Материал подготовлен учителем русского языка и литературы гимназии «Российская школа» Малышевой Е.В. Цель урока:
Образовательные цели:
Развивающие цели:
Воспитывающие цели:
Оборудование урока: Мультимедийный проектор, презентация по творчеству Л.Улицкой, выставка книг. Предварительное домашнее задание: 1. Прочитать повесть Л.Улицкой «Сонечка». 2. Найти в тексте средства художественной выразительности. 3. По группам: - краткие биографические сведения, творческий путь Л.Улицкой. - найти в тексте цитаты, подтверждающие
Ход урока 1. Организационный момент 2. Объяснение новой темы Вступительное слово учителя. Тема нашего урока – «Редчайший дар любви». Как вы думаете, о чем будет сегодня разговор? Определите ключевые слова в названии темы. Ученик: Дар любви. Любить – это дар, не просто подарок, а дар – слово высокое. Редчайший – любить умеет не каждый. Учитель: Задач у нас много:
3. Аналитическая беседа. Учитель: Начнём с краткого слова о писателе. Ученик: Л. Улицкая - один из ярких представителей современной русской литературы. Она создала особый, во многом уникальный художественный мир. За короткий срок Л.Улицкая получила широкое признание как в России, так и за её пределами. Произведения писательницы переведены на 25 языков мира, пользуются устойчивым интересом среди читателей разных стран. Рассказы многократно были переизданы и стали сегодня «уже почти классическими». Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в эвакуации ее семья. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила закончила школу, а потом и биофак МГУ. Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по ее сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990, режиссер – Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер – Анатолий Матешко), а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 году это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой (сборник «Бедные родственники», 1993) на французском языке. Ее проза переведена на английский, немецкий, французский языки, ее книги читают в Китае, Израиле, Турции. Учитель: Дома вы прочитали повесть Л. Улицкой «Сонечка». О чём же она? Ученик: Повесть «Сонечка», по мнению многих читателей и критиков, являющаяся одним из лучших произведений писательницы, написана в тонах классического психологического бытописания. Л. Улицкая отразила в ней проблемы современного общества, только все действия перенесены в начало ХХ века. Действие начинается в 30-е годы прошлого столетия. История банальна. Девочка из еврейской семьи, с детства живущая в мире книг (только ими и живущая), сталкивается с холодной реальностью. Работая в библиотеке (из дома с книгами она попадает в Храм книг!), Соня встречает мужчину. Он старше нее, художник в прошлом, с судимостью и знанием французского. Тихая свадьба, рождение дочери, переезд в Москву… Когда появляется семья, становится не до книг. Но семья – это только иллюзия, которая вскоре разбивается. Дочери ничего не нужно, она как кошка – сама по себе; муж влюбляется в подружку дочери… Сонечка страдает, что не могла родить нескольких детей и… принимает юную любовницу мужа. Как свою дочь. Учитель: В каких аспектах раскрывается тема любви в повести? Ученик: «Сонечка» – невосклицательное повествование о любви к книгам, о любви к жизни, о любви к искусству и о любви как об искусстве – о редчайшем даре уметь любить. Учитель: Найдите в тексте цитату, подтверждающую любовь героини к книгам. Ученик: «Сонечкино чтение, ставшее легкой формой помешательства, не оставляло ее и во сне: свои сны она тоже как бы читала. Ей снились увлекательные исторические романы, и по характеру действия она угадывала шрифт книги, чувствовала странным образом абзацы и отточия. Это внутреннее смещение, связанное с ее болезненной страстью, во сне даже усугублялось, и она выступала там полноправной героиней или героем, существуя на тонкой грани между ощутимой авторской волей, заведомо ей известной, и своим собственным стремлением к движению, действию, поступку…» Сонечка сознательно с детских лет избрала чтение как способ бегства от реальности («А Сонечка, кое-как выучив уроки, каждодневно увиливала от необходимости жить в патетических и крикливых тридцатых годах и пасла свою душу на просторах великой русской литературы»). Учитель: По сути, героиня была одинока, автор не рассказывает о других сторонах ее жизни. Всю ее жизнь заполняло чтение. Как изменилась жизнь Сонечки с появлением в Роберта Викторовича? (Чтение фрагментов повести). Ученик: «Все у Сонечки изменилось так полно и глубоко, как будто прежняя жизнь отвернулась и увела с собой все книжное, столь любимое Соней содержание и взамен оставила немыслимые тяготы неустроенности, нищеты, холода и каждодневных беспокойных мыслей о маленькой Тане и Роберте Викторовиче, которые попеременно болели». «Эти первые послевоенные годы семью кормила Сонечка, унаследовавшая материнскую швейную машинку и невинную дерзость самоучки, способной пристрочить рукав к вырезу проймы». «За годы своего замужества сама Сонечка превратилась из возвышенной девицы в довольно практичную хозяйку». «Соня работала на двух работах, строчила ночами на машинке и втайне от мужа копила деньги. К тому же она мечтала объединиться с овдовевшим отцом, который почти ослеп и был очень слаб». Встреча с Робертом Викторовичем перевернула жизнь героини. С таким же увлечением, с каким она читала все эти годы, Сонечка погружается в быт. С этого момента именно семья становится основой ее жизни, Сонечку начинают волновать не судьбы героев, а судьба своей семьи. И волнуют ее теперь только насущные проблемы: «Ей страстно хотелось нормального человеческого дома, с водопроводным краном на кухне, с отдельной комнатой для дочери, с мастерской для мужа, с котлетами, компотами, с белыми крахмальными простынями, не сшитыми из трех неровных кусков». С появлением Роберта Викторовича героиня начинает жить своей жизнью, а не книжной. И начинает любить жизнь. Учитель: Какие чувства испытал Роберт Викторович, впервые увидев Сонечку? (Чтение фрагментов повести). Ученик: «Он же был в глубоком замешательстве от напавшего на него внезапно, как ливень с высоты безмятежно-ясного неба, сильнейшего чувства совершения судьбы: он понял, что перед ним - его жена». «Он давно уже не строил никаких планов: судьба завела его в такое мрачное место, в преддверие ада, его звериная воля к жизни почти исчерпалась, и сумерки посюстороннего существования не казались уже привлекательными, и вот теперь он видел женщину, освещенную изнутри подлинным светом, предчувствовал в ней жену, удерживающую в хрупких руках его изнемогающую, прильнувшую к земле жизнь, и видел одновременно, что она будет сладкой ношей для его не утружденных семьей плеч, для трусливого его мужества, избегавшего тягот отцовства, обязанностей семейного человека…». Для героев появился смысл жизни – любовь, семья. Учитель: Очень важно отметить, когда происходят события, описанные в повести. Какое это было время в жизни нашей страны? Найдите приметы времени в повести. Ученик: Действие начинается в 30-е годы прошлого столетия. Выдыхается НЭП, предвоенные годы, Великая Отечественная война, послевоенные годы. Учитель: Что мы знаем о жизни Роберта Викторовича до знакомства с Сонечкой? Ученик: Роберт Викторович – еврей-художник неклассического направления в живописи. В годы своей юности рос на еврейской окраине Киева. Вместе с рано взрослеющими еврейскими мальчиками входил в кружок тинейджеров по современным понятиям. Первая половина жизни проходила в крупных и шальных географических бросках из России во Францию, потом в Америку, на Балканы , в Алжир, снова во Францию и, наконец, опять в Россию, то вторая половина, отбитая лагерем и ссылкой, проходила в мелких перебежках: Александров, Калинин, Пушкино, Лианозово. Останься он во Франции, вероятно, был бы отправлен нацистами в газовую камеру. «В России ему дают 5 лет лагерей, из которых особенно тяжелыми были первые два, потом как-то обмялось – стал писать портреты начальственных жен, делал по заказу копии с копий…» Учитель: В какой период своей жизни происходит знакомство Роберта Викторовича с Сонечкой? Ученик: Знакомство с Сонечкой происходит зимой 1941 года, когда герой находился в ссылке на Урале. Учитель: Измученные тяжелой жизнью, герои обретают семью. Как герои относились к семье? Чем была семья для героини? Какой хотела видеть свою семью Сонечка? (Чтение фрагментов повести). Ученик: «Откуда взялись у истощенного Роберта Викторовича и хрупкой от природы Сонечки силы, чтобы посреди бедственной пустыни эвакуационной жизни, посреди нищеты, подавленности, исступленного лозунга, едва покрывающего подспудный ужас первой военной зимы, выстраивать новую жизнь, замкнутую и уединенную, как сванская башня, однако вмещающую без малейших купюр все их разъединенное прошлое: ломаную, как движение ослепленной ночной бабочки, жизнь Роберта Викторовича с молниеносными и радостными поворотами от иудаики к математике и, наконец, к важнейшему делу его жизни, бессмысленному и притягательному размазыванию краски, как он сам определил свое ремесло, и Сонечкину жизнь, питавшуюся чужими книжными выдумками, лживыми и пленительными». Теперь же Сонечка вкладывала в их со вместную жизнь какое-то возвышенное и священное отсутствие опыта, безграничную отзывчивость ко всему тому важному, высокому, не вполне понятному содержанию, которое изливал на нее Роберт Викторович, сам не переставая дивиться, каким обновленным и переосмысленным становится его прошлое после долгих ночных разговоров. Наподобие касания к философскому камню, ночные беседы с женой оказывались волшебным механизмом очищения прошлого…» «Ясино присутствие за столом создавало Соне иллюзию увеличения семьи и украшало застолье». Для Сонечки семья – это счастье. Семья – это тепло, уют, взаимопонимание, много детей и полная отдача для благополучия и удобства любимых. Именно этим принципам оставалась верна главная героиня повести. Даже сквозь боль от предательства она была рада счастью мужа, Соня «ночами так, как старики ощущают свое отчуждающееся с годами тело… «Как это справедливо, что рядом с ним будет эта молодая красотка, нежная, тонкая, и равная ему по всей исключительности и незаурядности, и как мудро устроила жизнь, что привела ему под старость такое чудо, которое заставило его снова обернуться к тому, что в нем есть самое главное, к его художеству» - думала Соня». Учитель: Создание любящей семьи и было миссией, которую должна была выполнить Сонечка. Как относилась Сонечка к Ясе? (Чтение фрагментов повести). Ученик: «Яся в своих рассказах Тане из природной осторожности кое-что обошла: про ссылку матери, про детскую дешевую торговлю телом, про укоренившуюся привычку мелочного воровства. Но Сонечке и сказанного было достаточно, чтобы заранее отозваться на детское страдание и догадаться о том, что от Тани оставалось сокрытым. «Бедная, бедная девочка, - думала про себя Соня. - И наша Танечка вот так же могла бы, ведь столько всего было…» «Бедная девочка», - вздыхала Сонечка, и эта незнакомая девочка приобретала черты Тани…» «Яся перебралась в дом Сонечки. Ее молчаливое миловидное присутствие было приятно Соне и ласкало ее тайную гордость - приютить сироту, это была «мицва», доброе дело, а для Сони, с течением лет все отчетливей слышавшей в себе еврейское начало, это было одновременно и радостью, и приятным исполнением долга». «Яся держала все время Соню за руку, вцепившись, как ребенок. Была она сирота, а Соня была мать». «Сонечка разыскала в Польше посредством большой, втайне от Яси ведущейся переписки Ясиных двух теток и бабушку, совсем не аристократического, а вполне скромного происхождения. Снаряженная Соней, Яся уехала в Польшу, где вскоре и завершился канонически сказочный сюжет: вышла замуж за француза, красивого, молодого и богатого. Живет она теперь в Париже». Учитель: Какие чувства испытывала Сонечка к Ясе? Как вы к этому относитесь, ведь Яся отобрала у Сонечки мужа. Ученик: «Как это справедливо, что рядом с ним будет эта молодая красотка, нежная и тонкая, и равная ему по всей исключительности и незаурядности, и как мудро устроила жизнь, что привела ему под старость такое чудо, которое заставило его снова обернуться к тому, что в нем есть самое главное, к его художеству…" - думала Соня.) (Сонечка тяжело заваливалась на диван и, засыпая, радовалась, что Роберт здесь, за тонкой стеной, по правую руку, а тонкая красивая Ясенька - по левую. И жаль только, что Танечки нет…». «В течение нескольких лет Яся жила у Сонечки в лихоборской квартире. Сонечка нежно ухаживала за Ясей, испытывая благоговейную благодарность к провидению, пославшему ее дорогому мужу Роберту такое украшение, такое утешение на старости лет». Удивительно, что героиня чувствует себя счастливой в ситуации, в которой счастье, казалось бы, невозможно: вопреки измене мужа, разрушению семьи и окончательному одиночеству, которые она встретила безропотно, «испытывая благоговейную благодарность к провидению» за прожитую ею жизнь. Наверное, в этом и заключается редчайший дар умения любить: сделать все, чтобы дорогие тебе люди были счастливы. Учитель: Действительно, Сонечка жертвовала собой ради счастья других. Ее счастье заключалось в счастье близких ей людей. В каких произведениях русской классики поднимаются вопросы самопожертвования? Ученик: (Приводятся примеры). Учитель: Вы правы, крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их душевные, нравственные и интеллектуальные качества: чистоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе - вот черты, характерные для образа русской женщины в русской классической литературе. Женский образ и его изображение изменялись с развитием литературы. В разных направлениях литературы он был разным, но так как литература развивалась, то и углублялся психологизм; психологически женский образ, как и все образы, усложнялся и внутренний мир становился значительней. Если в средневековых романах идеал женского образа - это благородная добродетельная красавица и все, то в реализме идеал усложняется, и значительную роль приобретает внутренний мир женщины. Женский образ ярче всего проявляется в любви, ревности, страсти; и, чтобы ярче выразить идеал женского образа, автор часто ставит женщину в условия, когда она полностью проявляет свои чувства, Чувства женщины определяют ее внутренний мир, и часто, если внутренний мир женщины идеален для автора, он использует женщину в роли индикатора, т.е. ее отношение к тому или иному герою соответствует отношению автора. Часто через идеал женщины в романе человек «очищается» и «рождается вновь», как, например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Соня Мармеладова – кроткая, добрая, мягкая, покладистая и всепрощающая. Спасая других, берет на себя тяжести греха, является носителем христианских идей. В духовном плане - мученица. Живет, исходя из требований жизни. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. «И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?». Соня с радостью соглашается следовать за Раскольниковым куда угодно, везде сопровождать его. У нее есть смысл жизни: любовь. Вероятно, поэтому гибнет «бунтарка» Катерина Ивановна, а тихая и кроткая Сонечка Мармеладова не только выживает в этом страшном мире, но и помогает спастись Раскольникову, оступившемуся, потерявшему опору в жизни. Именно благодаря ей главный герой постепенно понимает, как сильно он заблуждался, какое чудовищное деяние совершил. Живет ради других и героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Соня — племянница и воспитанница старого графа Ростова, выросшая в его семье. Она сдержанна, молчалива, рассудительна, осторожна, в ней в высшей степени развита способность к самопожертвованию. Соня привлекает к себе внимание красотой и нравственной чистотой. Чувство ее к Николаю настолько постоянно и глубоко, что она хочет «любить всегда, а он пусть будет свободен». Имя героини повести Л. Улицкой тоже Соня. Сонечка. Совпадение имен у разных авторов не случайно. Софья – мудрая (гр.). Так всегда было на Руси: мужчина - деятель, но его опорой, поддержкой, советчицей была мудрая женщина. Проходят десятилетия, века сменяют друг друга, а правда женского характера, запечатленная автором, продолжает жить, будоражить умы новых поколений, приглашает вступать в полемику или соглашаться с писателем. Встреча с Сонечкой возрождает Роберта Викторовича к жизни. Именно Сонечка способствовала становлению Роберта Викторовича как художника. Его творчество стало бессмертным. Учитель: Какие черты характера героини вас особенно потрясли? (Ответы, подтвержденные фрагментами повести). Ученик: «Женская доверчивость Сони не знала границ. Талант мужа был однажды принят на веру, и она в благоговейном восхищении рассматривала все, что выходило из его рук. Она не понимала ни сложных пространственных задач, ни тем более элегантных решений, но она чуяла в его странных игрушках отражение его личности, движение таинственных сил и счастливо проговаривала про себя свой заветный мотив: «Господи, господи, за что же мне такое счастье…» «В глубине же души жила тайная готовность ежеминутно утратить это счастье - как случайное, по чьей-то ошибке или недосмотру на нее свалившееся. Милая дочка Таня тоже казалась ей случайным даром». «Сонечке и в голову не приходило печалиться своей участью, ревновать о высшем: чисто мыла она тарелки и кастрюли, со страстным старанием готовила еду, сверяясь с рецептами, выписанными расплывающимися лиловыми чернилами из сестриной книги Елены Молоховец, кипятила баки с бельем, подсинивала и крахмалила…» «Соня радовалась, что Роберт взял ее с собой, гордилась его верностью, которую, как она полагала, он проявил по отношению к ней, старой и некрасивой жене, и восхищалась Ясиной красотой». 4. Анализ художественно - выразительных средств. Учитель: Какие средства художественной выразительности использует Улицкая в своем произведении? Ученик: Отношение автора к Сонечке видно уже из заглавия повести: добавление уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-. Это позволяет провести параллель с рассказом А. П. Чехова «Душечка». Причем уменьшительно-ласкательная форма имени преобладает на всем протяжении романа, форма Соня употребляется автором лишь несколько раз, а полное имя Софья Иосифовна, указывающее исключительно лишь на преклонный возраст героини и не на что больше, появляется лишь в самом конце повести. Имя Сонечка – знак совершенно не меняющейся души. Ученик: Экспрессивно-оценочные языковые средства, используемые в создании внутреннего мира Сонечки (огонь влюбленности, безмятежная душа, опьяняющая страсть, возвышенное и священное отсутствие опыта, безграничная отзывчивость), создают образ, очень похожий на образы восторженных и возвышенных барышень из русской классической литературы. Ученик: Создавая выразительные персонажи, писательница прибегает к речевой и портретной характеристике («… нос ее был действительно грушевидно-расплывчатым, а сама Сонечка, долговязая, широкоплечая, с сухими ногами и отсиделым тощим задом, имела лишь одну стать - большую бабью грудь, рано отросшую да как-то не к месту приставленную к худому телу. Сонечка сводила плечи, сутулилась, носила широкие балахоны, стесняясь своего никчемного богатства спереди и унылой плоскости сзади», «Легкий и сухой, как саранча, Роберт Викторович мало менялся»), к предметной детали, к несобственно - прямой речи. Ученик: Уже в первых строках повести мы сталкиваемся с яркой метафоричностью, инверсией: «От первого детства… Сонечка погрузилась в чтение…». Портрет героини дается с помощью ряда однородных членов: «… сводила плечи, сутулилась, носила широкие балахоны…», «характер незаурядной читательницы, отзывчивый к печатному слову…». Само название произведения – имя собственное с уменьшительно-ласкательным суффиксом – говорит и об отношении автора, и о самой героине. Ученик: В тексте присутствуют многочисленные средства лексической направленности. Эпитеты: «нос грушевидно-низкий и богатый мерцанием», «редкостно-обильные ресницы», «умопомрачительная доверчивость», «отрешенно-монашески», «туманного состояния непрестанного чтения» и др. Ученик: Особое внимание привлекают необычные метафоры: «погрузилась в чтение», «бездны подозрительного Достоевского», «огромный книжный океан», «драгоценные плоды духа», «душа закутана в кокон из тысячи прочитанных книг» и т.д. Ученик: Яркие сравнения делают язык повести необычайно сочным и неповторимым: «впадала в чтение, как в обморок», «его голос, как свет синей лампы из простуженного дерева» и т.т. Ученик: Удивительные олицетворения не только дают возможность наглядно представить художественные образы, но и делают повествование более живым и красочным: «выдыхался НЭП», «мыслящие руки», «традиция угнездилась в отечестве» и т.д. Ученик: Особенностью стиля писателя является то, что лексические повторы, проходящие рефреном через всю повесть, являются символическими деталями, дающими четкую характеристику героине и несущими смысл композиционных связок: книги, очки, книжные и т.д. не случайно слово «очки», повторяемое несколько раз, в заключительных строках повести дается с определением «легкие швейцарские» – изменилась обстановка, но изменилась ли сущность? Ученик: Отличительной чертой синтаксической организации являются разнообразные конструкции – от простых предложений с множеством обособлений: «Яся вышла замуж за француза, красивого, молодого, богатого…», до сложных синтаксических конструкций. Внимание обращает на себя обилие сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. 5. Заключение. Учитель: Какие чувства вы испытали после прочтения повести? Ученик: После прочтения повести понимаешь, что многое нужно искать в себе, а не в чужих словах и поступках. Людям нужно хорошо относиться друг к другу, любить друг друга, и тогда мир светлее будет. Равнодушие, отсутствие милосердия - болезнь и нашего времени. Произведение Л. Улицкой помогает понять это. Учитель: Завершить разговор о редчайшем даре любви мне хочется стихотворением: Забудь слова обиды кровной, Прими, как есть, весь белый свет. Ведь перед Богом нет виновных, И пред тобой виновных нет. Обиды, ревности оковы Рукой прощающей разбей. Поставь превыше всех законов Закон Любви в душе своей. И букву этого закона Хранят подвижников уста, Святые лики на иконах И на Голгофу путь Христа. И если тот закон нарушен, Спасая гибнущих детей, Отец Небесный лечит души Через обиды от людей, Через обман и униженья, Чтоб, с болью принимая их, Могли мы видеть отраженье Невидимых грехов своих. Не осуди моралью строгой, Обидчика благослови, Простив душой во имя Бога, Во имя жизни и любви. На Западе Л. Улицкую сравнивают с Чеховым. И это не случайно. Тот же лаконизм, те же ёмкость, сжатость, концентричность мысли. От Чехова не только умение сокращать, но и простота, душевность, непосредственность. Давайте посмотрим, какие средства художественной выразительности использует Улицкая в своем произведении. 6. Подведение итогов. Учитель: Ребята,
сегодня вы открыли для себя новое имя
в литературе - это Людмила Улицкая.
Каждое произведение Л. Улицкой – это
открытие. Какое же открытие сделали вы
для себя, прочитав повесть «Сонечка»
этой замечательной писательницы? 7. Домашнее задание. Об этом вы должны написать в сочинении-эссе «Открытие писателя» (Домашнее сочинение). 8. Оценки за урок. «5» - 5 «4» - 3 | |
| |
Просмотров: 16111 | |
Всего комментариев: 0 | |