В категории материалов: 4
Показано материалов: 1-4


В процессе обучения написанию обществоведческого эссе можно выделить несколько ключевых моментов.
Первый из них – осмысленный выбор высказывания
1.Содержательная основа, на которой требуется строить ответ. При написании эссе необходимо использовать знания обществоведческого курса – понятия, теоретические положения, поэтому качественно выполнить задание на незнакомом или малознакомом содержании вряд ли возможно.
2. Понимание сущности высказывания (затронутой в высказывании проблемы, позиции автора). Важнейшим в написании эссе является раскрытие смысла высказывания. Непонимание или не вполне адекватное понимание его не позволит реализовать основные требования к обществоведческому эссе.
3. Характер высказывания. Высказывание может представлять некое суждение, смысл которого очевиден и по которому возможно иллюстративно-описательное изложение отдельных тем обществоведческого курса. Данный вариант написания эссе, с одной стороны, более прост в исполнении, с другой - он не дает возможности полноценно реализовать базовые требования к структуре и содержанию обществоведческого эссе. То есть видимая легкость (очевидность) трактовки смысла высказывания может быть обманчивой при выборе темы.
4. Возможность создания схемы раскрытия смысла высказывания – (нескольких логически связанных основных идей). Эссе предполагает логически связное рассуждение, в заключении которого делаются определенные выводы, поэтому в случае затруднений в создании подобной логической основы эссе целесообразно подумать о выборе иного высказывания.
Обществознание | Просмотров: 13968 | Добавил: ymoc | Дата: 09.02.2010 | Комментарии (0)



На позиции В5 в проверочной работе стоит задание, требующие различения суждений фактического и оценочного характера.

Слово «факт» происходит от латинского faktum – сделанное, свершившееся. Под фактом в науке понимают событие, результат, нечто реальное, конкретное. В известном смысле факт противостоит гипотезе, мнению, оценке. Поэтому выделение в тексте двух указанных групп суждений вполне оправдано.
Заметим сразу, что вторая группа суждений может включать в себя не только чисто оценочный компонент (плохо, хорошо, прогрессивно, реакционно, позитивно и т.п.), но и в более широком плане – отношение к явлению («служит примером», «создает надежную основу» и т.п.).
Из курса обществознания известно, что факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.
Обществознание | Просмотров: 6161 | Добавил: ymoc | Дата: 09.02.2010 | Комментарии (0)

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Анализ результатов ЕГЭ показывает, что в целом выпускники – участники ЕГЭ – овладели содержанием основных элементов курса обществознания и основными видами деятельности.

Учащиеся владеют теми элементами содержания, которые системно и основательно проработаны в учебных пособиях основной и старшей школы, а также связями с другими школьными предметами, близостью проверяемого материала к реалиям современной жизни и социального опыта выпускников. Поэтому, устойчивый успех демонстрируют учащиеся при выполнении заданий, требующих практико-ориентированных знаний, опирающихся на личный опыт учащихся и связанных с выполнением ими определенных социальных ролей (в частности, потребитель, производитель, собственник и др.)

Выпускники недостаточно владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по определенной теме из фрагментов предложенного текста, анализировать и классифицировать социальную информацию представленную в различных знаковых системах (напр. тексте, схеме, таблице, диаграмме), умением сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями - это особенно наглядно проявилось при выполнении заданий части В и части С.

Ниже выделены несколько типов ошибок при выполнении заданий экзаменационной работы, которые устойчиво повторяются в работах выпускников

1. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, использование «понятий-кентавров», объединяющих признаки близких по значению, но качественно различных понятий.

2. Ошибки в работе с информацией, предлагаемой в условиях заданий и в специально подобранных текстах:

а) несистемный подход: игнорирование части сведений, неумение корректно связать новую информацию с уже известной из курса обществознания и т.п.;

б) недостаточная сформированность аналитических умений: выделять главное, соотносить имеющиеся данные с поставленным требованием, создавать содержательные группы по заданным критериям и т.п.

3. Отсутствие рефлексии над собственным социальным опытом. По этой причине примеры, приводимые выпускниками с опорой на собственный опыт, часто слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

4. Недостаточная сформированность умения анализировать социальную информацию (часто проявляется неумение различать такие компоненты, как «тезис и аргумент», «факт и мнение», «довод и оценка»).

5. Некритическое восприятие социальной информации, почерпнутой из сообщений СМИ, Интернета. В результате встречающиеся в них непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения, заведомо односторонние суждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательной базы в эссе, при конкретизации приведенных положений в других заданиях части С.

6. Неумение видеть и формулировать социальные проблемы, выявлять и описывать противоречия общественной жизни (в частности, следует особо отметить неспособность развернуть афористическое высказывание, избранное в качестве темы эссе, в актуальную проблему).

7. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи по горизонтали (с развивающимися рядом процессами) и вертикали (с истоками и возможными последствиями), функциональные и структурные связи

Обществознание | Просмотров: 4147 | Добавил: ymoc | Дата: 09.02.2010 | Комментарии (0)

ПРИЛОЖЕНИЕ

к письму Министерства образования

Московской области

от 20.11.2009 № 9139-05о/07


Инструктивно-методическое письмо

о преподавании обществознания (включая экономику и право)

в 2009 - 2010 учебном году

в общеобразовательных учреждениях Московской области


Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является выполнение государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России №1089 от 5 марта 2004г.) и ФБУП (утвержден приказом №1312 от 9 марта 2004г.).

Обществознание | Просмотров: 4642 | Добавил: ymoc | Дата: 24.11.2009 | Комментарии (0)