Находится в разделах: Литература
26.08.2011, 13:31 | |
Мастерская построения знаний (По творчеству В. В. Маяковского)
Слайд. Педагогическая мастерская Педагогическая мастерская признана одним из современных способов ведения урока, общения учащихся и педагога и сегодня мастерские включаются в систему литературного образования наряду с другими способами работы. На протяжении последних лет стало очевидно, что нуждается в осмыслении само слово «мастерская». Оно появилось в отечественной педагогике в начале 1990-х годов как термин французской группы «Новое образование». Слово это обозначает новый тип занятия, основанный на гуманистической философии. Но в русском языке слово немедленно было соотнесено с традиционными значениями: мастерская артиста, художника, скульптора, гончара – или, например, сапожная мастерская. В результате образовалась некая путаница: теперь любое занятие, предполагающее активность участников, многие преподаватели стали называть мастерской. Поэтому уточним: здесь имеется в виду «педагогическая мастерская» как явление педагогической технологии мастерских. Своё название технология получила от того, что в ней есть МАСТЕР. Но это не учитель, передающий свои знания и умения незнающему и неумеющему. Мастер лишь создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нём участие все, включая самого мастера. Слайд. В технологии мастерских главное — не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, создание произведений прикладного искусства. Передавать способы работы, а не конкретные знания — очень непростая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Слайд. Цели педагогической мастерской известны:
Слайд. Концептуальные соображения
Слайд. Мастерская –путь к истине (читать слайд) Мастерская в течение ряда лет противопоставлялась уроку. Но опыт показывает, что возможно и полезно вводить мастерские в классическую программу обучения старшеклассников. СлайдПричины утомляемости учащихсяна уроке традиционного типаСлайдЧто мне нравится в мастерской? Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания ещё раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп. В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции. Алгоритмы различаются по уровню сложности, продолжительности выполнения, связи с областями жизнедеятельности детей. Пример алгоритма (он разделён на три малых занятия-алгоритма, рассчитанных на 1-2 часа). Слайд Алгоритм 1 Панель → выделение проблем →работа с материалом, с литературой →обсуждение в парах →обсуждение в группах → постановка вопросов в группах → представление вопросов классу → выбор проблемы для исследования. Слайд Алгоритм 2 Представление проблем → объединение в группы для решения проблем→ каждый представляет группе своё понимание проблемы → каждый формулирует гипотезу решения проблемы→выбор в группе наиболее вероятной гипотезы →планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы → формулирование выводов. Слайд Алгоритм 3 Представление результатов работы групп →составление и обмен вопросами по представленным результатам → ответы на вопросы и корректировка результатов→- составление группами серии заданий на применение результатов их поиска→обмен заданиями между группами → знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания. Слайд Панель — это этап актуализации знаний в данной области, даёт возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская. В разговоре у каждого возникают мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Разобраться каждому с этой массой вопросов предлагается на втором этапе, когда ученик будет работать с материалом: литературой, красками, звуками, природными материалами, моделями, спичками, схемами. Это — «деконструкция»: превращение материала в «хАос», смещение явлений, слов, событий... Конечно, сначала каждый пороется в книгах, почитает те отрывки, которые его заинтересуют. Потом поговорит с соседом, в группе. Затем последует «реконструкция» — создание своего мира, текста, рисунка, закона. Группа соберёт и зафиксирует информацию, обдумает и начнёт создавать свою новую версию, которая на следующем этапе будет опять усовершенствована. СлайдИтак, панель, слово мастера, работа с документами — всё это даёт группе возможность не только сформулировать версию, но и поработать с ней, а на следующем этапе организовать её опытную проверку. Но, конечно, опыт не даст полной уверенности в истинности выбранной версии, необходимо её логическое обоснование, доказательство. Поэтому ребята строят цепочку умозаключений и с опорой на утверждения, об истинности которых они договорились, приходят к выводу об истинности их версии. Однако в доказательство может вкрасться ошибка. Поэтому необходим критический анализ всей проделанной работы (рефлЕксия). На последнем этапе группы представляют друг другу всё, что они сделали. В каком соотношении должен находиться предполагаемый объём индивидуальной и групповой работы? Практика показывает, что наилучший результат даёт оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления. Предложенные алгоритмы пригодны не для любого содержания и не для любого класса. Мастерская пройдёт с пользой для ребят, если у них уже есть необходимые учебные и интеллектуальные умения. Слайд Поэтому технологическая линия занятий включает специальные мастерские, на которых ребята учатся: а) работать на первом этапе, этапе восприятия; б) работать с гипотезой; в) понимать текст; г) выполнять критический анализ текста, рассуждений, доказательств; д) ставить опыт, отбирать для опыта материал, формулировать задачу, делать наблюдения, описывать результат; е) выполнять сравнение, обобщение; ж) ставить вопросы. Все эти общеобразовательные мастерские формируют у ребят общеинтеллектуальные умения, без которых невозможна серьёзная мыслительная работа. Мастерская закладывает основы для прочного усвоения знаний. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходят в других формах работы: Особенности методики Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Основные элементы технологии — методические приёмы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания
СлайдАЛГОРИТМ – СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ 1.ИНДУКТОР. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников… Системообразующий элемент мастерских — проблемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания — чаще всего неожиданное для учеников, в чём-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определённое психическое — вопросное состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией). Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей. Широкий индуктор рассчитывается и на тех, у кого обучение опирается и на зрительную, и на слуховую, и на двигательную память. Он даёт большую свободу выбора каждому реализовать своё стремление к актуализации. Индуктор в зачаточном состоянии есть в каждом ребёнке, он настраивает организм на саморазвитие. Если у ученика вообще нет потребности изучать науку, то одним индуктором не обойтись, нужна серия мастерских по формированию этой познавательной потребности. Существует и масса других, не менее значимых потребностей: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте, двигательной активности, в игре. Мастерская стремится реализовать все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию познавательной потребности. Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание Мотива, на обозначение цели и на то, чтобы ребята сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решить проблему — могучее средство для стимулирования интереса. 2.Самоконструкция — это индивидуальное создание гипотезы текста, рисунка, проекта.Создание творческого продукта,индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция – разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов.Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской. 3.Социоконструкция.Важнейший элемент технологии мастерских — групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учеников классов, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств детей (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на частичные задачи. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение,создание результата группой и есть социоконструкция
4.Социализация.Всякое выступление ребёнка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчёте участвовали все. Выступать за группу ответственно и почётно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех, работа в малых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, даёт им возможность самореализоваться. Она в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом, позволяет учесть и использовать различные способы познания у каждого из ребят. 5.Афиширование —вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик). 6.Разрыв.Ближе всего отражают смысл этого понятия словаозарение, инсайт, понимание.Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Это то, что в традиционной технологии преподносится ученику, а здесь онзапрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью товарища, мастера, учителя,родителя. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных,исследователей,когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием. 7.Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников во время проведения мастерской. Этобогатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы. Мастерская даёт ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере мастерская предоставляет возможность использовать свою фантазию, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их пропорции?-Принять задание мастера — акт послушания ученика. Но при выполнении задания — свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера. Позиция ведущего мастера — это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий. Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается максимально привлечь мышление детей, сделать их активными, разбудить то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что мешает учиться. Все задания мастера и его действия направлены па то, чтобы подключить воображение ребёнка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Это — мягкое, демократичное, незаметное руководство работой:
Изучение предмета с помощью мастерских — это цепочка заданий, которая продумана педагогом так, чтобы постоянно углублять представление ученика об объекте исследования, демонстрировать неполноту представлений о нём. Первое задание в этой цепочке связано с процессом деконструкции («разрушением» имеющихся знаний, указанием на их неполноту); второе задание связано с процессом реконструкции (построение нового знания с учётом открытий, сделанных на первом этапе); далее — снова «разрушение» и снова построение более совершенного видения предмета исследования. Такая последовательность заданий все время поддерживает интерес, позволяет понять, что нет итогового знания как непреложной и единственно возможной истины. Процесс познания бесконечен и вклад каждого ученика в него немаловажен. Где-то в этой цепочке заданий мастером должен быть запланирован «разрыв. Это самое уникальное явление, ради которого и создаётся мастерская. Это кульминация творческого процесса. «Разрыв» — некое озарение, новое (неожиданно для человека возникшее) видение предмета, явления, самого себя. Переживание «разрыва» — когда никто не ожидает, что придётся осмыслить и собственные личностные качества, или когда возникает неизбежный тупиковый вопрос, разрешить который — значит преодолеть, превзойти себя вчерашнего. Мастерская рассматривается как психологический тренинг, помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий мастера. Миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой. СлайдТипы мастерских. Средняя продолжительность каждой мастерской - два академических часа, но есть занятия и по одному часу, а некоторые требуют трех-четырех. СлайдТехнология создания кульминации мастерской – разрыва
Слайд Принципы ведения мастерской
В старших классах обычной школы, лицея или гимназии словесник всегда стоит пред проблемой соотнесения уроков литературы и русского языка (стилистики и развития речи). СлайдЧем отличается Мастерскаяот обычного урока?
СлайдУчитель, организующий Мастерскую, обнаруживает, что ее подготовка более трудоемка, чем подготовка к традиционному уроку:
Слайд Схема-структура мастерской:
Многие педагоги не приняли или не освоили новую технологию, которую вот уже в течение нескольких лет в разных регионах России называют не «французскими», а «петербургскими педагогическими мастерскими», вероятно, потому, что именно петербургские методисты и учителя адаптировали технологию к российской школе. Причины сомнений в том, что мастерская акцентирует внимание на состоянии, мыслях, общении учащихся и на творчестве. При этом случалось, что терялся или не был заметен собственно образовательный компонент занятия. А между тем, мастерские не мешали, а помогали усвоению программы по литературе, при этом сочетались учение, общение и творчество. Работа над развитием письменной речи – одна из постоянных задач учителя. Неудивительно, что для каждого словесника одной из главных практических целей является обучение написанию сочинений. Не теряя этой цели, вспомним, что именно в мастерской, по мысли идеологов «Нового образования», дети лучше всего обучаются «умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли».(Мишель Дюком о «Новом образовании» ..// Педагогические мастерские: Франция – Россия.-М., 1997.-С.22) Слайд Что дает Мастерская? СлайдВзаимоотношения участников мастерской строятся на ряде гуманистических принципов:
СлайдАнализ принципов работы мастера Мастерские, проводившиеся на протяжении ряда лет, показали, как меняются восприятие художественной литературы у наших учеников, их взгляды на мир, способы общения. Все это помогает учителю не утратить чувство исторического времени и не остановиться в желании учиться самому. Пусть система отношений «учитель и ученик» все более превращается в систему «ученик- учитель», чтобы учитель был нужен ученику. Слайд Слова Иоанна Кронштадского
| |
| |
Просмотров: 333 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |