- СЛАЙД
1
|
Выступление на ГМО
учителей химии.
Тема:
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- Докладчик:
Климова Светлана Николаевна
(МОУ гимназия №
9).
- Дата:25.08.2011г.
|
- СЛАЙД
2
| - Слово
«технология» происходит от греческих
techne – искусство,
мастерство и logos
– учение. Поэтому термин «педагогическая
технология» в буквальном переводе
означает учение о педагогическом
искусстве, мастерстве.
- В
научном понимании и употреблении термина
«педагогическая технология» существуют
большие разночтения, среди которых
можно выделить четыре позиции:
-
Педагогические технологии как
средство.
- Педагогические
технологии как способ.
-
Педагогические технологии как научное
направление.
- Педагогические
технологии как многомерное
понятие.
- В
классификации периодических технологий
существует множество подходов:
-
- по уровню и характеру
- - по
философской основе
- - по
основному методологическому
подходу
- - по ведущему фактору
развития
- - по научной концепции
передачи и освоения опыта
-
- по ориентации на личностные сферы и
ключевые компетентности индивида
-
- по характеру содержания и структуры
-
- по виду социально-педагогической
деятельности
- - по типу
управления учебно-воспитательно-социальным
процессом
- - по преобладающим
методам и способам
- - по
организационным формам
- - по
преобладанию средств
- - по
подходу к ребёнку и ориентации
педагогического взаимодействия
-
- по направлению модернизации и отношению
к традиционной образовательной
системе
- - по категории
объектов педагогического воздействия
-
Мы с вами поговорим о классификации
педагогических технологий наиболее
полно реализуемом в современном
образовательном процессе.
|
- СЛАЙД
3
| - Современные
образовательные технологии
подразделяются на 9 основных
видов:
- ПТ на
основе личностной ориентации пед.процесса
- ПТ на основе активизации и
интенсификации деятельности уч-ся
-
ПТ на основе эффективности управления
и организации учебного процесса
-
ПТ на основе дидактического
усовершенствования и реконструирования
материала
- Частнопредметные
ПТ
- Альтернативные ПТ
-
Природосообразные ПТ
-
Технологии развивающего обучения
-
ПТ авторских школ
- Каждая
из этих 9 видов включает в себя несколько
однотипных технологий, которые мы сейчас
и рассмотрим.
|
- СЛАЙД
4
| - Педагогические
технологии на основе личностной
ориентации педагогического
процесса
-
Педагогика сотрудничества
-
Гуманно-личностная технология
Ш.А.Амонашвили
- Система
Е.Н.Ильина
- Технология
витагенного образования
|
- СЛАЙД
5
| - Педагогические
технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности
учащихся
-
Игровые технологии
- Проблемное
обучение
- Технология проектного
обучения
- Интерактивные
технологии
- Технология
коммуникативного обучения
-
Технология интенсификации обучения на
основе схемных и знаковых
моделей
|
- СЛАЙД
6
| - Педагогические
технологии на основе эффективности
управления и организации учебного
процесса
-
Технология программированного
обучения
- Технология уровневой
дифференциации
- Технология
дифференцированного обуучения по
интересам детей
- Технология
индивидуализации обучения
-
Коллективный способ обучения (КСО)
-
Технологии групповой деятельности
-
Технология С.Н. Лысенковой:
перспективно-опережающее обучение с
использованием опорных
схем
|
- СЛАЙД
7
| - Педагогические
технологии на основе дидактического
усовершенствования и реконструирования
материала
-
Экология и диалектика
- Диалог
культур
- Укрупнение
дидактических единиц – УДЕ
-
Реализация теории поэтапного формирования
умственных действий
- Технологии
модульного обучения
- Технологии
интеграции в образовании
-
Технологии концентрированного
обучения
- Дидактическая
многомерная технология В. Э.
Штейнберга
|
- СЛАЙД
8
| - Частнопредметные
педагогические технологии
-
Технология раннего и интенсивного
обучения грамоте
- Технология
совершенствования общеучебных умений
в начальной школе
- Технология
обучения математике на основе решения
задач
- ПТ на основе системы
эффективных уроков
- Система
поэтапного обучения физике
-
Технология музыкального воспитания
школьников
- Авторские
ПТ
|
- СЛАЙД
9
| - Альтернативные
технологии
-
Технология продуктивного образования
-
Технология вероятного образования
-
Технология мастерских
-
Технология эвристического образования
|
- СЛАЙД
10
| - К
природосообразным технологиям
относятся:
-
Технологии физического воспитания,
сбережения и укрепления здоровья
-
Природосообразные технологии обучения
чтению и письму
- Природосообразная
технология обучения иностранному
языку
- Технология обучения
детей с признаками одарённости
|
- СЛАЙД
11
| - Технологии
свободного образования включают
в себя:
- Технология
свободной школы Саммерхилл
- Педагогика свободы Л. Н.
Толстого
- Вальдорфская
педагогика
- Технология
саморазвития
- Технология
Дальтон-план
- Технология
свободного труда
-
Школа-парк
- Целостная модель
свободной школы Т. П. Войтенко
- Но мы не будем
останавливаться подробно на этих
технологиях, так как всё это изложено
в энциклопедии образовательных технологий
(Г. К. Селевко)
- Мы с вами
остановимся на технологиях, которые
каждый из нас может использовать в
образовательном процессе.
|
- СЛАЙД
12
| Педагогика
сотрудничества –это
совместная развивающая деятельность
взрослых и детей , скреплённая
взаимопониманием , проникновением в
духовный мир друг друга, совместным
анализом хода и результатов этой
деятельности |
- СЛАЙД
13
| - В
педагогическом сотрудничестве
выделяют 4 направления:
-
Гуманно – личностный подход к
ребёнку
- Дидактический
активизирующий и развивающий
комплекс
- Концепция
гуманистического коллективного
воспитания
- Педагогизация
окружающей среды
|
- СЛАЙД
14
| - Гуманно
– личностный подход представляет
собой совокупность положений, определяющих
отношение к личности ребёнка. Сущностью
этого отношения является его направленность
на развитие целостной совокупности
качеств личности. Гуманно – личностный
подход объединяет следующие идеи:
-
- новый взгляд на личность как цель
образования, личностную направленность
учебно-воспитательного процесса (каждый
реб. обладает способностями)
-
- гуманизацию и демократизацию
педагогических отношений (гуманизация-любовь
к детям, вера в реб., сотрудничество,
общение; демократизация-право реб. на
свободный выбор, ошибку, свою точку
зрения…)
- - отказ от прямого
принуждения как метода, не дающего рез
–тов в современных усл. (требовательность
без принуждения, увлечённость рождённая
интересным преподаванием…)
-
- новую трактовку принципа учёта
индивидуальных и возрастных особенностей
детей (отказ от ориентации на среднего
ученика, поиск лучших качеств
личности…)
- - формирование
положительной Я – концепция (это система
осознанных и неосознанных представлений
о самой себе, на основе которых она
строит своё поведение(положительная
Я-концепция т. е. я нравлюсь, я
способен…)
|
- СЛАЙД
15
| - Реализация учителем
личностного подхода
-
Видеть в каждом ученике уникальную
личность, уважать её, понимать, принимать,
верить в неё.
- Создавать такую
обстановку учения, в которой каждый
ученик чувствовал бы себя личностью,
ощущал бы внимание к себе.
-
Исключить принуждение, а также всякое
выделение отставания и других недостатков
ребёнка, понимать причины детского
незнания и неправильного поведения и
устранять их, не нанося ущерба личному
достоинству ребёнка.
-
Организовывать «атмосферу успеха»,
помогать детям учиться победно, обретать
уверенность в своих силах и
способностях.
- Учить школьника
видеть личность как в самом себе, так и
в каждом из окружающих, развивать
сознание причастности к своему коллективу
и к социальному целому
-
Завоёвывать уважение и доверие учеников,
для чего относиться к себе самому как
к личности и быть личностью
|
- СЛАЙД
16
| - Дидактический
активизирующий и развивающий комплекс
педагогики сотрудничества открывает
новые принципиальные подходы и тенденции
в решении вопросов, «чему» и «как» учить
сегодня детей:
- - содержание
обучения рассматривается как средство
развития личности
- - обучение
ведётся прежде всего обобщённым знаниям,
умениям и навыкам и способам
мышления
- - происходит
объединение, интеграция школьных
дисциплин
- - развивается
вариативность и дифференциация
обучения
- - Используется
положительная стимуляция учения
-
- используются авторские системы
педагогов-новаторов(В.Ф.Шаталов-опорные
конспекты, С. Н. Лысенкова – опережающее
обучение и т.д.)
|
- СЛАЙД
17
| - Концепция
гуманистического коллективного
воспитания
- - сочетание
индивидуального и коллективного
воспитания
- - превращение
школы Знания в школу Воспитания
-
-постановка личности школьника в центр
всей воспитательной системы
-
- гуманистическая ориентация воспитания,
формирование общечеловеческих
ценностей
- -новые
субъект-субъектные отношения участников
педагогического процесса:
сотрудничество,сотворчество, соуправление,
сопереживание, сочуствие
- -
развитие творческих способностей
ребёнка, его индивидуальности
-
- возрождение русских национальных и
культурных традиций
-
-постановка трудной
цели
|
- СЛАЙД
18
| - Педагогизация
окружающей среды
-
Личность выпускника определяется
совместным действием всех трёх источников
воспитания: школа, семья, социальная
среда (микрорайон)
- Новая
педагогическая технология выдвигает
задачи интеграции всех воспитательных
воздействий среды на основе её
педагогизации, осознания того, что
«общество живёт и развивается так, как
оно учится, и учится так, как оно хочет
жить»
|
- СЛАЙД
19
| - Особое
внимание хотелось бы уделить игровым
технологиям, проблемному обучению,
методу Шаталова
- Игровые
технологии
-
Игровые технологии в дошкольном
периоде
- Игровые технологии
в младшем школьном возрасте
-
Игровые технологии в среднем и старшем
школьном возрасте
(например:
организационно – деятельностные игры,
школа-театр, внеклассные ролевые игры,
финансово-экономические деловые
игры) |
- СЛАЙД
20
| - Проблемное
обучение
-
Частично – поисковый метод постепенно
приобщает учеников к самостоятельному
решению проблем. Учитель придумывает
систему проблемных вопросов, которые
должны вызывать затруднения уч-ся.
Учитель должен придумать возможные
«подсказки», он сам резюмирует главное,
опираясь на ответы учеников
-
Технология учебного исследования
обеспечивает творчество, продуктивную
деятельность и наиболее эффективные и
прочные знания. Она предполагает, что
ученики самостоятельно формулируют
проблему и решают её.
-
Прообразом эвристического образования
стал метод Сократа, который вместе с
собеседником с помощью особых вопросов
и рассуждений приходил к рождению знаний
|
- СЛАЙД
21
| - Проектное
обучение отличается от проблемного
тем, что деятельность учащихся имеет
характер проектирования, подразумевающего
получение конкретного (практического)
результата и его публичного
предъявления.
-
Метод жизненных заданий, метод исканий
(основано в России в 1905г; советские
педагоги делали упор на общественно
полезную напрвленность проектов)
-
«Дальтон – план Е. Паркхерст»(выполнение
программы разбитой на подряды, где
указывались разделы, литература…..)
-
Кейс – стади (case
– study) метод
(разработка Гарвардского университета)
– это обучение с помощью анализа
конкретных ситуаций.
|
- СЛАЙД
22
| - Интерактивное
обучение – это обучение с хорошо
организованной обратной связью субъектов
(учитель) и объектов обучения, с
двусторонним обменом информацией между
ними.
- В переводе
с французского «дебаты» означает прения,
обмен мнениями на каком–нибудь собрании.
Практика дебатов заключается в том,
чтобы искусственно придавать культурным
явлениям эмоциональную окраску,
социальное содержание. Здесь воплощается
практика смешения социокультурного,
риторического и эмоционального
аспектов.
- Урок – проблемный
семинар представляет соединение
достоинств «творческой дискуссии» и
«мозгового штурма» (проблема поиск
варианта решения поиск аргументов отбор
аргументов критика отбор решений способ
реализации решений обсуждение подведение
итогов)
- Психолого –
педагогическое консультирование -
специально организованный процесс
общения, который может вывести из трудной
жизненной ситуации.
|
- СЛАЙД
23
| - Технология
интенсификации обучения на основе
схемных и знаковых моделей учебного
материала (В. Ф. Шаталов)
-
Конспекты-схемы С. Д. Шевченко – это
обычные схемы изучаемой темы, в которой
чётко обозначено основное содержание,
выделены основные понятия и факты.
Систематизация всего пройденного
материала проводится с помощью особого,
синтетического конспекта.
Это примерно такой же конспект-схема
для изучения каждой темы, но более
компактный.
|
- СЛАЙД
24
| - Программное
обучение – технология обучения,
использующая обучающую «программу»,
то есть разветвлённую последовательность
порций материала
-
Программированный учебный материал
представляет серию небольших порций
учебной информации («кадров», «файлов»,
«шагов»,), предъявляемых учащимся в
определённой логической
последовательности.
-
Главная идея программированного обучения
– управление учением, учебными действиями
ученика с помощью обучающей программы
|
- СЛАЙД
25
| - Дифференцированное
обучение – это
- 1) форма
организации учебного процесса , при
которой учитель работает с группой,
составленной с учётом наличия у них
общих качеств
- 2) часть общей
дидактической системы , которая
обеспечивает специализацию учебного
процесса для различных групп обучаемых
- В настоящее время в российском
образовании применяется
дифференциация:
- - по возрастному
составу
- - по полу
-
- по области интересов (физмат,гуман…)
-
- по уровню умственного развития
-
- по уровню достижений
- - по
личностно-психологическим типам
-
- по уровню здоровья
|
- СЛАЙД
26
| Коллективным
способом обучения является такая
его организация, при которой обучение
осуществляется путём общения в
«динамических парах» (со сменным
составом), когда каждый учит (проучивает)
каждого. |
- СЛАЙД
27
| - Технологии
групповой деятельности
-
Технологический процесс групповой
работы складывается из следующих
элементов:
-
подготовка к выполнению группового
задания
- постановка
задачи
- инструктаж о
последовательности работы
-
деление на группы
- раздача
дидактического материала
- групповая
работа
- знакомство
с материалом
- распределение
заданий внутри группы
-
выполнение задания
- обсуждение
результатов
- подведение
итогов
-
заключительная часть
- сообщение
о результатах работы
|
- СЛАЙД
28
| - Технология
С. Н. Лысенковой: перспективно –
опережающее обучение с использованием
опорных схем при комментируемом
управлении
- С. Н.
Лысенкова открыла замечательный феномен:
чтобы уменьшить объективную трудность
некоторых вопросов программы, надо
опережать их введение в учебный процесс.
Урок, построенный на опережающей основе,
включает как изучаемый и пройденный,
так и будущий материал. При этом появляются
новые в дидактике понятия, раскрывающие
сущность опережения: частота опережений,
длина или дальность опережения (ближнее
–в пределах урока, среднее - в пределах
системы уроков, дальнее – в пределах
учебного курса, межпредметные опережения)
- Материал усваивается в три
этапа:
- 1) предварительное
введение первых порций будущих
знаний
- 2) уточнение новых
понятий,их обобщение, применение
-
3) развитие беглости мыслительных приёмов
и учебныхдействий
|
| Мы с вами рассмотрели наиболее
эффективно работающие технологии в
предмете химия. Существует ряд других
технологий применимых для нас, и они
используются, но моей целью было напомнить
об основных педагогических технологиях
в свете новых требований к
аттестации |