ПОЭЗИЯ, ОПАЛЕННАЯ ВОЙНОЙ

МБОУ гимназия №11

 

Литературно-музыкальная композиция:

 

ПОЭЗИЯ, ОПАЛЕННАЯ ВОЙНОЙ

(по творчеству Юлии Друниной)

 

 

Учитель: Медведева М.О

г.Королев, 2013

 

Сценарий литературно-музыкальной постановки, посвященной памяти павших на полях сражений Великой Отечественной войны.

 

Цели и задачи:

  1. Способствовать воспитанию патриотизма, интернационализма, любви к Родине;  пропаганда мира на Земле.

  2. Воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, труженикам тыла, вынесшим все ее тяготы.

  3. Воспитывать уважительное отношение к традициям своей страны.

  4. Развивать эстетический и литературный вкус, интерес к поэзии и поэтическому слову.

  5. Познакомиться с творчеством поэтессы Ю.Друниной.

 

Форма проведения: литературно-музыкальная постановка.

 

Подготовительная работа:

  1. Библиотечный урок. Знакомство с биографией Ю.Друниной.

  2. Классный час. Беседа с ветеранами войны.

  3. Конкурс сочинений: «Страницы истории. Великая Отечественная война» (можно в стихотворной форме).

  4. Подбор музыкального сопровождения.

  5. Создание презентации.

 


 


 


 


 

Литературно-музыкальная композиция рассчитана на участие учащихся 7-11 классов. Обязательно присутствие детей с хорошими вокальными данными. Распределение материала между учащимися на усмотрение учителя. Время проведения литературно-музыкальной постановки 45 минут.

Для того чтобы лучше понять авторский стиль Ю.Друниной, необходимо на уроках литературы познакомить учащихся с ее творчеством. Учащиеся могут самостоятельно найти личные авторские записи, обратится к изучению ее биографии через исследование воспоминаний друзей и близких ей людей. Изученный материал может быть представлен на уроке в виде докладов, презентаций, проектов.

Желательно, чтобы учащиеся также имели возможность познакомиться с художественными произведениями о Великой Отечественной войне, а также смогли обсудить прочитанное на уроках литературы, написать свои отзывы и рецензии. Все это позволит учащимся лучше понять трудности военного времени, жестокость войны, проникнуться уважением к историческому прошлому своей страны.

 

В литературно-музыкальной композиции использованы стихотворения и фрагменты стихотворений Ю.Друниной.

Песни:

«Священная война». Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова

«Вальс фронтовой медсестры» Слова В.Харитонова, музыка Д. Тухманова.

«На безымянной высоте». Слова М. Матусовского, музыка В. Баснера

«Журавли». Слова Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля

«От героев былых времен». Слова Е.Агронович, музыка Р.Хозак

 


 

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Поэзия, опаленная войной» (слайд 2)

1. (слайды 3-4) Ведущая. Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы все больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.

2. Ведущий. Низкий поклон женщинам, державшим на своих плечах тыл, сохранившим детишек и защищавшим страну вместе с мужчинами! Женщинам, судьбы которых искорежены войной, потерей близких, утратой здоровья, женским одиночеством, невыносимой памятью военных лет.


 

3. (слайд 5) Ведущая. Одной из этих женщин была замечательная поэтесса Юлия Друнина, творчество которой можно без преувеличения назвать поэзией человеческого достоинства.


 

4. Ученица:

Я, признаться, сберечь

Не сумела шинели —

На пальто перешили

Служивую мне:

Было трудное время...

К тому же хотели

Мы скорее

Забыть о войне.

Я пальто из шинели

Давно износила,

Подарила я дочке

С пилотки звезду,

Но коль сердце мое

Тебе нужно, Россия,

Ты возьми его.

Как в сорок первом году!


 

5. (слайд 6) Песня «Священная война». Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова

(Священная война.mp3)

Учащиеся в военных пилотках, маршируя, выходят на сцену. Выстраиваются.


 

6.Ученица:

Застенчивость. Тургеневские косы.
Влюбленность в книги, звезды, тишину.
Но отрочество поездом с откоса
Вдруг покатилось с грохотом в войну…


 

7.Ведущий. Она как раз окончила школу, когда грянула война, сразу бросилась с военкомат. А на фронт брали только с восемнадцати лет.


 

8.Ведущая. Это было ужасно обидно, ведь тогда, в июне-июле 1941 года, шестнадцатилетние и семнадцатилетние боялись, что война окончится раньше, чем они успеют в ней поучаствовать…


 

9. (слайд 7) Ученик:

Какие удивительные лица
Военкоматы видели тогда!
Текла красавиц юных череда.
Все шли и шли они –
Из средней школы,
С филфаков,
Из МЭИ и из МАИ,
Цвет юности,
Элита комсомола,
Тургеневские девушки мои!


 

10. (слайд 8) Ученица:

Когда началась война, я ни на минуту не сомневалась, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это произойдет без моего участия, что я не успею попасть на фронт”, - напишет Юлия Друнина впоследствии.

 

11. (слайд 9) Ведущий. В начале войны, по совету отца, она работала санитаркой в глазном госпитале в Москве. Окончила курсы медсестер.

 

12. (слайд 10) Ученица:
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

 

13. (слайд 11) Песня «Вальс фронтовой медсестры» Слова В.Харитонова, музыка Д. Тухманова.

( «Вальс фронтовой медсестры» минусовка.mp3)

Выходит солистка в белом халате. Учащиеся садятся на порожках сцены. Один из учеников подходит к девушке, приглашает ее на танец. Та сначала отказывается, затем соглашается. За ними еще несколько пар начинают танцевать вальс. Песня заканчивается, все расходятся.

 

14. (слайд 12) Ведущая. Немцы рвались к столице – к концу лета Юле пришлось оставить госпиталь и идти рыть окопы.

 

15. (слайды 13-14) Ведущий. Так, московская школьница, выросшая в интеллигентной учительской семье, она отринула все уговоры и слезы родителей и ушла в 1942 году из 10 класса на фронт.


 

16. Ученица:

Тот же двор.

Та же дверь.

Те же стены.

Так же дети бегут гуртом,

Та же самая «тетя Лена»

Суетится возле пальто.

В класс вошла.

За ту парту села,

Где училась я десять лет.

На доске написала мелом

«X + Y = Z».

...Школьным вечером,

Хмурым летом,

Бросив книги и карандаш,

Встала девочка с парты этой

И шагнула в сырой блиндаж.


 

17. (слайд 15) Ученица:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

18. Ведущая. Во время одного авианалета Юлия Друнина потерялась, отстала от своего отряда, и ее подобрала группа пехотинцев, которым была нужна санитарка. Юля умела перевязывать…

19. (слайд 16) Ведущий. Правда, она с самого детства ужасно боялась крови, ей дурно становилось при виде даже крохотной ранки…

20. (слайды 17-18) Ведущая. А вскоре пехотинцы попали в окружение, им пришлось тринадцать суток выбираться к своим.


 

21. Ученица:

«Мы шли, ползли, бежали, натыкаясь на немцев, теряя товарищей, опухшие, измученные, ведомые одной страстью – пробиться! Случались и минуты отчаяния, безразличия, отупения, но чаще для этого просто не было времени – все душевные и физические силы были сконцентрированы на какой-нибудь одной конкретной задаче… И панический ужас, ужас перед пленом. У меня, девушки, он был острее, чем у мужчин. Наверное, этот ужас здорово помогал мне, потому что был сильнее страха смерти».


 

22. Ведущий. Так в 17 лет Юлия Друнина попала в самое пекло войны, в самый неспокойный род войск - в пехоту. Ей предстояло пройти огненные версты батальонным санинструктором:

 

23. (слайды 19-20) Ученица:

Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть “Не смей!”
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа
Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притвориться
Перед собой,

Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
“Сестрица!”
Кто-то там,
Под обстрелом кричит…


 

24. (слайд 21) Ведущий. Холод, сырость, костров разводить нельзя, спали на мокром снегу. Если удавалось переночевать в землянке – это уже удача, но все равно никогда не получалось как следует выспаться, едва приляжет сестричка – и опять обстрел, и опять в бой, раненых выносить, и многопудовые сапоги с налипшей грязью, длительные переходы, когда она буквально падала от усталости, а надо было все равно идти, просто потому, что надо…


 

25. (слайды 22-23) Ученица:

Только что пришла с передовой
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Так устала - руки не поднять,
Не до дров, - согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу - те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерь ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: "Молодец, сестра!" -
Крикнут мне товарищи в награду.
Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
- Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою!


 

26. Ведущая. А еще грязь, непроходящая простуда, перешедшая в болезнь легких, и голод, потому что еду не всегда успевали подвезти… И это не говоря уж об артобстрелах, о ежедневных свиданиях со смертью, об отчаянии, которое охватывало ее от сознания собственной беспомощности, когда раненые умирали у нее на руках – порой ведь можно было бы их спасти, если бы поблизости был настоящий госпиталь, настоящие врачи и инструменты! Но довезти не всегда успевали…


 

27. (слайд 24) Ученица:

Машенька, связистка, умирала
На руках беспомощных моих.
А в окопе пахло снегом талым,
И налет артиллерийский стих.
Из санроты не было повозки,
Чью-то мать наш фельдшер величал.
...О, погон измятые полоски
На худых девчоночьих плечах!
И лицо - родное, восковое,
Под чалмой намокшего бинта!..
Прошипел снаряд над головою,
Черный столб взметнулся у куста...
Девочка в шинели уходила
От войны, от жизни, от меня.
Снова рыть в безмолвии могилу,
Комьями замерзшими звеня...
Подожди меня немного, Маша!
Мне ведь тоже уцелеть навряд...
Поклялась тогда я дружбой нашей:
Если только возвращусь назад,
Если это совершится чудо,
То до смерти, до последних дней,
Стану я всегда, везде и всюду
Болью строк напоминать о ней -
Девочке, что тихо умирала
На руках беспомощных моих.
И запахнет фронтом - снегом талым,
Кровью и пожарами мой стих.
Только мы - однополчане павших,
Их, безмолвных, воскресить вольны.
Я не дам тебе исчезнуть, Маша, -
Песней
       возвратишься ты с войны!


 

28. (слайды 26-29) Песня «Журавли». Слова Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля.

(«Журавли». минусовка.mp3)

Учащиеся выстраиваются клином. Поют солистки поочередно. Все остальные только на припеве («А-ааа-а»)


 

29. (слайд 30) Ведущий. Юле и самой пришлось однажды скрывать свое тяжелое ранение – осколок артиллерийского снаряда вошел в шею слева и застрял в нескольких миллиметрах от артерии. Но Юля не подозревала, что рана опасна, до госпиталя было далеко, и она просто замотала шею бинтами и продолжала работать – спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. А очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти.

 

30. Ведущая. В госпитале, в 1943 году, она написала свое первое стихотворение о войне:


 

31. (слайды 31-33) Ученица:

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.


 

32. Ведущая. Юлия Друнина знала о войне – все…

А было ей тогда только девятнадцать.

 

33. (слайды 34-36) Ученик:
Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули -
Всегда стрелял без промаха комбат.
Упали парни, ткнувшись в землю грудью,
А он, шатаясь, побежал вперед.
За этих двух его лишь тот осудит,
Кто никогда не шел на пулемет.
Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что... смертью храбрых пали их сыны.
И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!

 

34. (слайд 37) Ведущий. В батальоне, где служила Юлия Друнина, было две девушки – она и Зина Самсонова, о которой на фронте слагали легенды об ее храбрости и бесстрашии. Солдаты даже острили, что “Зинка командует батальоном!”.


 

35. (слайд 38) Ведущая. В одной из атак в Белоруссии Зина была убита. Она умерла, так и не узнав, что ей присвоено звание Героя Советского Союза. В память о подруге Юлия Друнина напишет стихотворение “Зинка”.

 

36. Ученица:

Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
- Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет.
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет...
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше,
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

 

37. Ученица:
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.

(слайд 39)
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
- Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.

(слайд 40)
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала...

 

38. (слайд 41) Ведущий. В пехотном батальоне – вернее, в той группе, что осталась от батальона, попавшего в окружение, — Юля встретила свою первую любовь, самую возвышенную и романтическую.

 

39. Ведущая. В стихах и в воспоминаниях она называет его Комбат – с большой буквы. Но нигде не упоминает его имени. Он был не на много старше ее… Красивый парень с голубыми глазами и ямочками на щеках, молодой учитель из Минска.

 

40. Ведущий. Есть такая профессия – Родину защищать… Но у молодого учителя из Минска профессия была совсем другая – учить детей. Так же, как у влюбленной в него юной санитарки – совсем иное предназначение: писать стихи.


 

41. Ведущая. Однако Родине в 41-м году воины и санитарки оказались нужнее учителей и поэтесс. И молоденький Комбат-учитель вдруг оказался прирожденным воином. Когда их осталось только девять человек, они вышли к немецкому переднему краю, и единственным местом, где они могли проскочить, оказалось минное поле.

 

42. (слайд 42) Ведущий. И Комбат пошел по полю, пошел на мины… Которые, к счастью, оказались противотанковыми и от веса человека не детонировали. Тогда он позвал за собой солдат. И уже на краю поля, когда они все почитали себя в безопасности, одна из мин оказалась противопехотной…


 

43. (слайд 43) Ведущая. Комбат погиб и два человека, которые шли за ним, тоже погибли. Юля уцелела.


 

44. (слайд 44) Песня «На безымянной высоте». Слова М. Матусовского, музыка В. Баснера

(«На безымянной высоте» минусовка.mp3)

Исполняет солистка. Остальные поют только последние две строчки каждого куплета.

 

45. Ведущий. Только после второго ранения, в конце 1944 года, Юлю окончательно демобилизовали.


 

46. (слайд 45) Ведущая. Юлия Владимировна Друнина была награждена орденом Красной Звезды и медалью “За отвагу”. Фронтовики знают, каков вес этих двух наград на войне, не каждый мужчина удостаивался такого признания ратных заслуг.


 

47. (слайд 46) Ученица:

Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.

 

48.Ведущий. Война изломала много судеб, а эту судьбу она словно выковала в горниле. Доказав тем самым в очередной раз, что судьба человека зависит не столько от привходящих в его жизнь извне событий и испытаний, сколько от внутренней настройки его личности, от того, как он переносит эти испытания, чему учится в них.

 

49. Ведущая: Юлия Друнина потом не раз скажет спасибо своей фронтовой юности, научившей ее острее ценить неповторимость каждого мгновения жизни, каждого мгновения теплоты человеческого сердца…

 

50. Ученица:

Порой, рассудка голосу не внемля,
Устав метаться, мучиться, терять,
Я в гневе проклинаю эту землю,
Как дети злую проклинают мать.
Мне не под силу новых бедствий глыбы,
Мне не под силу горя целина…
Потом, опомнясь, говорю: «Спасибо!
За то, что всё мне выдано сполна,
Что сердце не горело вполнакала,
Что скидок мне не сделано нигде.
Благодарю судьбу – я испытала
Всё то, что делает людьми людей».


 

51. Песня «От героев былых времен». Слова Е.Агронович, музыка Р.Хозак

Поют все.

(«От героев былых времен» минусовка.mp3)

52. Ведущий: Память вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на военных фронтах и всех погибших от жестокостей войны почтим минутой молчания.

(Метроном. минусовка.mp3)


 

53. Ведущая: На этом наша литературно-музыкальная композиция окончена. И если вы не равнодушны к событиям военных лет, просим вас принять участие в акции «Георгиевская ленточка».


Презентация в формате pdf

 


 

Категория: Русский язык | Добавил: ymoc (24.04.2014)
Просмотров: 9957 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]