Инструктивно-методическое письмо о преподавании физики в 2009 - 2010 учебном году

ПРИЛОЖЕНИЕ

к письму Министерства образования

Московской области

от 20.11.2009 № 9139-05о/07


Инструктивно-методическое письмо

о преподавании физики в 2009 - 2010 учебном году

в общеобразовательных учреждениях Московской области


Место учебного предмета «Физика» в федеральном базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерацииразработан в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования. В примерных учебных планах выделяются 2 блока предметов федерального компонента — базовые общеобразовательные предметы и профильные общеобразовательные предметы, предметы регионального компонента и элективные курсы по выбору школьников.

Федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает изучение физики в VIIIX классах основной школы по 2 часа в неделю (210 часов за 3 года). На старшей ступени обучения вводятся два уровня изучения физики: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение физики выделяется 2 часа в неделю (140 часов за 2 года); на профильном уровне — 5 часов в неделю (350 часов за 2 года обучения в XXI классах). Обращаем внимание, что в большинстве школ Московской области изучают физику в объеме 2 часа в неделю, а в ряде школ – 1 час в неделю.

Изучение физики на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-математического, физико-химического, индустриально-технологического профилей. Изучение физики на базовом уровне предполагается в классах химико-биологического, биолого-географического, информационно-технологического, агро-технологического профилей, а также при обучении в непрофильных классах или в так называемых классах универсального (общеобразовательного) профиля.

В классах социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей учебными планами предусматривается изучение интегрированного курса «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю (210 часов в XXI классах).

При большом числе учащихся, желающих изучать физику углубленно, школа имеет право за счет часов, выделяемых базисным учебным планом на элективные курсы, добавлять к 5 недельным часам на профильном уровне еще 2 часа в неделю на изучение физики. Содержание учебного материала, дополняющего программу по физике профильного уровня, не регламентируется. Ориентиром для учителей физики могут служить авторские программы и учебники для школ (классов) с углубленным изучением физики, программы элективных курсов по физике и астрономии. Сейчас рынок насыщен различными элективными курсами.

Учебные планы для классов универсального профиля предусматривают возможность обеспечить профильное обучение не менее чем по двум предметам федерального компонента за счет часов, отводимых примерным учебным планом на элективные курсы. Возможность для этого имеется, так как школьный компонент в таких классах рассчитан на 19 недельных часов. За счет часов школьного компонента возможно преподавание физики в классах социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей. В этом случае 1 час в неделю берется из числа часов, отведенных учебным планом на курс естествознания, и 1 час в неделю — из числа часов школьного компонента. Требования к подготовке учащихся определяются стандартом по физике для базового уровня.

Новым элементом учебного плана являются элективные учебные предметы обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.

Элективные курсы могут использоваться для внутрипрофильной специализации и для построения индивидуальных образовательных траекторий. По элективным курсам ЕГЭ не проводится. Набор профильных и элективных учебных предметов на основе базовых общеобразовательных учебных предметов позволяет составить индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.

В примерных учебных планах для некоторых возможных профилей на элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность отводится от 8 до 12 недельных учебных часов на два года обучения.

Возможные типы элективных курсов

1. Углубленное изучение отдельных разделов школьного курса.

2. Разделы, не входящие в школьную программу.

3. Курсы, посвященные изучению методов познания природы.

4. Курсы, посвященные истории физики, техники и астрономии.

5. Межпредметные курсы.

6. Курсы, знакомящие с методами применения знаний по физике на практике, в быту, в современной технике и производстве.

Структура федерального компонента образовательного стандарта по физике. Федеральный компонент содержит три стандарта по физике: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне. Каждый из стандартов включает: цели; обязательный минимум содержания основных образовательных программ; требования к уровню подготовки выпускников.

Цели изучения физики:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного по знания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории; строения и эволюции Вселенной;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений; планировать и выполнять эксперименты, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; уверенности в необходимости обосновывать позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК. Внедрение образовательного стандарта по физике может дать реальную возможность существенно снизить фактическую учебную нагрузку школьников. Однако для реализации этой возможности необходимо понимать, что стандарты определяют только нижнюю границусодержания образования по физике. Объём дополнительного материала не должен превышать 15%-20% от обязательного минимума. Кроме того, следует отмечать как необязательный любой материал и задания, которые выходят за рамки требований к уровню подготовки выпускников.

В связи с введением образовательных стандартов по физике все учебники проходят экспертизу в Российской академии наук и в Российской академии образования. По результатам экспертизы ежегодно утверждаются Федеральные перечни учебников, учебно-методических иметодических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Руководители школ и учителя физики имеют право выбирать учебники только из числа учебников, указанных в этом Перечне (см. статью 32, п. 2. пп 23 Закона РФ «Об образовании»).

Диагностика учебных достижений учащихся при изучении физики. В настоящее время важное значение придается оценке качества образования конкретного ученика и качества образовательных услуг, предлагаемых образовательным учреждением. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы физического образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых результатов обучения нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям учащихся.

В федеральном компоненте государственного стандарта для основной школы представлен один уровень требований, а для средней (полной) школы– на двух уровнях: базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они решают разные задачи. Как ранее было сказано, базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Профильный уровень стандарта ориентирован на подготовку выпускника к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Профильный уровень стандарта по предметному содержанию перекрывает содержание базового стандарта. В стандарте профильного уровня перечислены физические величины, измерение которых должны быть освоены учениками; в нем же дано указание на необходимость представлять результаты измерений величин с учетом погрешностей измерений.

Подучебными (образовательными) достижениями учащихся понимают овладение обучающимися необходимыми знаниями, умениями, навыками и способами деятельности. К ним относятся: освоение предметных знаний и умений; умение применять знания на практике; овладение междисциплинарными умениями (коммуникативные умения, умения работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков и др.); овладение информационными технологиями; умение сотрудничать и работать в группах, умения учиться и самосовершенствоваться; умения проводить исследовательские и проектные работы.

Измерители для основной и средней школы должны обеспечить возможность: объективной государственной аттестации выпускников основной и средней (полной) школы; ранжирования учащихся по результатам успешности выполнения итоговой аттестационной работы (ЕГЭ) для осуществления отбора в высшие или средние специальные учреждения.

Проектные или учебно-исследовательские работы. Работа по подготовке к экзамену в виде защиты проектной или учебно-исследовательской работы должна начинаться не менее чем за два месяца до итоговой аттестации. С учетом рекомендаций учителя физики учащийся выбирает тему работы и основную форму ее выполнения. Такими работами могут быть, например, реферат по теме, выходящей за рамки школьного курса физики; проектная работа по постановке нового демонстрационного эксперимента или работы практикума для кабинета физики; решение исследовательской задачи, требующей как теоретических выкладок, так и экспериментальной проверки.

Для проведения экзамена в виде собеседования составляется перечень из 10 – 15 вопросов обобщающего характера по ключевым темам курса физики в соответствие со стандартом основного (общего) образования. На экзамене выпускник без предварительной подготовки дает развернутый ответ по одному из вопросов, выбранному аттестационной комиссией.

Устный экзамен в формах собеседования и защиты проектной или учебно-исследовательской работы целесообразно проводить с выпускниками, проявившими интерес к изучению физики, имеющими глубокие знания по предмету и хорошие или отличные итоговые оценки по физике за время обучения в основной школе.

Текущий контроль знаний и умений учащихся может быть кратковременным или длительным (урок). Кратковременный текущий контроль возможен в виде диктанта, с использованием карточек или тестовых заданий. Такой контроль проводится в образовательном учреждении при изучении конкретных вопросов, тем. Кратковременный контроль позволяет оперативно оценивать усвоение учебного материала, проводить коррекцию учебного процесса.

Перспективным является исследование по проведению тестирования учащихся в рамках процедуры текущего контроля знаний и умений учащихся образовательных учреждений. Такое тестирование (длительное, рассчитанное на 1 урок) на региональном уровне целесообразно проводить по конкретным разделам (механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления или квантовые явления). С этой целью необходимо предлагать аттестационные работы для проверки сформированности таких умений, как умения объяснять физические явления, выбирать наиболее разумные гипотезы о связи физических величин; приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы; приводить примеры практического использования физических знаний; описывать преобразования энергии в физических явлениях и технических устройствах; выполнять простейшие логические операции (суждения и умозаключения) анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фотографий и проводить, используя их, расчеты; делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком, диаграммой, схемой и т.п.; владеть понятиями и представлениями, связанными с жизнедеятельностью человека.

Аттестационная работа проверяет сформированность и таких умений, как умения объяснять физические явления, выбирать наиболее разумные гипотезы о связи физических величин; приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы; приводить примеры практического использования физических знаний; описывать преобразования энергии в физических явлениях и технических устройствах; понимать вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; выполнять простейшие логические операции (суждения и умозаключения) анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фотографий и проводить, используя их, расчеты; делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком, диаграммой, схемой и т.п.; владеть понятиями и представлениями, связанными с жизнедеятельностью человека.

Итоговую аттестацию набазовом уровне целесообразно проводить либо форме итоговой аттестационной работы, либо в виде исследовательской или проектной работы. Работа по подготовке к итоговой аттестации в виде защиты проектной или учебно-исследовательской работы должна начинаться не менее чем за два месяца до итоговой аттестации.

На профильном уровне государственная итоговая аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). Обращаем внимание учителей физики Московской области, что с 2009 г. ЕГЭ вошел в штатный режим и полностью ориентирован на государственный стандарт профильного обучения. По ФБУП профильному уровню изучения физики соответствует учебная нагрузка 5 ч/нед. в течение двух лет обучения.

Содержание и место физического эксперимента в основной и средней (полной) школе. Физика – наука экспериментальная. Все выводы и её достижения опираются на тщательно поставленный эксперимент, наблюдения, измерения и глубокие теоретические исследования. Современный учебный физический эксперимент представляет неотъемлемую органическую часть содержания школьного курса физики. Он служит для учащихся не только средством наглядности, но и источником знаний; дает основу для теоретических выводов и обобщений; способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемых явлений, законов и теорий.

Сложившаяся в настоящее время система школьного физического эксперимента включает следующие его виды: 1) демонстрационные опыты и наблюдения, 2) фронтальные лабораторные работы, 3) физические практикумы.

Современные мультимедийные, печатные и экранные пособия, рационально сочетаясь с демонстрациями опытов, органически входят в общую систему учебного процесса. В настоящее время разработано новое учебное оборудование для кабинетов физики, позволяющее на достаточно высоком уровне обеспечить учебные опыты по всем разделам курса физики образовательных учреждений.

Демонстрационные опыты, подготавливаемые и проводимые учителем для всего класса, позволяющие целенаправленно наблюдать изучаемые физические явления, зарождают правильные начальные представления о новых физических явлениях и процессах, раскрывают закономерности, знакомят с методами исследования, показывают устройство и действие некоторых приборов и установок, иллюстрируют технические применения физических законов. Кроме того, они подготавливают учащихся к практикумам и решению экспериментальных задач.

Фронтальные лабораторные работы.Фронтальный метод лабораторных занятий имеет ряд весьма важных положительных сторон. Прежде всего, он даёт возможность связать лабораторные занятия учащихся с изучаемым курсом, демонстрационные опыты учителя и самостоятельно выполняемые учащимися лабораторные работы. Благодаря фронтальному методу лабораторные занятия могут быть поставлены как введение к той или иной теме курса, как иллюстрация к объяснению учителя, как повторение и обобщение пройденного материала, как контроль приобретенных знаний и умений. Фронтальные занятия позволяют включать в поиски решения той или иной задачи одновременно весь класс, что в значительной степени активизирует мыслительную деятельность учащихся. Таким образом, лабораторный эксперимент становится необходимым звеном в процессе обучения, значительно помогающим углубленному усвоению материала.

Фронтальные лабораторные занятия, в отличие от практикума, дают возможность в конце урока коллективно обсудить и оценить результаты, полученные каждым звеном учащихся, путем сравнения. Такое заключительное обсуждение может быть проведено в случае необходимости почти после каждой лабораторной работы.

По времени выполнения фронтальные лабораторные работы разделяют на кратковременные (10 15 мин) и одночасовые (один урок).

Физические практикумы. Фронтальные лабораторные работы не позволяют сформировать у учащихся экспериментальные умения в обращении с современными техническими приборами и установками, так как при их выполнении используется самое простое учебное оборудование. Для решения этой задачи служат физические практикумы. Содержание, цели и методика их проведения иные, чем фронтальных лабораторных работ. На физических практикумах учащиеся выполняют разные работы и более сложные, чем фронтальные лабораторные работы, охватывающие ряд изученных тем или разделов курса физики, используя более сложное техническое оборудование. Физический практикум целесообразно проводить в профильных классах и классах с углубленным изучением физики.

Главная цель практикума — повторение, закрепление, обобщение и углубление основных вопросов пройденного материала. Успешное выполнение его предполагает владение учащимися первоначальными практическими умениями и навыками. Поэтому практикумы целесообразно ставить как небольшие самостоятельные исследования учеников.

Физические практикумы, организуются после изучения большого раздела или всего годового курса физики. В задачу таких практикумов в основном входит развитие большей самостоятельности учащихся, дальнейшее расширение и углубление полученных ранее знаний и умений, ознакомление с более сложными приборами, методами измерений и т. д.

Число работ физического практикума указано в программе с некоторым превышением. Это даёт возможность учителю выбирать работы соответственно имеющемуся оборудованию и времени, отводимому на одну работу (1 или 2 ч). При этом предпочтение следует отдавать тем из них, которые, с одной стороны, позволяют повторить, углубить и обобщить основные вопросы пройденного курса, а с другой имеют политехническое содержание. Тогда практические умения и навыки учащихся не будут оторваны от их теоретических знаний.

Отметка за лабораторную работу физического практикума должна учитывать: подготовленность учащихся к работе, качество ее выполнения (осознанность действий, уровень экспериментальных знаний, умений и навыков, владение общей культурой труда); отчёт о работе должен содержать: название работы, краткое описание порядка выполнения опыта, наблюдения или измерения, не повторяющее инструкцию, полученные результаты в виде таблиц, схем, рисунков, вычисления искомых величин, оценку погрешностей и выводы.

Рекомендации по оснащению кабинета физики в основной школе для обеспечения учебного процесса. Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходимо реализовать деятельностный подход к процессу обучения. Этот подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть обязательно оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

Зависимость оборудования от содержания и методов обучения вытекает из общего принципа: оборудование физического кабинета должно полностью соответствовать содержанию образования, методам обучения и учебному эксперименту, для которого оно предназначено.

Снабжение кабинета физики электричеством и водой должно быть выполнено с соблюдением правил техники безопасности. К лабораторным столам, неподвижно закреплённым на полу кабинета, специализированными организациями подводится переменное напряжение 3642 В от щита комплекта электроснабжения, мощность которого выбирается в зависимости от числа столов в кабинете. К демонстрационному столу от щита комплекта электроснабжения должно быть подведено напряжение 42 В и 220 В. В торце демонстрационного стола должна быть размещена тумба с раковиной и краном. Одно полотно доски в кабинете физики должно иметь стальную поверхность.

В кабинете физики необходимо иметь: противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов; инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

В зависимости от имеющегося в кабинете типа проекционного оборудования кабинет должен быть оборудован системой полного или частичного затемнения. В качестве затемнения с электроприводом удобно использовать рольставни.

Кабинет физики должен иметь специальную смежную комнату – лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов. Кабинет физики кроме лабораторного и демонстрационного оборудования должен быть также оснащен: комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиа-проектором и интерактивной доской; учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования); картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ; комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.

Полный комплект необходимого для кабинета физики оборудования входит в лабораторию «L-Micro», разработанную подмосковным филиалом РНПО «Росучприбор» (109280, Москва, ул. Ленинская слобода, 9).

Решение физических задач. Проверка знаний и умений учащихся по физике, проводимая в рамках ЕГЭ, показала, что с заданиями базового уровня сложности справляются около 67 % выпускников средней школы, с заданиями повышенного уровня сложности – около 40 %. Наибольшее затруднение вызывают задания высокого уровня – задания с развернутым ответом. По результатам ЕГЭ-2008 по РФ: средний уровень выполнения заданий по механике составил около 15 %, по молекулярной физике и термодинамике – 20%, электродинамике – 14 %, по атомной и ядерной физике – 20% (из числа приступивших к выполнению заданий). По результатам ЕГЭ-2007 в Московской области с задачами по механике справилось 29 % выпускников, по молекулярной физике и термодинамике – 20 %, электродинамике – 8%, физической оптике – 9%, по атомной физике – 2% (из числа приступивших к выполнению заданий). Следует отметить, что к выполнению комплексного задания (С6) 76 % выпускников МО не приступило.

Результаты ЕГЭ позволяют констатировать слабые навыки решения задач. Многие ученики, решая задачу, испытывают затруднения при анализе её условия, выборе необходимых закономерностей, составлении системы уравнений и др. Для усиления практической направленности обучения физике главное внимание необходимо обратить на содержание, организацию и методику решения задач.

Следует обратить внимание на подбор задач, включаемых в домашние задания. Цель их решения закрепить знания и умения, полученные учащимися на уроке. Поэтому сложность таких задач не должна превосходить сложности задач, решаемых в классе, а способы их решения должны соответствовать задачам, рассмотренным на уроке.

Особое внимание необходимо обратить на решение заданий, предлагавшихся на ЕГЭ предыдущих лет (2001 – 2009 гг.).

Рекомендуемая литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089);

3. Сборник нормативных документов. Физика /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.  М.: Дрофа, 2004.  111 с. Тоже изданием 2007 г.

4. Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 мая 1998 года № 1327).

5. Программы элективных курсов. Физика. 9  11 классов. Профильное обучение /сост. В.А. Коровин.  2-ое изд.,стереотип. М.: Дрофа, 2006.  125с.  (Элективные курсы).

6. Каталог учебного оборудования для кабинета физики общеобразовательных школ. – М: Росучприбор, 2008.


Категория: Физика | Добавил: ymoc (24.11.2009)
Просмотров: 5240 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]