В процессе профессионального консультирования нередко возникают неловкие моменты, когда подросток неожиданно умолкает или не зная, с чего начать, тянет время. В лучшем случае ему удаётся уйти в разговоре на другую, смежную, тему, в худшем – он полностью теряется и отказывается продолжать диалог. Конечно, могут быть и более сложные ситуации, когда подросток спешит и непоследовательно излагает мысль, когда недостаточно открыт в общении, когда утрачивает всякий интерес к своей проблеме… В любом случае, каким бы ни был подросток по возрасту, полу или статусу, наладить диалог и пустить в нужном направлении помогут профориентационные игры. Однако не всякая игра будет уместна в том или ином ключе разговора. В зависимости от особенностей затруднения, вызвавшего паузу, стоит выбрать одну из следующих игровых методик: активизирующие опросники, игры-схематизации, игровые упражнения, шуточные тесты, настольные карточные игры. Главными критериями при подборе игры являются: малая продолжительность по времени (не более 8-10 минут), упрощенная инструкция, быстрый темп работы, возможность прекратить процедуру при необходимости. В кратком обзоре представлены примеры авторских методик, разработанных и используемых мною в ходе профориентационных консультаций учащихся старших классов. 1. Ситуация сложного вхождения в эмоциональный контакт с консультантом. Приемлемо будет применение шуточных тестов, активизирующих опросников. В качестве одного из примеров предлагаю шуточную профориентационную игру «Сказка и явь». Цель: предоставить старшекласснику условия для снятия эмоционального напряжения, нейтрализации негативных ожиданий, помочь задуматься над беспокоящими вопросами. Инструкция: «Выберите одного сказочного (или литературного) персонажа. Расскажите, чем бы он занимался, если бы попал в наш мир? Что бы с ним произошло?» Содержание: Вполне допустимым будет задавание наводящих вопросов, при свободном рассказе, однако, лучше их избегать. Важно подвести подростка к теме о том, насколько целесообразно и оправданно была выбрана профессия или занятие этим персонажем. Как относится к его выбору сам рассказчик? Грустная или весёлая получилась история? Какие препятствия встретил, встречались ли на его пути друзья? 2. Ситуация забывчивости, растерянности старшеклассника. Достаточно результативно показывают себя игры-схематизации, активизирующие опросники, моделирование игровых ситуаций, карточные игры. Легко подстраивается практически под любую подобную ситуацию игра-схематизация «Витрувианский человек». Цель: сосредоточить внимание подростка на наиболее важных аспектах диалога. Инструкция: «Вот условное изображение человека. Придумайте и подпишите назначение значимых частей тела». Содержание: По относительной аналогии со знаменитым рисунком Леонардо да Винчи на листе бумаги предъявляется набросок человека (пол и признаки не указываются). Сам подросток решает, кто он, какими способностями обладает, в какой среде находится (отсылка к предпочитаемым условиям труда), можно ли его считать идеальным (отсылка к слабым и сильным сторонам личности)? 3. Ситуация спешного, непоследовательного изложения мыслей. Как правило, удобны в применении карточные профориентационные игры, игровые упражнения, мини-анкета (таблица для заполнения, включающая основные личные данные), игры-дискуссии (даются готовые темы и пункты вопросов, больше подходит для групповых консультаций). Возможна вариация карточной игры-размышления «Эмоции. Чувства. Настроения». Цель: осознание своего актуального эмоционального состояния, освобождение от негативных эмоциональных переживаний, выявление основополагающей темы для диалога. Инструкция: «Перед вами две стопки карточек. В одной находятся инструменты, в другой – различные эмоции. Выберите инструмент, который был бы связан с любимым для вас делом, а затем подберите к нему подходящую карточку с эмоцией». Содержание: Обсуждение строится на приемлемости испытываемых эмоциональных состояний, старшеклассник вправе заменить карточку на желательную положительную. Также задаётся вопрос: каким станет в профессии человек с таким отношением? Например, к карточке с изображением авторучки может быть подобрана карточка с радостью (успешный писатель), карточка с любовью (лирический поэт), карточка с грустью (драматург) и т.д. Консультант при этом не пытается оспорить, напротив, поддерживает развитие размышлений подростка. 4. Ситуация утраты интереса старшеклассника к своей проблеме. Помимо активизирующих опросников, игр-инсценировок, профессьянсов, неплохо себя зарекомендовали игровые профориентационные упражнения. Игровое упражнение «Природа и человек». Цель: позволить подростку задуматься над творческой составляющей той или иной профессии, почувствовать в себе созидающую функцию. Инструкция: «Сейчас я буду называть вещи, созданные природой или являющиеся её частью, попробуйте подобрать аналогичные вещи, созданные человеком. Например, рыба – подводная лодка, птица – самолёт». Содержание: Не стоит сразу называть весь список слов, при затруднениях возможны пропуски, не смотря на кажущуюся простоту задание может вызвать резкий отказ, поэтому следует применять его с предельной осторожностью и постепенным усложнением по желанию старшеклассника, тяготеющего к профессиям типа «Человек-природа» и «Человек-человек». Другой вариант этого упражнения «техника и символ». Он будет более интересен для тех, кто имеет большую направленность в профессиях типа «Человек-техника» и «Человек-знаковая система». Инструкция: «Сейчас я буду называть предметы техники. Подберите подходящий символ (знак) к каждому предмету». Содержание: Предпочтительным будет использование готового бланка с изображениями (или словами), обозначающими технические устройства. При более пристальном знакомстве с клиентом возможны и другие сочетания, главное условие – давать возможность ответа по интересующему типу профессиональной сферы.
Педагог-психолог Пурдик Андрей Вячеславовича
| |
| |
Просмотров: 6553 | |
Всего комментариев: 0 | |