Подготовлено учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г.Королева Исаевой О.А.
Система работы над сочинениями по литературе во 2 полугодии 6 кл. Во 2 полугодии 4 сочинения по следующим произведениям: «Левша» Н.Лесков «Кладовая солнца» М.Пришвин «Конь с розовой гривой» В.Астафьев «Уроки французского» В.Распутин. 1 сочинение по сказу Н.Лескова «Левша» Можно предложить ребятам сочинение, где раскрывался бы образ Левши : Образ Левши (по сказу Н.С. Лескова "Левша").
В процессе анализа , опирась на художественный текст, учащийся раскрывает существенные черты героя, прибегая при этом и к описанию, и к рассуждению, и к повествованию.
Эпиграф «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». План анализа образа Левши. 1.Вступление. Левша –главный герой сказа Н.С.Лескова. 2.Основная часть. Образ левши. 3.Заключение. Левша- собирательный образ русского народа. Внешне это был некрасивый, даже в какой-то степени отталкивающий человек, больше напоминающий уродца, или, как говорили на Руси, убогого. «Волосья выдраны при ученье», значит, много пережил и испытал на себе все тяготы жизни, грубое отношение со стороны богатых. О себе он сам говорит: «Мы люди бедные». Но он не стесняется своей бедности и воспринимает это как должное. Левша необразован.На вопрос, где он и чему учился, отвечает : «Наша наука простая: по Псалтарю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем». Главная черта характера Левши - трудолюбие. Кроме того, он был очень исполнительным человеком. Если ему поручили дело, значит, он должен его выполнить во что бы то ни стало. Ещё Левше свойственны увлечённость, гениальность, талант. У этого человека есть чувство собственного достоинства . Левша и мастера обиделись на Платова, который оскорбил их своим недоверием, когда приехал принимать работу. Левша верит в бога . (перед началом работы над блохой тульские мастера идут на поклон к «камнесечённой статуе Николая угодника»; а когда англичане безуспешно пытались Левшу «сбить, чтобы он на их жизнь польстился», для него важным было и то, что дома можно «в свой приход в церковь сходить», как делали его родители). Не боится идти к государю, так как уверен в качестве своей работы; держится спокойно, сознавая своё достоинство мастера. Он понимает, что умеет делать то, чего не могут другие. Левша любит Отечество, а для него это прежде всего дом и семья. Родина для него – это вера. Изменить Родине - отказаться от веры, что для настоящего русского человека было величайшим грехом. Левша не произносит высоких слов о любви к родине, к своему народу, но он постоянно думает о Туле, о семье, о родителях. При осмотре оружейных заводов он обратил внимание на то, как англичане ухаживают за ружьями. Это важная военная информация, и Левша заторопился домой. Родина в сердце у героя, в его душе. Даже умирая, он заботится о её величии. В тексте нет имени главного героя, да и прозвище написано с маленькой буквы; имя и не важно, так как это не единичный случай, конкретный человек, а это собирательный образ русского народа. Левша – символ русского народа. Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами. При характеристике героя литературного произведения поможет план:
Левша - народный русский герой.
“Левша” является произведением, в котором Лесков, непревзойдённый мастер сказа, мастерски выделил основные черты русского национального характера и показал их на примере своих героя Левши.
Религиозность Религиозность русского народа проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том числе Левша, перед началом работы пошли поклониться иконе “мценского Николы” – покровителя торгового и военного дела. Также религиозность Левши “переплетается” с его патриотизмом. Вера Левши – одна из причин, по которой он отказывается остаться в Англии. “Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.” Сила воли, мужество и смелость Левша в числе других оружейников в течение двух недель упорно работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйти из их “тесной хороминки”, в которой “от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”. Терпение и стойкость Много раз Левша проявляет терпение и стойкость: и когда Платов “словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели”, и когда Левша, плывя из Англии домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорей увидеть Родину. Патриотизм Будучи в Англии, Левша отвергает выгодные предложения англичан: обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей , (“Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет”, «Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать”, “ мы вас женим”) так как он любит свою Родину, любит её обычаи, её традиции. Левша не представляет свою жизнь вне России. “Мы,-- говорит,-- к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница -- старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить”, “а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать ”. Левша прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии. Доброта Левша отказывает англичанам в просьбе остаться очень вежливо, стараясь их не обидеть. Он делает это так, что его отказ не только не расстроил англичан, а даже вызвал у них уважение. И атамана Платова он прощает за грубое обращение с собой. “У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”,— говорит о своем русском товарище “аглицкий полшкипер”. Трудолюбие и одарённость Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека. Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека. Сам сюжет, сама история этого сказа рассказывает о том, как Левша, вместе со своими товарищами, смог “переплюнуть” английских мастеров без всяких приобретённых знаний, только благодаря одарённости и трудолюбию. Необыкновенное, чудесное мастерство – основное свойство Левши. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства, но его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно.
По программе В.Коровиной тема сочинения звучит так: «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и в сказе Н.С.Лескова «Левша»
Коллективное составление плана к сочинению по данной теме.
План.
2 сочинение - по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» После изучения «Кладовой солнца» можно предложить несколько тем для написания сочинения. Одна из них- сравнительная характеристика Насти и Митраши. Такой вид сочинения уже знаком ребятам, они писали в 5 классе сочинение, в котором сравнивали героев «Кавказского пленника» Жилина и Костылина. Сравнительная характеристика – это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.
Герои сравниваются не ради сравнения. Это способ более глубокого понимания замысла автора. Сравнительная характеристика основывается на принципе сходства и различия.
После прочтения сказки-были вместе с учащимися выбираем критерии, более всего необходимые для характеристики Насти и Митраши.
Знакомство с наиболее типичными речевыми конструкциями.
Сходство
Различие
Повторяем «Основные требования к сочинению-сравнительной характеристике»
Работа над составлением сложного тезисного плана. 1Вступление. - Любое сочинение начинается со вступления. В данном виде сочинения вступление требует обоснование сопоставления, т.е. во вступлении необходимо обозначить ту проблему, которая решается через сопоставительную характеристику героев. Сформулируйте (очень ёмко), о чем размышляет Пришвин, рассказывая историю Насти и Митраши? (О дружбе, взаимопомощи, о лучших и худших человеческих качествах, о победе добра над злом… А если более широко – о важном выборе, который делает человек в своей жизни, который может в один момент перевернуть жизнь). Запись в тетрадь первого пункта плана: I. Вступление. «Кладовая солнца – это размышление М.М.Пришвина о выборе жизненного пути. 2Основная часть. - Какими мы видим Настю и Митрашу в начале повести? Сопоставьте портреты и образ жизни героев. Какой можно сделать вывод?(При всей внешней схожести и дружном укладе жизни у детей разные характеры: Настя – заботливая «курочка», Митраша – строптивый мужичок). - На кого ориентируются герои? (Настя – на мать, Митраша – на отца. У каждого сложились свои представления о мире). Запись в тетрадь второго пункта плана: II. Основная часть. Настя и Митраша (герои) выбирают жизненные дороги в соответствии со своим представлением о мире.
3. Вывод. -На чьей стороне автор? Чей выбор, какой герой оказался ему ближе? (Пришвин оправдывает оба жизненные пути – и путь «открывателя», и путь «осваивателя». Ведь именно «открыватели» (их мало, и они часто гибнут) ведут мир к новому, но до совершенства его доводят «осваиватели». Однако на выбранном жизненном пути нужно обязательно оставаться человеком, ценить теплоту человеческих отношений, сохранять в себе все лучшие человеческие качества). Запись в тетрадь третьего пункта плана: III. Вывод. Писатель оправдывает выбор любого жизненного пути, если за этим выбором стоят добро и гармония с миром.
До написания сочинения и группового составления плана в качестве домашней работы можно дать домашнее задание по набору материала для сравнительной характеристики Насти и Митраши (по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
3 сочинение - по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Возможные лексические средства создания речевой характеристики персонажа: Рифмовка. Герой говорит стихами или определенным стихотворным размером. Тема сочинения «Речевая характеристика бабушки из рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» План. 1.Вступление. Речевая характеристика как элемент композиции литературного произведения. ( Рассказать о роли речевой характеристики в произведении, о создании В.Астафьевым ярких образов в рассказе «Конь с розовой гривой»). Мостик к основной части: Автор не даёт подробного портрета бабушки, но её образ можно представить, вообразить, исходя из поступков и речи. 2.Речевая характеристика бабушки. а) присказки, поговорки, неправильно произнесенные слова. б) диалектизмы в) Ворчит , ругается, но в то же время жалеет. 3.В.П.Астафьев- мастер речевой характеристики. Автор не даёт подробного портрета бабушки, но её образ можно представить, вообразить, исходя из поступков и речи. Речь бабушки интересна: она наполнена присказками, поговорками, неправильно произнесёнными словами. Так, о семье Левонтьевых она говорит пословицей: «...у них самих в кармане — вошь на аркане». Бабушка не имеет образования, её образованность-это жизненный опыт, в котором главное - это справедливость во всём. Астафьев в рассказе использует диалектизмы, для того чтобы точно передать картину жизни довоенного сибирского села, чтобы погрузить читателей в атмосферу этой жизни. Так, в начале рассказа бабушка отправляет внука с туеском на увал за земляникой, обещая потом ее продать и купить долгожданный пряник в виде коня. . Просторечия, диалектизмы (“своих вечно потачил”, “мошенничат”, “Чё потом из него будет”, “малой”, “утворил”, “восподь тебе пособил” и др.) подчёркивают яркую индивидуальность и вместе с тем народность характера бабушки. А фраза: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку...» передаёт нам любовь, мудрость бабушки, которая хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение. Екатерина Петровна была строгая. Она могла ворчать, ругаться, но все равно жалела внука.
Материал к сочинению «Образ бабушки в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Главной в семье рассказчика была, фактически, бабушка. Она управляла всем. Дедушка дома часто отсутствовал, т.к. находился на заимке, где выращивал рожь, овёс, картошку. Работа по дому в основном лежала на бабушке. Внука своего она любит («дитятко ты мое», «сиротинка»), но держит в строгости: «бабушка только кричит да ещё нет-нет да подаст — у неё не задержится». Разоблачив обман, она «срамит» и «обличает» внука. Больше всего её огорчает не то, что она попало в неловкое положение, а то, «в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство». Сама по себе бабушка очень честная. Когда соседка возвращает ей долг, она пересчитывает деньги и лишние возвращает: «Да постой ты, чумовая…Сосчитать ведь надо!» А видя, что соседка опять лишнее дает, ругается на нее: «Ты как с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое!...Мне рупь! Другому рупь! Это что же получается?» Она, труженица, не может равнодушно смотреть, как сосед лениво греется на солнышке, и она указывает ему на дела, которые он, по её мнению, должен сделать. Честным и трудолюбивым пытается вырастить бабушка внука и потому дарит ему пряничного коня только когда видит, что внук раскаялся в обмане: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку…»
4 сочинение - «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и (или) В.Г.Распутина» План (общий)
1.(Несколько слов о писателе, какое место он занимает в русской и мировой литературе , его творческой манере :чем отличается его творчество, какие темы и проблемы затрагивает он в своих произведениях). 2.Основная часть. ( Раскрыть суть данной темы):
Виктор Берковский Каждый выбирает для себя
Выбор 4: Учить французский язык или нет.. Урок доброты, умение брать ответственность на себя, выбирать не только между добром и злом, но и между тем, что люди считают недопустимым и тем, что подсказывает тебе сердце
Работа по разбору темы может строиться в ходе беседы: -Выясним, какова цена обмана, что перевесит – удовольствие или наказание и какой урок извлек герой-рассказчик из случившегося. -Попытаемся разобраться в причинах случившегося. (левонтьевские хитры, ленивы, в неудачах привыкли обвинять больше других, чем спрашивать с себя, недружны, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению, к безделью; герой-рассказчик — искренний, трудолюбивый, ответственный человек) -Как называется чувство радости и удовольствия от того, когда удается увидеть или почувствовать чужие страдания? (жестокость, злобность)? -Пользуются ли злобные люди уважением в обществе людей? (нет, их боятся, не любят, иногда жалеют) -Укажите детали, показывающие, что героя мучит не только страх перед бабушкой, но и совесть. Анализ пейзажной зарисовки. Анализ части рассказа «Наказание добротой».
| ||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 35058 | |
Всего комментариев: 0 | |