Программа воспитания детского коллектива

Стаж моей работы классным руководителем исчисляется десятью годами. В этот период путём поисков и проб я пришла к убеждённости, что самое важное в работе классного руководителя – подчинить все грани своей педагогической деятельности с учащимися решению первостепенной задачи – духовному развитию и нравственному воспитанию учащихся как будущих граждан страны. И потому в своей работе я чётко прослеживаю основные направления деятельности: «Нравственность», «Патриотизм» как высшее проявление духовности, «Здоровье», «Творчество».

Конечно, такой же чёткой градации в распределении мероприятий быть не может, потому как эти направления или пересекаются, или напрямую зависят друг от друга. Важно, что каждое из них является частью единого воспитательного процесса, необходимого для формирования человека высоконравственного, духовно богатого, иными словами – социализированного человека, способного придерживаться в жизни гуманистических принципов, обладающего сознанием гражданского, патриотического долга, отвергающего индивидуализм как основной жизненный принцип, способного к самосовершенствованию, самообразованию и творчеству, физически здорового.

Считаю, что для достижения поставленной цели, важно привлекать к работе людей неравнодушных, понимающих сложившуюся ситуацию, грозящую кризисом нашему национальному мировоззрению, уверенных, что необходимо прививать детям любовь к родной земле, учить гордиться делами своих предков, взращивать желание быть достойными их памяти, быть патриотами России.

Результат встреч-бесед и заочного знакомства с героями разных времён – творческие индивидуальные и коллективные работы учащихся (проекты, спектакли, стихи, рассказы…)

Предлагаемая программа воспитания детского коллектива учащихся (с необходимыми изменениями, диктуемыми временем и событиями) используется мной при разработке планов воспитательной работы с учащимися 5-11 классов.

5 класс

Нравственность. Патриотизм. Здоровье. Творчество.

1. Беседа по этике на тему « Есть ли смысл жизни нашей?»

  • Зачем что-либо делать?

2. Классные часы на тему «Как себя вести дома (в гостях, на улице, в транспорте, в музее …)». Просмотр фильмов журнала «Ералаш», беседы, подготовка сценок.

3. Классные часы на тему «Мир моих увлечений». Рассказ о своём увлечении. Демонстрация поделок.

4. Инсценировка « Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина для учащихся начальной школы.

5. Спектакль « Новые приключения Буратино» для учащихся 5-6 классов.

6. Литературная композиция, посвящённая Дню славянской письменности и культуры, « Русскую речь – нам беречь» для учащихся 5-6 классов.


6 класс

Нравственность. Патриотизм. Здоровье. Творчество

1. Беседы по этике на тему « Есть ли смысл жизни нашей?»

  • Зачем я живу?

  • Что такое моё я ?

  • Г.Х. Андерсен. Стремление к свету. Чтение. Беседа.

2. Классные часы на тему «Как себя вести в…». (Учить сервировать стол, оказывать знаки внимания, избегать неприятные ситуации, находить выход из уже создавшихся).

3. Классные часы на тему « Мир моих увлечений». Рассказ о своём увлечении. Демонстрация поделок.

4. Встреча с писательницей, жительницей г. Королёва, Ю.Лавряшиной. Беседа.

5. Встреча с писательницей С.Летовой. Беседа.

6. Курс классных часов на тему « Формирование патриотического сознания учащихся»

  • Анкетирование по рек. к.п.н. В.Выговской: Кто я? Какой я? Мои стремления… Выбор ценностей.

  • «Родина моя - Россия». Просмотр фрагмента фильма О.Дубовой, беседа.

  • Встреча с А.П.Грабиной – вдовой земляка-патриота, гениального конструктора артиллерийского вооружения В.Г.Грабина . Беседа.

  • Встреча с поэтом, композитором, певцом Е.А.Каруниным на тему « День памяти Александра Невского». Знакомство с поэтом, его поэмой, беседа, творческий отчёт

  • Встреча с поэтом Е. Каруниным «Значение поэтического слова в деле патриотического воспитания». ( Чтение учащимися стихотворений о России, героях)

  • #«Помни о героях Отечества!» Просмотр фрагмента видеофильма Ольги Дубовой « От героев былых времён…», беседа.

  • «Помни о героях Отечества!» Просмотр фрагмента видеофильма Ольги Дубовой « Не уходи, герой!», беседа.

  • Встреча с поэтом Е. Каруниным на тему « Значение поэтического слова в деле патриотического воспитания». Беседа о судьбе современника, поэта-патриота Максима Трошина.

  • Заключительное анкетирование по рек. к.п.н. В. Выговской : Кто я? Какой я? Мои стремления… Выбор ценностей.

7. Спектакль по произведению Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством Христовым» (для учащихся начальной школы и 5-7 классов).


7 класс

Нравственность. Патриотизм. Здоровье. Творчество.

1. Беседы по этике на тему « Есть ли смысл жизни нашей?»

  • Предварительное тестирование.

  • Бессознательная и сознательная жизнь. Экстремальные ситуации.

  • Бесплодный поиск смысла жизни.

  • С.Лагерлёф. Добро и зло. Чтение повествования, беседа

  • Сила материнской любви. Знакомство с былью, беседа.

#Беседы по этике на тему « Два подхода к осмыслению своего существования »

  • О происхождении мира. Две модели истории Земли.

  • О происхождении мира. Материалистический и идеалистический подходы.

  • Встречи с поэтом Е.Каруниным на тему «Отражение Божественного промысла сотворения мира в поэзии». Беседа, чтение стихотворений поэтом и учащимися. Подготовка выразительного чтения стихотворений гостя и других поэтов России.

  • #Величественность, красота и многообразность жизни. (По фрагменту работы немецких учёных В. Гитта и К. Ванхайдна «Если бы животные могли говорить…»).

  • Беседа по рассказу А.П.Чехова «Размазня» и рассказу из жития о преподобном Серафиме (« Сей от рода Моего!»)

  • Встреча со священником. Беседа на тему «Сакральные ценности. Мораль и нравственность. Три части морали».

  • Беседа по рассказу Ф.М. Достоевского « Мальчик у Христа на ёлке».

  • Подведение итогов по курсу бесед по этике. Тестирование, завершающее курс бесед по этике.

2.Классные часы на тему «Формирование патриотического сознания учащихся»

  • «Помни о героях Отечества!» Просмотр фрагмента видеофильма Ольги Дубовой «За други своя!», беседа о подвиге начальника штаба подразделения «Альфа», полковнике А.Н.Савельеве.

  • Встреча с участником Великой отечественной войны.

  • «Помни о героях Отечества!» Просмотр фрагмента видеофильма Ольги Дубовой «Жить – Родине служить!», беседа о значении человеческого и воинского подвига Тимура Апакидзе.

3. Встречи для девочек и для мальчиков с врачом на темы: « Что должна знать о себе девушка?», «Что важно знать о себе юноше?»

  • Классный час для девочек « Правда дамского каблучка»

4. Спектакль « Юность А.С.Пушкина» для учащихся 6-8 классов.


8 класс

Нравственность. Патриотизм. Здоровье. Творчество

1. Беседы по этике на тему « Воплощение добра и зла в жизни людей».

  • Предварительное тестирование.

  • Отчего на свете доброе не ладится? Беседа по сказке Н.С.Лескова «Час воли Божией».

  • Л. Миллер. Святая мученица Российская великая княгиня Елизавета Феодоровна. Чтение повествования. Беседа.

  • В.Немирович- Данченко. Пока ещё сердце бьётся в груди. (О смысле жизни Ольги Раевской). Чтение повествования. Беседа.

  • А.П. Чехов. « Художество». Чтение. Беседа.

  • Л.Н.Толстой. « Где любовь, там Бог». Чтение. Беседа на тему «А для чего жить-то?»

  • Ф.М.Достоевский. Отрывок из романа «Братья Карамазовы» «Преображение перед дуэлью» (О смысле жизни старца Зосимы). Чтение. Беседа.

  • Ф.М.Достоевский. Отрывок из романа «Братья Карамазовы» «Великий инквизитор» ( История, сочинённая Иваном Карамазовым).Чтение. Беседа.

  • Встреча со священником. Беседа на тему «Свобода воли».

  • (Предварительное чтение и обсуждение отрывков из работ русского философа Н.О. Лосского).

  • Встреча со священником. Беседа на тему «Система ценностей, определённая Новым Заветом». (Предварительное чтение и обсуждение цитат из работ русского философа Б.П. Вышеславцева).

  • Подведение итогов по курсу бесед по этике. Завершающее курс бесед по этике тестирование.

2. Классные часы на тему «Формирование патриотического сознания учащихся» «Помни о героях Отечества!» Просмотр фрагмента видеофильма Ольги Дубовой «Вера и верность», беседа о подвиге Евгения Родионова и его товарищей.

  • Встреча с поэтом Е.А.Каруниным на тему «Значение поэтического слова в деле патриотического воспитания»

3. Кл. час на тему «Мода… Угроза физическому здоровью».

4. Спектакль…


9 класс

Нравственность. Патриотизм. Здоровье. Творчество

1. Беседы по этике на тему « Духовная природа человека»

  • Предварительное тестирование.

  • Духовная жажда – исключительная черта человека.

  • Предназначение человека в понимании античных философов и христианства.

  • Проблема добра и зла.

  • Милосердность. (Фильм из подборки «Уроки нравственности». Беседа с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II)

  • Терпимость. (Фильм из подборки «Уроки нравственности». Беседа с муфтием Равилем Гайнутдином)

  • Встреча со священником. Беседа на тему «Основные страсти человека».

  • Встреча со священником. Беседа на тему «Добродетели».

  • О природе совести. Психологическая сторона совести.

  • Встреча с поэтом Е.А.Каруниным на тему «Совесть как мерило жизненных ценностей в русской литературе».

  • Совестливость. (Фильм из подборки «Уроки нравственности». Беседа с драматургом Виктором Розовым)

  • Порядочность. (Фильм из подборки «Уроки нравственности». Беседа с певцом Иосифом Кобзоном)

  • Подведение итогов по курсу бесед по этике. Тестирование, завершающее курс.

2. Классные часы на тему « Формирование патриотического сознания учащихся» «Помни о героях Отечества!» Просмотр фрагмента видеофильма Ольги Дубовой «Честь имею!», беседа о гражданской позиции А.В.Суворова.

  • «Моя семья в истории России. Я между прошлым и будущим». Представление учащимися творческих работ (проектов) об истории своего рода, семьи; чтение символического письма своим предкам и потомкам, в котором учащиеся рассказывают о себе, своей семье или о нашем времени и его героях…

  • «Слава России». Представление учащимися своих творческих работ (проектов) о жизни и подвигах своих заслуженных земляков-героев, чьи имена присвоены улицам города; о великих людях, прославивших Россию в различных областях деятельности и духовной жизни…

3. Кл. час на тему «Мода. Плюсы и минусы».

4. Спектакль...


10 класс

Нравственность. Патриотизм. Здоровье. Творчество

1. Беседы по этике на тему « Человек и родная земля»

  • Предварительное тестирование.

  • Н.А.Бердяев. Назначение человека. (Чтение. Беседа)

  • С.Л.Франк. Смысл жизни. (Чтение. Беседа)

  • Д.С.Лихачёв. Отрывки из « Заметок о русском». (Чтение. Беседа)

  • Патриотизм. (Фильм из подборки «Уроки нравственности». Беседа с генералом Валентином Ивановичем Варенниковым)

  • Встреча с поэтом Е.А.Каруниным на тему « Человек и родная земля».

  • И.С.Тургенев. Рассказ « Живые мощи». (Беседа по прочитанному)

  • Встреча со священником на тему «Что случилось с нашей родиной в 1917 году»?

  • Катакомбные богослужения в Соловецком лагере. (Чтение повествования. Беседа)

  • Добро и зло. В. Никифоров-Волгин Рассказы из сборника «Дорожный посох».

  • (Чтение. Беседа)

  • Подведение итогов по курсу бесед по этике. Тестирование, завершающее курс бесед по этике.

2. Классные часы на тему «Формирование патриотического сознания учащихся»

  • «Слава России». Представление учащимися своих творческих работ (проектов) об истории своего рода, семьи; о жизни и подвигах своих заслуженных земляков-героев, чьи имена присвоены улицам города; о великих людях, прославивших Россию в различных областях деятельности и духовной жизни…

3. Кл. часы на тему «Вредные привычки: алкогольный и наркотический террор против России». Просмотры видеоматериала лекции для молодёжи профессора

В. Г. Жданова, беседы.

4. Спектакль.


11 класс

Нравственность. Патриотизм. Здоровье. Творчество

1.Беседы по этике на тему « Нравственность и пол»

  • Предварительное тестирование.

  • И.С.Тургенев « Первая любовь». (Беседа по прочитанному).

  • Встреча со священником. Беседа на тему «Что в Библии говорится о мужчине и женщине? Муж – глава жены?».// Беседа о. Дмитрия Смирнова с учениками о любви, верности, семье. (Просмотр фрагментов фильма «Церковь не молчит»).

  • Встреча со священником. Беседа на тему «Когда в сердце разгорается любовь…» // Беседа о. Дмитрия Смирнова с учениками о любви, верности, семье. (Просмотр фрагментов фильма «Церковь не молчит»).

  • Беседа с учениками преподавателя православной классической гимназии Е.А.Авдеенко.(Просмотр видеофильма «Начало»).

  • Кл. час для девочек на тему «Кто качает колыбель?» (Просмотр видеоматериалов о целомудрии и телегонии: фильм Валентины Матвеенко.//Встреча с врачом-гинекологом).

  • Встреча с поэтом Е.А.Каруниным на тему «Великая сила любви».

  • Сила любви детей к родителям. Рассказ В.Немировича-Данченко «Турчанка». (Чтение. Беседа).

  • Подведение итогов по курсу бесед по этике. Отзыв.

2.Кл. часы на тему « Трезвый мир. Как и почему более 2/3 населения планеты живёт в трезвости». Просмотры видеоматериалов лекции для молодёжи профессора В. Г. Жданова, беседы.

3. Кл. часы на тему «Правда и ложь о разрешённых наркотиках». Беседы по книге Ф.Г. Углова.

4. Классные часы на тему « Формирование патриотического сознания учащихся»

  • «Слава России». Представление учащимися своих творческих работ (проектов) об истории своего рода, семьи; о жизни и подвигах своих заслуженных земляков-героев, чьи имена присвоены улицам города; о великих людях, прославивших Россию в различных областях деятельности и духовной жизни.

5. Подготовка представления к выпускному вечеру.


Боброва О.А. Программа воспитания детского коллектива

Категория: Методические материалы | Добавил: ymoc (12.12.2012)
Просмотров: 3847 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]