Разработка открытого урока
Выполнила: Колчина С. И. учитель английского языка и предмета ДКП Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназия № 18 области
Королёв 13 мая 2013 г. Цели методической разработки:
Задачи урока:
Тема учебника «Духовное краеведение Подмосковья», в рамках которой сделана методическая разработка:
Средства, которые используются:
«НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ, КАК ЕСЛИ КТО ПОЛОЖИТ ДУШУ СВОЮ ЗА ДРУГИ СВОЯ» Евангелие от Иоанна гл. 15, ст. 13
План: 1. Проверка знаний. 2. Объяснение нового материала. 3. Работа с понятиями. 4. Закрепление. 5. Домашнее задание. Содержание и структура работы
подтемы:
В эти радостные пасхальные дни я приветствую всех, кто собрался в этом кабинете: гостей и вас, ребята словами «Христос Воскресе!»
Ход урока 1.1. Проверка. «История Свято-Екатерининского монастыря Подмосковья».
1.2. Повторение. Заканчивая изучение предмета ДКП постарайтесь вспомнить какие храмы и монастыри Московской области названы в честь христианских святых? (Ответ: Троице-Сергиева Лавра, основанная Преподобным Сергием Радонежским, Саввино-Сторожевский монастырь, основанный Преподобным Саввой Сторожевским, Николо-Угрешский монастырь, основанный Димитрием Донским). На прошлом занятии мы познакомились ещё с одним Подмосковным монастырем. Вопрос: Как он называется? (Ответ: Свято-Екатерининский монастырь). Вопрос: когда и кем он был основан? (Ответ:В 1658 году по указу царя Алексея Михайловича Романова в Ермолинской роще – южное Подмосковье). Вопрос: Почему Алексей Михайлович основал монастырь в честь святой III века нашей эры вмч. Екатерины? (Ответ: Видение царю декабрьской ночью 1658 г. вмч. Екатерины, перед иконой которой он молился в церкви с юных лет, которая сообщила ему радостную весть о рождении дочери). Вопрос: За что вмч. Екатерина была причислена к лику Святых? (Ответ: За подвиг веры во Христа, даже до смерти, за открытую проповедь Христа перед людьми).
2.1. Объяснение нового материала. Путешествие по святым местам родной земли
(Слайд 1) Мы уже вспомнили с вами сегодня, что много монастырей было основано в Москве и Подмосковье. К ним можно добавить ещё несколько: Спасо-Андроников, Симонов и Новоспасский, Свято-Данилов, Донской, Новодевичий монастыри… Многие монастыри были уничтожены в годы советской власти. Вместе с ними погибли монастырские кладбища с усыпальницами известных людей России. А ведь каждое имя – это не только история семьи, но и история христианской православной культуры России. (Слайд 2) Тема нашего урока сегодня связана с историей ещё одного подмосковного монастыря – Спасо-Бородинского, который находится на западе области. История монастыря связана с историей семьи русского генерала А.А. Тучкова. Прежде чем рассказать вам о семье Тучковых попрошу вас обратить внимание на раздаточный материал, лежащий на ваших столах и основные понятия в учебнике на стр. 207. Давайте назовём их.
2.2. Проблемные вопросы для обсуждения
Раздаточный материал с новыми понятиями. Обратим внимание на понятие «жертвенная любовь». Вопрос: Что такое любовь? (Ответ: Чувство самоотверженной и глубокой привязанности). Вопрос: Что такое жертва? (Ответ: Добровольный отказ от кого-нибудь, чего-нибудь в чью-то пользу). Вопрос: Чем можно жертвовать? (Ответ: Собой, своей жизнью, именем, состоянием, богатством, здоровьем, красотой, отдыхом, временем). Вопрос: Ради кого или чего можно жертвовать? (Ответ: Людей, ближнего, детей, друга, семьи, спасения, успеха, какой-либо цели, победы).
2.3. Рассказ учителя о любви Маргариты Михайловны Тучковой и Александра Алексеевича Тучкова
В семье старинного рода Нарышкиных 2 января 1781 года появилась на свет старшая из дочерей – Маргарита. Своей любимице родители дали прекрасное образование. Девочка говорила на нескольких языках, великолепно музицировала и пела, очень любила книги. Когда ей исполнилось 16 лет, родители выдали ее замуж за Павла Лосунского, но брак оказался несчастьем для Маргариты. Маргарита жила с мыслями, что жизнь ее кончена, но не жаловалась родителям, чтобы не огорчать их. А сейчас перенесемся в другую семью того времени – Тучковых, выходцев из Новгородского боярства. Испокон веков из этого рода выходили военные. Все пять сыновей Алексея Васильевича и Елены Яковлевны стали военными и, в будущем, - генералами. Это были генералы не для парадов – оплот русской армии. Александр Алексеевич родился 3 марта 1778 года в Киеве. В 11 лет Александр получил первый офицерский чин – такова была дань обычаю, когда ребенка с рождения зачисляли в полк. Александру шел двадцать пятый год, он был холост, впрочем, как и остальные братья. На одном из вечеров Александр и Маргарита познакомились (слайд 3). Они полюбили друг друга. Но Маргарита, которая хотя и не жила со своим мужем, была обвенчана с ним и не имела права связать свою жизнь с Александром. После долгих мучений, Маргарита рассказала матери о своем несчастном браке с Лосунским и вскоре благодаря хлопотам родителей Маргариты брак был расторгнут, но родители, боясь новой неудачи дочери, не дали благословения на новый брак с Александром. Быть рядом с Маргаритой и не видеть ее было не в силах для Александра, и он уехал во Францию, где пробыл четыре года. После возвращения, получив благословение родителей, Александр и Маргарита в 1806 году поженились. Начало девятнадцатого века принесло вторжение Наполеона в европейские страны. Маргарита горячо любя своего мужа, не оставляла его даже в боевых походах. Поначалу, когда рядом не было Александра, Маргарита в своей кибитке чувствовала себя одиноко. Солдаты казались ей на одно лицо. Но однажды они начали петь. Для Маргариты безумно тосковавшей без музыки, это было почти счастьем. Солдаты тоже приметили Маргариту. Она мало походила на барынь. Ее простой и открытый характер, то веселье, с которым она переносила трудности долгих переходов, заставили их проникнуться тихим обожанием к «госпоже командирше». В апреле 1811 года у Тучковых родился долгожданный сын, которого назвали Николаем. В этом же году тридцатитрехлетний Тучков неожиданно просит царя об отставке. Но в этом ему было отказано и ясно – почему. Наступил 1812 год. Мирная жизнь подходила к концу. В середине июня огромная армия Наполеона, перейдя Неман, двинулась на Минск. Тучков получил приказ готовиться к отступлению. Маргарита была убита горем. О том, чтобы сопровождать мужа в походе, не могло быть и речи. (Слайд 4) Решили, что она с сыном отправится к родителям в Москву. Перед отъездом, боясь, что утварь полковой церкви попадет в руки неприятеля, Тучков положил ее в карету Маргариты, прося сохранить. Икону Спаса Нерукотворного, реликвию Ревельского полка, тоже собственноручно передал ей. 26 августа 1812 года на Бородинском поле разыгралась одна из кровопролитнейших битв за всю историю человечества (слайд 5). «В продолжение одиннадцати с половиной часов огонь и меч, действуя попеременно истребили семьдесят пять тысяч человек: из них сорок четыре тысячи – русских. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами». Один из современников, видевший Александра Тучкова, так описывает его гибель. «Видя, что его пехотинцы под градом картечи смешались, дрогнули, Тучков подхватил знамя, крикнул: «Трусите, ребята! Ну так я один пойду!». И рванулся вперед. Он успел сделать несколько шагов, этого хватило, чтобы увлечь солдат в необратимое движение на врага. По одной из версий гибели Александра прострелянное тело своего командира солдаты попытались вынести с поля боя. В этот миг у их ног взорвалось вражеское ядро. Комья земли взметнулись вверх и, опав, погребли погибших». Тучкова-мать, узнав о гибели Александра и его братьев на Бородинском поле, ослепла, произнеся слова: «Да будет Твоя святая воля!» Узнав об этом, императрица прислала ей своего врача. Елена Яковлевна отказалась от его услуг: «Передайте мою искреннюю благодарность ее Величеству. Мне не на кого больше смотреть…» Несомненно, в то страшное время все существо Маргариты сопротивлялось жизни, где не было Александра. Была только одна сила, способная отвести Маргариту от бездны: маленький сын – частица Александра, его продолжение. (Слайд 6) Спустя почти два месяца после битвы Маргарита пришла искать труп мужа на Бородинское поле, чтобы придать его тело земле. Генерал Коновицын в письме описал Маргарите последние минуты мужа и место, где он погиб (слайд 7). На этом месте Маргарита построит сначала храм, а позже монастырь. Она думала, что это будет памятью тем, кто погиб на Бородинском поле, а она станет молиться, творить поминовение, плакать. Она продала свои драгоценности. Помог деньгами и император Александр Первый. Юный Тучков учился в пажеском корпусе. С возрастом он все более становился похожим на отца. В Бородинском музее хранится письмо, написанное рукой восьмилетнего Николеньки: «Мамочка! Жизнь моей жизни! Если бы я мог показать Вам свое сердце, Вы увидели бы там Ваше имя». У Николеньки было слабое здоровье. И однажды, приехав на каникулы, он простудился и спустя некоторое время умер на руках мамы. Это было последней нитью, связывавшей Маргариту с миром. (Слайд 8) По благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова), который прославлен в лике святых, Маргарита приняла монашество и стала первой игуменьей Спасо-Бородинского монастыря Икону, которую ей отдал на хранение Александр, она отдала в монастырь. (слайд 9) Маргарита посвятила себя помощи ближним, принимала всех, кто приходил: солдаток, потерявших мужей, сирот, обездоленных. Через 22 года после смерти Тучковой один из Бородинских старожилов рассказывал: «Много лет я прожил на белом свете, а такой болезно'й души я еще не видывал. Когда она скончалась, что в обители, что в окруженных сёлах стон стоял, потому что она нам всем мать родная». Вера в святость матери Марии была так сильна, что местные жители в горе шли молиться на ее могилу. И уповали, что она не оставит их своим заступничеством на небесах. Мать Мария обладала редким даром для людей нашего времени – милосердием. Но надо полагать, что и во времена Тучковой люди чувствовали нехватку истинной доброты. И тогда искали носителей нравственного идеала. Нынешний красавец монастырь, стоящий в самом центре Бородинского поля, почти не изменился со времен Тучковой Как ни существенна была денежная помощь Николая Первого, глубоко и искренне уважавшего игуменью, от нее было бы мало толку, не вложи Тучкова в монастырское строительство всю свою душу. Она помнила, чувствовала, ради чего кладется каждый кирпич. (Слайд 10) Удивительно, сколько она успела сделать, будучи уже далеко не здоровой женщиной. Постройкой Владимирского собора она хотела увековечить день 26 августа, когда прогремело Бородинское сражение, когда оборвалось ее счастье… Прожила Маргарита Михайловна 71 год. 6 лет женой Александра и 40 – его вдовой Когда я узнала впервые о необыкновенной любви Александра и Маргариты из простого календарного листка, мне очень захотелось узнать побольше о них. Со временем я собрала достаточное количество литературы, которое позволило представить этих людей живыми и близкими. (Слайд 11) В 2010 году я посетила музей С.Н. Дурылина, расположенный в Болшево. К своему удивлению и радости я и здесь обнаружила святыню, имеющую отношение к семье Тучковых, но об этом я попрошу рассказать учениц вашего класса Олю и Настю (слайд 12-21). Спасибо за рассказ. Хочет ли кто-нибудь из вас добавить какие-то факты, связанные с Бородинским сражением?
3. Работа с понятиями После знакомства с семьёй Тучковых и историческими событиями 1812 г. ответьте на вопросы. Вы можете пользоваться раздаточным материалом, знаниями по истории России и литературе. Одно из понятий урока – «подвиг». Вопрос: Что такое подвиг? (Ответ: Подвиг – это героический, самоотверженный поступок). Вопрос: Кто такой «подвижник»? (Ответ: Это человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели). Согласны ли вы с тем, что Александр и Маргарита совершили подвиг в своей жизни? И какие это были подвиги? (Ответ: Александр Тучков, его братья, все воины на Бородинском поле совершили ратный подвиг, который был связан с защитой Отечества. Маргарита Тучкова совершила подвиг христианской любви к мужу, сыну, ближним построив Спасо-Бородинский монастырь для увековечивания памяти павших воинов. Вопрос: Что лежит в основе подвига этих людей? (Ответ: Любовь). Вопрос: Какая любовь? (Ответ: Жертвенная любовь). Вопрос: Чем пожертвовал А. Тучков и все воины, сражавшиеся на Бородинском поле? (Ответ: Самым главным, что есть у человека – своей жизнью). Вопрос: Чем пожертвовала М. Тучкова? (Ответ: Состоянием, богатством, здоровьем, красотой, отказом от увеселительной жизни). А теперь давайте прочитаем в учебнике на стр. 208 небольшой абзац об императоре Александре I. «Главная надежда императора Александра I была на помощь Божию и боголюбивый народ. Народ русский — храброе потомство храбрых славян! — обратился он к народу. — Соединитесь все с крестом в сердце и с оружием в руках — никакие силы человеческие не одолеют вас!» Вопрос: Как понять выражение «с крестом в сердце и с оружием в руках»? (Ответ: Это значит, что русские ходили в бой, надеясь не только на оружие, но больше на помощь Бога). В продолжение этой темы найдите на стр. 210 рубрику «Знаешь ли ты?» «В сохранение вечной памяти потомков о верности и любви народа российского к вере и делам их предков и Отечеству, в ознаменование благодарности Промыслу Божиему, спасшему Россию от грозившей ей гибели в войне 1812 года», в первопрестольном граде Москве был воздвигнут храм во имя Христа Спасителя. На памятных медалях император Александр I повелел выбить такие слова: «Не нам, не нам, но имени Твоему». И все православные люди знали, что это слова из псалма пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу...» (Пс. 113: 9). Вопрос: Как вы понимаете слова из псалма пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу...»? (Ответ: Православные люди живут с пониманием того, что в мире действует промысл Божий, что в христианском смысле означает – попечение Божие, о мире, направленное на его сохранение и достижение предназначенной для него цели – стр. 212). В начале учебного года вы изучали тему «Древнерусский монастырь - центр христианской православной культуры» Вопрос: вспомните какое главное предназначение монастырей? (Ответ: Молитва). Это можно отнести и к Спасо-Бородинскому монастырю. Главной особенностью, духовной сутью Спасо-Бородинского монастыря всегда была непрестанная молитва о павших на Бородинском поле воинах. Эта молитва была предназначением обители – ради этой молитвы она когда-то была создана. А сейчас прочитаем отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», собиравшего материалы для описания Бородинского сражения в 1867 г. в рубрике «Вопросы и задания» на стр. 211 и ответим на вопросы. Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле Было часов одиннадцать утра. Из-за горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди по пыльной дороге стройно шла пехота. Позади пехоты слышалось церковное пение. Навстречу идущим бежали без шапок солдаты и ополченцы. «Матушку несут! Заступницу! Смоленскую!» - повторяли они. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники; за ними солдаты и офицеры несли большую икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом нее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы воинов. ... Начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. Все усердно молились, у многих навертывались на глазах слезы. Вдруг толпа расступилась. Кто-то, вероятно очень важное лицо, подходил к иконе. Это был Кутузов, объезжавший позиции. Кутузов вошел в круг и остановился позади священника. Он перекрестился, поклонился и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. Когда закончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колени и поклонился в землю; потом с трудом поднялся на ноги, приложился к иконе и опять поклонился, коснувшись рукою до земли. Генералы последовали его примеру; потом офицеры, а за ними, давя друг друга, с взволнованными лицами, устремились к иконе солдаты и ополченцы. (Л.Н. Толстой. «Война и мир» ) Вопрос: Для чего сопровождала войска икона Божией матери «Смоленская»? (Ответ: Молясь перед иконой во время молебна главнокомандующий со всем войском просили Богоматерь о помощи в спасении России от страшного врага. Икону носили по всему лагерю для укрепления мужества в сердцах воинов перед великим подвигом). 4. Закрепление Вопрос: Какая святая похожа на М.М. Тучкову в совершении подвига жертвенной любви? Вспомните наше посещение театра «Глас»? (Ответ: Святая Преподобномученица Елисавета). Вопрос: Что общего между ними? (Ответ: обе они показали идеал отношений христианской семьи: любовь жертвенную, верность, терпение, заботу, уважение друг к другу. Также ими было проявлена великая любовь к своему Отечеству и ближним). Кроме вашего класса в театр «Глас» ездили ребята из других классов, и я попросила желающих написать отзывы о спектакле. Было большой радостью, читая ваши сочинения, увидеть, что память историческая жива в нашем народе, вы показали глубокое понимание исторического, духовного, нравственного подвига людей того времени. Можно полагать, что вера в России несмотря на страшные гонения в ХХ веке сохранилась и передалась нашим детям и внукам. Поэтому можно с уверенностью сказать, что все недостатки нашего времени мы можем преодолеть только опираясь на нравственный и духовный опыт нашего народа. Подводя разговор о новом для вас понятии «жертвенная любовь» ответьте на вопрос: «Нужны ли современным людям знания о святых, подвижниках нашей страны?» (Ответ: Чтобы сохранить историческую, духовную память народа наши современники должны почитать русских святых, подвижников, людей всех времён, которые сохранили нашу страну проявив такие качества как: служение ближнему, верность и любовь к Отечеству, сохранение идеала христианской семьи на основе православной веры наших предков). На следующем уроке мы посмотрим фильм «Спасо-Бородинский женский монастырь» и немного поговорим о современной семье и перейдем к теме, в которой продолжим изучение понятия «жертвенная любовь» на примере семьи последнего русского царя Николая II. 5. Домашнее задание: 1. ДКП стр. 210-211, №№ 1,2,4,5,6. 2. Написать отзыв об уроке по теме «Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря». Вопросы для сочинения 1. Дайте определение понятию «жертвенная любовь». 2. В чём выразилась «жертвенная любовь» героев данного рассказа? 3. Могут ли современные девушки, женщины достичь такой нравственной высоты какой достигла М.М. Тучкова в любви к мужу и другим людям? 4. Какая основная цель строительства храма, а позднее монастыря на Бородинском поле М.М. Тучковой? 5. Какие святые прославленные недавно в России похожи на М.М. Тучкову в совершении подвига «жертвенной любви»? Библиография
Примечание
По вопросам оказания методической помощи при подготовке урока или классного часа для старшеклассников по данной теме прошу обращаться по телефону: 8(498) 681-0662 или 8-903-244-0030. Колчина Светлана Ивановна
| |
| |
Просмотров: 7668 | |
Всего комментариев: 0 | |