В категории материалов: 57
Показано материалов: 41-50
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 »


Жизнь и творчество Марины Цветаевой

Материал
Литература | Просмотров: 2083 | Добавил: ymoc | Дата: 18.03.2010 | Комментарии (0)

Марина Цветаева

Материал
Литература | Просмотров: 1993 | Добавил: ymoc | Дата: 16.03.2010 | Комментарии (0)

Марина Ивановна Цветаева 1892 - 1941

Материал
Литература | Просмотров: 2071 | Добавил: ymoc | Дата: 16.03.2010 | Комментарии (0)

Дневник Психеи.
Любовь в жизни и творчестве М.Цветаевой

Материал
Литература | Просмотров: 3036 | Добавил: ymoc | Дата: 16.03.2010 | Комментарии (0)

Анализ

поэтического текста

по концентрической схеме.



По книге В.Н Александрова, О.И.Александровой
«Анализ поэтического текста»,
Челябинск, «Взгляд», 2004.


Материал
Литература | Просмотров: 2636 | Добавил: ymoc | Дата: 16.03.2010 | Комментарии (0)

Статья опубликована в журнале «Литература в школе» № 9 2005 г.


Граблина Нина Васильвна –

Заслуженный учитель РФ,

кандидат педагогических наук,

доцент Педагогической академии

последипломного образования



«Технология учебного диалога на уроке литературы

(по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой »).



Диалогические отношения –

это почти универсальное явление,

пронизывающее все отношения и

проявления человеческой жизни.

Где начинается сознание,

там начинается диалог.

В.С. Библер


Литература | Просмотров: 14073 | Добавил: ymoc | Дата: 16.03.2010 | Комментарии (0)

Н.В. Граблина – Заслуженный учитель РФ,
кандидат педагогических наук,
доцент Педагогической академии
последипломного образования

Интерактивное обучение на уроках литературы

Технология дискуссионного клуба «Красота спасет мир?!.»

(По роману Ф.М. Достоевского «Идиот»).


 Хороших методов существует
ровно столько,
сколько существует
хороших учителей.
Д. Пойа

Никто никого ничему
научить не может.
Ты можешь научиться только сам.
Народная мудрость
Литература | Просмотров: 4354 | Добавил: ymoc | Дата: 16.03.2010 | Комментарии (0)

Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл.

Материал
Литература | Просмотров: 2291 | Добавил: ymoc | Дата: 16.03.2010 | Комментарии (0)

Страхова Людмила Давидовна -

Заслуженный учитель России

Элективный курс

«Душа Москвы - душа России»

(Москва в литературе XIX - XX веков) 11 класс

Пояснительная записка

В процессе перехода к профильному обучению в старших классах у учителя появляется возможность углубить и разнообразить содержание образования за счет введения элективных курсов. Эти курсы помимо реализации своих целей и задач, могут стать тем ощутимым ресурсом, который будет способствовать решению многих проблем преподавания литературы в 9 - 11 классах, в частности, проблемы повторения учебного материала в 11 классах. Известно, что программа 11 класса перегружена: за один учебный год изучается литература конца XIX, всего XX и начала XXI века. При таком положении дел на повторение изученного практически не остается времени, поэтому оно проводится формально или вообще не проводится.

Предлагаемый элективный курс, рассчитанный на 15 часов, помогает учителю организовать сквозное повторение литературы XIX - XX веков (от Н.М. Карамзина до М.А. Булгакова), сосредоточить внимание учащихся на узловых проблемах важнейших произведений русской литературы этого периода. Кроме того, элективный курс расширяет представления учащихся о писателях русского зарубежья (И.А. Бунин, И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев).

Москва с самого своего рождения крепко связана с русской литературой. Как известно, первое упоминание о Москве мы встречаем в Ипатьевской летописи под 1147 годом: «...и прислав Гюрги (Юрий Долгорукий) и рече: «Приди ко мне, брате, в Московъ...»

В Москве создавали свои творения многие прославленные летописцы, а в более поздние времена почти все великие русские писатели связывали свою творческую жизнь с древней столицей. Таким образом, ее сложная и драматическая, но в то же время славная, самобытная, неповторимая почти тысячелетняя судьба навсегда запечатлена в слове на страницах лучших произведений русской литературы.

Роль Москвы как столицы государства Российского сформировалась в эпоху общенационального подъема и в силу этого воплотила в себе идею патриотизма и единства нации, эта же идея питала с древнейших времен русскую литературу.

Москва - воплощение узловых проблем российской жизни и самый русский из русских городов: каждый русский город, даже самый маленький и неприметный, оставил свой отпечаток в духовном и внешнем облике первопрестольной. «Москва - не город, а собрание городов», - справедливо заметил М.Н. Загоскин. В ее планировке, архитектуре, быте отражены черты русского национального характера: удаль, широта души, противоречивость (соединение несоединимого). Недаром же воскликнул Н.М. Карамзин: «Кто был в Москве, знает Россию!»

С давних времен Москва воспринималась как всероссийская святыня.

В большинстве произведений, которые анализируются в элективном курсе, авторы подчеркивают нерушимую эту связь России со своей столицей. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ополченцы перед Бородинским сражением говорят: «Всем народом навалиться... одно слово Москва!»

Сопоставляя картины городской жизни в таких разных по стилю, жанру и времени написания произведениях, как «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, «Панорама Москвы» М,Ю Лермонтова, «Петр Первый» А.Н. Толстого, в рассказах И.С. Шмелева «Город - призрак», «Постный рынок» и Б.К. Зайцева «Улица Св. Николая» учащиеся особенно чутко ощущают ход времени и отраженную в Москве, как в капле воды, историческую судьбу России.

Вчитываясь в страницы, созданные великими мастерами русского слова, выпускники отчетливо осознают, что быть истинным сыном России и не любить Москву - невозможно.

Помимо этого, посещая данный элективный курс, учащиеся получают воз­можность обращаться к дополнительным источникам информации, приобре­тать и совершенствовать умения и навыки работы с художественными, литера­туроведческими и культурологическими текстами, развивая при этом начальные навыки исследовательской деятельности.

Предлагаемые материалы к урокам по рассказам Б.К. Зайцева и И.А. Бунина позволяют творчески работающему учителю организовать уроки в нетрадиционной форме, используя элементы групповой деятельности, учебный диалог, индивидуальные задания, т. е. продуктивные, деятельностные способы обучения, что, безусловно, увеличивает эффективность учебной деятельности и развивает коммуникативную компетенцию выпускников.

Урок по рассказу И.С. Шмелева «Постный рынок» дает возможность осознать ценность писательского наследия автора, увидеть его «художественный патриотизм» (Ю. Айхенвальд), ощутить духовное родство со своими предками, дает представление о родовой и исторической памяти. Читая « осмысливая это произведение, дети постигают простые, но глубокие истины: «...будет Благовещение и каждый должен обрадовать кого-то... и людей согрешивших - простить, ссорящихся - помирить, трудящихся обласкать, наградить, нуждающихся - накормить, утешить...» Тип урока - комплексный урок: Урок - реконструкция (реконструкция постного рынка, колокольные звоны, видеоряд, предметы быта)

Урок - погружение ("Читая его произведения, мы не только думаем: мы

видим, дышим, слушаем, касаемся руками того мира, который он нам

предлагает". Анри Труайя)

Виды деятельности учащихся:

1) учебный диалог,

  1. проблемный анализ текста (элементы),

  2. чтение по ролям,

  3. чтение наизусть (отработка навыков выразительного чтения),

  4. подготовленный пересказ (Легенда о манкуртах).

Завершают курс два урока, на которых выпускники представляют свои творческие работы по изученным темам. Вид итоговой работы зависит от личного интереса и возможностей ученика, а также от его профессиональной ориентации.

Литература | Просмотров: 2474 | Добавил: ymoc | Дата: 26.02.2010 | Комментарии (0)