10:15
Викторина «История космонавтики — наша история»

К 50-летию полёта Юрия Гагарина

Викторина «История космонавтики — наша история»

Газета «Калининградская правда» при поддержке городского Учебно-методического образовательного центра организует викторину, посвящённую 50-летию первого полёта человека в космос, и приглашает школьников из Королёва принять в ней участие. Сегодня публикуются три группы вопросов, рассчитанных на учащихся разных возрастных категорий. Надеемся, что ребята оправдают статус передового подрастающего поколения космической столицы России и дадут правильные, интересные ответы.

Их можно прислать нам по электронной почте kaliningradka@nm.ru или принести в редакцию по адресу: г. Королёв, ул. Октябрьская, д. 10а. Работы принимаются до 1 апреля 2011 года. Не забудьте помимо ответов написать пояснительную записку с указанием фамилии, имени, возраста, класса и номера образовательного учреждения, в котором вы учитесь, а также контактный телефон.




Вопросы для учащихся начальной школы

1. Почему День космонавтики празднуют 12 апреля?

2. Какие улицы в городе Королёве названы в честь людей, чьи имена связаны с космонавтикой?

3. Как называется место, где готовят к полёту и запускают космические корабли и спутники? Как вы думаете, когда космические корабли станут не менее обычным видом транспорта, чем самолёты, то как можно будет называть это место?

4. Как известно, у самолёта есть крылья, а космическому кораблю они не нужны. Как вы думаете, почему?

5. Современные космонавты, отправляясь в полёт, берут с собой какой-нибудь небольшой сувенир, чаще всего — мягкую игрушку, причём они не убирают его далеко, а держат под рукой уже на старте корабля. Попробуйте додуматься, для чего им это надо?

6. Назовите то место Солнечной системы вне Земли, куда ступала нога человека.

7. Как назывался космический аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? Придумайте, как ещё его можно назвать.

8. В музее ракетно-космической корпорации «Энергия», которая расположена в нашем городе и была первым космическим предприятием в стране, есть интересный и очень важный экспонат, связанный с первым полётом человека в космос. Он представляет собой шар с толстыми стенками, которые не пропускают ни огонь, ни холод. Внутри него находятся приборы и кресло, в котором может полулёжа разместиться один человек. Догадываетесь ли вы, что это такое?

9. Объясните, как вы понимаете слово «космос»?

10. Составьте как можно больше слов из букв слова «КОСМОНАВТИКА».

11. Как вы думаете, какой видят Землю космонавты с борта орбитальной космической станции? Сделайте свой рисунок и поясните его.

12. Если бы вы были космонавтом и встретили во время своего полёта инопланетян, то какие самые главные вещи вы рассказали бы им о нашем мире, при том, что на это вам давалась бы всего одна минута?


Вопросы для учащихся 5 — 8 классов

1. На какой улице и в доме под каким номером в нашем городе жил С.П. Королёв?

2. Можно ли на Луне пользоваться компасом? Почему?

3. Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой? Почему?

4. В 1960 — 1970-х годах в СССР разрабатывалась авиационно-космическая система «Спираль», состоящая из орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью — на орбиту. Для испытаний был сконструирован аналог орбитального самолёта, оборудованный шасси с лыжно-тарельчатыми опорами. Однажды во время испытаний тяги двигателей было недостаточно, чтобы сдвинуть с места эти лыжи по грунтовой полосе. Справиться с этой проблемой испытателям помогли… арбузы! Догадайтесь, каким образом?

5. С космодрома Байконур в разное время стартовали космические корабли, каждый из которых имел своё название и порядковый номер. Укажите правильную очерёдность кораблей по названиям: «Протон», «Восход», «Союз», «Восток».

6. Как называется установка, которая применяется для тренировки и подводников, и космонавтов, а также в медицине для проведения реабилитационно-оздоровительных мероприятий при некоторых заболеваниях?

7. Почему в музее Звёздного городка в рабочем кабинете Ю.А. Гагарина часы над дверью всегда показывают одно и то же время — 10 часов 31 минуту?

8. После полёта в космос Гагарин был награждён автомобилем — чёрной «Волгой» с особыми, именными, номерами. Автомобильный номер в то время состоял из четырёх цифр и трёх букв. Так вот, буквы на номерном знаке гагаринской «Волги» были «ЮАГ» — такие же, как его инициалы. Как вы думаете, а какие на этом номерном знаке были цифры, если известно, что они тоже имели символический смысл?

9. Как известно, во время полёта на Ю.А. Гагарине были оранжевый скафандр, белый шлем и такие же белые шнурованные сапоги на толстой подошве. Зачем была нужна толстая подошва, ведь космонавт не собирался лететь на Луну и высаживаться там?

10. В помещении, в котором находился С.П. Королёв со своими помощниками во время полёта Ю.А. Гагарина, были, среди прочего, большая карта мира и обычная школьная стёрка-ластик, в которую был воткнут на булавке красный флажок. Для чего предназначались эти вещи? Где в настоящее время решаются похожие задачи во время современных космических полётов?

11. Чтобы управлять движением космического корабля — переходить на новую орбиту, сближаться и контактировать с другими космическими объектами, а главное, затормозиться для возвращения на Землю, — корабль должен быть определённым образом сориентирован. Но всякая система пространственной ориентации требует какой-то стабильной системы координат, относительно которых определялось бы положение летательного аппарата: так сказать, где верх — где низ, где нос — где хвост. В атмосферной авиации в качестве естественной вертикали такой системы выступает линия действия силы тяжести. В условиях невесомости этой линии нет. Приходится использовать в качестве осей системы координат что-то другое. Например, что?

12. На начальном этапе разработки пилотируемых космических полётов было немало обсуждений, кем должен быть космонавт по своей «докосмической» профессии. Решили, что лучше всего готовить космонавтов из лётчиков. Но рассматривались и другие варианты, например, из акробатов и даже из артистов балета. Как вы думаете, какие доводы приводили сторонники этих мнений в их пользу?

Категория: Олимпиады и конкурсы | Просмотров: 3648 | Добавил: ymoc | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]