Этапы учебной
деятельности
|
Характеристика
|
компонентов
урока
|
Время
|
|
деятельность
учителя
|
деятельность
учеников
|
|
1. Подготовка к уроку
(здоровьесберегающие
технологии)
|
- проветривание
помещения,
- проверка нормы освещения,
правильного расположения рабочих
мест
|
|
10 мин. (перемена)
|
2. Организационный момент
(методы организации и
осуществления учебно-познавательной
деятельности; стимуляция и мотивация
учебной деятельности)
|
Музыкальная
запись- звучит
Вступительное
слово учителя-
Определение
цели и задач урока, мобилизация внимания
и создание мотивации к действию,
установка на запоминание, организация
сопутствующего повторения
|
фрагмент
Четвертой симфонии А. Шнитке- колокольный
звон .
Организация
рабочего места, оформление записи в
тетради (тема, эпиграф)
|
5 мин.
|
3. Изучение нового материала
(объяснительно-иллюстративный
метод с элементами диалога,
личностно-ориентированный подход к
ученику)
|
Эвристическая
беседа
введение
понятий, стимуляция мотивации с
ориентацией на ассоциативно-рефлекторную
концепцию освоения опыта.
Примерные
вопросы:
- Что за жанр
притча?
- В чем отличие
притчи от Библейского сказания?
- Какой фрагмент
самый драматичный?
|
Работая с
текстом, учащиеся отвечают на вопросы,
привлекая знания литературоведческих
терминов, сопоставляют, анализируют,
делают выводы
Ответы на
вопросы требуют знаний теории литературы
и фактического материала.
Возможны дополнения, групповая
работа.
|
5 мин.
|
|
Заочная
экскурсия в
|
картинную галерею Эрмитажа
(видеозапись)- экскурсовод-ученица.
|
3,5 мин.
|
Метод рефлексии, формы
индивидуальной и групповой деятельности,
здоровьесберегающие технологии-
пересаживаются, рефлексия под музыку,
технология педагогики-экспрессии,
духовного контакта, элемент ролевой
технологии игры
|
Предлагается
заочная экскурсия в один из залов
Эрмитажа. Ученица рассказывает историю
создания картины «Возвращение блудного
сына», обращая особое внимание на
идейный замысел автора, мотивы
всепрощающей любви.
Ролевая игра
Учитель
предлагает распределить роли:
корреспондент, отец, блудный сын,
старший брат, друзья семьи.
Индивидуальные
задания (исследовательско-рецептивный
метод) по анализу текста притчи с
дальнейшей беседой.
Например:
Что вы, отец, испытываете, глядя на
возвратившегося сына? Готовы ли
простить его? Почему?
Почему так напряжено ваше
лицо, брат? Легко ли простить?
|
Красочный
озвученный текст помогает учащимся
лучше и быстрее понять гуманистическую
направленность искусства.
«Корреспондент
и герои».
Индивидуальное
прочтение и исследование текста
произведения с целью осознания идеи,
раскрытия особенностей характера и
глубокого эмоционального восприятия.
Ответы на
проблемные вопросы ученика-корреспондента
( с участием преподавателя)- метод
эвристической беседы (
информационно-рецептивный)
При ответах
на вопросы возможна вариативность
ответов. Учитель помогает эмоциональному
восприятию, направляя на путь
исследования, логической структуры
размышлений.
Дети делают вывод о сложном, но
необходимом пути прощения.
|
10 мин.
|
4. Первичное закрепление,
воспроизведение и коррекция опорных
знаний (технология
интеграции с историей, живописью.
Особенности технологии- внимание к
деталям «деталь»- «вопрос»- «проблема»).
|
Эвристическая
беседа по «Сказанию о
Борисе и Глебе». Метод исследования,
с использованием научной концепции
ассоциативного освоения опыта, элементы
диалога, проблемности, творчества,
метод совместной деятельности учителя
и ученика на творческой основе.
Используя
историческую справку и демонстрируя
репродукции икон, учитель кратко
повествует о событиях и воплощении
их в произведении (особый акцент
делается на гуманистическую
направленность, идею прощения и любви)
После беседы (репродуктивный
метод) по содержанию произведения
предлагается (работа в малых группах)
провести исследование языковых
особенностей текста, способствующих
раскрытию идейно-нравственного
содержания
|
Работа в малых
группах по информационно- ассоциативному
анализу текста, ответы на вопросы
беседы, анализ произведения с целью
раскрытия связи языковых особенностей
и идейного содержания.
При работе
особое внимание обращается на
художественную деталь, способную
выделить проблему.
Учащиеся
сами составляют проблемные вопросы,
адресованные разным группам, по
содержанию и идейно-нравственной
направленности.
Например:
Мог ли Борис поступить иначе?
Чем руководствовался
в своих поступках Глеб? Докажите?
Можно ли
это Сказание считать гимн6ом всепрощающей
любви? Почему?
Исследуя
средства языковой художественной
выразительности, ученики делают вывод
о важной роли не только художественной
детали, но и языковых особенностей
для правильного восприятия, глубокого
эмоционального воздействия на читателя
и слушателя.
Вывод о гуманистической
направленности произведений разных
жанров и эпох дети делают самостоятельно
в результате анализа текста.
|
10 мин.
|
|
Видеосюжет «Борис и
Глеб-
|
Святые мученики»
|
1,5 мин.
|
5. Итог урока. Работа по
закреплению и обобщению и закреплению
приобретенных знаний и умений
|
Учитель предлагает сделать
самостоятельный вывод по теме. Метод
установления связей между понятиями,
использование принципа «обучающего
воспитания»- анализ произведения
перерастает в обсуждение гуманистической
проблемы.
|
Учащиеся
самостоятельно делают вывод о том,
что в основе идейно-нравственной
концепции произведений лежит
основополагающий принцип «всепрощающей
любви», гуманистическая направленность
позиции автора.
Средства языковой
художественной выразительности
способствуют эмоциональному воздействию.
|
5 мин.
|
6. Домашнее задание. (технология
личностно-ориентированного подхода)
|
Написать сочинение «Всепрощающая
любовь» (по картине или иконе).
|
Метод творческих
заданий направлен на «открытия», а не
на аргументы и факты.
Прием оригинальных
«нравственных заданий» способствует
раскрепощенному творческому процессу.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|