Алгоритм профориентационной работы в условиях школьной преемственности

Данная статья носит практико-популярный и обобщающий характер и адресована прежде всего всем участникам образовательного процесса, в структуру которого и входит профориентационная работа как таковая.

Чтобы понять, насколько многомерным и важным по своей сути является процесс всей профориентационной работы в школах, можно было бы посмотреть на статистические данные трудоустройства граждан, какие профессии на рынке труда остаются востребованными и сколько людей, желающих работать не по специальности, на которую учились, а сколько и вовсе оставшихся до сих пор перед выбором профессии. Но этого будет явно недостаточно, поскольку остаётся незатронутым вопрос жизненной истории подростка на пути профессионального становления: как он шёл к познанию себя в мире профессий, какими умениями, способностями овладевал, какие качества развивал в себе, от чего отказывался и к чему стремился. И именно в самом процессе профориентационной работы, при котором отслеживается этап за этапом этот путь, оказываются очевидными важность и многомерность не только используемых методов и приёмов, но и взаимосвязей специалистов, заинтересованных в профориентационной помощи, и референтных лиц старшеклассника. В школьных реалиях наиболее актуальным было и остаётся такое совместное сотрудничество педагогов, родителей, близких и друзей учащихся, при котором каждый будущий профессионал мог бы быть благодарен за их содействие, будучи довольным выбором, а возможно и счастливым в своей профессии.

Многими учёными и разработчиками образовательных программ заостряется внимание на ранней профессиональной подготовке учащихся. Самими учителями и методистами составляются сценарии мероприятий, уроков, программы занятий, нацеленных на формирование и развитие в личности школьников качеств, ценностей, умений и навыков, сопутствующих впоследствии осознанному и правильному выбору профессии. Свой вклад оставляет и ответственный за профориентационную работу в школе, чаще всего это либо заместитель директора по учебно-воспитательной работе, либо социальный педагог или школьный психолог. При этом не стоит умалять и роль родителей и близких людей, несмотря на диффузность их влияния, оно имеет место быть и порой даже получается плодотворной, как-то: личный пример, беседы, привлечение репетиторов. Однако, при отсутствии скоординированности в работе каждого из них нередко выпускники общеобразовательной школы становятся заложниками неопределенности в профессиональном выборе. Таким координирующим и организующим началом несомненно становится ответственный за профориентационную работу. В идеальной модели совместной профориентационной деятельности он должен был бы занять центральное место, стать специалистом, к мнению которого прислушивались и в первую очередь обращались за справочной информацией или практическими рекомендациями. Однако, необходимо понимать и тот факт, что, к примеру, личность того же учителя начальных классов для учащихся может быть авторитетнее, а значит его слово и более значимым, в чём усматривается еще один принцип – деликатность осуществляемой профориентационной работы. Таким образом, любой человек, помогающий подростку, по-своему важен и незаменим. И это нужно учитывать ответственному за профориентационную работу при непосредственном взаимодействии, подготовке выступлений на методических объединениях, педсовете, родительских собраниях и составлении методических рекомендаций.

Начиная с первого класса и с каждым переходом на новую ступень образования, особенно в «среднее звено» и старшие классы, остро звучит проблема преемственности. Основная её суть заключается в изменяющихся условиях и степени психологической готовности к ожидаемым изменениям. Обеспечением преемственности служит сохранение и последовательное и единообразное развитие системообразующих

компонентов личности ребенка: познавательные способности, практические умения и навыки, эмоциональные и поведенческие проявления, интересы и увлечения. Иными словами, если ученик, попадая в новую для него ситуацию, благодаря слаженной и согласованной работе педагогов открывает для себя новые возможности и при этом продолжает начатое, улучшая свои продвижения в игровой, учебной, творческой деятельности и не избегая накопленного опыта, то в таком случае можно говорить о системе преемственного обучения.

Конечно, в действительности перед специалистами, оказывающими профориентационную помощь, могут и встают различного рода трудности, в связи с чем и нарушается преемственность, и как следствие выходит из-под контроля процесс профессионального самоопределения учащегося. В конечном результате он может получить негативный фон развития: снизиться в активности, приобрести неожиданные формы и содержание, мало совпадающие с актуальными задачами профессиональной ориентации, а то и вовсе прекратиться.

Вот почему первоочередным и принципиальным будет точное понимание специалистом своей роли в этом общем для всех процессе и неукоснительное следование профессиональным обязанностям в рамках своей компетенции. И первое, с чего необходимо начинать при организации профориентационной деятельности в школе, это - ознакомление с медицинскими и социальными анамнестическими данными, личным делом ребёнка, при необходимости – получение уточняющей информации в ходе бесед с родителями (законными представителями) учащегося.

Способствуя успешной школьной адаптации, учитель начальных классов и учителя-предметники, консультируются с психологом, создают совместными усилиями ситуацию успеха, учитывают все сильные стороны каждого учащегося, состояние здоровья (и здесь нужно понимать, что в массовых школах это, как правило, не десять и не пятнадцать человек, как например, в специализированных учреждениях, а более двадцати и заручиться поддержкой друг друга специалистам просто обязательно). Неоценимой будет помощь школьного врача, классного руководителя, социального педагога, предоставляющих информацию о ребёнке. На данном этапе, по большей части диагностико-ориентировочном, любому специалисту требуется составить достаточно полный и верный индивидуальный портрет того или иного учащегося, что в целом будет важно для построения индивидуального образовательного маршрута и в частности для организации профессиональной ориентации. Вскользь стоит добавить, что если у школьного руководства налажено сотрудничество с дошкольными образовательными учреждениями (а это еще одна категория преемственности), откуда помимо условий домашнего обучения поступают будущие первоклассники, то задача во многом упрощается. Школьный психолог, понимая всю сложность и щепетильность адаптационного периода, должен помочь учителям в создании комфортных условий для гармоничного психического развития ребёнка, облегчая тем самым и решение обучающей и воспитывающей задач в образовательном процессе. А именно использует и внедряет игровые технологии, проводит совместно с учителями тематические занятия.

На следующем шаге (ближе к 3-4 классам) в профессиональной ориентации следует больше внимания уделить мотивационной составляющей как познавательной деятельности, так и профессионального самоопределения, соподчинив их общей целью – самопознанием (эмоции, чувства, способности, таланты). Зачастую именно потеря учебного интереса препятствует развитию познавательного интереса, в связи с чем снижается не только учебная активность, но и познавательная активность, обеспечивающая и поддерживающая саморегуляцию поведения и решение образовательных потребностей. Своевременно предотвратить негативизацию мотивации может помочь психолог, использующий методики диагностики учебной мотивации, активизирующие опросники, проводящий индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. В тесном сотрудничестве с классным руководителем и учителями-

предметниками учащийся, испытывающий сложности с обучаемостью или имеющий тенденцию к снижению школьной мотивации, вовлекается в проектно-исследовательскую деятельность (ему предоставляется возможность изучить интересующую его проблему и представить проект её решения в публичном докладе с презентацией), в групповую форму обучающей игры (достойное подспорье оказывают профориентационные игры, викторины, праздничные мероприятия, приуроченные к какой-либо знаменательной дате, в том числе профессиональным праздничным дням). Главными приоритетными направлениями станут, таким образом, формирование и расширение базовых знаний о мире профессий, положительная стимуляция познавательной и преобразующей деятельности учащихся, повышение самооценки, помощь в развитии творческих способностей и поддержка скрытых явлений одарённости.

Далее на переломном моменте перехода в «среднее звено» актуальным становится выбор профессиональной направленности учащимися. Общаясь с учителями-предметниками, кто-то из учащихся уже вполне способен «нащупать» в себе природу гуманитарной, спортивной или технической направленности. Кому-то, впрочем, это не сразу даётся, поскольку круг школьных дисциплин далёк от полного объёма научного и прикладного знания. Однако, на помощь снова приходит школьный психолог, диагностирующий и ориентирующий в профессиональном самоопределении. Отдельно приветствуется, когда родители учащегося дополняют его знания о себе, не навязывая при этом своего пожелания, поскольку эмоциональная связь с родителями у младших подростков (5-7 классы) требует своего упрочения. И психологическая помощь родителям на данном этапе не менее важна, чем самим учащимся. Помощь сверстников довольно ощутима в групповой работе и касается в основном аспектов практической составляющей профориентации (как я справляюсь, подходят ли мне эти условия труда, есть ли у меня для этого задатки?), хотя и может способствовать лучшему пониманию своих личностных качеств.

Познавательный процесс, связанный с формированием профессионального самосознания, необходимо вовремя поддержать и направить в конструктивное русло, ведь на данном этапе (8-9 классы) есть высокая вероятность очередного спада мотивации к познанию. Старшие подростки склонны к неустойчивости эмоционального фона настроения, импульсивности, поступки могут носить внезапный, случайный характер. Значительным вкладом в профориентационную работу будет проведение классных часов, посвященных таким темам, как «Ценностные ориентиры в выборе профессии», «Рабочий настрой и благоприятная обстановка в трудовой деятельности», «Жизненный план и действия». Особенно актуально это будет для выпускников 9 класса, переходящих на сравнительно новый уровень социализации и трудовой адаптации (поступление в училища, профессиональные колледжи, работа без требований к образованию, профессиональному опыту). Как правило, классные руководители, да и учителя, заранее поставлены в известность о таком намерении прекращения обучения в школе, однако при недостаточном уровне психологической готовности к подобному выбору согласно диагностическим данным психолога крайне желательна совместная работа специалистов по нивелированию негативных факторов, затрудняющих осознанный и личностно приемлемый выбор учащегося. При наличии твёрдой уверенности в выборе, каким бы рискованным он не казался другим, важно разработать с подростком пошаговую стратегию действий и профессиональный жизненный план, допуская альтернативные варианты в случае неуспеха.

При переходе в старшие классы (10-11 классы), если у учащихся остались сомнения или полное непонимание себя в будущей профессиональной жизни, профориентационная работа сосредотачивается вокруг уточнения социальной роли и профессионального призвания подростка. Старшеклассники в большинстве своём жалуются на чрезмерную занятость, и профессиональная подготовка, таким образом, не должна носить насильственный характер, поскольку может еще больше усилить желание

«быстрее отучиться и выпуститься», а именно в это кризисное время учащимся необходимо понимать смысл от полученных знаний и систематизировать их. В этот период им наиболее важно помнить о связи личных и профессиональных интересов, поскольку желание реализовать личные интересы преобладает над заинтересованностью в профессиональных и социально значимых амбициях.

Чтобы весь процесс профориентационной работы в школе увенчался положительным результатом, важно учитывать, что основной показатель успешности процесса будет выступать уровень профессиональной готовности, состоящий как интегративный феномен из отдельных компонентов: познавательного, мотивационного, практического, эмоционально-личностного. Собственно вся работа по профориентации и подчинена развитию и систематизации данных компонентов. Стоит при этом отметить, что чаще всего вызывает трудности с окончательным выбором профессии и над чем на протяжении всего периода школьного обучения необходимо работать, это преемственное воспитание этически-нравственных норм поведения, последовательная разработка ценностных ориентаций, направленные на повышение гражданской позиции и упрощение социальной адаптации, а также внедрение здоровьесберегающих технологий, осуществляемые в данном контексте во избежание неоправданного выбора или своевременного оздоровления будущего профессионала.

 

педагог-психолог Пурдик Андрей Вячеславович

 

 

Категория: Психолого-логопедическая служба | Добавил: ymoc (14.09.2015)
Просмотров: 7168 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]