопедии образовательных технологий (Г. К. Селевко)
Мы с вами остановимся на технологиях, которые каждый из нас может использовать в образовательном процессе.

СЛАЙД 12

Педагогика сотрудничества –это совместная развивающая деятельность взрослых и детей , скреплённая взаимопониманием , проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности


СЛАЙД 13
В педагогическом сотрудничестве выделяют 4 направления:
  • Гуманно – личностный подход к ребёнку
  • Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
  • Концепция гуманистического коллективного воспитания
  • Педагогизация окружающей среды



СЛАЙД 14
Гуманно – личностный подход представляет собой совокупность положений, определяющих отношение к личности ребёнка. Сущностью этого отношения является его направленность на развитие целостной совокупности качеств личности. Гуманно – личностный подход объединяет следующие идеи:
- новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса (каждый реб. обладает способностями)
- гуманизацию и демократизацию педагогических отношений (гуманизация-любовь к детям, вера в реб., сотрудничество, общение; демократизация-право реб. на свободный выбор, ошибку, свою точку зрения…)
- отказ от прямого принуждения как метода, не дающего рез –тов в современных усл. (требовательность без принуждения, увлечённость рождённая интересным преподаванием…)
- новую трактовку принципа учёта индивидуальных и возрастных особенностей детей (отказ от ориентации на среднего ученика, поиск лучших качеств личности…)
- формирование положительной Я – концепция (это система осознанных и неосознанных представлений о самой себе, на основе которых она строит своё поведение(положительная Я-концепция т. е. я нравлюсь, я способен…)





СЛАЙД 15

Реализация учителем личностного подхода
  • Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё.
  • Создавать такую обстановку учения, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание к себе.
  • Исключить принуждение, а также всякое выделение отставания и других недостатков ребёнка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребёнка.
  • Организовывать «атмосферу успеха», помогать детям учиться победно, обретать уверенность в своих силах и способностях.
  • Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих, развивать сознание причастности к своему коллективу и к социальному целому
  • Завоёвывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть личностью



СЛАЙД 16
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов, «чему» и «как» учить сегодня детей:
- содержание обучения рассматривается как средство развития личности
- обучение ведётся прежде всего обобщённым знаниям, умениям и навыкам и способам мышления
- происходит объединение, интеграция школьных дисциплин
- развивается вариативность и дифференциация обучения
- Используется положительная стимуляция учения
- используются авторские системы педагогов-новаторов(В.Ф.Шаталов-опорные конспекты, С. Н. Лысенкова – опережающее обучение и т.д.)

СЛАЙД 17
Концепция гуманистического коллективного воспитания
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания
- превращение школы Знания в школу Воспитания
-постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы
- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей
-новые субъект-субъектные отношения участников педагогического процесса: сотрудничество,сотворчество, соуправление, сопереживание, сочуствие
- развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности
- возрождение русских национальных и культурных традиций
-постановка трудной цели


СЛАЙД 18
Педагогизация окружающей среды
Личность выпускника определяется совместным действием всех трёх источников воспитания: школа, семья, социальная среда (микрорайон)
Новая педагогическая технология выдвигает задачи интеграции всех воспитательных воздействий среды на основе её педагогизации, осознания того, что «общество живёт и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно хочет жить»

СЛАЙД 19
Особое внимание хотелось бы уделить игровым технологиям, проблемному обучению, методу Шаталова
Игровые технологии
  • Игровые технологии в дошкольном периоде
  • Игровые технологии в младшем школьном возрасте
  • Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

(например: организационно – деятельностные игры, школа-театр, внеклассные ролевые игры, финансово-экономические деловые игры)


СЛАЙД 20
Проблемное обучение
  • Частично – поисковый метод постепенно приобщает учеников к самостоятельному решению проблем. Учитель придумывает систему проблемных вопросов, которые должны вызывать затруднения уч-ся. Учитель должен придумать возможные «подсказки», он сам резюмирует главное, опираясь на ответы учеников
  • Технология учебного исследования обеспечивает творчество, продуктивную деятельность и наиболее эффективные и прочные знания. Она предполагает, что ученики самостоятельно формулируют проблему и решают её.
  • Прообразом эвристического образования стал метод Сократа, который вместе с собеседником с помощью особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний



СЛАЙД 21
Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.
  • Метод жизненных заданий, метод исканий (основано в России в 1905г; советские педагоги делали упор на общественно полезную напрвленность проектов)
  • «Дальтон – план Е. Паркхерст»(выполнение программы разбитой на подряды, где указывались разделы, литература…..)
  • Кейс – стади (casestudy) метод (разработка Гарвардского университета) – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций.



СЛАЙД 22
Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов (учитель) и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.
  • В переводе с французского «дебаты» означает прения, обмен мнениями на каком–нибудь собрании. Практика дебатов заключается в том, чтобы искусственно придавать культурным явлениям эмоциональную окраску, социальное содержание. Здесь воплощается практика смешения социокультурного, риторического и эмоционального аспектов.
  • Урок – проблемный семинар представляет соединение достоинств «творческой дискуссии» и «мозгового штурма» (проблема поиск варианта решения поиск аргументов отбор аргументов критика отбор решений способ реализации решений обсуждение подведение итогов)
  • Психолого – педагогическое консультирование - специально организованный процесс общения, который может вывести из трудной жизненной ситуации.



СЛАЙД 23
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)
Конспекты-схемы С. Д. Шевченко – это обычные схемы изучаемой темы, в которой чётко обозначено основное содержание, выделены основные понятия и факты. Систематизация всего пройденного материала проводится с помощью особого, синтетического конспекта. Это примерно такой же конспект-схема для изучения каждой темы, но более компактный.

СЛАЙД 24
Программное обучение – технология обучения, использующая обучающую «программу», то есть разветвлённую последовательность порций материала
Программированный учебный материал представляет серию небольших порций учебной информации («кадров», «файлов», «шагов»,), предъявляемых учащимся в определённой логической последовательности.
  • Главная идея программированного обучения – управление учением, учебными действиями ученика с помощью обучающей программы



СЛАЙД 25
Дифференцированное обучение – это
1) форма организации учебного процесса , при которой учитель работает с группой, составленной с учётом наличия у них общих качеств
2) часть общей дидактической системы , которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых
В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация:
- по возрастному составу
- по полу
- по области интересов (физмат,гуман…)
- по уровню умственного развития
- по уровню достижений
- по личностно-психологическим типам
- по уровню здоровья


СЛАЙД 26

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в «динамических парах» (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каждого.


СЛАЙД 27
Технологии групповой деятельности
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
  1. подготовка к выполнению группового задания
постановка задачи
инструктаж о последовательности работы
деление на группы
раздача дидактического материала
  1. групповая работа
знакомство с материалом
распределение заданий внутри группы
выполнение задания
обсуждение результатов
подведение итогов
  1. заключительная часть
сообщение о результатах работы


СЛАЙД 28
Технология С. Н. Лысенковой: перспективно – опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
С. Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. При этом появляются новые в дидактике понятия, раскрывающие сущность опережения: частота опережений, длина или дальность опережения (ближнее –в пределах урока, среднее - в пределах системы уроков, дальнее – в пределах учебного курса, межпредметные опережения)
Материал усваивается в три этапа:
1) предварительное введение первых порций будущих знаний
2) уточнение новых понятий,их обобщение, применение
3) развитие беглости мыслительных приёмов и учебныхдействий


Мы с вами рассмотрели наиболее эффективно работающие технологии в предмете химия. Существует ряд других технологий применимых для нас, и они используются, но моей целью было напомнить об основных педагогических технологиях в свете новых требований к аттестации






Категория: Химия | Добавил: ymoc (29.08.2011)
Просмотров: 11946 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]