Пишем сочинение с удовольствием!
(О развитии навыков письменного речевого общения)
Любовь Николаевна Медведева, учитель русского языка и литературы, МОУ гимназия №17, г. Королёв Московской области.
- С интересом прочитала статью Рустама Курбатова «Писать и думать от себя» в журнале «Русский язык» издательского дома «Первое сентября» (№21, 2009 г.). Смысл ее сводится к следующему: «Испытавший в школьном возрасте страх письма, ребенок не пытается свою мысль выразить в слове, а мысль без слова не живет долго. Запрет на письмо «от себя» означает запрет на мышление».
- С горечью согласилась с автором. Действительно, раньше, когда еще не учили штамповать тексты из двухсот слов, ребята откровенно делились своими мыслями, переживаниями, наблюдениями, и за живым словом был виден живой человек.
- Страшно потерять творческого, свободно мыслящего человека, что уже сказывается на уровне речевой и общей культуры страны. Поэтому хочется поделиться некоторыми приемами развития творческих способностей учащихся на уроках развития речи.
- Сначала познакомим учащихся с теоретическими выкладками. (Изучив на первом занятии предложенные материалы, дети, работающие по группам, рассказывают, что они поняли и запомнили.)
- I. Материал для первой группы детей:
Мозг человека имеет асимметричное строение, и функции левого и правого полушария существенно различаются. В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом — конкретного образного мышления.
Функции полушарий большого мозга (межполушарная асимметрия)
Левое полушарие
|
Правое полушарие
|
Абстрактное мышление
|
Конкретное мышление
|
Речь. Логические и аналитические функции, опосредованные словом
|
Улавливание эмоциональной окраски, особенностей речи
|
Формирование наиболее сложных двигательных актов
|
Правильная оценка характера неречевых звуков. Музыкальный слух
|
Абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание
|
Общее восприятие. Конкретное зрительное восприятие
|
Последовательное восприятие
|
Конкретное узнавание
|
Аналитическое восприятие, математические вычисления
|
Целостное восприятие (гештальт)
|
Оценка временных соотношений
|
Оценка пространственных отношений
|
Установление идентичности стимулов по названиям
|
Установление физической идентичности стимулов
|
Установление сходства
|
Установление различий
|
Управление органами правой половины туловища. Получение информации пространства справа
|
Управление органами левой половины туловища. Получение информации пространства слева
|
|
Б. Сергеев
Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга
|
Левое полушарие
|
Правое полушарие
|
Обработка вербальной информации:
Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.
|
Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
|
Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.
|
Воображение:
Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.
|
Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
|
Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.
|
-
- Вывод учителя: Наш мозг состоит из правого и левого полушарий. Левое отвечает за запоминание имен, арифметические операции, фиксирование времени, оно действует прямолинейно и является ведущим. Человек, у которого хорошо развито левое полушарие, отличается четкостью действий, логикой.
- Правое полушарие более загадочно: в нем рождаются чувства и эмоции, мечты и фантазии. Зародыши творчества таятся именно здесь.
- II. Материал для второй группы детей:
- Каждый день вы встаете в одно и то же время, идете в школу, выполняете домашнее задание, гуляете – нашей жизнью руководят шаблоны. С одной стороны, это хорошо, не надо напрягаться и тратить энергию на принятие решений. С другой – наступает момент, когда творческая энергия человека затухает. Творческие люди не могут существовать в стандартных рамках. Чтобы создавать новое, чтобы испытать вспышки озарения, эти люди должны «отключить» в себе привычную модель поведения.
- Альберт Энштейн считал, что воображение гораздо важнее знаний, и утверждал, что мыслит образами, доверяет своей интуиции. Когда после смерти вскрыли мозг гениального физика, то оказалось, что размер правого полушария у него превосходил размер левого. С точки зрения теории психологических типов, психологический тип Эйнштейна, по-видимому, интуитивно-мыслительный. Интуиция и образное мышление у Эйнштейна превосходили логику. Почему? Более продуктивна была работа правого полушария.
- Примечание: Альберт Энштейн – автор теории относительности
- Энштейн и другой великий физик, Н. Бор, с большим отставанием от средней нормы овладели в детстве устной, а затем и письменной речью. Это способствовало большему развитию правого полушария, созданию им особых систем знаков внутренней речи, впоследствии использованных в процессе творческой деятельности, полностью защищенной от вмешательства скептически настроенного левого соседа с его словесным мышлением и логикой традиционного здравого смысла, что в конечном итоге и сделало их выдающимися учеными.
- Вывод учителя: Существуют версии, что композитор слышит сначала музыку в себе, художник видит еще не написанную картину. Многие творческие люди говорят, что словно кто-то свыше руководит ими. Озарение, которое может к нам прийти и во сне, и когда наш мозг занят совершенно другой работой, — результат творчества правого полушария
- Теперь попробуем сделать вывод относительно развития творческих способностей человека.
- III. Материал для третьей группы детей. Вывод, сделанный учащимися и учителем:
- Представьте себе: в группе есть один умный, очень уверенный в себе человек, но недостаточно креативный. И имеется тихоня, у которого рождаются очень оригинальные идеи. Что будет происходить при обсуждении какого-нибудь вопроса? Умный, властный просто заткнет рот робкому, не даст ему вставить и слова. Что нужно сделать хорошему руководителю, чтобы тихоня высказал свои идеи? Наверное, отослать куда-нибудь шумного и уверенного и внимательно выслушать робкого.
- То же самое нужно совершить, чтобы стать творческой личностью: заглушить на время голос левого полушария и дать слово правому.
- Примечание: креативный – 1) творческий, оригинальный, необычный; 2) качественный, красивый, модный; 3) новый, неповторимый, уникальный.
- Обобщение учителя: В обществе деловых людей ценятся логика, ум, знания, поэтому желающие добиться успеха в жизни стараются развивать левое полушарие. Мечты, фантазии, игра воображения в нашем прагматичном обществе не очень-то приветствуются. Но без умения раздвигать границы реального мира вы никогда не станете творческим человеком.
- Постановка задачи перед учащимися:
- Если вы хотите разбудить в себе творческие способности, надо развить воображение. Чтобы стимулировать свой творческий потенциал, есть разные приемы.
- Первое задание:
- Двум группам учащихся дано одно задание: придумать как можно больше эпитетов к существительному, например, береза.
- (Перед первой группой лежит плакат: на светло-зеленом фоне нарисовано 12 темно-зеленых крестов. Перед второй группой находится такой же плакат, только один крест на нем желтый)
- Вывод учителя: Немецкий психолог Йенс Ферстер из Международного университета в Бремене провел подобный эксперимент. Результаты оказались поразительными: те, кто находился перед креативным изображением, придумали намного больше и ответы были намного оригинальнее. Подсознание зафиксировало необычайное изображение и дало толчок к развитию творческой мысли.
- Второе задание:
- Взять двойной лист, поднять над ним свою левую расслабленную руку, непроизвольно опустить ее на лист, обвести карандашом. Затем записать рядом на листе первые пять пришедших в голову слов, выбрать слово, которое наиболее симпатично, записать его на новой строке.
- Это слово служит названием темы, которую надо раскрыть. (Практика показывает, что такие сочинения наиболее яркие и интересные)
- Третье задание: пишем левой рукой, если вы правша, и наоборот, если левша.
- Объяснение учителя: Поскольку правое полушарие управляет действиями левой руки, это поможет извлечь на поверхность область бессознательного.
- Писатели часто используют другую руку, чтобы найти нужную метафору или образ. Многие художники считают этот прием полезным и время от времени рисуют другой рукой. После этого работа становится спокойной и более спонтанной.
- Итак, пишем фразу: «Я ищу красивую метафору, яркий образ». Затем объявляется тема ( например, описать розу стихами).
- Четвертое задание – свободные ассоциации.
- Объяснение учителя: Когда вы мечтаете, долго гуляете по пустынному пляжу, сидите перед огнем или смотрите на текущую реку, замечаете, что мысли бегут без вашего участия. Одна сменяет другую. В этот момент именно правое полушарие управляет ходом ваших мыслей.
- (Перед детьми ставится зажженная свеча, глядя на которую в течение десяти минут, они записывают приходящие в голову мысли. Это упражнение повторяется регулярно каждую неделю, чтобы отследить, насколько богаче становятся ассоциации с течением времени.)
- Пятое задание - развитие воображения.
- Объяснение учителя: Правое полушарие «мыслит» не через слова, а с помощью образов, метафор, символов. Чтобы возросла сила вашего воображения, надо чаще представлять себе места и действия, которые вам не знакомы. Например: вообразите, что вы гуляете по лесу, рассматриваете зелень деревьев, слушаете пение птиц. Вам нужно босиком перейти небольшой ручей – по плоским камням, нагревшаяся на солнце вода приятно освежает ступни ног. Затем вы попадаете на красивую полянку, полную цветов и ароматных трав. Вы отдыхаете на ней, любуясь окружающими видами, затем удаляетесь в чащу. Свернув с тропинки, вы видите небольшой домик. Заходите в него. Сначала кажется, что там никто не живет. Потом вы видите в углу сидящего старичка с клюкой. Он стар и слеп, он просит вас рассказать о мире, городе, в котором вы живете, о вашем путешествии. Это тема сочинения.
- Шестое задание – музыкальное.
- Объяснение учителя: Исследования показали, что существует тесная связь между спокойствием и творчеством. Когда человек испытывает тревогу, он не хочет рисковать, полагается на стереотипы. И наоборот, когда ему легко и спокойно, ищет новые пути, необычные подходы.
- При написании сочинения на следующую тему надо подобрать и включить музыку, настраивающую на гармоничное состояние духа.
- Итак, ослабление доминирующего действия левого полушария даст возможность проявиться правому, увеличивая способность мозга к нестандартному мышлению. Объявляется тема сочинения.
- Учитель для урока может подобрать аналогичные задания.
- Хочется верить, что столь несложные, но непривычные задания помогут не только разбудить творческие способности учеников, но и вызвать интерес к письму «от себя», а со временем развить навык письменного речевого общения.
|