ПРИЛОЖЕНИЕ к письму Министерства образования Московской области от 20.11.2009 № 9139-05о/07 Инструктивно-методическое письмо о преподавании биологии в 2009 - 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Московской области Модернизация российского образования определяет стратегию изменения содержания и структуры общего образования. Эти изменения направлены на повышение качества общего образования и установление равного доступа к полноценному образованию различных категорий учащихся. Главным условием реализации выдвинутой стратегии является выполнение государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России №1089 от 5 марта 2004 г.) и ФБУП (утвержден приказом №1312 от 9 марта 2004 г.).В основу создания базисного учебного плана среднего (полного) общего образования 2004 г. положена идея двухуровневого (базового и профильного) государственного стандарта общего образования по каждому учебному предмету. Каждый предмет может быть представлен в учебном плане образовательного учреждения на базовом или профильном уровне. Место учебного предмета «Биология» в ФБУП.
Федеральным базисным учебным планом (ФБУП) 2004 г., на который переходят школы Московской области в 2009/2010 учебном году предусмотрено изучение учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования в 6- 9 классах в количестве 245 часов.
По сравнению с предыдущим базисным учебным планом объем учебного времени сокращен на 35 часов в 6 классе за счет перенесения их в региональный (национально-региональный) компонент. Эти учебные часы используются для изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в процессе преподавания интегрированного учебного курса «Краеведение» или для преподавания краеведческого модуля в рамках учебного предмета «Биология». Среднее общее образование. Принципы построения федерального базисного учебного плана для X-XI классов основаны на идеи двухуровневого (базисного и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. На этапе среднего общего образования отведено 70 часов на изучение биологии за два года обучения в 10-11 классах. На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов за два года обучения в 10-11 классах.
Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Профильный уровень рассчитан на выбор учащимися соответственно их личным склонностям, способностям и потребностям и ориентирован на подготовку к следующему этапу образования – профессиональному или профессиональной деятельности. В старшей школе состав федерального компонента федерального базисного учебного плана определяет совокупность базовых и профильных учебных предметов и элективных курсов. Базовые общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Профильные общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию конкретного профиля обучения. Профильное обучение обеспечивается не только за счет изучения биологии из расчета 3 ч в неделю, но и введением в образовательный процесс предметно-ориентированных и межпредметных элективных курсов. В базисном учебном плане старшей школы предусмотрено профильное обучение биологии, которое предполагает разные варианты изучения биологии. Биология в профильной школе представлена в базовых предметах физико-химического, универсального профилей по 2 часа в неделю. В химико-биологическом, биолого-географическом, агротехнологичвеском профилях биология представлена в профильных предметах до 6 часов в каждом профиле. Место биологии в ФБУП профильной школы.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках уровневой организации и эволюции. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции. Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Целью элективных курсов в системе профильного обучения является ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору будущего направления профессиональной деятельности. Элективные курсы по биологии могут дополнять и углублять содержание профильного курса; развивать содержание базового курса, обеспечивая дополнительную подготовку для прохождения итоговой государственной аттестации; способствовать развитию познавательных интересов в области биологии. В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы подразделяются: на предметно-ориентированные, межпредметные, профессионально-ориентированные. На основе федерального компонента государственного стандарта для основного и среднего (полного) общего образования составлены примерные программы. Примерные программы выполняют инфомационно-методическую функцию (представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета) и организационно-планирующую (выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом их этапов). В них раскрывается содержание и рекомендуемая последовательность изучения предметных тем образовательного стандарта, примерное распределение учебных часов по разделам курса, конкретизируется содержание практической части программы в соответствии с требованиями к уровню обученности учащихся. По усмотрению учителя отдельные лабораторные опыты (практические работы), предусмотренные авторской программой, могут быть заменены опытами (практическими работами), указанными в примерной программе. При разработке авторских и рабочих учебных программ, учебников, других учебно-методических материалов допускается расширение конкретизации и детализации содержания в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся. Для преподавания курса «Биология» в соответствии с образовательными стандартами могут быть использованы учебники по биологии, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, включенные в Федеральный перечень учебников на 2009-2010 учебный год. При организации изучения биологии, выборе учебников и УМК рекомендуется руководствоваться следующими документами: * приказом МО РФ № 1089 от 05.03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; * Стандартом общего среднего образования по биологии; *Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М., Айрис Пресс, 2006 г. * Программы элективных курсов. Биология.10-11классы. Профильное обучение. Сборник №3. М., Дрофа. 2008 г. * Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства». Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 4747 | |
Всего комментариев: 0 | |