Комплексный анализ стихотворения С.А. Есенина «Письмо к женщине»

Давыдова Светлана, 11 класс, МБОУ Гимназия №17


Комплексный анализ стихотворения С.А. Есенина «Письмо к женщине»


С.А. Есенин – один из ярчайших представителей Серебряного века, (не зря его называют золотым голосом русской природы). В творчестве поэта есть стихотворения о Родине, о предназначении поэта и поэзии, философские и, конечно же, любовные. Одно из самых известных лирических произведений Есенина – это, несомненно, его «Письмо к женщине», посвященное З.Н.Райх.

По жанру это стихотворение можно отнести к посланию, письму. Используя прием троекратного повтора, поэт трижды (как в произведениях фольклора, например, любовных песнях) обращается к адресату письма: «Любимая!». В последних строках автор подписывается собственным именем, выступая в качестве лирического героя, и в этом проявляется его лирическое эго («я»). Нужно отметить еще одну особенность: автор динамичен, в то время как героиня, женщина, которой посвящено письмо, остается статичным персонажем.

«Письмо к женщине», относящееся к любовной лирике Есенина, открывается воспоминаниями поэта о его последней встрече с любимой, пожелавшей расстаться c ним. И уже с первых строчек Есенин противопоставляет себя этой женщине (антитеза):

Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате…


Он дает оценку своим и ее чувствам , приходя к горькому, неутешительному выводу:


Любимая!

Меня вы не любили.


В этом и заключается печальный итог их отношений. Она не захотела примириться с его «шальной жизнью» и настроена решительно, что передано метафорой «И что-то резкое в лицо бросали мне». Но тут же Есенин оправдывает женщину, несколько раз подчеркивая:






Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте,

С того и мучаюсь, что не пойму –

Куда несет нас рок событий…


Оправдание ее сменяется попыткой (пусть спустя время) объяснить собственное поведение:


Я был, как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.


Cовершенно неожиданно после элегического начала Есенин отходит от темы любви. Используя столь необычные для любовного послания сравнение и эпитеты, поэт ярко и точно рисует состояние своего героя. Перед нами его философские размышления, попытка разобраться и осмыслить происходящее.


Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.


Эти слова впоследствии стали известным афоризмом. Как прав был поэт… Только спустя годы можно по-настоящему оценить случившееся. Такую попытку и делает Есенин в следующих строках своего письма, используя развернутую метафору:


Земля – корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.


Обратим внимание на год написания стихотворения – 1924 – и вспомним историю того времени. Под кораблем «в плачевном состояньи» подразумевается мир после I Мировой войны, под «русским кабаком» - Россия, под «кипящей морской гладью» - период революций 20-х годов, в том числе и Октябрьской в России, а большевики, пришедшие к власти, названы «кем-то», кто изменил в стране все.

Есенин тоже считает себя членом команды корабля. Наблюдая, что происходит с людьми в это жестокое время, герой




Cпустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту...

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном.


Почему-то всплывают в памяти строки стихотворения А.А. Блока «Незнакомка»: «И пьяницы с глазами кроликов «In vina veritas!» - кричат»; «Я знаю, истина – в вине»… Какую страшную жизненную истину открывали для себя оба поэта? Как было с этим жить? Воспоминания о трагическом времени, о боли, причиненной любимой, терзают героя стихотворения. Прошлое, незабытая любовь, не дают ему покоя, он мечется, то оправдывая себя, то признавая свою вину перед любимой:


Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых.


При этом следующая секстина повторяет 4 cтрофу стихотворения: автор строит письмо, используя кольцевую композицию внутри первой части стихотворения (до отточия) для передачи cвоего душевного состояния.

Первое пятистишие второй части наводит на размышления о единстве времени и места (хронотопе по М. Бахтину). В «Письме к женщине» время повернуто интересным образом: в начале стихотворения из настоящего поэт переносит нас в прошлое, в воспоминания, середина (со слов «теперь года прошли») олицетворяет собой настоящее (при этом строка « я вспомнил вашу грустную усталость» вновь отсылает нас к прошедшим событиям), а в последней секстине поэт желает счастья своей любимой в будущем. Прошлое и будущее сошлись для автора письма в настоящем.

Отдельного внимания заслуживает в стихотворении изображение места. В первых строках Есенин рисует комнату, где происходило объяснение, затем она то расширяется до масштабов Земли-корабля, то сужается, уже до трюма-кабака, и снова вырастает до масштабов страны, в которой «теперь» совершенно иначе ощущает себя герой, готовый «за знамя вольности и светлого труда… идти хоть до Ла-Манша».

Cтроки «Теперь года прошли, я в возрасте ином» вызывают ассоциацию с пушкинскими «Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье». Есенин ясно говорит о том, что с изменением власти и порядков в стране изменился и он сам:



И чувствую и мыслю по-иному…

Хвала и слава рулевому.


Ему есть что сказать женщине, которую он, как мне кажется, до сих пор любит и мнение которой ему небезразлично. Мы узнаем причину написания письма. Особо бросается в глаза, что поэт вспомнил не отношения с этой женщиной, не разрыв с ней, а именно ее «грустную усталость», оставшуюся в его душе немым укором. Поэт горд собой, рад, что несмотря на «предсказание» любимой женщины о том, что его «удел катиться дальше, вниз», в конце концов он «избежал паденья с кручи. Теперь в Советской стороне… самый яростный попутчик». Теперь , когда автор-герой «стал не тем, кем был тогда», он понимает, что все могло бы сложиться по-другому. Герой хорошо знает, как сложилась судьба любимой и с горечью констатирует:


…вы не та –

Живете вы

С серьезным, умным мужем:

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.


С помощью антитезы Есенин вновь, как и в начале стихотворения, противопоставляет теперь уже обновленного себя и любимую женщину, приходя к выводу, что и сейчас их счастье невозможно. И дело не только в том, что героиня замужем: они разные люди, и у каждого своя жизненная дорога. Но главное – слово произнесено: «Простите мне…» .

Последняя секстина, благодаря красивому развернутому сравнению, звучит совсем по-пушкински: как благословение этой женщине.


Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.


Строки, которыми подписался поэт, дают полное представление о его чувствах, не остывших со временем, но вместе с тем, деликатных и не компрометирующих любимую.

«Письмо к женщине», написанное Есениным в последний год жизни, по праву считается вершиной его поэтического наследия о любви и произведением, занимающим особое место не только в лирике поэта, поэзии Серебряного века, но и в наших сердцах.

Категория: Я люблю писать сочинения | Добавил: ymoc (27.08.2012)
Просмотров: 66596 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]