ПРИЛОЖЕНИЕ к письму Министерства образования Московской области от 20.11.2009 № 9139-05о/07 Инструктивно-методическое письмо о преподавании музыка в 2009 - 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Московской области Музыкальное образование в современной России имеет несколько отличительных особенностей. Во-первых, провозглашение принципа вариативности содержания музыкального образования повлекло за собой разработку и внедрение в практику ряда учебных программ, в которых оригинальность авторского замысла предполагает использование новых технологий обучения. Во-вторых, содержание данных программ по предмету «Музыка» направлено на формирование ценностных ориентаций личности, ее духовного багажа, что потребовало пересмотра содержания уроков музыки, форм их организации и методики проведения. В-третьих, появление на уроках музыки учебников и рабочих тетрадей коренным образом изменило не только статус этих предметов в школе, но и повлекло за собой поиск технологий обучения, адекватных природе самого искусства. В-четвертых, постановка задачи эффективности музыкального развития школьников потребовала поиска частных авторских методик формирования наиболее значимых качеств личности средствами искусства. В-пятых, ориентация на дифференциацию и индивидуализацию обучения музыке, учет психологических особенностей развития учащихся, социокультурного окружения ребенка выдвинули необходимость разработки процедур диагностики успешности образовательного процесса. В-шестых, в процессе практической реализации содержания и новых педагогических технологий преподавания предмета «Музыка» стало необходимым учитывать степень готовности учителя к воплощению поставленных проблем, а также его художественно-педагогический опыт, авторский почерк, индивидуальность творческих проявлений. Образовательные стандарты «второго поколения». В 2009/2010 учебном году будут утверждены Государственные образовательные стандарты «второго поколения», предложен новый Федеральный базисный учебный план. Очевидна их направленность на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальномуразвитию растущего человека. Предмет «Музыка», как и другие школьные предметы, развивая умение учиться, будет призван формировать у ребенка современную картину мира и осознания себя в этом мире. По мнению разработчиков новых стандартов, необходимо обучать школьников овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений искусства (в том числе, музыкального), что позволит сформировать у них универсальные учебные действия. В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к искусству, соответствующие знания и умения, проявляющиеся в различных видах художественно-творческой деятельности. Большой удельный вес в стандартах второго поколения приобретает организация проектной художественно-эстетической деятельности учащихся (на предметной и межпредметной основе), а также участие школьников в различных формах культурно-досуговой деятельности класса, школы, округа, региона, что является важным показателем успешности становления их художественной культуры и достижения планируемых результатов. На современном этапе развития отечественной школы образование и воспитание должны оказывать позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Важно взаимодействие ребенка и взрослых в семье, в сфере досуга, во внеурочной работе (посещение концертов, театров, музеев). Государственный стандарт общего образования и Федеральный базисный учебный план 2004 г. Для образовательных учреждений Московской области на 2009/2010 учебный год рекомендовано выполнение Государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 г.) и Федерального базисного учебного плана (утвержден приказом № 1312 от 9 марта 2004 г.). В Федеральном базисном учебном плане (ФБУП) предусмотрено преподавание предмета «Музыка» в образовательных учреждениях с 1 по 7 классы по одному часу в неделю (270 час. в год в начальной школе, 280 час. в год в основной школе). В 8 и 9 классах по ФБУП 2004 г. рекомендуется преподавание интегративного курса «Искусство» (по одному часу в неделю, всего 35 часов на каждый учебный год)1. В ФБУП устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения: федеральный компонент – не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования; региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10 %; компонент образовательного учреждения – не менее 10 %. Часы регионального (регионально-национального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента БУП, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях. Содержание регионального компонента («Музыкальная культура Подмосковья») и компонента образовательного учреждения разрабатывается учителем музыки, оформляется в модули рабочей программы по предмету «Музыка», утверждается педагогическим советом образовательного учреждения. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ БАЗИСНОГО учебнОГО планА 2004г. образовательных учреждений Российской Федерации Начальное общее образование
основное общее образование
Агрессивная звуковая среда, окружающая современного школьника, усиление зрелищно-развлекательных тенденций, «клиповости» подачи явлений культуры и искусства в средствах массовой информации требуют сегодня пристального внимания к уточнению цели и задач массового музыкального образования и воспитания подрастающего поколения, поиска содержания музыкальных занятий, направленного на духовно-нравственное совершенствование личности, разъяснения смысла использования в учебно-воспитательном процессе многочисленных педагогических технологий обучения, адекватных природе музыкального искусства. Цель и задачи музыкального образования. Цель музыкального образования и воспитания школьников, которая была сформулирована в 70-е гг. XX в. в уникальной отечественной музыкально-педагогической концепции композитора, педагога, ученого-исследователя Д.Б. Кабалевского, остается актуальной и сегодня – формирование их музыкальной культуры как части духовной культуры личности. Задачи музыкального образования и воспитания вытекают из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся: – приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; – развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности; – воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности общения с искусством; – освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире – художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства. Содержание музыкального образования. Содержание предмета «Музыка» в вариативных программах разных авторских коллективов включает в себя такие «пласты» музыкального искусства как фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классического наследия, современную (академическую и популярную) музыку. Именно такой широкий охват явлений музыкального искусства дает возможность ребенку постепенно осознавать мысль о единстве различных направлений музыки, их прочных связях с окружающей жизнью, с внутренним миром человека, понять их взаимовлияние друг на друга, делает процесс познания музыки не только целостным, но и нравственно значимым. Музыкальный фольклор позволяет ввести детей в мир традиционной народной культуры. Фольклор предстает на музыкальных занятиях как искусство синкретичное, в котором сочетаются напев и слово, движение и звучание народного инструментария, элементы костюма и среда бытования тех или иных образцов народного творчества. Народные обряды, традиции и праздники также становятся предметом изучения на уроках музыки. Фольклор рассматривается авторами программ и как исток творчества композиторов-классиков. Народность интонаций, тем, образов музыки служит предметом изучения многих произведений мировой музыкальной культуры. Музыка религиозной традиции в вариативных программах изучается на основе культурологического подхода, как часть «храмового синтеза искусств». Освоение музыкальной культуры русской Православной церкви основывается на доступных школьникам сочинениях, их воплощении в классической музыке, церковных праздниках. При этом не исключается знакомство учащихся с музыкой других религиозных конфессий. Классическое наследие составляет большую часть музыкального материала программ по музыке. Именно знакомство учащихся с лучшими хрестоматийными образцами классической музыки позволяет формировать «иммунитет против пошлости» (Д.Б. Кабалевский), закладывать в сознание ребенка понимание тех «вечных тем» искусства и жизни, которые воплощаются в музыкальных образах. Это – любовь и ненависть, добро и зло, мир и война, жизнь и смерть, отношение к Отчизне, матери, природе, культуре и т.п. Нравственная основа произведений классической музыки позволяет развивать «родственное отношение к миру» (М. Пришвин), искать ориентиры, помогающие детям противостоять натиску современной низкопробной популярной культуры. Современная музыка представлена в содержании музыкального образования как академическим направлением, развивающим лучшие традиции классики, так и произведениями массовой популярной музыки – оперетта, мюзикл, джаз, рок-опера, эстрадная, авторская песня. Опыт музыкально-творческой деятельности учащихся включает в себя развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-практической деятельности. Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок, Выявление связей музыки с другими видами искусства, историей, жизнью. Пение. Хоровое, ансамблевое и сольное пение. Одноголосное и двухголосное исполнение образцов классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождением. Вокализация основных тем инструментальных произведений; поиски вариантов их исполнительских трактовок. Обогащение опыта вокальной импровизации. Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными. Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений2. Драматизация музыкальных произведений. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения (разыгрывание песен, музыкальные импровизации-инсценировки сказок, драматизация произведений программной музыки). Музыка и современные технологии. Использование информационно-коммуникативных технологий для создания, аранжировки, записи воспроизведения музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности в музицировании на электронных инструментах (например, синтезатор). Поиск музыкальных произведений в сети Интернет. Требования к уровню подготовки выпускников (учащихся 7-х классов). В результате изучения музыки ученик должен знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Отрицательной тенденцией в практике преподавания предмета «Музыка» в образовательных учреждениях Московской области следует считать передачу уроков музыки в 1-4 классах учителям начальных классов при наличии в школах музыкантов-специалистов. Программно-методическое обеспечение преподавания предмета (рекомендации по использованию действующих учебников и УМК)
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка». При составлении календарно-тематического планирования рекомендуется ориентироваться на последовательность учебных тем программы, по которой осуществляется преподавание предмета, определение количества часов на их изучение, выбор музыкального (и шире – художественного) материала программы, виды музыкально-практической деятельности школьников, в процессе которых осуществляется усвоение школьниками основных закономерностей музыкального искусства (термины и понятия). Рекомендации по ведению записей в классных журналах. В классный журнал рекомендуется записывать учебную тему четверти (полугодия), тему урока (или соответствующие ей названия разделов учебника), основной музыкальный материал урока. В графе «Домашние задания» при условии использования на уроках рабочих, творческих тетрадей, дневников музыкальных впечатлений, блокнотов (из учебно-методических комплектов) рекомендуется указывать страницы, на которых зафиксированы вопросы и задания для самостоятельной работы учащихся. Современные технологии преподавания музыки в школе. Наиболее перспективные на современном этапе развития музыкальной педагогики технологии должны включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер. В современных образовательных учреждениях сегодня активно внедряется технология преподавания музыки по учебно-методическим комплектам (УМК), разработанным творческими коллективами и изданными в разных ведущих издательствах России. Преподавание музыки с использованием учебников и творческих тетрадей для учащихся, рекомендованных и допущенных к внедрению в практику работы школ Министерством образования и науки РФ, требует от учителя музыки не эпизодического использования материала этих комплектов, а глубокого освоения их содержания, методов и приемов обучения. Технология развития процессов восприятия пронизывает все виды музыкально-практической деятельности учащихся: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие детей, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные). Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений. Учитель музыки, используя данную методику анализа музыкального сочинения, должен учитывать, что в этот процесс необходимо включать выявление: жанровых признаков (песня, танец, марш – по Д.Б. Кабалевскому); признаков стиля (народная – композиторская, старинная – современная, русская – зарубежная музыка); опыт слежения за развитием интонации (интонация – тема – музыкальный образ – музыкальная драматургия); формирование словаря эмоциональных переживаний (В.Г. Ражников); опыт восприятия знакомых интонаций в новых ситуациях; осознание смысла интонации в содержании произведения («В каждой интонации спрятан человек» – В.В. Медушевский). В процессе развития певческой культуры учащихся, возрождения традиций отечественного хорового пения учителю музыки рекомендуется активнее использовать современные технологии развития слуха и голоса, включая многообразные частные авторские методики (Ю.Алиев, В. Емельянов, Г. Струве, Г. Стулова и др.), учитывающие возрастные особенности школьников, возможность применения игровых приемов обучения, тщательного отбора вокально-хорового репертуара, использование коллективных, ансамблевых и сольных форм хорового исполнительства. При этом использование компьютерных технологий (например, пение под фонограмму) не должно заменять живого звучания детских голосов. Технологии арттерапевтического воздействия музыки на учащихся недостаточно полно используются в практике преподавания музыки. Среди них: создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; стимулирование слуховой активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия), развитие функций легких в процессе музицирования на духовых инструментах (свирель), развитие координации движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, мимическая, пальчиковая гимнастика) и др. Необходимо в процессе музыкальных занятий увеличить удельный вес восприятия и исполнения классической музыки для создания комфортной звуковой среды для музыкального образования и воспитания подрастающего поколения. Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки базируются на интеграции музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством, кино, театром. Интеграция искусств на уроке музыки дает возможность осваивать язык музыки на основе выявления его «сходства и различия» с языком других искусств. При этом категория «художественный образ» должна рассматриватьсякак общая платформа для взаимодействия искусства в процессе музыкальных занятий. Следует подчеркнуть, что в процессе интеграции искусств на музыкальных занятиях доминирующая роль должна принадлежать музыке. Ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки. Возможны коллективные, групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. В проектах рекомендуется использовать различные виды музыкально-практической деятельности, имеющие социальную значимость для школьников. Проектная деятельность учащихся может выступать и как форма промежуточного и итогового контроля за усвоением учебного материала. Публичная защита проекта может приобретать значение подлинно художественного события в школьной жизни. Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников необходимо использовать в целях выявления: степени эмоционального восприятие явлений музыкальной культуры, открытости учащихся к их познанию; осознанного отношение к изучаемым произведениям через систему усвоение основных понятий и категорий музыки, ее стилей, жанров, языка; представлений школьников о духовных ценностях музыкального искусства; становления индивидуально-оценочных суждений о роли и месте музыки в жизни человека, общества; «воспроизведения» полученных знаний, практических умений и навыков, приобретенных нравственных установок в процессе учебной работы, повседневной жизни, адаптации к социокультурным условиям, в творческой деятельности. Среди процедур диагностики учителю рекомендуется: вести дневник наблюдений за музыкальным развитием учащихся по каждому классу, проводить итоговое тестирование школьников (на основе звучащей музыки) по четвертям или полугодиям, их анкетирование, школьные олимпиады и марафоны по музыке. Для эффективного преподавания музыки необходимо широко использовать информационные технологии – аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, мультимедийные презентации, электромузыкальные инструменты (например, синтезатор), интерактивную доску и др. В логической цепочке «музыка – учитель – дети» педагог-музыкант должен принять на себя роль мудрого посредника между ребенком и музыкой. Пусть девизом каждого педагога-музыканта, работающего с детьми, станут слова Д.Б. Кабалевского: «Музыка учит людей понимать друг друга». * * * При изучении предмета «Музыка», выборе программ и учебников рекомендуется руководствоваться следующими документами и сайтами:
2 В образовательных учреждениях Московской области на уроках музыки широко используются приемы обучения школьников игре на свирели. 3 Программа «Музыка». 1-8 классы, разработанная под руководством Д.Б. Кабалевского, имеет гриф Министерства образования РФ и может использоваться на уроках музыки в 2009-2010 учебном году. 4 Программы, отмеченные звездочкой, оснащены учебно-методическими комплектами, включенными в Федеральный перечень учебников на 2009/2010 учебный год. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 8336 | |
Всего комментариев: 0 | |