В процессе обучения написанию
обществоведческого эссе можно выделить
несколько ключевых моментов.
- Первый из них – осмысленный выбор
высказывания
- 1.Содержательная основа, на которой
требуется строить ответ. При написании
эссе необходимо использовать знания
обществоведческого курса – понятия,
теоретические положения, поэтому
качественно выполнить задание на
незнакомом или малознакомом содержании
вряд ли возможно.
- 2. Понимание сущности высказывания
(затронутой в высказывании проблемы,
позиции автора). Важнейшим в написании
эссе является раскрытие смысла
высказывания. Непонимание или не вполне
адекватное понимание его не позволит
реализовать основные требования к
обществоведческому эссе.
-
3. Характер высказывания. Высказывание
может представлять некое суждение,
смысл которого очевиден и по которому
возможно иллюстративно-описательное
изложение отдельных тем обществоведческого
курса. Данный вариант написания эссе,
с одной стороны, более прост в исполнении,
с другой - он не дает возможности
полноценно реализовать базовые
требования к структуре и содержанию
обществоведческого эссе. То есть видимая
легкость (очевидность) трактовки смысла
высказывания может быть обманчивой
при выборе темы.
-
4. Возможность создания схемы раскрытия
смысла высказывания – (нескольких
логически связанных основных идей).
Эссе предполагает логически связное
рассуждение, в заключении которого
делаются определенные выводы, поэтому
в случае затруднений в создании подобной
логической основы эссе целесообразно
подумать о выборе иного высказывания.
-
После осуществления выбора необходимо
определить свое понимание смысла
высказывания (проблемы, затронутой
автором).
Для этого важно установить тематическую
связь высказывания с обществоведческим
курсом и определить составляющие
(аспекты затронутой проблемы). Полезно
записать выявленные аспекты и определить,
все ли они будут подробно раскрыты.
Далее следует отметить те аспекты,
которые могут стать предметом более
пристального внимания и для каждого
из них определить круг терминов и
понятий, теоретических положений
обществоведческого курса, которые
целесообразно использовать в тексте
эссе.
- Если учащимся известны какие-либо
научные исследования, научные концепции
по затронутой высказыванием теме
(проблеме) необходимо отразить их в
эссе. Применительно к каждому аспекту,
который планируется рассмотреть
подробно, полезно сформулировать
основную идею, связывающую этот аспект
с общим смыслом высказывания (проблемой
эссе). Следующими действиями может
стать выстраивание логической
последовательности рассматриваемых
аспектов и формулирование общих выводов.
Для каждого раскрываемого аспекта
проблемы важно подобрать фактический
материал: определить, какие факты (факты
общественной жизни, личный опыт или
социальные наблюдения, модели социальных
ситуаций) будут привлекаться и в каком
качестве (как иллюстрация теоретических
рассуждений, как отправная точка
рассуждений и т.п.).
-
Согласно условию задания, следует
определить и зафиксировать свое
отношение к мнению автора высказывания
и аргументировать его.
- При всем разнообразии подходов к
технологии написания обществоведческого
эссе учитель может конкретизировать
требования к его качеству, предложив
следующие критерии:
-
адекватное понимание автором эссе
смысла высказывания;
-
соответствие текста эссе выявленному
смыслу высказывания;
-
раскрытие смысла высказывания в заданном
содержательном контексте (очевидно,
что для раскрытия смысла высказывания
и аргументации могут привлекаться
теоретические положения других
содержательных составляющих курса, но
контекста необходимо придерживаться);
-
представленность личной позиции
учащегося, его отношения к мнению автора
высказывания и поднятой им проблеме;
-
опора учащегося при раскрытии смысла
высказывания и аргументации собственной
позиции на обществоведческие знания
(использование терминов и понятий,
теоретических положений общественных
наук);
-
использование при раскрытии проблемы
осмысленных учащимся фактов общественной
жизни (или моделей социальных ситуаций)
и личного социального опыта;
-
логичность рассуждений;
-
отсутствие обществоведческих (сущностных,
терминологических и пр.) и иных
(фактических, логических, этических и
пр.) ошибок;
-
соответствие эссе нормам русского
языка.
- Не установлено жестких требований
к объему ученического обществоведческого
эссе. Объем может определяться сложностью
темы, уровнем обществоведческой
подготовки конкретного учащегося,
наличием времени для написания эссе и
многими другими факторами. Важен не
размер текста, написанного учеником,
а реализация в эссе максимального
количества перечисленных выше требований.
- Нередки случаи неверного понимания
учащимися характеристик теоретического
уровня написания эссе. Ученики приводят
абстрактные рассуждения, иногда с
использованием понятийно-терминологического
аппарата заявленной в задании социальной
науки или набора ее теоретических
положений, но при этом не привлекают
фактический материал. Поскольку в
условии задания предъявлено требование
опираться в рассуждениях на факты
общественной жизни и личный социальный
опыт, такое эссе не может быть признано
качественным.
-
|