Методические рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных дисциплин базисного учебного плана

Учебно-методический образовательный центр


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ

УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Составитель: зам. директора МОУ ДО «УМОЦ» Семенова И.И.


Королев, 2008



Содержание

Стр.


1. Общие положения о учебной программе……3
2. Основные функции учебной программы…………4
3. Ответственность образовательного учреждения…….5
4. Структура рабочей учебной программы………………6
5. Введение (утверждение) рабочей учебной программы в образовательный процесс……………………………………...8
6. Делопроизводство…………………………………………9
7. Литература……………………………………………………..10


1. Общие положения о учебной программе


1.1 Основой образовательной деятельности в школе является учебная программа –нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам. Она включает перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения. К учебным программам относятся:


примерная учебная программа – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана, рекомендуется Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

авторская программа – программа, не имеющая аналогов, основана на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету, разрабатывается на основе примерной учебной программы.

рабочая учебная программа – учебная программа, разработанная на основе примерной или авторской, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п. Отражает, прежде всего, специфику конкретного образовательного учреждения.


2. Основные функции учебной программы:

2.1 Учебная программа в образовательном учреждении выполняет следующие функции:


нормативную (программа обязательна для выполнения в полном объёме);


целеполагающую (программа определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область);


содержательную (программа фиксирует состав учебных элементов, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности);


процессуальная (программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения)


оценочную (программа выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности школьников).



3. Права образовательного учреждения

3.1 В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 32) образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, включающие учебные планы, рабочие программы учебных курсов, а также перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.

Структура образовательной программы ОУ включает:

  • Цели образования (миссия школы, ее своеобразие)
  • Учебный план
  • Документы , регламентирующие организацию образовательного процесса (расписание учеб занятий, перечни образовательных технологий, применяемый при изучении нескольких предметов, рекомендации по системе оценивания, надпредметные программы формирования функциональных умений и ключевых компетентностей(проектная и исследовательская деятельность, информационная культура)
  • Рабочие программы по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, включая перечень пособий(линии учебников, единство парадигмальных подходов)
  • Программы социально--творческой деятельности, учебных и социальных практик, проектов, спортивных занятий, дополнительного образования
  • Варианты индивидуальных образовательных программ



3.2 Составитель рабочей учебной программы может самостоятельно:


раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на научные школы и учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными;


устанавливать последовательность изучения учебного материала;


распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;


разрабатывать перечень практических занятий;


конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся;


включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;


выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.


4. Ответственность образовательного учреждения


4.1 В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 32) образовательное учреждение несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ согласно учебному плану и графику учебного процесса.


4.2 При разработке рабочей учебной программы учитель должен учесть требования федерального компонента государственного образовательного стандарта. Основными положениями реализации стандарта содержания образования по предмету являются:


отражение требований к уровню подготовленности обучающегося по данному предмету;


включение в содержание рабочей учебной программы всех поименованных дидактических единиц федерального компонента стандарта;


конкретизация степени участия данного предмета в реализации компетентностного подхода.


5. Структура рабочей учебной программы


5.1 Рабочая учебная программа включает в себя:титульный лист; пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; контроль уровня обученности; требования к уровню усвоения предмета перечень литературы и средств обучения.


5.2 Титульный лист содержит: наименование образовательного учреждения; гриф утверждения программы; наименование учебного предмета (курса); указание параллели, на которой изучается предмет; год разработки.


Оборотная сторона титульного листа содержит: сведения об авторе и рецензентах (внутренняя и внешняя рецензии).


5.3 В пояснительной записке к программе могут быть отражены следующие моменты:


место данного учебного предмета в решении общих целей и задач на данной ступени общего образования;


цели и задачи данного учебного предмета в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом);


новизна данной учебной программы, ее отличие от примерной или действующей (авторской);


межпредметные связи: на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов является базой; если эти связи сильны, то целесообразно отметить, как они могут быть реализованы;


особенности организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового).


В пояснительной записке могут быть даны пояснения к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных работ и практических занятий, а также пояснения, обусловленные требованиями реализации регионального компонента, специфики образовательного учреждения.

5.4 В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки (табл.1). Учебно-тематический план составляется на весь срок обучения. По предметам, не вынесенным на экзамены, проводятся зачеты, контрольные работы и т.д. за счет времени, отведенного на изучение предмета. Форма учебно-тематических планов программ определяется методическим Советом.


Образовательное учреждение имеет право включать дополнительные темы по сравнению с примерными программами учебных предметов. Перечень лабораторных работ и практических занятий, а также количество часов могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом уровень подготовки учащихся должен соответствовать требованиям к уровню подготовки, определенным государственным образовательным стандартом.


5.5 Раздел «Содержание учебного предмета» – основная часть программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с тематическим планом. При его разработке следует опираться на обязательный минимум содержания образовательных программ государственного образовательного стандарта. Все дидактические единицы должны быть отражены и конкретизированы в содержании учебного материала.


5.6 При описании содержания тем учебной программы (содержание тем курса) может быть рекомендована следующая последовательность изложения:


название темы;


необходимое количество часов для ее изучения;


обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме;


содержание учебного материала (дидактические единицы);


темы практических и лабораторных работ.


5.7 Раздел «Контроль уровня обученности» включает систему контролирующих материалов качества знаний, умений и навыков ( далее – ЗУН), позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню освоения предмета.


5.8. В требованиях к уровню усвоения предмета (уровень обученности) отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков (способов деятельности); перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.


5.9 В разделе «Литература и средства обучения» указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя.


6. Учебно-методическое обеспечение образовательной программы ОУ


6.1 Учебно-методическое обеспечение образовательной программы ОУ включает следующие материалы:


учебно-программные (учебный план ОУ, рабочие учебные программы);


учебно-теоретические (учебники, учебные пособия);


учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии);


учебно-справочные (словари, справочники);


учебно-наглядные (альбомы, атласы, карты, таблицы).


6. Введение (утверждение) рабочей учебной программы в образовательный процесс



6.1 Введение учебной программы в образовательный процесс допускается только после согласования с зам. директором по УВР соответствия часов, отводимых на реализацию данной программы учебному плану ОУ и внутреннего рецензирования: представления педагогом разработанной программы; оценки программы коллегами и ее обсуждения на заседании методического объединения (ШМО или ГМО) и коррекции программы. Методическим Советом школы дается рецензия и рекомендации по реализации программы. Утверждается программа педсоветом или научно-методическим советом, отдельно издается приказ директора ОУ об утверждении рабочей программы. При необходимости и по запросу администрации ОУ рабочая программа может быть рассмотрена и согласована специалистами учебно-методического образовательного центра.


6.2 Рецензируемая рабочая учебная программа должна удовлетворять следующим требованиям:


учет основных положений образовательной концепции школы;


взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования;


наличие признаков нормативного документа;


последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы;


полнота раскрытия целей обучения с включением в программу всех элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке; опыт известных способов деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности);


конкретность представления элементов содержания образования.


6.3 Введение рабочей учебной программы в учебный процесс допускается также после внешнего рецензирования программы. В тексте рецензии должна содержаться формулировка: «Программа рекомендована к реализации…».


Делопроизводство


7.1 Заместитель директора по учебной работе осуществляет контроль за:


а) рецензированием и утверждением рабочих учебных программ на заседаниях методических объединений, научно-методического совета, педагогических советов;


б) хранением копий программ, их рецензий, выписок из протоколов заседаний методических объединений, научно-методических советов, педсоветов в учебной части.


7.2 Администрация ОУ осуществляет контроль уровня учебных достижений обучающихся по авторским и рабочим учебным программам, анализируя статистические данные о результатах реализации программ учителем в аналитических справках по реализации программ.


7.3 Администрация ОУ осуществляет систематический контроль выполнения учебных программ, их практической части, регионального компонента, соответствия записей в классном журнале о пройденном на уроке материале учебной программе. Итоги прохождения учебных программ подводятся на педагогических советах, заседаниях методических объединений и отражаются в протоколах.


7.4 Администрация ОУ осуществляет систематическую проверку (один раз в полугодие) календарно-тематического планирования учителей с регистрацией результатов проверки в протоколах, которые помещаются в индивидуальные папки контроля учителя с предварительным ознакомлением его с итогами проверки под роспись.



Список использованной литературы:


1. Приказ Министра образования Правительства Московской области26.10.200

1806 «Об утверждении порядка проведения экспертизы деятельности общеобразовательных учреждений Московской области при государственной аккредитации».


2.Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196.


3. Материалы выступления начальника отдела лицензирования и аккредитации учреждений АСОУ, к.п.н. Фоменко И.А. на семинаре «Экспертиза образовательных программ при проведении государственной аккредитации»





Источник: http://ymoc.my1.ru/2008/Rekomendaciiporabochimprogrammam.doc
Категория: Аккредитация | Добавил: ymoc (01.01.2008)
Просмотров: 14246 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]