Рекомендации психолога родителям первоклассников.
Педагог-психолог М.Б. Журавова
Вот и наступил один из самых важных и радостных моментов в жизни вашего ребенка. Он теперь не просто малыш, он – школьник. У него появилась новая взрослая роль — роль ученика. То, что было важным в дошкольном возрасте, становится второстепенным. С началом обучения в школе, более ценным становится то, что имеет отношение к учебе. Ребенок вливается в новую среду, в его окружении появляются новые лица. На горизонте детских авторитетов взошла новая звезда – учитель. Его слова, действия и требования воспринимаются безоговорочно. Он уже не дошкольник, но еще и не школьник.
С какими трудностями сталкивается ребенок? Ему сложно: - высиживать урок в одной и той же позе, - не отвлекаться и следить за мыслью учителя, -делать не то, что хочется, а то, что требуют, -сдерживать свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии, -усваивать новые правила поведения в школе. Конечно же, ребенку нужна помощь со стороны взрослых: учителя, родителей. В чем она может выражаться? Чтобы ответить на этот вопрос, нам важно разобраться, насколько ребенок готов к обучению в школе? Готовность школе - это не отдельные знания и умения, а их определенный набор. Он похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить блюдо. Известный специалист в области детской психологии, профессор Леонид Абрамович Венгерсчитает, что «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Школьная зрелость это определенный баланс между способностями ,здоровьем ребенка и, теми требованиями, которые к нему предъявляются в процессе обучения.
Если ваш ребенок:+ -здоров, редко болеет;
То это значительно облегчит ему учебную деятельность и обеспечит успех и быстрое привыкание к школе. Адаптация длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей. Самыми сложными являются первые четыре недели. В этот период организм ребенка напряженно работает, расходует много своих сил и ресурсов. По уровню адаптивности детей можно разделить на три группы:
Эти дети быстро вливаются в коллектив, приобретают новых друзей; них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны; добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя.
Многочисленные исследования показывают, что с приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность, что приводит к торможению роста и развития. А это напрямую связано с работой головного мозга. Известно, что после тридцати минут игры,например, в футбол в головном мозге возникает очаг радостного возбуждения. И чем больше таких очагов, тем легче ребенку учиться. Поэтому режим дня обязательно должен включать активные виды деятельности. Почему режим так важен для начинающего школьника? Потому что последовательность и предсказуемость событий дает ребенку чувство защищенности. После школы первокласснику необходимо сначала пообедать и погулять. Для ослабленных детей лучшим отдыхом будет дневной сон в хорошо проветренной комнате. Когда лучше делать уроки? Исследования показывают, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: с 9 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Значит, оптимальным временем для домашних занятий является период с 16 до 18 часов. Важно уложить ребенка спать к 9 часам вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не меньше 11 часов в сутки. В период адаптации даже у самых спокойных детей могут начаться капризы. Хочу - не хочу, буду - не буду, пойду - не пойду. Что же происходит? Откуда у послушного до этого ребенка, возникают такие резкие перепады настроения? Любые жизненные перемены, даже хорошие, вызывают у любого человека стресс, а тем более у ребенка. Существует специальная шкала стресса, в которой напряжение человека оценивается по 100-бальной шкале. Согласно этой шкале, каждый успех обходится нам 28 баллов, отпуск – в 13, переход улицы в неположенном месте – в 11 баллов. В 100 баллов оценивается развод. Поступление в школу вызывает переживание, равное 26 баллам, а это гораздо больше, чем стресс от переезда, проблем на работе или крупного долга. Семилетнему ребенку очень не просто справиться со столь сильным напряжением. И все его капризы – это крик о помощи, так как сказать об этом ребенок не может, потому что сам не понимает, что с ним происходит. Родителям в этот период, очень хочется помочь своим детям. И они, как правило, очень активны. Очень важно, чтобы эта активность была помогающей: -проявляйте к ребенку уважительное внимание (спрашивайте, как он себя чувствует, что хочет, нужна ли ему помощь?); -поддерживайте, когда трудно; -обсуждая с ребенком новые обязанности и правила, делайте это не на бегу, говорите спокойным тоном; - показывайте свою любовь (говорите приятные слова, вместе проводите время, делайте сюрпризы, обнимайте, помогайте); - прощайте; - улыбайтесь и шутите.
Если ваш ребенок: -не испытывает чувства страха -ему нравится учиться и общаться, -он активен и хочет проявить себя.
Значит, ваш первоклассник успешно адаптировался к школе.
| |
| |
Просмотров: 4117 | |
Всего комментариев: 0 | |