Находится в разделах: Русский язык
Использование интерактивной доски на уроках русского языка
30.04.2010, 12:17

Китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься".

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.

В последнее время в сфере образования всё чаще слышится аббревиатура ЦОР. Что это такое? Это цифровые образовательные ресурсы, то есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

Если трактовать это название более широко, то в качестве «ЦОРа» мы должны будем признать любой фрагмент аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, созданную на их основе, тест, интерактивную модель и т.д.

К ним относятся презентации (самый лёгкий и общедоступный ЦОР), интерактивные доски, образовательные сайты, видео уроки и т.п.

Цель нашей встречи – познакомиться с возможностями ИД на уроках РЯ.

Еще до появления технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании влияния ( зрительного и слухового ) запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %. ИД помогает нам в этом.

И вот в наших школах появились ИД. В основном их 2 типа STARBOARDHITACHI и SMARTBOARD. Лучший способ понять, как устроена интерактивная доска, просто попробовать поработать с ней. Вы увидите, как легко управлять компьютером прямо с доски. Все, что вы можете использовать на компьютере, есть и на интерактивной доске.
Чтобы максимально использовать все возможности интерактивных досок, необходимо следующее:

Составляющие оборудования:
Интерактивная доска и программное обеспечение к ней, компьютер и проектор

Для чего нужна интерактивная доска?
Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот основные из них:
- как обычная доска (текущие записи учителя и ученика на уроке) – это замена обычной работы в классе (электронной ручкой или специальными водяными маркерами, делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений, , но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.);

  • как демонстрационный экран (показ слайдов, фильмов) демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям

  • компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов (представление на ИД модели:, информационно-описательной, наглядной)

  • как интерактивный инструмент – это продуманная заранее работа с заготовленной в цифровом виде информацией (с использованием общепринятого или специализированного программного обеспечения), характеризуется незамедлительной обратной связью между пользователем (учеником, учителем) и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи ИД.

  • * использование групповых форм работы

  • * совместная работа над документами, таблицами или изображениями

  • * использование конференц-связи

  • * управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)

  • * изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски

  • * изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок

  • * сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через интернет

  • * сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради

  • * демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса

  • * демонстрация учебных видеороликов

  • * создание рисунков, схем и карт во время проведения урока в том числе и без использования компьютерной мыши , которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке

  • * при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика

  •  

Всё это ведёт к активному вовлечению учащихся и улучшению темпа и течения занятия

Презентации, демонстрации и создание моделей

Учителям, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера. И этот способ мы активно используем, показывая видеофильмы (ИД как большой экран) и презентации, сделанные в программе PowerPoint.

Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской, или сенсорно (SMARTBOARD).

На компьютере учителя запускается готовая презентация, а переходы между слайдами осуществляются с помощью управления маркером. Однократное прикосновение стержнем маркера к поверхности интерактивной доски приводит к переходу на следующий слайд. Согласитесь, просто?! Но изменить в презентации мы не можем ничего.

Итак, вот самый простой способ использования интерактивной доски учителем в школе - демонстрация готовых презентаций.

 

Яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение.Текст взят с сайта компании Инфологика Самое же важное – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Текст взят с сайта компании ИнфологикаДоска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником.

Лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом – это интерактивные доски. Текст взят с сайта компании Инфологика В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. (c) Инфологика К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

 

Второй способ: выйти в режим ИД, Документ - ищете презентацию. Управление осуществляется при помощи панели.

При помощи маркера и доп. инструментов мы можем делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений.

  1. Например, разнообразие цветов, доступных на ИД, позволяет выделять важные области и привлекать внимание. Такую возможность мы можем использовать, выделяя отдельным цветом те или иные части речи, при сжатии теста выделяя (или закрашивая) лишнюю информацию. И ученик становится не просто зрителем, а участником процесса.

  2. Маркером можно разбирать слова по составу, расставлять ударение, вставлять пропущенные буквы, знаки препинания, делать синтаксический разбор, составлять схемы предложений, проверять домашнее задание, находить соответствия (дата – событие, иллюстрация – подпись и т.п.).

  3. Можно сочетать маркер и перо (выдели в тексте местоимения, укажи их разряд)

  4. Если надо что-то выделить, то можно применять и "указку", которая через определённое время исчезает. Перо плохо "стирается".

Таким образом, мы можем в программе PowerPaint создавать дидактический материал. Его можно набирать и в Word, но только выбирать ориентацию альбомную.

 

Всем известно, что видеоинформация может вызывать определенное эмоциональное состояние у учащихся, поэтому мультимедийная презентация подчеркивает урок, делает его ярким, и одновременно следует развитию коммуникабельных навыков учащихся, глубины мышления, помогает формировать ряд компетентностей: социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, а следовательно ребенок будет воспринимать предмет в другом ракурсе, в мировоззренческой позиции - "Мне это необходимо знать", "Это для меня очень важно".

Используя дополнительные функции мы можем

А) закрывать доску или часть доски непрозрачным экраном или шторкой.

Режим – Доп.функции – непрозрачный экран.

Такой приём позволяет нам до поры скрывать ту или иную информацию. По мере объяснения материала мы продвигаем шторку и открываем нужную информацию.

Например, загадать загадку, а отгадку (тема урока) скрыть.

При самостоятельной работе скрыть ответы, написанные на второй половине. Скрыть портрет писателя.

Выход: экран- Меню – выход.

 

Б) Следующая доп. функция – лупа. SB – Режим – Доп. функции – Лупа. Практически все уроки по развитию речи я провожу с использованием презентаций. Это позволяет мне экономить время: не надо писать на доске словарные слова, план работы, синонимические ряды и т.п. Это всё есть в презентации. К тому же перед ребятами предстают качественные репродукции.

Часто, описывая изображённое на картине, мы рассматриваем фрагменты. Для этого мы обрезаем репродукцию, используя функцию "обрезка".

В режиме "Лупа" мы можем выделить тот или иной фрагмент, не лишая целостного восприятия картины. В Меню мы можем выбрать форму, увеличение, размер, яркость. Но картина перед глазами вся, а не отдельные её составляющие.

 

В) Есть ещё доп. функция "Таймер",

 

Это простые операции на ИД.

В отличие от презентации, где мы не можем двигать объекты, в создаваемом документе мы можем передвигать, группировать объекты, текст.

Инструменты – Фигуры – текст.

Этот текст появится в заданной области.

Например,

  • составь словообразовательную цепочку: гитара – гитарист – гитаристка. Перо и цвет – графически объясни свой выбор.

  • Распредели по двум колонкам

  • Составь предложение из данных слов (рассмотреть инверсию)

  • "Подпиши" иллюстрации.

  • Вставь буквы.

 

Объекты можно и выдвигать наверх или вниз.

Например, сущ 3 скл. на "полянке", а сущ 2 скл. – вниз.

 

Объяснение нового материала при помощи создания таблиц. В Starboard таблицу рисуем вручную.

 

При помощи "Списка" мы можем вернуться к любому этапу урока, что –то повторить, исправить.

При помощи ИД можно выходить в Интернет на образовательные сайты, где учителя размещают ролики, которые можно использовать и на своих уроках.

 

Недостатки использования интерактивных досок в образовании?

 

* Интерактивные доски намного дороже, чем стандартные доски или же проектор с экраном.

* Поверхность интерактивных досок может повредиться, замена поврежденной поверхности также очень дорогостоящая услуга (такой ремонт, возможно, будет равноценен покупке новой доски).

* Изображение, передаваемое на поверхность интерактивной доски, может закрываться человеком, находящимся около доски.

* Переносные интерактивные доски (и проекторы) должны быть более защищены от кражи, порчи и т.д. При использовании переносных досок при каждом переносе на новое место доску необходимо настраивать (калибровать).

* Неграмотное использование расширенных функций интерактивной доски может привести к отображению на экране корректной информации.

* Если к интерактивной доске разрешен удаленный доступ, то некоторые пользователи могут передать на экран нежелательное сообщение или рисунок.

 

 

Некоторые итоги.

направлениях. Вот основные из них:
- как обычная доска (текущие записи учителя и ученика на уроке) – это замена обычной работы в классе (электронной ручкой или специальными водяными маркерами, делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений, , но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.);

  • как демонстрационный экран (показ слайдов, фильмов) демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям

  • компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов (представление на ИД модели:, информационно-описательной, наглядной)

  • как интерактивный инструмент – это продуманная заранее работа с заготовленной в цифровом виде информацией (с использованием общепринятого или специализированного программного обеспечения), характеризуется незамедлительной обратной связью между пользователем (учеником, учителем) и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи ИД.

 

  • Интерактивная доска соответствует способу восприятия, к которому привыкло нынешнее поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах. Темпераментная визуальная информация, зрительная стимуляция – тот уровень восприятия, который им нужен. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

 

Категория: Русский язык | Добавил: ymoc
Просмотров: 237 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]