Технология модульного обучения.
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия № 17
Антипова Татьяна Вадимовна.


Написание падежных окончаний имен существительных. 5 класс.


УЭ-0

2 минуты

Интегрирующая цель урока:

  • Определение исходного уровня знаний по теме

  • Актуализация умения правильно писать падежные окончания имен существительных

  • Формирование умения писать падежные окончания существительных на -ия, -ие, -ий.


УЭ-2

8 минут

Цель: определить уровень сформированности умения определять склонение и падеж имен существительных.

  1. Записать в тетрадь дату и тему урока.

  2. Внимательно прочитать задание, выполнить его письменно.

Проверочная работа.

Задание: найди и запиши правильные ответы.

  1. Какие существительные относятся к 3 склонению?

А. мужского и женского рода с окончаниями –а, -я

Б. женского рода с Ь на конце.

В. среднего рода с окончаниями –о, -е,

Г. мужского рода с нулевым окончанием.

2. Выпиши существительные 1 склонения:

Сестра, лагерь, площадь, площадка, ветка, дверь, стол, парашют, братишка, колесо, тетрадь, дорога, ветвь, тетрадка, конь, колечко, сетричка, ель, ёлочка, нет туч.

  1. На какой вопрос могут отвечать два падежа?

А. кто?

Б. кому?

В. чего?

Г. что?

4. Выпиши существительные в форме Винительного падежа.

Находится на площади, налить стакан воды, построить дом, покрасить стену, протянуть руку, накрыть на стол, позвонить в дверь, пройти по дороге, войти в лес, выстрелить из ружья, свернуть с тропинки.

  1. Выпиши из предложения существительные, определи их склонение и падеж.

Белка пробралась сквозь снег в мох, достала там спрятанные с осень орехи и съела их.






Работай самостоятельно.

КЛЮЧ

  1. Б

  2. сестра, площадка, ветка, братишка, дорога, тетрадка, сестричка, ёлочка, туча (нет туч)

  3. Г

  4. стакан, дом, стену, руку, на стол, в дверь, в лес.

  5. Белка (1 скл, И.п.); снег (2 скл, В.п.); в мох (2 скл, В.п.); орехи (2 скл, В.п.)




Самопроверка.

Критерии оценки.

Выполненные задания

Количество баллов

5

4

3

Менее 3

5

4

3

0


Оценку поставь в оценочный лист УЭ-1

УЭ-2

10 минут

Цель: актуализация и закрепление навыка правильного написания падежных окончаний.

  1. Работайте в парах. Проанализируйте опорную схему написания падежных окончаний:


1 скл.

2 скл.

3 скл.

Родительный


Дательный


Предложный


  1. Выполни письменную работу.

Запиши в Родительном, Дательном и Предложном падежах слова:

Зависть, жалость, волк, фабрика, лагерь, склон, лужайка, дача, очередь, ночь, аллея, музей.




В случае затруднений – помощь на стр. 212 в учебнике.



Работай самостоятельно.

КЛЮЧ

Родительный: зависти, жалости, волка, фабрики, лагеря, склона, лужайки, дачи, очереди, ночи, аллее, музея.

Дательный: зависти, жалости, волку, фабрике, лагерю, склону, лужайке, даче, очереди, ночи, аллее, музею.

Предложный: о зависти, о жалости, о волке, о фабрике, о лагере, о склоне, о лужайке, о даче, об очереди, о ночи, об аллее, о музее.

Самопроверка.

Критерии оценки.

Количество ошибок

Количество баллов

Нет ошибок

1-2

3-4

5-6

Более 6

5

4

3

2

0



Оценку поставь в оценочный лист УЭ-2




УЭ-3

10 минут

Цель: формирование умения правильно писать окончания у существительных на –ия, -ие, -ий.

  1. Внимательно прочитай правило на стр. 214.

  2. Выпиши из слов упражнения №536 слова, относящиеся к этому правилу.

  3. Проверь себя: Мария, изложение, заключение, вступление, введение, территория, география, фамилия, произведение, соревнование, воззвание, санаторий, предположение.

  4. Запиши слова алюминий, гербарий, заявление, собрание в Предложном падеже, а слова артиллерия, лекция в Род., Дат., Пр. падежах.

  5. Проверь себя:

Об алюминии, о гербарии, о заявлении, о собрании; артиллерии, лекции ( во всех падежах)

  1. Просклоняй слова Марья и Мария.

  2. Проверь себя:

И. п. Марья, Мария

Р.п. Марье, Марии

Д. п. Марье, Марии

В. п. Марью, Марию

Т.п. Марьей, Марией

П. п. о Марье, о Марии

8. Сделай вывод о написании существительных на –ия, -ие, -ий в косвенных падежах.

Работай самостоятельно.






















Помощь – стр.214.

УЭ-4

10 минут

Цель: контроль сформированности умения правильно писать падежные окончания имен существительных.


Выполни проверочную работу. Упражнение № 538.




Работай самостоятельно.

КЛЮЧ

К армии, к батарее, к галерее, к лекции о Великой Отечественно войне, к резолюции, к редакции, к газате «Известия», к территории, к фамилии, к фотографии, к экскурсии, к электростанции, к шее.

Самопроверка, затем проверка учителем.


Критерии оценки.

Количество ошибок

Количество баллов

Нет ошибок

1-2

3-4

5-6

Более 6

5

4

3

2

0


Оценку поставь в оценочный лист.

УЭ-5

5 минут

Цель: подведение итогов урока. Выбор домашнего задания.

  1. Прочитайте цели урока (УЭ-0)

  2. Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока?

  3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?

А) Я все понял, могу объяснить этот материал другому.

Б) Я сам все понял, но объяснить другому не берусь.

В) Для полного понимания мне нужно повторить тему.

Г) Я ничего не понял.





Соответствующую оценку поставьте в графу УЭ-5. Самооценка.

Домашнее задание

Сумма баллов за урок

Домашнее задание.

20

-

16 - 19

с. 212 (правило), упр. 540

Менее 16

С. 213 – 214 (правила), упр. 534, 540.



Правописание суффиксов имен существительных


N стр.

М

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания


М1

УЭ - 0

Интегрирующая цель. В процессе работы над учебными элементами вы должны:

знать:

правописание суффиксов имен существительных, условия выбора суффиксов

уметь:

правильно писать суффиксы имен существительных;

образовывать существительные с помощью изученных суффиксов;

применять полученные навыки на практике, приводить и подбирать свои примеры;

видеть:

орфограммы в тексте;

систематизировать полученные знания , отработать навыки;

развивать:

методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определенном уровне)

Внимательно

прочитайте цель урока



УЭ -1

Цель:

Диагностировать уровень подготовленности на начальном этапе.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое морфема?

  2. Какие морфемы вы знаете?

  3. Какие суффиксы имен существительных вы знаете? Назовите их.

  4. Какие значения суффиксов вы знаете? Приведите свои примеры.

5. Какое значение суффиксы могут придавать слову?


Работайте вместе с классом

126


УЭ -2

Цель:

Изучить правописание суффиксов имен существительных

Самостоятельная работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал П.35 ( пункты 1 – 4 )

Составьте таблицу «Правописание суффиксов существительных»

и е

-ик-------ек-

1. Если гласный не выпадает при склонении:

стульчик стульчика, лучиклучика

  1. Если гласный

выпадает при склонении:

ящичекящичка,

мешочек мешочка

-иц-------ец-

1. В именах существительных женского рода:

красавица, владелица

2. В именах существительных среднего рода, если окончание безударно:

платьице,

именьице

1.В именах существи-

тельных мужского рода:

красавец, владелец

  1. В именах

существительных

среднего рода,

если ударение падает

на окончание:

пальтецо,

письмецо

-ичк-------ечк-

1. В именах существительных, образованных от слов с -иц-: пуговица пуговичка

1. В остальных именах

существительных:

пламя пламечко

-инк- — -енк-

1. В именах существительных, образованных от слов на -ин-а: впадина впадинка

2. В остальных именах

существительных:

башня башенка


Работайте индивидуально

Выбери основные условия написания суффиксов.

128


УЭ -3

Цель:

владеть способом действия при выборе суффиксов –ек- и – ик-

1.Используя алгоритм написания суффиксов –ек- и –ик-, вставьте пропущенные буквы. Запишите рядом с данным словом проверочное, выделив суффиксы обоих.

Алгоритм: измените слово, поставьте в родительный падеж, если гласный выпадает, то пишите Е, если гласный не выпадает , то пишите И.

Бараш .. к — Бублич .. к —

Внуч .. к — Горош .. к —

Желудоч .. к — Кармаш .. к —

Лоточ .. к — Монаш .. к —

Овраж .. к — Ореш .. к —

Пельмеш .. к — Порож .. к —

Ребеноч.. к— Человеч . . к—

Болт … к— Борт .. к —

Брат . .к — Гвозд …к -

Дожд…к - Зонт …к –

Карандаш …к - Кирпич…к –

Корабл …к – Крол … к —

Праздн … к — Рассказ…к –

Рогал …к - Солдат…к -

Взаимопроверка в парах и взаимооценка результатов.

2.Выпишите из упражнения 198 слова с суффиксами –ек- и –ик-. Обозначьте суффиксы. Объясните правописание.

Проверяет учитель.


Ориентируйтесь на беглый гласный е — он подскажет ответ.



























Используйте алгоритм.

129


УЭ -4

Цель:

усвоить условия правописания суффиксов –ец- и –иц-

  1. От данных существительных в упражнении 200 образуйте существительные с суффиксами –ец- и –иц-. Объясните написание слов.


  1. Тест : И-Е в суффиксах -ец- и –иц-


Запиши гласную суффикса:

  1. Кресл…це, пальт…цо, ружь…цо.

  2. Масл…це, здоровь…це, ревнив…ц.

  3. Упрям…ца, страдал…ца, кормил…ц.

  4. Селень…це, письм…цо, ленив…ца.

  5. Плать…це, бель…цо, страдал…ц.

  6. Усть…це, кузн..ца, строптив…ц.


  1. Проверьте себя и оцените, используя ключ:

1. и, е, е.

2. и, и, е.

3. и, и, е.

4. и, е, и.

5. и, е, е.

6. и, и, е.


Используйте алгоритм.

Расставьте ударение, определите род.



УЭ-5

Цель:

отработать навык правописания гласных в суффиксах -енк- и –инк-, -ечк- и – ичк-.

1. Используя правило написания суффиксов -енк- и –инк-, -ечк- и – ичк-, рядом с данными словами запишите те, от которых они образованы. Вставьте пропущенные буквы.

Здоровь .. чко - Сит .. чко —

Луков .. чка — Утр .. чко —

Вафельн .. чка — Вым . . чко —

Игольн .. чка — Пепельн .. чка —

Крал .. чка —— Чернильн .. чка

Врем . . чко — Горчичн . . чка —

Сем .. чко - Тем . . чко —

Баран .. нка — Паш .. нка —

Бисер .. нка— Виш .. нка —

Брюкв .. нка —. Спал .. нка —

Монаш .. нка — Неж .. нка —

Виноград .. нка — Череш .. нка —

Говяд .. нка — Пес .. нка —

Горош .. нка — Лес .. нка —


2.Почему в слове книжечка мы пишем не -ичк-, а –ечк? Ведь отслова с суффиксом -иц- книжица — можно образовать слово с суффиксом -ичк-----книжичка. Разве не так?

Докажите.


3.Из упражнений 204 выпиши 5 слов с суффиксами –инк- и –енк-. Сделай словообразовательный разбор этих слов.



Обрати внимание на таблицу, сделанную на уроке



















Вопрос на засыпку!

130


УЭ-6

Цель:

усвоить условия правописания суффиксов -ышк-, -юшк-, -ишк-, -ушк-.

1. Рассмотри таблицу: Расскажи о правописании суффиксов:

суффикс

условия написания

примеры

-ышк-

Сущ. среднего рода с основой на твердый согласный

Гнездышко

солнышко

-юшк-

Сущ. среднего рода с основой на мягкий согласный

Полюшко


-ушк-

-юшк-

Мужской женский род

Батюшка

буренушка

ЗАПОМНИ!!

Катышек, клинышек, краешек, пупырышек, хлебушек.

2.Выполни упражнение 205. Составь словосочетания с 5 любыми словами.

















Определяй род существительных.

131


УЭ -7

Цель:

научиться различать на письме суффиксы –чик и –щик.

Алгоритм: После букв Д, Т, З, С, Ж (ЗоСя ЖДеТ) пиши -чик, в остальных случаях –щик.

  1. Используя алгоритм, образуй существительные с суффиксами –чик и –щик в упражнении 209.

  2. В упражнении 209 установи различия в значении слов.

Составь предложения с 2 парами слов из упражнения 209.









Работа в парах.

132


УЭ -8

Цель:

систематизировать полученные знания и навыки правописания суффиксов имен существительных.

Контрольный диктант по упражнению 212

Проверяет учитель после урока..





Вспомни изученные на уроке

суффиксы.



УЭ-9

Цель:

Закрепить полученные на уроке знания.

Домашнее задание:

самовыбор уровня учащихся;

виды заданий:

- упражнение 210;

- составить словарный диктант на изученные на уроке суффиксы (кол-во 35 слов);

- сочинение-миниатюра с использованием имен существительных с разными суффиксами.


Правописание суффиксов причастий. Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.


N стр.

М

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания


М4

УЭ-0

Интегрирующая цель. В процессе работы над учебными элементами вы должны:

знать:

правописание суффиксов причастий, условия выбора суффиксов

уметь

правильно писать суффиксы причастий;

правильно писать суффиксы отглагольных прилагательных;

различать причастия и отглагольные прилагательные;

образовывать причастия с помощью изученных суффиксов;

применять полученные знания на практике, приводить и подбирать свои примеры

видеть

орфограммы в тексте;

систематизировать полученные знания, отработать навыки

развивать:

методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определенном уровне)


Внимательно

прочитайте цель урока



УЭ-1

Цель:

Диагностировать уровень подготовленности на начальном этапе

1. Вставьте пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.

МЫ — крут_м, меч_м, туш_м, точ_м, кле_м,

ВЫ — маш_те, ран_те, завяж_те, заточ_те,

ТЫ — наполн_шь, завяж_шь, пожале_шь,

ОНА — жал_тся, держ_т, образум_т, дремл_т, ОНИ — ненавид_т, стел_тся, увид_т, щипл_т.


2. Ответь на вопросы:

Как определить спряжение глагола?

Назовите глаголы-исключения 1 и 2 спряжения.





Вспомни спряжение глаголов, глаголы-исключения.


Взаимопроверка.

186


УЭ-2

Цель:

Сформировать навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

1. Прочитай и запомни!!

Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени зависят от спряжения. В причастиях настоящего времени, образованных от глаголов1-го спряжения, пишется

-ущ-, -ющ-, -ем-, -ом-.

В причастиях настоящего времени, образованных от глаголов2-го спряжения, пишется

-ащ-, -ящ-, -им-.

2. Выполни тест. Запиши гласную корня

1. завис_щий, бор_щийся, бре_щий, вед_мый,

2. невид_мый, невед_мый, кле_щий, ла_щий,

3. ка_щийся, слав_щийся, неслыш_мые,

4. независ_мые, движ_мый, пен_щийся,

5. леле_мый, брезж_щий, стро_щиеся,


3. Проверьте себя и оцените, используя ключ:

1. я, ю, ю, о.

2. и, о, я, ю.

3. ю, я, и.

4. и, и, я.

5. е, ю, я.








Помни :спряжение глагола определяется по суффиксу в инфинитиве.









Работай самостоятельно.

186


УЭ -3

Цель:

Сформировать навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий прошедшего времени.


1.Самостоятельно прочитай П.3,4 в учебнике.

Сформулируй правило.

Проверь себя:

в причастиях перед суффиксами –вш-, -ш, , -нн-, -т- пиши туже гласную, что пишется и в основе инфинитива.

В страдательных причастиях прошедшего времени , образованных от глаголов на –ить, -ти, -чь, в суффиксе пишется е/ё.

2. Вставьте пропущенные буквы (Е,Я,А) перед –Н-, -НН-. Раскройте скобки. Выпишите глаголы, от которых образованы причастия и отглагольные прилагательные.

Обвеш_нные прод_вцом покупат_ли,

плотно занавеш_нное окно,

вык..ч_нная на палубу бочка,

замеш_нное пек_рем тесто,

навеш_нные на стене плакаты,

обвеш_нные флажками ёлки,

застрел_нный ..охотн_ками за_ц,

стрел_ный воробей,

замеш_нный в скандале,

навеш_нная на косяк дверь,

помеш_нный на идее человек,

расстрел_нная войсками д_монстрац_я,

смеш_нный с мукой изюм,

выкач_нный из сарая вел_сипед.


3. Сделай выводы о правописании гласной в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.















Образец: выкачанная из скважины нефть выкачать.

Обращай внимание на значение слов, от которых образованы причастия и отглагольные прилагательные


Работа в парах.



186






































УЭ-4

Цель:

сформировать навык написания Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, научиться различать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных.


  1. Ознакомься с таблицей:


Страдательные причастия прошедшего времени

НН

Отглагольные прилагательные


Н

1. Образовано от глагола совершенного вида;

Написанное письмо - написать

1. Образовано от глагола несовершенного вида;

Груженая машина – грузить

2. При наличии приставки ( кроме не-)

Нагруженная машина

2. При отсутствии приставки (кроме не-)

Негруженая машина

3. При наличии зависимых слов

Груженная песком машина

3. При отсутствии зависимых слов


Груженая машина

4. В словах на -еванный, -ованный

Маринованный


5. В словах, образованных от бесприставочного глагола совершенного вида:

Купленный

брошенный


  1. Выпиши из учебника слова-исключения.

  2. Выполни упражнение 293.






































Используй таблицу. Взаимопроверка.

187


УЭ- 5

Цель:

Повторить правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных

Прочитайте Пункт 2 раздела «Обратить внимание»

Найдите вариант с ошибкой. Исправьте её.

1.

а) Девушка умна и образованна.

б) Калиниградская область образована в 1948 году.

в) Музыкальное училище преобразованно в колледж.

2.

а) Ты мыслишь ограничено.

б) Моё время ограничено.

в) Эта особа довольно ограниченна.

3.

а) Чемоданы давно собраны и уложены.

б) Твои поступки несобранны.

в) Сколько грибов собранно в этом году?

4.

а) Новое поколение воспитано по-новому.

б) Дети милы и воспитаны.

в) Твоя соседка глупа и невоспитанна.

5.

а) Он объяснял долго, бессвязно и рассеянно.

б) Тучи рассеянны по небу.

в) Она с утра так рассеянна.

6.

а) Чем ты так взволнована?

б) Море взволновано сильным ветром.

в) Все были необыкновенно взволнованы.









Воспользуйся подсказкой!!!

Причастие стоит в прямом значении, а отглагольное прилагательное в переносном.

Причастие можно заменить глаголом, а прилагательное - отыменным прилагательным.

В кратком причастии – Н,

в кратком отглагольном прилагательном столько же Н, сколько в полном.









В трудных случаях смотри контрольный лист учителя.

Ключ:

  1. в)

  2. а)

  3. в)

  4. б)

  5. б)

  6. в)


132




УЭ- 6

Цель:

систематизировать полученные знания и навыки правописании Н и НН в суффиксах.


  1. Выполни упражнение 211.

  1. Соедините стрелками словосочетания, включающие причастия и именами прилагательные , с их характеристиками, вставьте пропущенные буквы.


1. Деревя…ый дом

А.Бесприставочное отглагольное прилагательное

2. Газеты сожже…ы

Б. Полное причастие с приставкой

3. Говорил обдума..о

В. Причастие , образованное от глагола несовершенного вида, с зависимыми словами

4. Говорить пута…о

Г. Краткое причастие

5. Разброса…ые книги

Д. Существительное, образованное от глагола несовершенного вида

6. Смышле…ый мальчишка

Е. Отглагольное имя прилагательное на –ованный, -еванный

7.Шлифова…ый камень

Ж. Наречие, образованное от причастия с НН

8. Масле…ица

З. Исключение из правила правописания Н,НН в отглагольных именах прилагательных

9. Варе…ая в кастрюле картошка

И. Отглагольное прилагательное

10.Свежемороже…ая рыба

К. Исключение из правила правописания Н,НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных

11. Стриже…ый мальчишка

Л. Наречие , образованное от имени прилагатель ного с Н


Проверь себя. Ответы на доске.


В существительном , образованном от страдательного причастия или отглагольного прилагательного , пиши столько Н, сколько в производящей основе.


Ты можешь воспользоваться материалами урока и своими наработками по теме.

187


УЭ-7

Цель :

Диагностировать сформированность навыка написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Контрольный диктант.

Каждое утро отец Игнатий приходил в гостиную, окидывал одним взглядом пустую клетку и всю знакомую обстановку комнаты, садился в кресло, закрывал глаза и слушал, как молчит дом. Это было странное что-то…

В окно он видел залитую солнцем площадь,

мощенную круглыми, ровными камнями, и напротив каменную стену длинного, без окон, сарая. На углу стоял извозчик, похожий на глиняное изваяние, и непонятно было, зачем он стоит здесь, когда по целым часам не показывалось ни одного прохожего (Л.Андреев).

Графически обозначить орфограммы и пунктограммы.

Проверяет учитель после урока.





УЭ-8

Цель:

подведение итогов и оценка, самооценка учащихся.

Ответь на вопросы:

  1. Что ты знаешь о правописании гласных в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных?

  2. Как отличить страдательное причастие прошедшего времени от отглагольного прилагательного?

  3. Сколько Н пишется в кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных?





УЭ-9

Цель:

Закрепить полученные на уроке знания.

Домашнее задание:

- выучи слова-исключения, составь с ними словосочетания (всем)

Сделай выбор:

- упражнение 296

или

- сочинение –миниатюра с использованием слов с Н и НН

УСПЕХА! Ты обязательно справишься!





Категория: Русский язык | Добавил: ymoc (30.08.2012)
Просмотров: 4490 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]