«Гиперактивные дети, какая помощь им нужна»

«Гиперактивные дети, какая помощь им нужна»

Многим наверняка знакома ситуация, когда кто- то из детей дошкольного или школьного возраста бывает чересчур энергичен. Эта энергия бьёт в нём ключом, ребёнок постоянно вмешивается в разговоры взрослых, ни секунды не может усидеть на месте. Родители бесконечно делают ему замечания, но всё бесполезно. Гиперактивные дети постоянно находятся в движении, независимо от того чем они занимаются,- письмом, математикой или физкультурой. Но активность его не высока, а многое начатое не доводится до конца. Учителя могут называть их «моторчиками», «шустриками». Ребёнок все время торопится, суетится: к заданиям приступает, не дослушав, не дослушав инструкцию учителя, переспрашивает, делает ошибки и не успевает за классом. Самостоятельные и контрольные либо не доделывает, либо сдаёт быстро с ошибками. В тетрадях у него, как правило, грязно. Н а занятиях он требует много внимания со стороны взрослого, потому что ему трудно самоорганизовываться, планировать свою деятельность. Ни какие замечания, выговоры не помогают. Как правило, ситуация только усугубляется, ребёнок теряется еще больше и окончательно отстаёт от класса. Основные симптомы характерные для детей с СДВГ – это нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность. Как правило, это дети с нормальным интеллектом, но из-за свойственных им проблем часто попадают в разряд неуспевающих. Такие дети создают много проблем и учителям и родителям, но больше всего сами страдают от этого.

Можем ли помочь этим детям мы взрослые? Да можем. Эти дети больше всего нуждаются в поддержке, понимании, участии со стороны всех взрослых и особенно родителей.

Одна из основных характеристик гиперактивных детей — «несобранность», неумение организовать свое время, распределить его и рационально использовать.

Поэтому очень важно для ребёнка соблюдение режима дня. Ребенок должен не только твердо знать, но и привыкнуть к тому, что в определенное время он

встает, гуляет, занимается, ест, ходит школу, выполняет домашние задания, ложится спать и т.д. В этом случае ему легче организовать свою работу, выработать правильные привычки.

Гиперактивного ребенка бывает сложно успокоить перед сном, особенно в тех случаях, когда вечером после работы собирается вся семья, затеваются шумные игры или «выясняются отношения».

Гораздо эффективнее после ужина минут сорок спокойно погулять с ребенком, он может принять теплый душ, потом сделать легкий расслабляющий массаж — погладить спинку, ноги, руки, погладить по голове, разгладить мышцы лица. Перед сном не стоит выяснять отношения, корить ребенка за какие-то проступки, совершенные в течение дня. Если необходимо в какой-то день изменить режим, то необходимо предупредить ребенка об этом заранее, обсудить с ним предстоящее посещение театра, поездку за город, поход в гости и т.п. В режиме дня таких детей обязательно должна быть двигательная активность. Это дает разрядку, позволяет нормализовать состояние. Для младших школьников это не менее 2 часов (это и зарядка, и игры на воздухе, и прогулка, и спортивные занятия). При выборе спортивной секции родители обязательно должны проконсуль-тироваться с врачом. Утренняя гимнастика должна проводиться в хорошо проветренном помещении, еще лучше — на свежем воздухе в течение 10—20 минут.

Достаточно большой проблемой для взрослых является выполнение домашних заданий с гиперактивными детьми.

Успех занятий с такими детьми зависит от четкого понимания сильных и слабых сторон. Внешняя организация деятельности ребенка должна строиться с учетом высокой отвлекаемости, неустойчивой работоспособности, очень короткого периода работы без отвлечений. При правильной организации эта работа может быть очень продуктивной.

М.М.Безруких в одной и своих работ предлагает рекомендации по организации занятий дома и в школе:

 

Попросите учителя посадить вашего ребенка на первую парту, чтобы он был на виду и у него было меньше причин для отвлечений.

Необходимо научить его обращаться за помощью и поощрять это, откликаясь на любую просьбу без раздражения и недовольства. Часто дети просто не знают, как действовать, и стесняются обращаться к учителю.

Говорить с ребенком нужно спокойно, внимательно. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция к заданию — ясной и однозначной; ребенок не поймет сложных инструкций и длинных предложений. Кроме того, необходимо убедиться, что в инструкции понятно каждое слово. Не стоит говорить, пока ребенок не слушает.

Обязательна работа «глаза в глаза», особенно при объяснении нового материала. Зрительный контакт позволяет ребенку сосредоточиться, не отвлекаться, особенно в тот момент, когда он получает задание.

В ходе работы можно использовать систему четких и коротких указаний: «слушай, запомни, не торопись, подумай». Но это не должны быть «военные приказы», «команды», тон должен быть доброжелательным, спокойным, мягким, даже ласковым. Необходимо избегать слов «неправильно», «не так», «не стараешься»; целесообразнее — «давай внимательно посмотрим», «попробуем сделать еще раз», «уже лучше, я уверена, что все получится» и т.н.

Не следует акцентировать внимание ребенка на неудаче, он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.

Оценивая работу, важно отметить сначала, что сделано правильно, хорошо, а йотом обратить внимание на ошибки и объяснить, как их нужно исправить. При необходимости можно дать повторное задание.

При письме необходимо следить за соблюдением правил правильной посадки, положением ручки и тетради.

Если задание большое, стоит разделить его на части и к каждой части задания давать новую инструкцию. Начинать объяснение нужно только после того, как выполнена предыдущая часть задания.

Если необходимо что-то из работы отложить до завтра, стоит записать это задание.

Всем детям необходимо подбадривание и поддержка по ходу выполнения задания. Это придает им уверенность и стимулирует продолжение работы, поэтому в ходе каждого занятия необходимо найти повод (даже если это сложно) для того, чтобы похвалить ребенка.

Если ребенок «сорвался», надо отвлечь его, отвести в спокойное место; можно умыть холодной водой, успокоить. Необходимо помнить: пока ребенок не успокоился, он не слышит замечаний и фактически не понимает, чего от него хотят. Его поведение можно обсудить и объяснить, только когда он успокоится.

Правила выполнения домашних заданий:

Ничто в комнате не должно отвлекать ребенка (ни младшие и старшие члены семьи, ни домашние животные, ни звуки радио или телевизора и т.п.).

На столе, за которым работает ребенок, не должно быть абсолютно ничего лишнего, отвлекающего внимание.

Занятие следует начинать и заканчивать с такого задания, которое ребенок точно выполнит, получит удовлетворение и почувствует успех.

Не следует заканчивать работу «на неудаче» (в ситуации «у меня нет больше сил тебе объяснять»).

Это общие правила, но при работе с каждым отдельным ребенком должны учитываться его возрастные и индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны познавательного развития, характер его трудностей обучения.

В тех случаях, когда дети испытывают трудности выполнения заданий, необходимо более подробно разобрать (объяснить) само задание, ход его выполнения. Есть еще один способ, который помогает не только запомнить

инструкцию-задание (что делать) и ход ее выполнения (как делать), но и сконцентрировать внимание. Этот способ состоит в определенной после-довательности действий, которые выполняют взрослый (педагог, родитель) и ребенок (при индивидуальной работе).

Взрослый объясняет задание. Инструкция должна быть четкой, краткой, понятной. Все слова, используемые в инструкции, должны быть понятны ребенку. (Помните, непонятным может быть самое простое задание, например «скопируй», «срисуй». Если вы просто говорите «срисуй», не оговаривая, «чтобы получилось точно такая же фигура», то ребенок может и имеет право нарисовать просто похожую фигуру, отличающуюся размерами).

Ребенок повторяет задание (что нужно сделать). Важно, чтобы ребенок точно повторил все условия задания.

Взрослый объясняет, как нужно выполнять задание (с чего начинать, что делать дальше, как закончить и т.п., соблюдая условия понятности и доступности объяснения).

Взрослый еще раз повторяет последовательность выполнения задания и показывает, как это делать. Ребенок повторяет последовательность выполнения задания (если есть ошибки, повторить п. 4 и 5).

Ребенок диктует взрослому последовательность выполнения задания, а взрослый выполняет задание. Ребенок контролирует ход выполнения задания.

Ребенок самостоятельно выполняет задание и оценивает его (если и в этом случае есть ошибки, можно на примере аналогичного задания выполнить его в той же последовательности).

Желательно, чтобы родители хотя бы на первых порах взяли на себя часть школьных проблем ребенка, помогли бы ему собрать портфель, проверили, что надо подготовить к следующему дню, не стеснялись позвонить однокласснику, чтобы уточнить домашнее задание. Помните бесполезно корить и наказывать ребенка «за неорганизованность», более эффективно — создать условия, позволяющие ему быть более организованным и дисциплинированным.

Родителям, которые хотят помочь ребенку приготовить уроки, безусловно, надо набраться терпения. Спокойный, мягкий тон общения обязателен, но необходимо твердо стоять на том, что сначала работа, потом игры. Нельзя оставлять работу недоделанной, но и о не нужно стремитесь сделать все и сразу. После 15—20 минут работы ребенку необходимо передохнуть, хорошо бы на 3—5 минут вытянуться на коврике, сделать несколько дыхательных упражнений. Помните, что ребенок не сразу привыкнет к систематической работе, это достаточно длительный процесс. Конечно, необходимо принимать во внимание его быструю утомляемость, истощаемость и поэтому заранее обговорить время отдыха и окончания работы.

 

Педагог-психолог Дьячкова Алла Геннадьевна

Категория: Психолого-логопедическая служба | Добавил: ymoc (02.02.2015)
Просмотров: 5454 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]