Находится в разделах: Технология
Инструктивно-методическое письмо о преподавании технологии в 2009 - 2010 учебном году
24.11.2009, 20:20

ПРИЛОЖЕНИЕ

к письму Министерства образования

Московской области

от 20.11.2009 № 9139-05о/07

 

Инструктивно-методическое письмо

о преподавании технологии в 2009 - 2010 учебном году

в общеобразовательных учреждениях Московской области

1. Преамбула.

Учебный предмет «Технология» занимает ключевое место в системе общего образования. По федеральному базисному учебному плану его изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих про­граммы общего образования», приказом Министерства образования и науки РФ т 20.08.2008 г. №241. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Российской Федерации, реали­зующих программы общего образования», на ступени основного общего образования на изучение технологии в 5-7 классах выделено 2 часа в неделю, в 8 классе - 1 час в неделю".

2. Нормативные документы.

Учителю технологии при планировании учебно-методической работы, разработки рабочей программы и составлении календарно-тематических планов по технологии необходимо опираться на следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  3. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год».

 

  1. Методические письма Министерства образования РФ.

 

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

 

  1. Характеристика стандартов второго поколения по предмету.

В рамках принятой в РФ концентрической системы построения учебных предметов, федеральный компонент государственного образовательного стандарта технологического образования представлен совокупностью трех составляющих:

  • стандарт основного общего образования (5-9 классы);

  • стандарт базового среднего общего образования (10-11 классы);

  • стандарт профильного среднего образования (10-11 классы).

Содержание основного общего образования по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».

Каждое направление включает в себя базовые технологические и инвариантные разделы. Базовым разделом для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Базовым разделом для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» является раздел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Базовыми разделами для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство».

Программа обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Содержание обучения черчению и графике, которое включено в содержание образования, в программах представлено двумя вариантами. Сведения и практические работы по черчению и графике как фрагмент содержания введены почти во все технологические разделы и темы программ. Кроме того, предмет «Черчение» дополнительно изучается в 9 классе в том случае, если выделено дополнительное время из компонента образовательного учреждения.

Поскольку в сельской школе традиционно дополнительно к технологиям сельскохозяйственного труда изучаются либо технологии промышленного производства, либо технологии сферы сервиса, для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы, включающие разделы по технологиям растениеводства и/или животноводства, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям технического труда или обслуживающего труда. Комплексный учебный план в конкретном сельском общеобразовательном учреждении составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данной территории.

 

5. Программно-методическое обеспечение преподавания предмета

 

Программы и учебники, допущенные (рекомендованные)

Министерством образования и науки РФ:

 

- Программа «Технология» (трудовое обучение). 1–4, 5–11 классы под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2007.

- Программа «Технология» (трудовое обучение для сельских школ). 5–9, 10–11 классы под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 1998 (переиздание – 2000).

- Примерные программы основного общего образования «Технология». 5,6 – 11 классы под ред. В.А. Полякова и П.В. Атутова. – М.: Дрофа, 2005.

- Программа «Сельский дом и семья». Трудовое обучение для 5–11 классов сельских школ под ред. В.А. Кальней. – М.: Просвещение, 2000.

 

Таблица1

Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/10 учебный год»

Основное общее образование

п/п

Авторы, название учебника

класс

издательство

  1.  

Глозман Е.С., Глозман А.Е., Ставрова О.Б. и др. Технология. Технический труд / Под ред. Хотунцева Ю.Л.

5

Мнемозина

  1.  

Глозман Е.С., Глозман А.Е., Ставрова О.Б. и др. Технология. Технический труд / Под ред. Хотунцева Ю.Л.

6

Мнемозина

  1.  

Глозман Е.С., Глозман А.Е., Ставрова О.Б. и др. Технология. Технический труд / Под ред. Хотунцева Ю.Л.

7

Мнемозина

  1.  

Павлова А.А., Корзинова Е.И. Технология. Черчение и графика.

8-9

Мнемозина

  1.  

Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. и др. Обслуживающий труд / Под ред. Симоненко В.Д.

5

Вентана-Граф

  1.  

Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. и др. Обслуживающий труд / Под ред. Симоненко В.Д.

6

Вентана-Граф

  1.  

Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология. Технический труд / Под ред. Симоненко В.Д.

6

Вентана-Граф

  1.  

Синица Н.В., Табурчак О.В., Кожина О.А. и др. Технология. Обслуживающий труд / Под ред. Симоненко В.Д.

7

Вентана-Граф

  1.  

Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология. Технический труд / Под ред. Симоненко В.Д.

7

Вентана-Граф

  1.  

Гончаров Б.А., Елисеева Е.В., Электов А.А. и др. Технология / Под ред. Симоненко В.Д.

8

Вентана-Граф

  1.  

Богатырев А.Н., Очинин О.П., Самородский П.С. и др. Технология / Под ред. Симоненко В.Д.

9

Вентана-Граф

  1.  

Павлова М.Б., Сасова И.А., Гуревич М.И. и др. Технология / Под ред. Сасовой И.А.

5

Вентана-Граф

  1.  

Гуревич М.И., Сасова И.А., Павлова М.Б. Технология. Технический труд / Под ред. Сасовой И.А.

6

Вентана-Граф

  1.  

Павлова М.Б., Сасова И.А., Гуревич М.И. и др. Технология. Обслуживающий труд / Под ред. Сасовой И.А.

6

Вентана-Граф

  1.  

Гуревич М.И., Сасова И.А., Павлова М.Б. Технология. Технический труд / Под ред. Сасовой И.А.

7

Вентана-Граф

  1.  

Павлова М.Б., Шарутина А.Ю., Сасова И.А. Технология. Обслуживающий труд / Под ред. Сасовой И.А.

7

Вентана-Граф

  1.  

Леонтьев А.В., Капустин В.С., Сасова И.А. Технология / Под ред. Сасовой И.А. Технология

8

Вентана-Граф

  1.  

Правдюк В.Н.,Самородский П.С.,Симоненко В.Д. и др./ под ред Симоненко В.Д. Технология

5

Вентана-Граф

  1.  

Правдюк В.Н.,Самородский П.С.,Симоненко В.Д. и др./ под ред Симоненко В.Д. Технология

6

Вентана-Граф

  1.  

Самородский П.С.,Симоненко В.Д., Синица В.Н. и др./ под ред. Симоненко В.Д. Технология

7

Вентана-Граф

  1.  

Гончаров Б.А.,Елисеева Е.В., Электов А.А.и др./ под ред Симоненко В.Д. Технология

8

Вентана-Граф

 

Черчение

 

  1.  

Ботвинникова А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение

9

АСТ, Астрель

  1.  

Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение

9

АСТ, Астрель

  1.  

Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Курцаева Л.В., Шершевская А.И. Черчение / Под ред. Степаковой В.В.

9

Просвещение

  1.  

Преображенская Н.Г. Черчение

9

Вентана-Граф

Среднее (полное) общее образование

  1.  

Гапоненко А.В., Кропивянская С.О., Кузина О.В. и др. Технология (базовый уровень) / Под ред. Чистяковой С.Н.

10-11

Просвещение

  1.  

Семенова Г.Ю. Технология (профильный уровень)

10-11

Вентана-Граф

  1.  

Ермакова В.И. Технология (профильный уровень)

10-11

Просвещение

  1.  

Очинин О.П., Матяш Н.В.,Симоненко В.Д ./ под ред Симоненко В.Д. Технология (базовый уровень)

10-11

Вентана-Граф

Таблица 2

Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/10 учебный год»

Основное общее образование

Авторы, название учебника

класс

издательство

Афонин И.В.,Блинов В.А.,Володин А.А. и др. труд / Под ред. Казакевича В.М., Молевой Г.А. Технология. Технический труд.

7

Дрофа

Казакевич В.М., Молева Г.А. Технология. Технический труд.

5

Дрофа

Казакевич В.М., Молева Г.А. Технология. Технический труд.

6

Дрофа

Казакевич В.М., Молева Г.А. Технология. Технический труд.

8

Дрофа

Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд

5

Дрофа

Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд

6

Дрофа

Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд

7

Дрофа

Конышева Н.М. Технология

5

Ассоциация XXI век

Лернер П.С.,Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др./ под ред.Чистяковой С.Н.

8(9)

Просвещение

Симоненко В.Д.,Тищенко А.Т., Самородский П.С.

5

Просвещение

 

В перечень рекомендованных учебников включаются учебники, которые составляют предметную линию, в перечень допущенных– единичные учебники, которые пока не входят в завершенную линию. Закон устанавливает равные условия использования допущенных и рекомендованных учебников. Раньше учебник получал гриф «Допущено» или «Рекомендовано» на пять лет. Теперь учебник включается в перечни на весь период действия государственного стандарта общего образования, на соответствие которому прошел экспертизу. Все это время он может использоваться образовательным учреждением без ограничений.

В соответствии со статьей 32 п.23 Закона РФ «Об образовании» решение о том, по какой программе работать и какие учебники из федеральных перечней использовать в образовательном процессе, принимает образовательное учреждение. При этом необходимо учитывать мнения учителей, представителей родительской общественности.

В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (п.7). В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ обозначено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами (п.5).

В пункте 5.2 этой же статьи указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Исходя из изложенного, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных рабочих программ. Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой, органов исполнительной власти субъекта Федерации.

Примерные программы являются ориентиром для составления рабочих учебных программ и учебников (могут использоваться при тематическом планировании курсов учителем). Рекомендуется по предмету «Технология» составление двух рабочих программ:

  • для основного общего образования (реализация рабочей программы для 5-9 классов);

  • для среднего (полного) общего образования (реализация рабочей программы для 10 - 11 классов).

При этом в рабочей программе возможен собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочие программы содействуют сохранению единого образовательного пространства и при этом не сковывают творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных курсов с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

Национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими территориальными или местными технологиями, видами и объектами труда. Национально-региональный компонент содержания технологического образования может быть представлен следующими темами:

Разделы программы

Примерная тематика

Современное производство и профессиональное образование

Экскурсии на предприятия региона. Знакомство с профессиями, востребованными в регионе

Кулинария

Блюда национальной кухни народов региона. Русская масленица. Пасха.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.

 

 

Творчество народных умельцев. Элементы древнего зодчества в современной архитектуре. Художественная обработка металла: златоустовская гравюра, каслинское литье. Экология Московской области и производство.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

 

История народных костюмов региона. Моделирование одежды. Национальные костюмы. Виды орнаментов, элементы старинного рукоделия в современной одежде.

Проект

Оформление и организация праздников («Русская масленица», «Пасха).

 

 

 

6.Рекомендации по изучению предмета на профильном и углубленном уровнях.

 

Так как, уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда является неотъемлемой частью технологической подготовки, то содержание, форма организации предпрофильной подготовки должны быть направлены не только на расширение знаний учащегося по тому или иному предмету (образовательной области), но и, прежде всего, на формирование представлений о различных профилях обучения в старшей школе, и способствовать самоопределению учащегося относительно профиля обучения.

Примерная тематика элективных курсов предпрофильной подготовки: «Кухня региона», «Художественная обработка материалов (несколько видов)», «Основы швейного производства», «Культура современного человека», «Интерьер жилища», «Современное производство» и др. 1/3 объема предпрофильной подготовки (30-35 часов за год) предлагается отводить на информационную работу, мероприятия профориентационного характера, а также на психолого-педагогическое диагностирование, анкетирование и консультирование учащихся 9-х классов с использованием следующего издания:

  • В.Д.Симоненко, Н.В.Матяш Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса.-М.: Вентана-Граф, 2005

Основным предназначением курса технологии в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда учащегося; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности. Программа базового курса в рамках старшей школы включает в себя разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера».

Для технологического профиля общеобразовательной подготовки учащихся 10 и 11 классов на изучение курса технологии в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. Технологический профиль общеобразовательной подготовки дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки. При углубленном уровне профильной технологической подготовки, с использованием времени за счет регионального и школьного компонентов ОБУП, допускается выдача свидетельства государственного образца о профессиональном обучении.

На профильном уровне основным предназначением технологии в старшей школе является:

продолжение формирования культуры труда школьника;

развитие системы технологических знаний и трудовых умений;

уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.

Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную.

Общетехнологическая подготовка осуществляется интегрированно со специальной технологической подготовкой в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности. Содержание общетехнологической подготовки включает основные компоненты содержания программы, разработанной для базового уровня, и носит инвариантный характер по изучаемым сферам, технологиям и профилям трудовой деятельности. Практическая деятельность учащихся при освоении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем осваиваемой трудовой деятельности.

Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

Специальная технологическая подготовка осуществляется по выбору учащихся в следующих направлениях (сферах и профилях) трудовой деятельности: в сфере промышленного производства, в сфересельскохозяйственного производства, в сферестроительных и ремонтных работ, в сферетелекоммуникаций и информационных технологий, в сфереуправления, в сферепроектирования, в сферематериально-технического обеспечения, в сферекоммерции, в сфересервиса, в сфередекоративно-прикладного искусства.

Специальная технологическая подготовка в общеобразовательных учреждениях может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности, востребованным в регионах на рынке труда. При увеличении количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров, по желанию учащихся и их родителей, с учетом потребностей регионального рынка труда такая подготовка может быть заменена начальной профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям), соответствующим перечисленным направлениям, при наличии лицензии на ведение .

При организации профессиональной подготовки в качестве основы для рабочих программ используются нормативные документы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве. Наименование профессий (специальностей), время (сроки) обучения должны соответствовать «Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов». Тематическое содержание специальной технологической или профессиональной подготовки задается квалификационными характеристиками, представленными в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и служащих (ЕТКС)».

Специальная технологическая или профессиональная подготовка учащихся проводится на базе школьных (межшкольных) учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатов, учебных цехов (участков), учреждений начального профессионального образования, организаций и учреждений, имеющих соответствующую материально-техническую базу, а также в порядке индивидуальной подготовки у аттестованных специалистов, имеющих соответствующие лицензии.

 

7. Рекомендации по составлению календарно-тематического планирования с учетом подготовки к ЕГЭ и ГИА.

 

Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Министерством образования и науки РФ от 3 декабря 1999 г. с изменениями от 16 марта 2001 г. № 1022, от 25 июня 2002 г. №2398, от 21 января 2003 г. №135, от 8 декабря 2004 №132).

Формами государственной (итоговой) аттестация учащихся IX классов общеобразовательных учреждений по предмету «Технология» являются: экзамен по билетам, в которые включены два теоретических вопроса и задание на выполнение практической работы. Практическая работа в третьем вопросе билета может быть заменена защитой проекта. (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 февраля 2006 г. №01-66/07-01). Первый вопрос предназначен для оценки теоретической подготовки учащихся, понимания ими сущности основных понятий, знания основных технологических процессов по изучаемому направлению технологии. Второй вопрос ориентирован на проверку компетентности учащихся в сфере изучаемых технологий, их умения актуализировать и применять полученные знания для решения конкретных личностно и общественно значимых проблем. Третий вопрос содержит практическое задание, направленное на определение уровня сформированности практических умений. Поскольку часть практических заданий требует демонстрации технологических приемов на учебном оборудовании, целесообразно проводить экзамен в учебных мастерских.

Примерный перечень экзаменационных вопросов для учащихся IX классов общеобразовательных учреждений представлен в журналах «Школа и производство» № 3,4 за 2008 год, «Вестник образования» № 6 за 2007 год. На их основе каждое образовательное учреждение может составить свои комплекты билетов с учетом региональных особенностей, типа учреждения и имеющихся условий для изучения технологии. Примерное время, отводимое на подготовку учащихся для ответа на теоретические вопросы –50 минут, на выполнение практической работы – до двух часов, теоретическая и практическая часть экзамена проводится в один день.Общая оценка определяется как среднее арифметиче­ское из трех оценок, округление до целых значений производится в сторону повышения.

Общеобразовательным учреждением составляются два комплекта билетов по техническому и обслуживающему труду, охватывающих все направления предмета «Технология», с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 5 март 2004 года №1089).

При наличии коррекционных классов должен быть составлен дополнительный ва­риант экзаменационных билетов в соответствии с программой коррекционного обучения. Количество экзаменационных билетов должно превышать количество учащихся, вы­бравших форму государственной (итоговой) аттестации в виде сдачи экзамена по билетам. К экзаменационным билетам должна быть разработана краткая пояснительная записка об особенностях проведения экзамена, но предмету. Учебные материалы по государственной (итоговой) аттестации составляются в зависимости от выбора учащихся форм (защита проекта, либо сдача экзамена). При выборе учащимися тех и других форм государственной (итоговой) аттестации составляется общая пояснительная записка. Утверждение материалов по государственной (итоговой) аттестации учащихся осуществляется общеобразовательным учреждением согласно статье 32, п.7 Закона РФ «Об образовании».

Положение о проекте должно быть утверждено руководителем муниципального обра­зовательного учреждения в начале учебного года. Проекты могут быть выполнены в рам­ках одного, двух или нескольких разделов программы, при этом предварительное рецен­зирование проектных работ учителем не требуется.

Для выпускников XI классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на профильное обучение, подготовка экзаменационного материала осуществляется в зависимости от выбранного учащимися профиля обучения (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на профильное обучение» от 10 февраля 2006г. №01-60707-01), Сдача экзамена по присвоению квалификации по профессии выполнение практической работы - до двух часов, теоретическая и практическая часть экзамена проводится в один день. Общая оценка определяется как среднее арифметическое из трех оценок, округление до целых значений производится в сторону повышения.

Общеобразовательным учреждением составляются два комплекта билетов по техническому и обслуживающему труду, охватывающих все направления предмета «Технология», с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 5 март 2004 года №1089).

Полный текст материала

Категория: Технология | Добавил: ymoc
Просмотров: 272 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]