ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И
РЕКОМЕНДАЦИИ.
Анализ
результатов ЕГЭ показывает, что в целом
выпускники – участники ЕГЭ – овладели
содержанием основных элементов курса
обществознания и основными видами
деятельности.
Учащиеся
владеют теми элементами содержания,
которые системно и основательно
проработаны в учебных пособиях основной
и старшей школы, а также связями с другими
школьными предметами, близостью
проверяемого материала к реалиям
современной жизни и социального опыта
выпускников. Поэтому, устойчивый успех
демонстрируют учащиеся при выполнении
заданий, требующих практико-ориентированных
знаний, опирающихся на личный опыт
учащихся и связанных с выполнением ими
определенных социальных ролей (в
частности, потребитель, производитель,
собственник и др.)
Выпускники недостаточно владеют
умениями осуществлять поиск социальной
информации по определенной теме из
фрагментов предложенного текста,
анализировать и классифицировать
социальную информацию представленную
в различных знаковых системах (напр.
тексте, схеме, таблице, диаграмме),
умением сравнивать социальные объекты,
выявляя их общие черты и различия,
устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками
социальных явлений и обществоведческими
терминами, понятиями - это особенно
наглядно проявилось при выполнении
заданий части В и части С.
Ниже выделены несколько
типов ошибок при выполнении заданий
экзаменационной работы, которые устойчиво
повторяются в работах выпускников
1. Ошибки в операциях с
понятиями: неоправданное расширение
или сужение значения рассматриваемого
понятия, подмена понятий, использование
«понятий-кентавров», объединяющих
признаки близких по значению, но
качественно различных понятий.
2. Ошибки в работе с информацией,
предлагаемой в условиях заданий и в
специально подобранных текстах:
а) несистемный подход: игнорирование
части сведений, неумение корректно
связать новую информацию с уже известной
из курса обществознания и т.п.;
б) недостаточная сформированность
аналитических умений: выделять главное,
соотносить имеющиеся данные с поставленным
требованием, создавать содержательные
группы по заданным критериям и т.п.
3. Отсутствие рефлексии над
собственным социальным опытом. По этой
причине примеры, приводимые выпускниками
с опорой на собственный опыт, часто
слабо связаны с рассматриваемым
положением (связь либо не прослеживается,
либо поверхностна и не отражает
существенных моментов).
4. Недостаточная сформированность
умения анализировать социальную
информацию (часто проявляется неумение
различать такие компоненты, как «тезис
и аргумент», «факт и мнение», «довод и
оценка»).
5. Некритическое восприятие
социальной информации, почерпнутой из
сообщений СМИ, Интернета. В результате
встречающиеся в них непроверенные
факты, несостоятельные или провокационные
утверждения, заведомо односторонние
суждения и предвзятые оценки нередко
используются выпускниками в качестве
доказательной базы в эссе, при конкретизации
приведенных положений в других заданиях
части С.
6. Неумение видеть и формулировать
социальные проблемы, выявлять и описывать
противоречия общественной жизни (в
частности, следует особо отметить
неспособность развернуть афористическое
высказывание, избранное в качестве темы
эссе, в актуальную проблему).
7.
Преобладание одностороннего взгляда
на социальные явления, неумение выявлять
и выстраивать причинно-следственные
связи по горизонтали (с развивающимися
рядом процессами) и вертикали (с истоками
и возможными последствиями), функциональные
и структурные связи