Урок разработан учителем русского языка и литературы АОУ лицея №19 И.В.Беловой.
7 класс Самсон Вырин. Появление в литературе образа «маленького человека». (Подготовка к сочинению – рассуждению на тему: «Почему Самсон Вырин не взял денег у Минского?»). Цель урока: подготовка к сочинению – рассуждению. Задачи: расширить содержания понятия «образ», продолжить формирование умения анализировать средства создания образа с целью ответа на проблемный вопрос. Ход урока. Слово учителя. Слайд 1. Герой А.С. Пушкина Самсон Вырин – чиновник низшего класса в табели о рангах. Люди, подобные ему занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были бесправны и беззащитны. Присущи ли таким людям благородство души, сильные чувства, чувство собственного достоинства? Во времена Пушкина не всегда ответ на этот вопрос был положительным. Великий писатель не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими духовными качествами. Это был опыт реалистической прозы: Пушкина интересовала правда мыслей и чувств, он стремился к реализму. (Ю. М. Лотман). Последующая литературная традиция подхватывает идею социальной униженности, отмеченную рассказчиком истории. Так, у Ф.М. Достоевского Макар Девушкин читает два произведения: «Станционного смотрителя» и «Шинель» Н. В. Гоголя – и это восприятие «маленьким», униженным человеком его литературных предшественников как бы закрепляет социальный ракурс в восприятии такого типа героев. Теория. Что мы знаем о Самсоне Вырине? Чтобы больше узнать о герое мы прибегали к такому виду работы как характеристика. Слайд 2. В литературоведении существует понятие «образ литературного героя». Он гораздо шире понятия «характеристика литературного героя», потому что образ, обладающий яркими индивидуальными чертами, указывает на закономерности жизни. Слайд 3. Итак, образ индивидуального человека приобретает обобщённый характер, в его создании участвует художественный вымысел (писатель отбрасывает случайные подробности, добавляет черты, проясняющие в образе то, что он считает важным). Слайд 4. Каковы же средства (элементы) создания образа? Слайд 5,6. Углубление представлений об образе Самсона Вырина. Все элементы важны. Их анализ, обращение к тексту повести открывает скрытый смысл, глубину произведения. Постижение , освоение этих навыков помогает формированию «талантливого читателя». Слайд 7. О прошлом Самсона Вырина почти ничего не известно. Но внимательное чтение позволяет приоткрыть завесу тайны. Он носит «зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах». Нежелание расставаться с военным мундиром – важная деталь! За этим стоит особая память о годах, проведенных на службе. В Петербурге в поисках Дуни он останавливается у бывшего сослуживца в Измайловском полку, в котором сам когда-то служил. Слайд 8. Сообщение подготовленного учащегося. Слайд 9. Измайловский полк – гвардейский. Каждый полк имел свои цвета мундира. Один из цветов измайловцев – именно зеленый. Известно, что в Измайловский полк набирали рослых темноволосых солдат. При отборе в гвардию рост должен был быть не менее 180 см (что было значительно выше среднего в XVIII–XIX веке). Измайловский полк – полк героев. И если проследить историю полка, то станет понятной военная биография Самсона Вырина. И даже можно предположительно восстановить, какими именно были «три медали на пролинялых лентах…», замеченные проезжающим. Через какие испытания прошел герой? Из истории Измайловского полка мы узнаем следующие факты. 17 апреля 1789 г. полк участвовал в войне со Швецией на территории Финляндии. Полк по-нес серьезные потери (убиты капитан–поручик и два солдата, без вести пропали 55 человек). За участие в этой военной кампании нижние чины получили медали на Георгиевских лентах с надписью «За храбрость на водах Финских Августа 13-го 1789 года». (Так с большой долей вероятности восстанавливается одна из медалей). Другое важное сражение, в котором отличились измайловцы, произошло 20 ноября 1805 г. при Аустерлице. Французы под командованием Наполеона разбили Русско-австрийскую армию, которая стала отступать с поля битвы. От гибели армию спас неожиданный маневр измайловцев. Выстроившись в линию, они тихим шагом, под музыку, пошли на атаковавших французов. Французы были остановлены. А эта контратака русской гвардии впоследствии вошла во все учебники. Новая стычка измайловцев с французами произошла 2-го июня 1807 года при Фридланде (Восточная Пруссия). Сражение было жестоким и кровопролитным. Историки приводят такие цифры: из 520 солдат батальона полковника Храповицкого выбыло из строя 400 человек. Даже при таких потерях полк продолжал сра-жаться. За это сражение солдатам Измайловско-го полка было пожалован 231 Знак Отличия Во-енного Ордена (учрежденного 13 февраля 1807 г.). (Это могла быть вторая медаль Самсо-на Вырина). И, конечно, главное военное событие – война 1812 года. На этот раз измайловцы отличились в битве при Бородино. Они отразили три атаки французов, и это при том что на них был направлен огонь 400 орудий. Каждый второй гвардеец был убит (26 офицеров и 800 нижних чинов), однако строй измайловцев не нарушал-ся, они лишь плотнее сжимали ряды. За сражение при Бородино Измайловскому полку были пожалованы Георгиевские знамена с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 г.». Все офицеры получили награды, нижние чины – 850 Знаков Отличия Военного Ордена. (Возможная третья медаль Самсона Вырина).
Что мы узнаём о герое? Самсон Вырин, «маленький чело-век» в «Табели о рангах», чиновник 14-го клас-са, которого мог побить проезжающий, недо-вольный тем, что нужно ждать лошадей, был высоким, могучим богатырем, храбрым воином, прославившим русское оружие. Он был участ-ником самых важных европейских событий. На его военном пути было много трагических раз-вилок, когда казалось, что смерть неизбежна. Но «случай», военная фортуна берегли Самсона Вырина. Слайд 10. Герой очень любит свою дочь. Это его «ахиллесова пята». В его словах о Дуне звучит отцовская гордость. С её бегством жизнь теряет смысл. Слайд 11. Слайд 12. Детали быта, а именно лубочные картинки, иллюстрирующие притчу о блудном сыне только ещё громче говорят об этой беззаветной отцовской любви. Очевидно, что картинки эти были повешены в доме, чтобы предостеречь дочь. Но, как мы понимаем, это наивное назидание не принесло своих плодов. Чтение эпизода «Встреча с Минским». Будьте внимательны к слову. Слайд 14. Самсон Вырин представляется как «старый солдат», к ротмистру Минскому обращается «высокоблагородие», Минский к нему неуважительно «брат», хотя отец его возлюбленной вдвое старше его. Отчаяние овладело «маленьким человеком», «сердце старика закипело», «слёзы отчаяния навернулись на глаза его». В станционном смотрителе, робком и бесправном, заговорило собственное достоинство, проснулся «старый солдат». Он возвращается ни с чем к себе домой, и к тяжёлым мыслям о судьбе дочери примешивается горечь обиды за перенесённое унижение. Вопрос к классу. Почему Самсон Вырин не взял денег? Мог ли он их взять? (Выслушать 2-3 ответа). Это и будет предметом вашего рассуждения. Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение на тему: «Почему Самсон Вырин не взял денег у Минского? » | |
| |
Просмотров: 11899 | |
Всего комментариев: 0 | |