Система работы над сочинениями по литературе во 2 полугодии 6 кл.

Подготовлено учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г.Королева Исаевой О.А.


 

Система работы над сочинениями по литературе во 2 полугодии 6 кл.

Во 2 полугодии 4 сочинения по следующим произведениям:

«Левша» Н.Лесков

«Кладовая солнца» М.Пришвин

«Конь с розовой гривой» В.Астафьев

«Уроки французского» В.Распутин.

1 сочинение по сказу Н.Лескова «Левша»

Можно предложить ребятам сочинение, где раскрывался бы образ Левши :

Образ Левши (по сказу Н.С. Лескова "Левша").

 

В процессе анализа , опирась на художественный текст, учащийся раскрывает существенные черты героя, прибегая при этом и к описанию, и к рассуждению, и к повествованию.


 

Эпиграф «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». 
Н.С.Лесков. 

План анализа образа Левши. 

1.Вступление. Левша –главный герой сказа Н.С.Лескова.

2.Основная часть. Образ левши.
1. Внешность. 
2. Образование. 
3.Черты характера.
4. Отношение к Родине

3.Заключение. Левша- собирательный образ русского народа.

Внешне это был некрасивый, даже в какой-то степени отталкивающий человек, больше напоминающий уродца, или, как говорили на Руси, убогого. «Волосья выдраны при ученье», значит, много пережил и испытал на себе все тяготы жизни, грубое отношение со стороны богатых. О себе он сам говорит: «Мы люди бедные». Но он не стесняется своей бедности и воспринимает это как должное. Левша необразован.На вопрос, где он и чему учился, отвечает : «Наша наука простая: по Псалтарю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем».

Главная черта характера Левши - трудолюбие. Кроме того, он был очень исполнительным человеком. Если ему поручили дело, значит, он должен его выполнить во что бы то ни стало. Ещё Левше свойственны увлечённость, гениальность, талант.

У этого человека есть чувство собственного достоинства . Левша и мастера обиделись на Платова, который оскорбил их своим недоверием, когда приехал принимать работу.

Левша верит в бога . (перед началом работы над блохой тульские мастера идут на поклон к «камнесечённой статуе Николая угодника»; а когда англичане безуспешно пытались Левшу «сбить, чтобы он на их жизнь польстился», для него важным было и то, что дома можно «в свой приход в церковь сходить», как делали его родители).

Не боится идти к государю, так как уверен в качестве своей работы; держится спокойно, сознавая своё достоинство мастера. Он понимает, что умеет делать то, чего не могут другие.

Левша любит Отечество, а для него это прежде всего дом и семья. Родина для него – это вера. Изменить Родине - отказаться от веры, что для настоящего русского человека было величайшим грехом. Левша не произносит высоких слов о любви к родине, к своему народу, но он постоянно думает о Туле, о семье, о родителях. При осмотре оружейных заводов он обратил внимание на то, как англичане ухаживают за ружьями. Это важная военная информация, и Левша заторопился домой. Родина в сердце у героя, в его душе. Даже умирая, он заботится о её величии.

В тексте нет имени главного героя, да и прозвище написано с маленькой буквы; имя и не важно, так как это не единичный случай, конкретный человек, а это собирательный образ русского народа. Левша – символ русского народа. Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами.

При характеристике героя литературного произведения поможет план:

  1. Определение места героя среди других персонажей.

  2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).

  3. Наличие прототипов и автобиографических черт.

  4. Анализ имени.

  5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

  6. Речевая характеристика.

  7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

  8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

  9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

  10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

  11. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

  12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

  13. Оценка литературного персонажа его современниками.

  14. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

  15. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

 

Левша - народный русский герой.

 

“Левша” является произведением, в котором Лесков, непревзойдённый мастер сказа, мастерски выделил основные черты русского национального характера и показал их на примере своих героя Левши.

 

 Религиозность

Религиозность русского народа проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том числе Левша, перед началом работы пошли поклониться иконе “мценского Николы” – покровителя торгового и военного дела. Также религиозность Левши “переплетается” с его патриотизмом. Вера Левши – одна из причин, по которой он отказывается остаться в Англии. “Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.”

Сила воли, мужество и смелость

Левша в числе других оружейников в течение двух недель упорно работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйти из их “тесной хороминки”, в которой “от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”.

Терпение и стойкость

Много раз Левша проявляет терпение и стойкость: и когда Платов “словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели”, и когда Левша, плывя из Англии домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорей увидеть Родину.

Патриотизм

Будучи в Англии, Левша отвергает выгодные предложения англичан: обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей , (“Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет”, «Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать”, “ мы вас женим”) так как он любит свою Родину, любит её обычаи, её традиции. Левша не представляет свою жизнь вне России. “Мы,-- говорит,-- к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница -- старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить”, “а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать ”.

Левша прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.

Доброта

Левша отказывает англичанам в просьбе остаться очень вежливо, стараясь их не обидеть. Он делает это так, что его отказ не только не расстроил англичан, а даже вызвал у них уважение. И атамана Платова он прощает за грубое обращение с собой. “У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”,— говорит о своем русском товарище “аглицкий полшкипер”.

Трудолюбие и одарённость

Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека. Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека. Сам сюжет, сама история этого сказа рассказывает о том, как Левша, вместе со своими товарищами, смог “переплюнуть” английских мастеров без всяких приобретённых знаний, только благодаря одарённости и трудолюбию. Необыкновенное, чудесное мастерство – основное свойство Левши. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь.

Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства, но его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно.


 

По программе В.Коровиной тема сочинения звучит так:

«Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и в сказе Н.С.Лескова «Левша»

 

Коллективное составление плана к сочинению по данной теме.

 

План.

  1. Любовь к родине, к своему народу – основная в творчестве Н.Некрасова и Н.Лескова.

  2. Изображение лучших качеств русского народа.

  3. «Привычка к труду благородная». ( «Железная дорога»)

  4. Долготерпение и покорность народа. ( «Железная дорога»)

  5. Умение искренне радоваться. («Железная дорога»)

  6. Трудолюбие и гениальность русского народа.. («Левша»)

  7. Доброта . («Левша»)

  8. Патриотизм русского человека. («Левша»)

  9. Гордость за русский народ.


 

2 сочинение - по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»

После изучения «Кладовой солнца» можно предложить несколько тем для написания сочинения. Одна из них- сравнительная характеристика Насти и Митраши. Такой вид сочинения уже знаком ребятам, они писали в 5 классе сочинение, в котором сравнивали героев «Кавказского пленника» Жилина и Костылина.

Сравнительная характеристика – это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.

 

Герои сравниваются не ради сравнения. Это способ более глубокого понимания замысла автора.

Сравнительная характеристика основывается на принципе сходства и различия.

 

После прочтения сказки-были вместе с учащимися выбираем критерии, более всего необходимые для характеристики Насти и Митраши.

  • Портрет (внешний облик)

  • Характер

  • Жизненные обстоятельства героев

  • Отношения с окружающими людьми

  • Поведение в сходных ситуациях

  • Отношение автора к героям

 

 

Знакомство с наиболее типичными речевыми конструкциями.

 

Сходство

  • И Настя, и Митраша …

  • Митраша, как и Настя …

  • Настя …, а Митраша …, но всё равно …

Различие

  • Если Настя …, то Митраша …

  • В то время, когда Митраша …, Настя …

  • По-разному ведут себя герои в ситуации выбора: …

  •  

Повторяем «Основные требования к сочинению-сравнительной характеристике»

 

  • Рассуждать и доказывать, но не пересказывать.

  • Соблюдать принцип сходства и различия.

  • Сравнивать героев параллельно.

 

Работа над составлением сложного тезисного плана.

1Вступление.

- Любое сочинение начинается со вступления. В данном виде сочинения вступление требует обоснование сопоставления, т.е. во вступлении необходимо обозначить ту проблему, которая решается через сопоставительную характеристику героев. Сформулируйте (очень ёмко), о чем размышляет Пришвин, рассказывая историю Насти и Митраши?

(О дружбе, взаимопомощи, о лучших и худших человеческих качествах, о победе добра над злом… А если более широко – о важном выборе, который делает человек в своей жизни, который может в один момент перевернуть жизнь).

Запись в тетрадь первого пункта плана:

I. Вступление. «Кладовая солнца – это размышление М.М.Пришвина о выборе жизненного пути.

2Основная часть.

- Какими мы видим Настю и Митрашу в начале повести? Сопоставьте портреты и образ жизни героев. Какой можно сделать вывод?(При всей внешней схожести и дружном укладе жизни у детей разные характеры: Настя – заботливая «курочка», Митраша – строптивый мужичок).

- На кого ориентируются герои? (Настя – на мать, Митраша – на отца. У каждого сложились свои представления о мире).

Запись в тетрадь второго пункта плана:

II. Основная часть. Настя и Митраша (герои) выбирают жизненные дороги в соответствии со своим представлением о мире.

  1. При внешнем сходстве у детей разные характеры.

  2. Живя дружно, Настя и Митраша по-разному участвуют в жизни села.

  3. Ссора детей – следствие разности их характеров. (Настя обидчива, Митраша упрям. Настя ориентируется на мать – благоразумную хозяйку и осваивательницу проторённых дорог. Митраша ориентируется на отца – смелого охотника и открывателя новых дорог).

  4. В трудной ситуации каждый из героев открывает совершенно новые качества характера. (Настя – жадность и азарт, Митраша – сначала опрометчивость и легкомыслие, но в смертельной опасности – находчивость и точный расчёт, смелость при встрече с волком. Они сходны в одном: у обоих не хватает житейской мудрости).

  5. Из истории на болоте оба героя извлекают важные жизненные уроки.

3. Вывод.

-На чьей стороне автор? Чей выбор, какой герой оказался ему ближе? (Пришвин оправдывает оба жизненные пути – и путь «открывателя», и путь «осваивателя». Ведь именно «открыватели» (их мало, и они часто гибнут) ведут мир к новому, но до совершенства его доводят «осваиватели». Однако на выбранном жизненном пути нужно обязательно оставаться человеком, ценить теплоту человеческих отношений, сохранять в себе все лучшие человеческие качества).

Запись в тетрадь третьего пункта плана:

III. Вывод. Писатель оправдывает выбор любого жизненного пути, если за этим выбором стоят добро и гармония с миром.


 

До написания сочинения и группового составления плана в качестве домашней работы можно дать домашнее задание по набору материала для сравнительной характеристики Насти и Митраши (по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

 

 

План сравнения

Настя

Митраша

Место и время действия произведения

 

Внешность героев

 

 

Повседневные занятия

 

 

Сходные черты

 

 

Различия в характере

 

 

Подготовка к походу в лес

 

 

Поведение в лесу

 

 

Отношение автора к героям

 


 


 

3 сочинение - по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни.
Талантливо созданная речевая характеристика героя – украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик – один из инструментов профессионального литератора. И нет ничего скучнее героев разного возраста, разного рода занятий и темпераментов, которые говорят одинаковым языком.
Есть два способа создания речевых характеристик: косвенный – посредством авторских ремарок и атрибуции диалогов, и прямой – в речи персонажей.

Возможные лексические средства создания речевой характеристики персонажа:

1. Слова-маркеры. Герой неоднократно употребляет какое-либо слово или фразу, которые начинают ассоциироваться с ним. Основная функция – придать индивидуальность речи героя.
2. Слова-паразиты: «значит», «такие дела», «ну», «такой», «как бы». Передает косноязычие и ограниченный лексикон персонажа.
3. Шутки и прибаутки. Используются при создании образов веселых, неунывающих героев или назойливых шутников.
4. Чистота речи: герой говорит подчеркнуто правильным литературным языком. Этот способ используют, чтобы подчеркнуть хорошее образование и воспитание героя.

5. Диалектизмы .
6. Устаревшие слова. Используются, как правило, чтобы подчеркнуть возраст пожилого персонажа или для создания комического образа.
7. Иностранные слова. 
8. Ошибки в речи русскоговорящего иностранца. Необходимы для создания образа иностранцев со слабым владением языка. Если персонаж не комедийный, дело ограничивается неправильными склонениями, падежами и спряжениями. Для создания комического эффекта авторы обыгрывают неправильное употребление значения слова.
9. Уменьшительно-ласкательные словечки. Обычно характеризуют доброго, ласкового героя или лицемерного, злого и завистливого, чтобы подчеркнуть его двуличность.
10. Иносказания. Герой говорит намеками и загадками.
11. Сказительность. Герой говорит в манере русских народных сказок.

Другие приемы создания речевых характеристик: интонационные, фонетические, синтаксические, психологические. :

Скорость речи – медленная, стандартная, быстрая. Обычно иллюстрирует темперамент героя .

Громкость речи. Герой говорит чуть слышно, шепчет или, наоборот, громко, кричит. Используется как средство психологической характеристики героя, выражение его темперамента или минутного настроения.

Особое построение фраз. Обычно подчеркивает индивидуальность героя.
Повторы. 

Рифмовка. Герой говорит стихами или определенным стихотворным размером.
Болтливость и молчаливость. 

Тема сочинения «Речевая характеристика бабушки из рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

План.

1.Вступление. Речевая характеристика как элемент композиции литературного произведения.

( Рассказать о роли речевой характеристики в произведении, о создании В.Астафьевым ярких образов в рассказе «Конь с розовой гривой»).

Мостик к основной части:

Автор не даёт подробного портрета бабушки, но её образ можно представить, вообразить, исходя из поступков и речи.

2.Речевая характеристика бабушки.

а) присказки, поговорки, неправильно произнесенные слова.

б) диалектизмы

в) Ворчит , ругается, но в то же время жалеет.

3.В.П.Астафьев- мастер речевой характеристики.

Автор не даёт подробного портрета бабушки, но её образ можно представить, вообразить, исходя из поступков и речи.

Речь бабушки интересна: она наполнена  присказками, поговорками, неправильно  произнесёнными словами. Так, о семье Левонтьевых она говорит пословицей: «...у них самих в кармане — вошь на аркане». Бабушка не имеет образования, её образованность-это жизненный опыт, в котором главное - это справедливость во всём.

Астафьев в рассказе использует диалектизмы, для того чтобы точно передать картину жизни довоенного сибирского села, чтобы погрузить читателей в атмосферу этой жизни. Так, в начале рассказа бабушка отправляет внука с туеском на увал за земляникой, обещая потом ее продать и купить долгожданный пряник в виде коня. .

Просторечия, диалектизмы (“своих вечно потачил”, “мошенничат”, “Чё потом из него будет”, “малой”, “утворил”, “восподь тебе пособил” и др.) подчёркивают яркую индивидуальность и вместе с тем народность характера бабушки. А фраза: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку...» передаёт  нам  любовь, мудрость бабушки, которая хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение.

Екатерина Петровна была строгая. Она могла ворчать, ругаться, но все равно жалела внука.
Переживала за него, понимала его чувства. В рассказе Екатерина Петровна показана человеком рассудительным, строгим, но справедливым. И особенно это точно передаёт  её речь.


 

Материал к сочинению «Образ бабушки в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Главной в семье рассказчика была, фактически, бабушка. Она управляла всем. Дедушка дома часто отсутствовал, т.к. находился на заимке, где выращивал рожь, овёс, картошку. Работа по дому в основном лежала на бабушке. Внука своего она любит («дитятко ты мое», «сиротинка»), но держит в строгости: «бабушка только кричит да ещё нет-нет да подаст — у неё не задержится». Разоблачив обман, она «срамит» и «обличает» внука. Больше всего её огорчает не то, что она попало в неловкое положение, а то, «в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство».

   Сама по себе бабушка очень честная. Когда соседка возвращает ей долг, она пересчитывает деньги и лишние возвращает: «Да постой ты, чумовая…Сосчитать ведь надо!» А видя, что соседка опять лишнее дает, ругается на нее: «Ты как с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое!...Мне рупь! Другому рупь! Это что же получается?»

   Она, труженица, не может равнодушно смотреть, как сосед лениво греется на солнышке, и она указывает ему на дела, которые он, по её мнению, должен сделать.

   Честным и трудолюбивым пытается вырастить бабушка внука и потому дарит ему пряничного коня только когда видит, что внук раскаялся в обмане: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку…»


 


 

4 сочинение - «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и (или) В.Г.Распутина»

План (общий)

  1. Вступление.

1.(Несколько слов о писателе, какое место он занимает в русской и мировой литературе , его творческой манере :чем отличается его творчество, какие темы и проблемы затрагивает он в своих произведениях). 
    2. В каких произведениях данная тема (проблема) проявляется наиболее ярко.

2.Основная часть. ( Раскрыть суть данной темы): 
     • в каких эпизодах произведения она проявляется наиболее ярко; 
     • с помощью каких элементов произведения (герои/сюжет/ вставные эпизоды/ эпилог/эпиграф/пейзаж и др.) она раскрывается; 
     • почему именно эту тему (проблему) затрагивает автор, почему она значима и важна; каков взгляд автора на эту проблему, как он решает ее. 
     3. Заключение. Указать значение данной темы (проблемы) для раскрытия основной идеи произведения.


 

Виктор Берковский 

Каждый выбирает для себя 
Женщину, религию, дорогу. 
Дьяволу служить или пророку 
Каждый выбирает для себя. 
Каждый выбирает по себе 
Слово для любви и для молитвы. 
Шпагу для дуэли, меч для битвы 
Каждый выбирает по себе. 
Каждый выбирает по себе 
Щит и латы, посох и заплаты. 
Меру окончательной расплаты. 
Каждый выбирает по себе. 

Сократ много веков тому назад записал: “В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности… Должен сделать свой нравственный выбор”. 

Что же такое нравственный выбор?
Какие слова из определений вы считаете ключевыми? //нравственный выбор - совесть, свобода выбора, ответственность за поступки .


В литературных произведениях мы также часто видим, что герой стоит перед выбором. Например, герой В.П. Астафьева выбирает обман – он обманывает бабушку. Этот выбор приносит ему лишь страдания – ему стыдно, он боится потерять уважение бабушки, ему стыдно перед односельчанами.

Герой рассказа «Человек на часах» - Постников – стоит на посту – охраняет дворец. Он слышит, как недалеко провалился под лёд и тонет человек. Постников понимает, что ему запрещено покидать пост, его за это накажут. Но он всё же спасает человека. 
Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом в том числе. 

Что же помогает герою сделать правильный выбор, что хотел нам сказать В.Г. Распутин своим рассказом?

Герой рассказа В. Распутина тоже не раз стоит перед выбором. 
Он оказывается далеко от дома, в чужом городе, живёт он у чужих людей. 


Перед мальчиком выбор 1: поехать домой или остаться в городе. 

• Почему герой всё же не уезжает в деревню? 
Он чувствует ответственность – перед мамой, братом, сестрой, односельчанами, перед погибшим на войне отцом. Он старший в семье. Понимает, что трудно маме учить его, помогать ему продуктами, а тем более деньгами. Он понимает, что способен чего-то достичь. Он хочет учиться.  
Итак,перед нами судьба одиннадцатилетнего подростка, вашего ровесника. 
Герой выбирает и - остаётся в городе. 

Выбор 2: Играть с ребятами на деньги или нет
• Из-за чего герой решился играть на деньги?
Герой считал, что это хорошая возможность самому решить свои проблемы. Продукты у него воровал, скорее всего, Федька. «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока (тетки ворчали, глядя на мои погнутые, побитые, истерзанные монеты, но молоко наливали), обедал и садился за уроки. Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод. Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше.»
Играть на деньги – плохо. С этим не поспоришь. 

• Можно ли считать этот выбор героя нравственным? Почему? (Герой берёт на себя ответственность. И это – поступок. Часто мы надеемся на кого-то, немногие решаются на конкретные действия, за которые им придётся отвечать). 

• Конечно, связываться с Вадиком и его компанией герою не стоило. Объясните почему? (Вадик нехороший человек, не нужно окружать себя такими людьми).


Выбор 3  Принять посылку или нет…

Выбор 4: Учить французский язык или нет..

Какие качества характера помогают герою сделать правильный выбор? 
Какой главный урок дала Лидия Михайловна своему ученику? 

Урок доброты, умение брать ответственность на себя, выбирать не только между добром и злом, но и между тем, что люди считают недопустимым и тем, что подсказывает тебе сердце


Итак, герой не раз выбирает. Он слышит свою совесть и своё сердце. Его мама научила его стойко переносить трудности. А учительница дала урок человечности и доброты. 


Человек сам делает свой нравственный выбор и от того, каким будет этот выбор, зависит не только его жизнь, но и жизнь тех, кто с ним рядом. Герой рассказа выдерживает достойно, с честью испытания, выпавшие на его долю. Он не может подвести маму, односельчан, Лидию Михайловну – они верят в него. 


Нравственный выбор героя рассказа «Конь с розовой гривой»

Работа по разбору темы может строиться в ходе беседы:

-Выясним, какова цена обмана, что перевесит – удовольствие или наказание и какой урок извлек герой-рассказчик из случившегося.

-Попытаемся разобраться в причинах случившегося.
-Как ведут себя левонтьевские ребятишки по дороге на увал за земляникой? Назовите ключевые слова.
-Чьи привычки перенимают дети?
-Обратите внимание на такую художественную деталь текста, как посуда. Прочитайте. Символом чего является посуда?
-«Левонтьевские орлы», «ребятишки», «орда» – так по-разному характеризует автор приятелей героя. Какое из 3-х определений наиболее соответствует характеру соседских детей?
-Как ведет себя Витька по дороге на увал? Какие ключевые слова вы выделили для характеристики героя?
- А теперь ответьте на вопрос: как герои противопоставлены по отношению к таким нравственным понятиям, как честность, трудолюбие, чувство долга, совесть?

(левонтьевские хитры, ленивы, в неудачах привыкли обвинять больше других, чем спрашивать с себя, недружны, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению, к безделью; герой-рассказчик — искренний, трудолюбивый, ответственный человек)
-Почему искренний человек Витька совершает обман?
-«Я понял, что попал на уду», — обнаруживает герой. Как вы понимаете фразеологизм «попасть на уду»?
-Как «левонтьевской орде» удается поймать на уду» героя?
-Почему герой решает высыпать ягоды на траву?
(чтобы не опозориться, не спасовать, не струсить, не показаться жадным.
герой попал под влияние «левонтьевской орды», на их уду, на их «слабо», не смог противостоять злу, а дальше, как в пословице: «Пришла беда – отворяй ворота!» — за одним глупым поступком следует обман, воровство.)
-О какой проблеме общества людей, актуальной и в наши дни, говорит автор? (проблема взаимоотношений между людьми?)
1 урок. -Какой урок должен усвоить герой(Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу.)
-Легко ли далось герою решение высыпать ягоды, отказаться от пряника, от своей мечты? Найдите слова, указывающие на трудную борьбу в душе героя.
-Понимал ли Санька, что мальчику мучительно тяжело? Найдите строчки, подтверждающие это.
-Санька бессовестно играет на мальчишеских чувствах, «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Какое чувство испытывает Санька? (удовольствие)

-Как называется чувство радости и удовольствия от того, когда удается увидеть или почувствовать чужие страдания? (жестокость, злобность)?

-Пользуются ли злобные люди уважением в обществе людей? (нет, их боятся, не любят, иногда жалеют)
-Почему же герой-рассказчик тянется к Саньке? (смелый, независимый, веселый, не боится в пещеру войти, с ним весело)
-Можно ли отношения Саньки и Вити назвать дружбой? Почему?
-На чем основана настоящая дружба? (на доверии, на уважении)
-Еще один немаловажный урок…
2 урок: Дружба бывает настоящей и мнимой. Настоящая дружба основана на уважении друг друга.
-Давайте выясним, какова цена обмана. Как вы понимаете выражение «цена обмана»?
Удовольствие
Наказание
Речка, ловля рыбы, подшибленный стриж, таинственная пещера, признание левонтьевскими, веселье.
Насмешка Саньки, страх (сделалось жутко), чувство вины перед бабушкой, жалость по отношению к бабушке, зависимость от Саньки, новый обман, осознание себя преступником.

-Укажите детали, показывающие, что героя мучит не только страх перед бабушкой, но и совесть.
-Как вы понимаете слова бабушки «жизнь страшнее снов»?
-Какая чаша перевесит: удовольствие или наказание?
-Какова цена обмана?
-Какой урок извлек герой из случившегося?
3урок: Цена обмана – муки совести и вины.

Анализ пейзажной зарисовки.
-Что было утром следующего дня? (герой-рассказчик ничего лучше не придумал, как податься к левонтьевским, рыбалка)
-Найдите эпизод «Рыбалка» и описание ясного, летнего дня. Какова роль пейзажной зарисовки, следующей за словами: «Рыбки были съедены почти сырые. Хлеб мой ребятишки еще раньше смолотили и занялись кто чем: вытаскивали из норок стрижей, «блинали» каменными плиточками по воде, пробовали купаться… Отогрелись и повалились в еще низкую траву».

Антитеза (противопоставление)
Характеристика героя
-Вы увидели резкий контраст между суетой левонтьевской орды и умиротворением природы?
Мир красоты природы противопоставлен миру зла, эгоизма и обмана.
-Только какой человек может так видеть и чувствовать окружающий мир?
Пейзажная зарисовка помогает раскрыть душу героя. Герой- добрый, наблюдательный, хороший человек. Обратите внимание на слова: рябенькие кукушкины слезки, цветки-граммофончики, кружевце. Не случайно, оставшись наедине с природой, герой делает свой нравственный выбор.
Сухомлинский: «Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с собой».

Анализ части рассказа «Наказание добротой».
-Найдите в тексте, где говорится о сделанном нравственном выборе героя: не обманывать! 
-Мальчик в этот момент видит бабушку. Мы ощущаем волнение героя, даже, кажется, слышим тревожный стук его сердца: «Взмах шестов, перекидка рук, толчок, — лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед. Она ближе, ближе…» Строение предложений помогает нам понять состояние героя.
-Сумел ли Витя, приняв решение не обманывать, объясниться с бабушкой? Почему? (жалел себя, боялся строгой бабушки, жалко бабушку, было стыдно)
-Все эти чувства смешались в одно, мощное, как когтистый зверь, и это уже не стыд и осознание своей вины, а раскаяние. Найдите слова, подтверждающие это.

Прочитайте эпизод со слов «Я зажмурил глаза…» до конца. Ответьте на вопрос: «Почему бабушка купила внуку пряник конем?»
Прочитайте последний абзац рассказа. Почему герой-рассказчик не может забыть бабушкиного пряника?

-Обещанный за землянику пряник мальчик все-таки получает от бабушки. Бабушка наказывает внука … добротой, закрепляет пробуждение совести …добротой.
Мудрое решение бабушки помогает понять мальчику самое главное, как вы думаете, что?
4 урок: Нельзя обманывать и предавать близких людей.
5 урок: Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.
-А прощает бабушка внука как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания души ребенка.


 


 

Категория: Литература | Добавил: ymoc (20.01.2014)
Просмотров: 34767 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]