МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ г. Москва
В целях организации работы по реализации Регионального комплексного проекта модернизации образования (РКПО) Московской области и проведения государственной аккредитации с учетом качества образования приказываю:
Приложение 1 К приказу Министерства образования Московской области от 26.10.2007 № 1806 Порядок проведения экспертизы деятельности общеобразовательных учреждений при государственной аккредитации Государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида (ст. 33, п.18 Закона РФ «Об образовании»). Целью и содержанием экспертизы при государственной аккредитации образовательного учреждения является:
Государственный стандарт общего образования (утвержден приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089) устанавливает нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению). Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений (ст. 12, п. 5 Закона РФ «Об образовании»). Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ст. 33, п. 18 Закона РФ «Об образовании»). На данный момент такой перечень отсутствует, поэтому экспертной комиссии следует руководствоваться действующим «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196, в котором определяются особенности учреждений:
При проведении экспертизы необходимо проанализировать структуру классов образовательного учреждения, особенности организации и содержания образовательного процесса, кадровое обеспечение, информационно-техническое оснащение, определить качество подготовки выпускников В процессе проведения экспертизы используются:
В целях определения статуса образовательного учреждения необходимо, прежде всего, определить структуру классов по направленности реализуемых программ. Источником информации по этому вопросу может быть информационная карта, заверенная печатью и подписью руководителя образовательного учреждения и входящая в состав подаваемых на аккредитацию документов, а также собеседование с руководителем образовательного учреждения и его заместителями, в ходе которого эта информация уточняется. Результатом этой работы будет заполненная таблица «Структура классов образовательного учреждения» бланка заключения эксперта: Таблица 1. Структура классов образовательного учреждения
На ступени начального общего образования могут быть обозначены классы традиционного обучения, развивающего обучения, классы, реализующие дополнительную подготовку по ряду предметов, курсов. К классам развивающего обучения относятся классы, работающие по системе Л.Ф. Занкова, В. В. Давыдова - Д. Б. Эльконина, «Начальная школа XXI века», в которых полностью реализуются учебные программы по всем предметам, рекомендованные для изучения в данной системе. Если реализуется программа только по одному предмету из вышеназванных развивающих систем обучения, то такой класс может быть отнесен к классам с дополнительной, расширенной подготовкой, равно как и классы, где для изучения дополнительно предлагаются предметы, курсы не входящие в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования. При определении структуры классов в основной и старшей школе необходимо учесть, что на этих ступенях могут быть сформированы классы, реализующие базовые программы, программы углубленного, предпрофильного и профильного изучения предметов, компенсирующего обучения, программы для специальных (коррекционных) классов. Основным фактором, определяющим структуру классов является уровень и направленность реализуемых образовательных программ. Следовательно, эксперт должен установить, какие учебные программы, программы факультативных, элективных курсов и программы дополнительного образования реализуются в различных классах и обеспечивают дополнительную (углубленную), профильную подготовку учащихся по соответствующему направлению. По результатам экспертизы заполняются таблица «Направленность реализуемых программ» бланка заключения эксперта. Источниками информации в этой части являются информационная карта, учебный план, учебные программы, программы факультативных, элективных курсов, расписание учебных занятий, классные журналы. В учебном плане статусного образовательного учреждения, в первую очередь – гимназии и лицея желательно выделить базовый и гимназический (лицейский) компоненты, что облегчает работу эксперта. В таблице «Направленность реализуемых программ» фиксируются данные о программах, обеспечивающих дополнительную (углубленную), профильную подготовку учащихся. Это позволит экспертам сделать вывод об отнесении образовательного учреждения к определенному виду в части структуры классов, уровня и направленности реализуемых программ. Если в образовательном учреждении реализуются только базовые программы, то таблицу «Направленность реализуемых программ» эксперт может не заполнять – в такой школе все классы с базовой подготовкой, что соответствует виду «средняя общеобразовательная школа». Если образовательное учреждение реализует профильное обучение (следовательно, и предпрофильную подготовку) и учебный план школы составлен на основании БУП-2004, то в таблицу «Направленность реализуемых программ» необходимо внести программы, обеспечивающие профильную подготовку учащихся. При этом эксперт должен иметь в виду, что в профильном классе должно быть не менее двух учебных предметов, изучаемых на профильном уровне, а также элективные курсы, обеспечивающие заявленный профиль. Также в таблицу должны быть внесены программы курсов, обеспечивающих предпрофильную подготовку учащихся 8-9 классов. Для экспертизы реализуемых в образовательном учреждении программ можно использовать согласованный с муниципальным органом управления образованием и утвержденный локальным актом образовательного учреждения перечень учебных программ, сведения о программно-методическом обеспечении учебного процесса. Для определения статуса программы или ее назначения (например, программа для углубленного, профильного изучения предмета), эксперту необходимо ознакомиться с пояснительными записками к программам (если эта информация не содержится в перечне учебных программ, сведениях о программно-методическом обеспечении). Речь идет в первую очередь о программах, которые по заявлению образовательного учреждения обеспечивают дополнительную (углубленную), профильную подготовку по предметам. Например, программа и учебник по геометрии для 10-11 класса автора Александрова А.Д. обеспечивают профильный и углубленный уровень подготовки учащихся; Сафонова В.В. предлагает программу и УМК для углубленного изучения английского языка в 10 классе. Программа Власенкова А.И. Рыбченковой Л.М. по русскому языку для 10-11 класса соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 года и обеспечивает базовый и профильный уровень. Источник: http://ymoc.my1.ru/2008/PrikazMOMOPoryadokEkspertizyOU.doc | |||||||||||
| |||||||||||
Просмотров: 5314 | |
Всего комментариев: 0 | |