Подготовила
учитель русского языка и литературы
МБОУ Гимназия № 17 Антипова Татьяна
Вадимовна.
Написание падежных окончаний имен
существительных. 5 класс.
УЭ-0 2
минуты | Интегрирующая цель
урока: Определение исходного уровня знаний
по теме Актуализация
умения правильно писать падежные
окончания имен существительных Формирование умения писать падежные
окончания существительных на -ия,
-ие, -ий.
|
| УЭ-2 8 минут | Цель:
определить уровень сформированности
умения определять склонение и падеж
имен существительных. Записать в тетрадь дату и тему
урока. Внимательно
прочитать задание, выполнить его
письменно.
Проверочная
работа. Задание: найди
и запиши правильные ответы. Какие существительные относятся
к 3 склонению?
А. мужского и женского рода с
окончаниями –а, -я
Б. женского рода с Ь на конце. В. среднего рода с окончаниями
–о, -е, Г. мужского
рода с нулевым окончанием. 2. Выпиши существительные 1
склонения: Сестра,
лагерь, площадь, площадка, ветка, дверь,
стол, парашют, братишка, колесо, тетрадь,
дорога, ветвь, тетрадка, конь, колечко,
сетричка, ель, ёлочка, нет туч. На какой
вопрос могут отвечать два
падежа?
А.
кто? Б.
кому? В. чего? Г. что? 4.
Выпиши существительные в форме
Винительного падежа. Находится на площади, налить
стакан воды, построить дом, покрасить
стену, протянуть руку, накрыть на стол,
позвонить в дверь, пройти по дороге,
войти в лес, выстрелить из ружья, свернуть
с тропинки. Выпиши из предложения
существительные, определи их склонение
и падеж.
Белка пробралась сквозь снег в
мох, достала там спрятанные с осень
орехи и съела их. |
Работай
самостоятельно. | КЛЮЧ Б сестра,
площадка, ветка, братишка, дорога,
тетрадка, сестричка, ёлочка, туча (нет
туч) Г стакан,
дом, стену, руку, на стол, в дверь, в
лес. Белка
(1 скл, И.п.); снег (2 скл, В.п.); в мох (2 скл,
В.п.); орехи (2 скл, В.п.)
| Самопроверка. | Критерии оценки. Выполненные
задания | Количество
баллов | 5 4 3 Менее
3 | 5 4 3 0 |
| Оценку
поставь в оценочный лист УЭ-1 | УЭ-2 10 минут | Цель:
актуализация и закрепление навыка
правильного написания падежных
окончаний. Работайте
в парах. Проанализируйте опорную схему
написания падежных окончаний:
| 1
скл. | 2 скл. | 3
скл. | Родительный | -И |
| -И | Дательный | -Е |
| -И | Предложный | -Е | -Е | -И |
Выполни письменную работу.
Запиши в Родительном, Дательном и
Предложном падежах слова: Зависть, жалость, волк, фабрика,
лагерь, склон, лужайка, дача, очередь,
ночь, аллея, музей. |
В случае
затруднений – помощь на стр. 212 в
учебнике.
Работай
самостоятельно. | КЛЮЧ Родительный:
зависти, жалости, волка, фабрики,
лагеря, склона, лужайки, дачи, очереди,
ночи, аллее, музея. Дательный: зависти, жалости,
волку, фабрике, лагерю, склону, лужайке,
даче, очереди, ночи, аллее, музею. Предложный: о зависти, о жалости,
о волке, о фабрике, о лагере, о склоне, о
лужайке, о даче, об очереди, о ночи, об
аллее, о музее. | Самопроверка. | Критерии оценки. Количество
ошибок | Количество
баллов | Нет
ошибок 1-2 3-4 5-6 Более
6 | 5 4 3 2 0 |
|
Оценку поставь в оценочный
лист УЭ-2
| УЭ-3 10 минут | Цель:
формирование умения правильно писать
окончания у существительных на –ия,
-ие, -ий. Внимательно прочитай правило на стр.
214. Выпиши из слов
упражнения №536 слова, относящиеся к
этому правилу. Проверь себя: Мария, изложение,
заключение, вступление, введение,
территория, география, фамилия,
произведение, соревнование, воззвание,
санаторий, предположение. Запиши слова алюминий, гербарий,
заявление, собрание в Предложном
падеже, а слова артиллерия, лекция
в Род., Дат., Пр. падежах. Проверь себя:
Об алюминии, о гербарии, о
заявлении, о собрании; артиллерии, лекции
( во всех падежах) Просклоняй
слова Марья и Мария. Проверь себя:
И. п. Марья, Мария
Р.п. Марье, Марии Д. п. Марье, Марии В. п. Марью, Марию Т.п. Марьей,
Марией П. п. о
Марье, о Марии 8. Сделай
вывод о написании существительных на
–ия, -ие, -ий в косвенных
падежах. | Работай самостоятельно.
Помощь –
стр.214. | УЭ-4 10
минут | Цель: контроль сформированности
умения правильно писать падежные
окончания имен существительных.
Выполни проверочную
работу. Упражнение № 538. |
Работай
самостоятельно. | КЛЮЧ К
армии, к батарее, к галерее, к лекции о
Великой Отечественно войне, к резолюции,
к редакции, к газате «Известия», к
территории, к фамилии, к фотографии, к
экскурсии, к электростанции, к
шее. | Самопроверка, затем
проверка учителем.
| Критерии оценки. Количество
ошибок | Количество
баллов | Нет
ошибок 1-2 3-4 5-6 Более
6 | 5 4 3 2 0 |
| Оценку поставь в
оценочный лист. | УЭ-5 5 минут | Цель:
подведение итогов урока. Выбор домашнего
задания. Прочитайте
цели урока (УЭ-0) Как вы считаете, достигнуты ли вами
цели урока? Как
бы вы оценили результаты своей работы
на уроке?
А) Я
все понял, могу объяснить этот материал
другому. Б) Я сам все понял,
но объяснить другому не берусь. В) Для полного понимания мне нужно
повторить тему. Г) Я ничего
не понял. |
Соответствующую оценку
поставьте в графу УЭ-5. Самооценка. | Домашнее задание Сумма
баллов за урок | Домашнее
задание. | 20 | - | 16 - 19 | с. 212
(правило), упр. 540 | Менее 16 | С. 213 –
214 (правила), упр. 534,
540. |
|
Правописание суффиксов
имен существительных
N стр. | № М | № УЭ | Учебный материал с указанием
заданий | Руководство
по усвоению учебного
содержания |
| М1 | УЭ - 0 | Интегрирующая цель. В
процессе работы над учебными элементами
вы должны: знать: правописание суффиксов имен
существительных, условия выбора
суффиксов уметь: правильно писать суффиксы имен
существительных; образовывать
существительные с помощью изученных
суффиксов; применять
полученные навыки на практике, приводить
и подбирать свои примеры; видеть: орфограммы
в тексте; систематизировать
полученные знания , отработать
навыки; развивать: методический навык (взаимоконтроль,
самоконтроль, обучение работе на
определенном уровне) | Внимательно прочитайте цель урока |
|
| УЭ -1 | Цель: Диагностировать уровень
подготовленности на начальном
этапе. Ответьте на
вопросы: Что такое
морфема? Какие
морфемы вы знаете? Какие суффиксы имен существительных
вы знаете? Назовите их. Какие значения суффиксов вы знаете?
Приведите свои примеры.
5. Какое значение суффиксы могут
придавать слову? |
Работайте вместе с классом | 126 |
| УЭ -2 | Цель: Изучить правописание суффиксов
имен существительных
Самостоятельная работа с учебником. Прочитайте теоретический материал
П.35 ( пункты 1 – 4 ) Составьте
таблицу «Правописание суффиксов
существительных» и
е | -ик-------ек- | 1. Если гласный
не выпадает при склонении: стульчик —
стульчика,
лучик—лучика | Если гласный
выпадает при склонении: ящичек—ящичка,
мешочек
— мешочка | -иц-------ец- | 1. В именах
существительных женского рода: красавица,
владелица 2. В именах существительных среднего
рода, если окончание безударно: платьице, именьице | 1.В именах
существи- тельных
мужского рода: красавец, владелец В именах
существительных среднего рода, если ударение падает
на
окончание: пальтецо, письмецо | -ичк-------ечк- | 1. В именах
существительных, образованных от слов
с -иц-: пуговица —
пуговичка | 1. В
остальных именах существительных: пламя —
пламечко | -инк-
— -енк- | 1. В именах
существительных, образованных от слов
на -ин-а: впадина —
впадинка | 2. В
остальных именах существительных: башня —
башенка |
| Работайте индивидуально
Выбери основные условия написания
суффиксов. | 128 |
| УЭ -3 | Цель: владеть способом действия при
выборе суффиксов –ек- и – ик- 1.Используя алгоритм написания
суффиксов –ек- и –ик-, вставьте пропущенные
буквы. Запишите рядом с данным словом
проверочное, выделив суффиксы обоих. Алгоритм: измените
слово, поставьте в родительный падеж,
если гласный выпадает, то пишите Е, если
гласный не выпадает , то пишите И. Бараш .. к — Бублич .. к —
Внуч .. к — Горош .. к — Желудоч
.. к — Кармаш .. к — Лоточ .. к
— Монаш .. к — Овраж .. к —
Ореш .. к — Пельмеш .. к —
Порож .. к — Ребеноч.. к—
Человеч . . к— Болт … к—
Борт .. к — Брат . .к — Гвозд
…к - Дожд…к -
Зонт …к – Карандаш
…к - Кирпич…к – Корабл …к
– Крол … к — Праздн … к —
Рассказ…к – Рогал …к -
Солдат…к - Взаимопроверка
в парах и взаимооценка результатов. 2.Выпишите из упражнения 198 слова с
суффиксами –ек- и –ик-. Обозначьте
суффиксы. Объясните правописание. Проверяет учитель.
| Ориентируйтесь на беглый гласный
е — он подскажет
ответ.
Используйте
алгоритм. | 129 |
| УЭ -4 | Цель: усвоить условия правописания
суффиксов –ец- и –иц- От данных существительных в упражнении
200 образуйте существительные с суффиксами
–ец- и –иц-. Объясните написание
слов.
Тест : И-Е в
суффиксах -ец- и –иц-
Запиши гласную
суффикса: Кресл…це,
пальт…цо, ружь…цо. Масл…це, здоровь…це,
ревнив…ц.
Упрям…ца, страдал…ца, кормил…ц. Селень…це, письм…цо,
ленив…ца.
Плать…це, бель…цо, страдал…ц. Усть…це, кузн..ца, строптив…ц.
Проверьте себя и оцените, используя
ключ:
1. и, е,
е. 2. и, и, е. 3. и,
и, е. 4. и, е, и. 5.
и, е, е. 6. и, и, е. |
Используйте алгоритм.
Расставьте ударение, определите
род. |
|
| УЭ-5 | Цель: отработать навык правописания
гласных в суффиксах -енк- и –инк-, -ечк-
и – ичк-. 1. Используя
правило написания суффиксов -енк-
и –инк-, -ечк- и – ичк-, рядом с данными
словами запишите те, от которых они
образованы. Вставьте пропущенные
буквы. Здоровь .. чко - Сит ..
чко — Луков .. чка — Утр ..
чко — Вафельн .. чка — Вым .
. чко — Игольн .. чка — Пепельн
.. чка — Крал .. чка —— Чернильн
.. чка Врем . . чко — Горчичн
. . чка — Сем .. чко - Тем . . чко
— Баран .. нка — Паш .. нка
— Бисер .. нка— Виш .. нка
— Брюкв .. нка —. Спал .. нка
— Монаш .. нка — Неж .. нка
— Виноград .. нка — Череш ..
нка — Говяд .. нка — Пес ..
нка — Горош .. нка — Лес ..
нка —
2.Почему в слове книжечка мы
пишем не -ичк-, а –ечк?
Ведь отслова с суффиксом
-иц- — книжица —
можно образовать слово с суффиксом
-ичк-----книжичка. Разве
не так? Докажите.
3.Из упражнений 204
выпиши 5 слов с суффиксами –инк- и –енк-.
Сделай словообразовательный разбор
этих слов. |
Обрати внимание на таблицу, сделанную
на уроке
Вопрос на
засыпку! | 130 |
| УЭ-6 | Цель: усвоить условия правописания
суффиксов -ышк-, -юшк-, -ишк-, -ушк-. 1. Рассмотри таблицу: Расскажи
о правописании суффиксов: суффикс | условия
написания | примеры | -ышк- | Сущ. среднего рода с основой на твердый
согласный |
Гнездышко солнышко | -юшк- | Сущ. среднего рода с основой на мягкий
согласный | Полюшко
| -ушк- -юшк- | Мужской женский
род | Батюшка буренушка |
ЗАПОМНИ!! Катышек, клинышек, краешек,
пупырышек, хлебушек. 2.Выполни упражнение 205. Составь
словосочетания с 5 любыми словами.
|
Определяй род существительных. | 131 |
| УЭ -7 | Цель: научиться различать на письме суффиксы
–чик и –щик. Алгоритм: После
букв Д, Т, З, С, Ж (ЗоСя ЖДеТ) пиши -чик, в
остальных случаях –щик. Используя алгоритм, образуй
существительные с суффиксами –чик и
–щик в упражнении 209. В упражнении 209 установи различия в
значении слов.
Составь предложения с 2 парами слов из
упражнения 209. |
Работа в парах. | 132 |
| УЭ -8 | Цель: систематизировать полученные
знания и навыки правописания суффиксов
имен существительных.
Контрольный диктант по упражнению
212 Проверяет учитель после
урока.. |
Вспомни изученные на уроке
суффиксы. |
|
| УЭ-9 | Цель: Закрепить полученные на уроке
знания. Домашнее
задание: самовыбор
уровня учащихся; виды
заданий: - упражнение
210; - составить
словарный диктант на изученные на уроке
суффиксы (кол-во 35 слов); - сочинение-миниатюра с
использованием имен существительных
с разными суффиксами. |
|
Правописание суффиксов
причастий. Н и нн в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени и
отглагольных прилагательных.
N
стр. | № М | № УЭ | Учебный материал с указанием
заданий | Руководство
по усвоению учебного
содержания |
| М4 | УЭ-0 | Интегрирующая
цель. В процессе работы над
учебными элементами вы должны: знать: правописание суффиксов
причастий, условия выбора суффиксов уметь правильно писать
суффиксы причастий; правильно писать
суффиксы отглагольных прилагательных; различать причастия
и отглагольные прилагательные; образовывать причастия
с помощью изученных суффиксов; применять полученные
знания на практике, приводить и подбирать
свои примеры видеть орфограммы в тексте; систематизировать
полученные знания, отработать навыки развивать: методический навык
(взаимоконтроль, самоконтроль, обучение
работе на определенном уровне)
| Внимательно прочитайте
цель урока |
|
| УЭ-1 | Цель: Диагностировать уровень
подготовленности на начальном
этапе 1. Вставьте
пропущенные буквы в личных окончаниях
глаголов. МЫ —
крут_м, меч_м, туш_м, точ_м, кле_м, ВЫ — маш_те, ран_те, завяж_те,
заточ_те, ТЫ —
наполн_шь, завяж_шь, пожале_шь, ОНА — жал_тся, держ_т,
образум_т, дремл_т, ОНИ —
ненавид_т, стел_тся, увид_т, щипл_т.
2. Ответь на
вопросы: Как определить
спряжение глагола? Назовите
глаголы-исключения 1 и 2 спряжения.
|
Вспомни спряжение
глаголов, глаголы-исключения.
Взаимопроверка. | 186 |
| УЭ-2 | Цель: Сформировать
навык написания гласных в суффиксах
действительных и страдательных причастий
настоящего времени.
1. Прочитай и запомни!! Суффиксы
действительных и страдательных причастий
настоящего времени зависят от спряжения.
В причастиях настоящего времени,
образованных от глаголов1-го спряжения,
пишется -ущ-, -ющ-, -ем-,
-ом-. В причастиях
настоящего времени, образованных от
глаголов2-го спряжения, пишется -ащ-, -ящ-, -им-.
2. Выполни тест. Запиши гласную корня 1. завис_щий, бор_щийся, бре_щий,
вед_мый, 2. невид_мый, невед_мый,
кле_щий, ла_щий, 3. ка_щийся,
слав_щийся, неслыш_мые, 4.
независ_мые, движ_мый, пен_щийся, 5. леле_мый, брезж_щий, стро_щиеся,
3. Проверьте
себя и оцените, используя ключ: 1. я, ю, ю, о. 2. и, о, я, ю. 3. ю, я, и. 4. и, и, я. 5. е, ю, я.
|
Помни :спряжение
глагола определяется по суффиксу в
инфинитиве.
Работай
самостоятельно. | 186 |
| УЭ -3 | Цель: Сформировать
навык написания гласных в суффиксах
действительных и страдательных причастий
прошедшего времени.
1.Самостоятельно
прочитай П.3,4 в учебнике.
Сформулируй правило. Проверь
себя: в причастиях перед
суффиксами –вш-, -ш, , -нн-, -т- пиши туже
гласную, что пишется и в основе
инфинитива. В страдательных
причастиях прошедшего времени ,
образованных от глаголов на –ить, -ти,
-чь, в суффиксе пишется е/ё.
2. Вставьте пропущенные буквы
(Е,Я,А) перед –Н-, -НН-. Раскройте скобки.
Выпишите глаголы, от которых образованы
причастия и отглагольные
прилагательные. Обвеш_нные прод_вцом покупат_ли,
плотно
занавеш_нное окно, вык..ч_нная на палубу бочка,
замеш_нное
пек_рем тесто, навеш_нные на стене плакаты, обвеш_нные флажками ёлки,
застрел_нный
..охотн_ками за_ц, стрел_ный воробей, замеш_нный в скандале, навеш_нная на косяк дверь,
помеш_нный
на идее человек, расстрел_нная войсками д_монстрац_я,
смеш_нный с
мукой изюм, выкач_нный из сарая вел_сипед.
3. Сделай
выводы о правописании гласной в суффиксах
страдательных причастий прошедшего
времени.
|
Образец: выкачанная из скважины
нефть — выкачать. Обращай внимание на значение
слов, от которых образованы причастия
и отглагольные прилагательные
Работа в
парах.
| 186
|
| УЭ-4 | Цель: сформировать
навык написания Н, НН в суффиксах
страдательных причастий прошедшего
времени и отглагольных прилагательных,
научиться различать страдательные
причастия прошедшего времени от
отглагольных прилагательных.
Ознакомься с таблицей:
Страдательные причастия прошедшего
времени НН | Отглагольные
прилагательные
Н | 1.
Образовано от глагола совершенного
вида; Написанное письмо -
написать | 1. Образовано от глагола несовершенного
вида; Груженая машина –
грузить | 2. При наличии
приставки ( кроме не-) Нагруженная
машина | 2. При отсутствии приставки (кроме
не-) Негруженая
машина | 3. При наличии
зависимых слов Груженная
песком машина | 3. При отсутствии зависимых слов
Груженая
машина | 4. В словах на
-еванный, -ованный Маринованный |
| 5.
В словах, образованных от бесприставочного
глагола совершенного вида: Купленный брошенный |
|
Выпиши из
учебника слова-исключения. Выполни упражнение 293.
|
Используй таблицу. Взаимопроверка. | 187 |
| УЭ- 5 | Цель: Повторить
правописание Н и НН в кратких страдательных
причастиях и кратких отглагольных
прилагательных
Прочитайте Пункт 2 раздела «Обратить
внимание» Найдите вариант
с ошибкой. Исправьте её.
1. а) Девушка умна и
образованна. б) Калиниградская
область образована в 1948 году. в) Музыкальное училище преобразованно
в колледж. 2. а)
Ты мыслишь ограничено. б)
Моё время ограничено. в) Эта
особа довольно ограниченна. 3. а) Чемоданы давно собраны
и уложены. б) Твои поступки
несобранны. в) Сколько грибов
собранно в этом году? 4. а) Новое поколение воспитано
по-новому. б) Дети милы и
воспитаны. в) Твоя соседка
глупа и невоспитанна. 5. а) Он объяснял долго, бессвязно и
рассеянно. б) Тучи рассеянны
по небу. в) Она с утра так
рассеянна. 6. а)
Чем ты так взволнована? б)
Море взволновано сильным ветром. в) Все были необыкновенно
взволнованы.
|
Воспользуйся
подсказкой!!! Причастие стоит
в прямом значении, а отглагольное
прилагательное в переносном. Причастие можно заменить глаголом,
а прилагательное - отыменным
прилагательным. В кратком
причастии – Н, в кратком
отглагольном прилагательном столько
же Н, сколько в полном.
В трудных случаях
смотри контрольный лист учителя. Ключ: в) а) в) б) б)
в)
| 132
|
| УЭ- 6 | Цель: систематизировать полученные
знания и навыки правописании Н и НН в
суффиксах.
Выполни упражнение
211.
Соедините
стрелками словосочетания, включающие
причастия и именами прилагательные , с
их характеристиками, вставьте пропущенные
буквы.
1. Деревя…ый
дом | А.Бесприставочное отглагольное
прилагательное | 2.
Газеты сожже…ы | Б. Полное причастие
с приставкой | 3.
Говорил обдума..о | В. Причастие ,
образованное от глагола несовершенного
вида, с зависимыми словами | 4.
Говорить пута…о | Г. Краткое
причастие | 5.
Разброса…ые книги | Д. Существительное,
образованное от глагола несовершенного
вида | 6. Смышле…ый
мальчишка | Е. Отглагольное имя прилагательное
на –ованный, -еванный | 7.Шлифова…ый камень | Ж. Наречие, образованное
от причастия с НН | 8.
Масле…ица | З. Исключение из правила правописания
Н,НН в отглагольных именах прилагательных
| 9. Варе…ая в кастрюле
картошка | И. Отглагольное прилагательное | 10.Свежемороже…ая рыба | К. Исключение из
правила правописания Н,НН в именах
прилагательных, образованных от имен
существительных | 11.
Стриже…ый мальчишка | Л. Наречие , образованное
от имени прилагатель ного с
Н |
Проверь себя. Ответы
на доске. |
В существительном
, образованном от страдательного
причастия или отглагольного прилагательного
, пиши столько Н, сколько в производящей
основе.
Ты
можешь воспользоваться материалами
урока и своими наработками по
теме. |
187 |
| УЭ-7 | Цель : Диагностировать сформированность
навыка написания Н и НН в суффиксах
страдательных причастий и отглагольных
прилагательных.
Контрольный диктант. Каждое
утро отец Игнатий приходил в гостиную,
окидывал одним взглядом пустую клетку
и всю знакомую обстановку
комнаты, садился в кресло, закрывал
глаза и слушал, как молчит дом. Это было
странное что-то… В окно он
видел залитую солнцем площадь, мощенную круглыми, ровными камнями,
и напротив каменную стену длинного, без
окон, сарая. На углу стоял извозчик,
похожий на глиняное изваяние, и непонятно
было, зачем он стоит здесь, когда по
целым часам не показывалось ни одного
прохожего (Л.Андреев). Графически обозначить орфограммы
и пунктограммы. Проверяет
учитель после урока.
|
|
|
| УЭ-8 | Цель: подведение
итогов и оценка, самооценка
учащихся. Ответь на
вопросы: Что ты знаешь о правописании гласных
в суффиксах причастий и отглагольных
прилагательных?
Как отличить страдательное причастие
прошедшего времени от отглагольного
прилагательного? Сколько Н пишется в кратких страдательных
причастиях и кратких отглагольных
прилагательных?
|
|
|
| УЭ-9 | Цель: Закрепить
полученные на уроке знания. Домашнее задание: - выучи слова-исключения, составь
с ними словосочетания (всем) Сделай выбор: - упражнение 296 или -
сочинение –миниатюра с использованием
слов с Н и НН УСПЕХА!
Ты обязательно справишься! |
|
|