Находится в разделах: Обществознание
Инструктивно-методическое письмо о преподавании обществознания (включая экономику и право) в 2009 - 2010 учебном году
24.11.2009, 19:09

ПРИЛОЖЕНИЕ

к письму Министерства образования

Московской области

от 20.11.2009 № 9139-05о/07

 

Инструктивно-методическое письмо

о преподавании обществознания (включая экономику и право)

в 2009 - 2010 учебном году

в общеобразовательных учреждениях Московской области

 

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является выполнение государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России №1089 от 5 марта 2004г.) и ФБУП (утвержден приказом №1312 от 9 марта 2004г.).

Основное общее образование.

Изучениекурс обществознание направлено на утверждение ценностей гражданского, демократического общества и правового государства; впервые его изучение становится непрерывным почти на протяжении всего школьного образования; одновременно на базовом и профильном уровнях старшей школы вводятся самостоятельные учебные курсы «Экономика» и «Право».

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и соответственно Региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Московской области на 2009/10 учебный год на изучение обществознания на ступени основного общего образования отводится не менее 140часов. С VI-IX классы из расчета 1 ч. в неделю. Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов для реализации авторских подходов, использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Предмет "Обществознание (включая экономику и право)

Количество часов в год

Всего

VI

VII

VIII

IX

Количество часов в год ФБУП и РБУП

35

35

35

35

140

Примерный учебный план (годовой)

35

35

35

35

140

 

Примерный учебный план (недельный)

1

1

1

1

4

 

Обществоведческое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точное название блоков).

Блок

Количество часов для VI-IX классов

Введение в обществознание

26

Основы обществознания

94

Всего

120

Резерв

20

 

 

С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках двух этапов (VI, VII- IX классы) и крупных тематических блоков.

Классы

Объем учебного времени (федеральный компонент) в часах

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

VI

35

Введение в обществознание –

26 часов

9

VI-IX

105

Основы обществознания – 94 часа

11

 

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности. Включающий работу с адаптированными источниками социальной информации, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых работ включает в себя:

- извлечение социальной информации из разнообразных ( в том числе из экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

-формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;

- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально – политические, культурологические знания;

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

- участие в обучающих играх моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

- совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

 

Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов. Первый этап (VI класс0 имеет преимущественно пропедевтический характер и связан с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность с курсом «Окружающий мир», изучаемым в начальной школе.

Второй этап (VII- IX классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных особенностей, изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В этом учебном году в Московской области. в связи с переходом на базисный учебный план 2004 года возможно изучение курса «Введение в обществознание» (VI класс), при соответствующем планировании учебного материала, в VII классе.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами. ( Особенностью обществоведческого образования на ступени основного общего образования является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Среднее (полное) общее образование.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для X-XI классов основано на идее двухуровневого (базисного и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Стандарт обществоведческого образования для 3 ступени школы предусматривает существенные различия уровней усвоения курса обществознания.

Предмет "Обществознание (включая экономику и право)”

Классы

Всего часов за два года обучения

X

XI

 

 

Базовый уровень (ч. в неделю)

2

2

140

 

Профильный уровень (ч. в неделю)

3

3

210

 

 

Базовый уровень стандарта по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно – нравственная сфера, право. Все вышеназванные компоненты содержания взаимосвязаны. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, изученных раннее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и других предметов, рекомендуем широко использоваться местный, краеведческий материал.

Классы

Объем учебного времени (федеральный компонент) в часах

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

X

70

«Обществознание (включая экономику и право) – 64 часа

6

XI

70

«Обществознание (включая экономику и право)» - 64 часа

6

Реализация программы обществоведческого образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику использования межпредметных связей. «Обществознание» входит в состав предметов, определенным базисным учебным планом как обязательные. Тем самым предполагается изучение курса обществознания учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. С этой точки зрения важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного тематикой того или иного конкретного профиля

Старшая школа (профильный) уровень.

Профильный уровень стандарта по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно – нравственная сфера, право. Все вышеназванные компоненты содержания взаимосвязаны. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, изученных раннее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и других предметов, рекомендуем широко использоваться местный, краеведческий материал.

Классы

Объем учебного времени (федеральный компонент) в часах

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

X

105

«Обществознание (включая экономику и право) –92часа

13

XI

105

«Обществознание (включая экономику и право)» - 92часа

13

Реализация программы обществоведческого образования профильного уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику использования межпредметных связей. Углубленное изучение истории не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на философские, юридические, экономические, политологические, социологические, культурологические и другие факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей гуманитарной подготовки.

В связиспринятиемФедерального закона от 9 февраля 2007 года N 17-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в частности проведения единого государственного экзамена» и необходимости организации целенаправленной работы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию целесообразно предусмотреть в календарно-тематическом планировании использование тестовых форм контроля знаний обучающихся.

При составлении календарно-тематического планирования учитель может опираться как на примерные программы, так и на авторские программы к учебникам, вышедшие не ранее 2004 года.Приоритет отдается программам, выпущенным к конкретным учебникам и составляющим единый УМК.

Особое внимание рекомендуется уделить учебнику нового поколения: под редакциейПолякова Л.В., который отражает новые подходы в обществоведческом образовании и направлен на воспитание гражданской ответственности у молодых россиян в условия современного глобального мира. Разработаны программы и варианты тематического планирования на 35 и 70 учебных часов. Модульный принцип построения курса позволяет включить рассматриваемые темы не только на базовом уровне, но и в профильных классах при изучении следующих разделов: «Введение в социологию», «Введение в социальную психологию» и «Введение в философию». При необходимости объем учебного времени может быть увеличен за счет часов компонента образовательного учреждения.

При изучении курса «Обществознание» в школе особое место отводится элективным курсам. Элективные курсы могут выполнять три основных функции: 1) развитие содержания базового курса истории (в том случае, когда изучение истории на профильном уровне не запланировано, но учащиеся стремятся получить дополнительную подготовку по предмету, например, для сдачи единого государственного экзамена); 2) развитие содержания профильного курса истории («углубленное» изучение истории, которое позволяет на более высоком уровне развивать умения и навыки учащихся, расширить содержание курса, использовать методику исследовательских проектов и т.п.); 3) удовлетворение познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных исторических исследований.

В целях совершенствования обществоведческого образования в основной и средней (полной) школе и введения единой независимой системы оценки качества подготовки выпускников IX и XI классов руководителям методических объединений рекомендуется проанализировать результаты итоговой аттестации в формате ЕГЭ по обществознанию 2009 г., сравнить их с предыдущими результатами и определить меры по улучшению качества подготовки учащихся по этому предмету.

При организации изучения истории, выборе учебников и УМК рекомендуется руководствоваться следующими документами:

приказом МО РФ № 1089 от 05.03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Стандартом общего образования по обществознанию; [Электронный ресурс]: Профильное обучение в старшей школе. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/;

[Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/;

Стандартом среднего (полного) общего образования по обществознанию на базовом уровне; [Электронный ресурс]: Профильное обучение в старшей школе. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/ [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/;

Стандартом среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне; [Электронный ресурс]: Профильное обучение в старшей школе. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/; [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/;

Примерной программой по обществознанию [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/;

Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по обществознанию [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования и науки РФ. Режим доступа http://www.mon.gov.ru/;

Элективными курсами в профильном обучении: Образовательная область «Обществознание»/ МО РФ - Национальный фонд подготовки кадров. - М.: Вита-Пресс, 2004;

Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых МО РФ для общеобразовательных учреждений на 2006/07 уч. год // Вестник образования. - 2005. - № 4;

  1. http://www.istrodina.com – сайт журнала «Родина»

  2. http://www.idf.ru/almanah.shtml- электронный альманах «Россия. ХХ век».

  3. http://www.wciom.ru - Всероссийский Центр изучения общественного мнения

  4. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

  5. http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» («Новейшая история России», «Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке»)

  6. http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

  7. http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов, раздел «Обществознание»

  8. http://it-n.ru- российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

  9. http://www.school.edu.ru - Российский Общеобразовательный Портал

  10. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  11. http://www.profile-edu.ru/ - профильное обучение в старшей школе

При подготовке рекомендаций использовались материалы методического письма «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».


 

Категория: Обществознание | Добавил: ymoc
Просмотров: 324 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]