Инструктивно-методическое письмо о преподавании биологии в 2009 - 2010 учебном году

ПРИЛОЖЕНИЕ

к письму Министерства образования

Московской области

от 20.11.2009 № 9139-05о/07


Инструктивно-методическое письмо

о преподавании биологии в 2009 - 2010 учебном году

в общеобразовательных учреждениях Московской области


Модернизация российского образования определяет стратегию изменения содержания и структуры общего образования. Эти изменения направлены на повышение качества общего образования и установление равного доступа к полноценному образованию различных категорий учащихся. Главным условием реализации выдвинутой стратегии является выполнение государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России №1089 от 5 марта 2004 г.) и ФБУП (утвержден приказом №1312 от 9 марта 2004 г.).В основу создания базисного учебного плана среднего (полного) общего образования 2004 г. положена идея двухуровневого (базового и профильного) государственного стандарта общего образования по каждому учебному предмету. Каждый предмет может быть представлен в учебном плане образовательного учреждения на базовом или профильном уровне.

Место учебного предмета «Биология» в ФБУП.

Основное общее образование.

Федеральным базисным учебным планом (ФБУП) 2004 г., на который переходят школы Московской области в 2009/2010 учебном году предусмотрено изучение учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования в 6- 9 классах в количестве 245 часов.


Предмет

Биология

в ФБУП

Классы

VI

VII

VIII

IX

Всего

Примерный учебный план (годовой)

35*

70

70

70

245

Примерный учебный план (недельный)

1

2

2

2

7


По сравнению с предыдущим базисным учебным планом объем учебного времени сокращен на 35 часов в 6 классе за счет перенесения их в региональный (национально-региональный) компонент. Эти учебные часы используются для изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в процессе преподавания интегрированного учебного курса «Краеведение» или для преподавания краеведческого модуля в рамках учебного предмета «Биология».


Среднее общее образование.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для X-XI классов основаны на идеи двухуровневого (базисного и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования.

На этапе среднего общего образования отведено 70 часов на изучение биологии за два года обучения в 10-11 классах. На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов за два года обучения в 10-11 классах.


Предмет "Биология

Классы

Всего (год)

X

XI

X

ХI

Базовый уровень (ч. в неделю)

1

1

35


35

Профильный уровень (ч. в неделю)

3

3

105


105


Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень рассчитан на выбор учащимися соответственно их личным склонностям, способностям и потребностям и ориентирован на подготовку к следующему этапу образования – профессиональному или профессиональной деятельности.

В старшей школе состав федерального компонента федерального базисного учебного плана определяет совокупность базовых и профильных учебных предметов и элективных курсов.

Базовые общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников.

Профильные общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию конкретного профиля обучения. Профильное обучение обеспечивается не только за счет изучения биологии из расчета 3 ч в неделю, но и введением в образовательный процесс предметно-ориентированных и межпредметных элективных курсов.

В базисном учебном плане старшей школы предусмотрено профильное обучение биологии, которое предполагает разные варианты изучения биологии.

Биология в профильной школе представлена в базовых предметах физико-химического, универсального профилей по 2 часа в неделю. В химико-биологическом, биолого-географическом, агротехнологичвеском профилях биология представлена в профильных предметах до 6 часов в каждом профиле.



Место биологии в ФБУП профильной школы.


Профиль

Уровень

Кол-во часов

Физико- химический

базовый

2 часа за два года

Универсальный

базовый

2 часа за два года

Химико- биологический

профильный

6 часов за два года

Биолого- географический

профильный

6 часов за два года

Агротехнологический

профильный

6 часов за два года




  1. В профилях, где биология не является профилирующим предметом, изучается интегрированный курс «Естествознание» (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах);

  • представлен самостоятельный курс биологии наряду с курсами химии и биологии (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах).

  1. В некоторых профилях (физико-химическом, универсальном) по 1 часу в неделю в 10 и 11 класcах.

  2. В профилях, где биология является профилирующим предметом, на ее изучение отводится по 3 часа в неделю в 10 классе, 3 часа в неделю в 11 классе.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках уровневой организации и эволюции.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения.

Целью элективных курсов в системе профильного обучения является ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору будущего направления профессиональной деятельности. Элективные курсы по биологии могут дополнять и углублять содержание профильного курса; развивать содержание базового курса, обеспечивая дополнительную подготовку для прохождения итоговой государственной аттестации; способствовать развитию познавательных интересов в области биологии.

В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы подразделяются: на предметно-ориентированные, межпредметные, профессионально-ориентированные.

На основе федерального компонента государственного стандарта для основного и среднего (полного) общего образования составлены примерные программы. Примерные программы выполняют инфомационно-методическую функцию (представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета) и организационно-планирующую (выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом их этапов). В них раскрывается содержание и рекомендуемая последовательность изучения предметных тем образовательного стандарта, примерное распределение учебных часов по разделам курса, конкретизируется содержание практической части программы в соответствии с требованиями к уровню обученности учащихся. По усмотрению учителя отдельные лабораторные опыты (практические работы), предусмотренные авторской программой, могут быть заменены опытами (практическими работами), указанными в примерной программе.

При разработке авторских и рабочих учебных программ, учебников, других учебно-методических материалов допускается расширение конкретизации и детализации содержания в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся.

Для преподавания курса «Биология» в соответствии с образовательными стандартами могут быть использованы учебники по биологии, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, включенные в Федеральный перечень учебников на 2009-2010 учебный год.

При организации изучения биологии, выборе учебников и УМК рекомендуется руководствоваться следующими документами:

* приказом МО РФ № 1089 от 05.03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

* Стандартом общего среднего образования по биологии;

*Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М., Айрис Пресс, 2006 г.

* Программы элективных курсов. Биология.10-11классы. Профильное обучение. Сборник №3. М., Дрофа. 2008 г.

* Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства». Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/.

Категория: Биология | Добавил: ymoc (24.11.2009)
Просмотров: 4747 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]