«А ВЫ МОГЛИ
БЫ?» Мастерская построения знаний (По творчеству В. В. Маяковского) Аракелян С.С., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 им. В.Н. Михайлов КомментарийМастерскую для учеников лучше проводить на втором уроке по творчеству Маяковского. Орг.момент(5 мин.) ХОД МАСТЕРСКОЙ
2. Выслушиваем всех. (5 мин.) Варианты ответов: Взяла бы мороженое, сразу бы съела. Маленького очень пушистого котенка прижала бы к себе. Толстого мохнатого щенка долго бы гладила. Огромный белый шар взяла бы в руки и как разбила бы (взмахом руки показала — пополам). Руку друга — пожала бы. Большую металлическую решетку взял бы и смял. Огромное красное сочное яблоко куснул бы сразу и съел. Скрипку ударил бы об пол и разбил вдребезги. Возьму журнал и порву. Возьму варежки и надену.Волшебную палочку — буду творить чудеса. Телескоп — изучать звезды. Крылья: привяжу к спине и полечу. Возьму стул и стукну об пол. Красивый шарф — завяжу на шею. (Где психологи? Разве это не проба состояний? В таком настроении класс пришел заниматься литературой! Что делать с такой разницей настроений? Проговорили — услышали друг друга — удивились — заулыбались... Отчасти уже выплеснули эмоциональный заряд — и получили впечатление, что свободны в своих действиях, высказываниях.) II.Самоконструкция. (10 мин. мин.)Задание. Теперь всем предлагается одно стихотворение, но делать с ним можно, что кому захочется! Это стихотворение В. Маяковского «Ночь» (читает учитель). На протяжении 8-10 минут делайте с ним, что захотите, но только записывайте, что делаете. (Работа в паpax.) III. Каждая пара учеников рассказывает, что делали или пробовали делать. Варианты ответов пар: Искали цвета, звуки, другие образы. Ночь похожа на карнавал... Расставляли и объясняли интонации... Задавали вопросы и пробовали на них отвечать... Записывали свои размышления о стихотворении. Разгадывали значения слов. Пробовали дописать стихотворение. Искали рифмы. Кажется, нашли все. Начали рисовать, что здесь такое изображено, и запутались. Слишком яркое стихотворение. Сравнили со стихотворениями других поэтов. Много цвета, как у Есенина. Но здесь — город. И цвета какие-то...кричащие. Нет торжественного тона. А какой?.. Выписывали непонятные словосочетания и сравнивали с понятными. Возникают какие-то обрывочные ассоциации. Не хватает существительных. Цвета гиперболичны. Захотелось попасть внутрь пространства стихотворения, пройтись по бульварам, прогуляться в толпе, всмотреться в отдельные образы. Расспросить Маяковского об их значении. Решили заменить эпитеты. Вышло вот что: Лазурный и черный отброшен и скомкан, И в серый бросали горстями дукаты, А белым ладоням сбежавшихся окон Раздали пыхтящие синие карты. (...) (Заметим: очень полезная подстановка для последующего разговора о неслучайности образов-картин...Заменить-то как раз нельзя... Это необходимо проговорить на других уроках, или ученики поймут сами, послушав тех, кто догадался, прочитал, что действительно написал поэт.) Хочется дать другое название стихотворению— «День», то есть возникает вопрос, почему оно так названо. После чтения возникло стремление к тишине, к покою, потому что в нем передано слишком много яркости, шума. У Маяковского представление о ночи расходится с нашим: ночью для него все только и оживляется. Считали цвета: багровый, белый, зеленый; «дукаты» — это золотой; черный, «горящие» — это красный, желтый, синий, «огни», «пестрый» — и это общее впечатление. Если Нарисовать, будет смешение всех («крыло попугая»). Задали себе вопрос, почему так все многоцветно и запутанно... Цвета гиперболичны, фантастичны, нереальны. Попробовали переставить строчки и посмотреть, что выйдет. Кажется, ничто не изменилось, особенно если менять местами строфы. Не нашли связи между ними, так как показаны разномоментные состояния. Попробовали «озвучить» стихотворение: «скомкан» — это шелест, «дукаты» напоминают о звоне или стуке, если их «бросали»; скрип окон, зов платья, «удары в жесть», «хохотали»; «сбежавшихся» —слышно шарканье по городскому асфальту (аллитерация)... Звуков много, но почему — пока Неясно. Решили разобраться со смыслом стихотворения, объяснить его. Вышло так: багровый — закат, белый — день, зеленый — это, наверно, парки в городе, а дукаты — фонари... (Эта пара предлагает полный вариант зрительного прочтения стихотворения. Не все верно, но все интересно.) «Хохотали арапы» — это, может, часы с боем? И автор, вернувшисьв толпе домой, может быть, смотрит на себя в зеркало («платья зовущие лапы»)? Смотрели на действия, которые здесь названы и считали: бросают, комкают, бегут, раздали, «плыла, изгибаясь», «хотел протащить», хохотали, пугали, звали, удирали, расцвечивали... Что-то много движений, а почему, непонятно. Мы сначала хотели начать рисовать, но увидели, что картина движется, и решили сделать мультфильм. 1-й кадр— окна, желтые от ламп, во многих домах; 2-й кадр – бульвары и площадь, по ним течет пестрая толпа; 3-й – цирк, арапы бьют в жесть, а на головах у них сидят попугаи... Стал отстукивать для себя ритм стихотворения, потому что он кажется очень резким. Захотелось переделать в марш. Захотелось переделать стихотворение, чтобы получилось легкое юмористическое, затем преобразовать его в сатирическое, а потом в простое, песенное, чтобы легко было наиграть на гитаре и смысл был понятен всем. (Если бы у меня было минут 30, я бы представил свое творение вам). IV. Социоконструкция(15 мин.)1. Послушайте ряд стихотворении Маяковского и выпишите слова, которые покажутся важными. (Чтение учащихся подготовлено заранее с помощью учителя.) Звучат стихи: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!». 2. Социализация.(10 мин.)Подчеркните 4-5 слов из всех записей, сделанных от начала работы. Выберите из них 3 слова и подберите к ним рифмы — одну-две. Прочитайте вслух. (Иногда повторяются рифмы самого Маяковского, чаще рождаются новые и неожиданные. Недоумение, трудности сочинения рифм, радость от удачи — все станет основой восприятия творчества противоречивого поэта.) V. Афиширование.(15 мин.) 1. Напишите текст на тему «Я читаю Маяковского» — 7-8 предложений. 2. Разрыв. (15 мин.)Тексты прочитываются в классе на следующемуроке. Примеры текстов: Я читаю Маяковского Из нескольких слов, иногда непонятных, возникают образы. Они разные, но все удивляют своей пестротой и звучностью. Надя Г. Я читаю Маяковского Иногда это дается тяжело: найти рифмы, уловить ритм стихотворения. Но все-таки в стихах Маяковского большой смысл, он — наблюдатель своего времени. Эта одна из при чин, по которой мне интересна поэзия Маяковского. Алеша В. Комментарий Среди ряда подобных размышлений встречаются слова неприязни, но любопытства, слова отторжения, но удивления. И вот это «но» представляется в учебном смысле как раз производным мастерской. Теперь познавательный интерес не будет условным («раз уж пришли — нечего делать, надо учиться»), на него можно опереться на обычных уроках. И впоследствии возникает разное отношение: у кого — истинный интерес, у кого — спокойное приятие, но даже у не принимающих поэта — все-таки уважение к нему или сожаление о нем. А еще Маяковский «заражает» эмоционально, стилистически и ритмически,— пишет Василий В.,— даже если разум еще не разобрался, не принял. Отсюда — попытки выразить свои впечатления «в его духе», сколько-нибудь адекватно услышанному. Я читаю МаяковскогоТрубы, банки, стекла, склянки, Воздух, дух, пожар, смятенье. Маяковский — словно ветер, Дарит жар, и боль, и Тленье. Я читаю Маяковского, низко к парте наклонясь, А Владимир Маяковский скажет мне, в глаза смеясь: «Молодое поколенье, слушай мой гремящий стих! Что б тебе ни говорили, ты не думай, я не псих! Только время повернулось в нашем старом веке вспять, Только сердце встрепенулось, и его уж не унять...» Лена Д. Я читаю Маяковского и вижу перед собой мир, максимально насыщенный красками, действиями, но в то же время необычайно сжатый. Каждое слово несет в себе огромную смысловую нагрузку. Я читаю Маяковского, И мне кажется порой, Что устала я от тусклого И мне чужд весь мир земной. Настя Е. Я читаю МаяковскогоСтроки читаю быстро, Не скрыться от этих строк. Мысли в голове так густо Совершают прыжок. Буря радости, Праздник, веселый смех... Не хочу слушать эти гадости. Убрать бы их всех. Мне неприятны рев. Лозунги, Лучше уйти ни с кем. Лучше — куда-то к озеру, Молчать, как будто я нем. Сброшу тебя с корабля современности И за всех отомщу. Пламя, буря ревности! Я тебя не прощу. Максим К. Я читаю Маяковского...Все, что читаешь, легче представить, чем осмыслить. Нравится, что часто строчки очень короткие. От этого трудно бывает уловить рифму, но становится отчетливее ритм. Чтобы понять, приходится иногда разбирать предложения по составу... Ксения О. VI. Рефлексия. (10 мин.) Из записей учащихся: Действительно работали. Особенно интересно – в парах. Мастерская непроизвольно заставила понимать Маяковского, что хорошо! Были выводы (бывает редко). Все вместе пытались понять смысл стихотворения, и нам это удалось. Без мастерской я не открыла бы Маяковского. Мастерская заставила думать. Пытались понять поэта. У некоторых получилось, а у меня нет. Сложно. Хочется что-то понять. Удивило, что мнения одноклассников абсолютно разные. Как ни странно, урок прошел просто удивительно: каждый ученик выложился на все 100 процентов, и это главная особенность понедельника. Первое задание было неожиданно — в духе Маяковского. В какие-то моменты казалось, что пытаемся написать нечто подобное. На мой взгляд — это одна из лучших мастерских! Настроение поднялось, захотелось читать все больше и больше. Комментарий Заметно, у кого из учеников образное
мышление, Видно, кто из одиннадцатиклассников дома читал стихотворения, а кто — нет. Тогда и впечатления — исключительно от первого урока, где читали отрывки из «Я сам», вслушивались в стиль. Еще важно, что хорошо были прочитаны подготовленные заранее лирические стихотворения. Они заставили почувствовать неизвестную пока глубину, вызвали уважение — даже к непонятному. Класс работал двумя группами по очереди (группы по 15 и 16 человек). В более слабой группе сначала почти не было осмысления и было стремление любую деятельность сократить. Очень помогает учащимся возможность наряду со своими работами прочитать вслух чужие — в том числе прошлых лет. Ученики оживляются, удивляются, начинают лучше работать. В работе более сильной группы заметно было «вбирание информации» — и логической, и образной, и эмоциональной. Недаром самый строгий логик класса Игорь во время рефлексии записал, что «были выводы»: их никто не проговаривал отдельно, он их сделал сам... Замечание, что выводы «редко бывают», принимаю только отчасти. Логическое подведение итогов урока не всегда возможно и не всегда необходимо, если работать с произведениями искусства. «Путь — это и есть Камень...» (X.-Л. Борхес). | |
| |
Просмотров: 3181 | |
Всего комментариев: 0 | |