Находится в разделах: Русский язык
Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2009 - 2010 учебном году
24.11.2009, 20:00

ПРИЛОЖЕНИЕ

к письму Министерства образования

Московской области

от 20.11.2009 № 9139-05о/07

 

Инструктивно-методическое письмо

о преподавании русского языка в 2009 - 2010 учебном году

в общеобразовательных учреждениях Московской области

 

Свободное владение русским языком – обязательное требование для современного культурного человека.

Обучение языку в школе даёт возможность постигать его значение, глубину и красоту как одного из ведущих языков мира.

В школе русский язык – основной предмет среди других и в то же время средство для познания действительности, средство для обучения разным наукам, для постижения окружающего мира, общества, самого себя как личности; это язык для широкого общения, для совершенствования, для развития и саморазвития, что особенно актуально сейчас, в 21 веке.

Русский язык очень богат во всех своих проявлениях и поэтому труден для освоения. Человек, хорошо изучивший и понявший его, более свободен и независим в обществе, он быстрее добивается успехов, легче адаптируется в социальных условиях, овладевая будущей профессией и информационными технологиями.

Незаменима роль педагога-словесника в школе при обучении языку. Современный учитель – это профессионал, способный в постоянно меняющихся условиях находить оптимальные пути для приобщения к родному языку каждого ученика, вызывая интерес к обучению в самых трудных и неожиданных ситуациях.

Нормативные документы

Основополагающими документами, определяющими стратегические направления модернизации в преподавании русского языка, являются:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003 №2783)

  2. "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312)

  3. "О реализации базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Московской области в 2008-2009 учебном году" (Методическое письмо Министерства образования Московской области №3119-05о/07 от 03.06.2008 г..)

  4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2007 № 349 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процесс в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2008/2009 учебный год»

  6. Единый государственный экзамен. Русский язык.. Сборник аналитических материалов / Москва, АСОУ,2009/.

Для школ Московской области эти документы имеют руководящее значение при условии соблюдения региональных особенностей в обучении родному языку.

Характеристика государственных образовательных стандартов

В государственном стандарте общего образования содержатся нормы и требования, в которых определяются: минимум содержания программ, объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, требования к обеспечению учебного процесса. С помощью государственного стандарта обеспечиваются: равные возможности для обучения, защита от перегрузок, преемственность в программах, социальная защищённость учащихся и педагогов. В системе образования гарантируется общедоступность и бесплатность обучения.

В федеральном компоненте государственного стандарта даны основные направления модернизации общего образования, в частности: введение профильного обучения на старшей ступени, личностная ориентация содержания образования, деятельностный характер образования, усиление воспитательной работы в становлении личности учащихся, формирование ключевых компетенций, подготовка школьников к социализации в обществе, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности учащихся и др.

Задачи обучения русскому (родному языку) определяются с позиций компетентностного подхода, который определяет и особенность предъявления в стандарте содержания. Оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуророведческой компетенций. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка, а также основы культуры речи, элементарные сведения по теории речевого воздействия, то есть целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Для обучения русскому языку определены следующие цели: воспитание нравственных качеств, уважения к родному языку, любви к нему и ответственности за него; развитиемышления и разных видовречевойдеятельности (слушание, чтение, письмо и говорение), освоение знаний о русском языке и его нормах; расширение словарногозапаса; формирование интеллектуальныхумений, применение полученной информации на практике.

Требования к уровню подготовки выпускников предъявляются в деятельностной форме: знать, уметь, использовать на практике – и служат основой для составления КИМов.

Для выпускников старшей школы на базовом уровне основным в изучении языка является культура речи, а для выпускников профильного уровня – формирование и совершенствование лингвистической (языковедческой) компетенции.

В соответствии с деятельностным подходом в современном обучении требуется совмещение акцентов в трёх понятиях: знать, понимать, уметь, – и предпочтение отдаётся последним. Отсюда возникает необходимость дифференциации учебного материала: обязательного для предъявления и обязательного для итогового контроля.

Становление языковой личности происходит в основном в 5–9 классах, когда наряду с усвоением сведений по языку происходит особенно интенсивно расширение словарного запаса и грамматических средств. В 10 – 11 классах актуален вопрос о профориентации, о будущем, когда важны умения речевого взаимодействия, социальной адаптации, углубление знаний о нормах речевого поведения в разных сферах общения. Напрофильном уровне продолжается совершенствование речевых умений в профессионально ориентированной среде. Наряду с этими возрастными особенностями важное значение приобретают вопросы воспитания гражданственности и патриотизма средствами языка.

В процессе обучения русскому языку большое значение придается развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля. Один из видов обобщенных способов деятельности заключается в способности учащихся пользоваться разными видами словарей, обращаться к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Выпускники должны научиться пользоваться словарями правильности русской речи, применять орфографические и пунктуационные нормы при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей; использовать лексическую и грамматическую синонимию с целью совершенствования собственного речевого высказывания; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения.

Курс русского языка выполняет и надпредметнуюфункцию, что позволяет формировать общеучебныеумения, в основе которых – все виды речемыслительнойдеятельности: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные, среди которых навыки самоконтроля наиболее реально проявляются на экзаменах в 9 – 11 классах, когда ясно обнаруживаются не только знания, умения, способности к творческой деятельности, но и психологическая подготовка и волевые качества.

Разработанный стандарт предусматривает целенаправленное совершенствование таких жизненно важных информационных умений, как использование разных видов чтения (просмотровое, ознакомительное, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, изучающее, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста; извлечение необходимой информации из различных источников (учебно-научные тексты, справочная литература, СМИ и ресурсы Интернета); овладение основными способами информационной переработки текста; создание собственных речевых высказываний разных стилей и жанров на основе прочитанного или прослушанного текста (конспект, реферат, аннотация и др.). Школа должна обеспечить общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Значимо и то, что русский (родной) язык, будучи школьным предметом, является средством обучения на других предметах, выполняя таким образом мощную объединяющую функцию в деле формирования общих учебных умений и языковой культуры в целом.

На основе стандарта основного общего и среднего (полного) образования по русскому (родному) языку составлены примерные программы, которые конкретизируют, детализируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся.

Данные программы являются п р и м е р н ы м и и служат ориентиром для разработчиков авторских программ и учебников. Основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения и распределение по классам определяется в конкретных авторских программах, на основе которых учителя разрабатывают рабочие программы.

В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (п.7).

Рабочая программа составляется учителем для каждого класса (или ступени обучения) на основе примерной и авторской программ.

В обучении школьников русскому языку важную роль играет внеклассная работа по предмету. В каждом образовательном учреждении учащимся должен быть предоставлен выбор форм и направлений внеклассных занятий, оказана помощь в выборе кружка, секции и т.д. При этом не следует забывать, что учащимся должна быть предоставлена возможность проявить самостоятельность и инициативу. Для формирования интереса учащихся к предложенным формам внеклассной работы необходимо показать им общественную значимость занятий, их соответствие интересам школьников.

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Эта деятельность требует от педагогов знания индивидуальных особенностей учащихся, которые выявляются путём собеседования, анкетирования и других способов изучения их интересов.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. Традиционной формой массовой работы являются школьные недели русского языка. Они посвящаются юбилеям русских писателей, деятелей науки, культуры. Широко используются конкурсы, олимпиады.

Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Проведение олимпиад по русскому языку имеет следующие цели: повышение престижа лингвистических знаний; оценка уровня сформированности языковых компетенций учащихся, повышение мотивации школьников в изучении предмета; выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.

При организации работы по подготовке учащихся к областной олимпиаде руководителям районных и школьных методических объединений рекомендуется:

  • проводить школьные олимпиады;

  • обеспечить условия для работы с одаренными школьниками;

  • обеспечить участие школьников в открытой областной олимпиаде по русскому языку.

 

Программно-методическое обеспечение преподавания предмета

Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания русского языка необходимо использовать перечень-каталог учебно-методических изданий, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 09.12.2008 года № 379 (приложения 1, 2) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009/2010 учебный год»). Использование рекомендованных в вышеназванном перечне учебных пособий позволит обеспечить преемственность языкового образования в основной и средней (полной) школе. Настоящий перечень-каталог действителен на всё время действия государственного стандарта общего образования, а в каждом учебном году в него могут быть включены новые издания. В учебном процессе могут быть использованы как допущенные, так и рекомендованные издания с равной степенью предпочтения. Примерный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения (основное общее образование).

Рекомендации по изучению предмета на профильном и углубленном уровнях

Особое внимание при разработке учебно-методических материалов для профильного обучения нужно уделить целенаправленному совершенствованию жизненно важных умений, связанных с использованием разных видов чтения, извлечением необходимой информации из различных источников (учебно-научные тексты, справочная литература и др.); с овладением основными способами информационной переработки текста; созданием собственных речевых высказываний разных стилей и жанров на основе прочитанного или прослушанного текста (конспект, реферат, аннотация и др.). Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности обеспечивает и результативное использование различных организационных форм дистанционного обучения с использованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников, интернет-ресурсов.

Таким образом, школа должна обеспечить общекультурный уровень современного человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы и свободно владеющего информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание в разрабатываемых системах обучения должно быть уделено формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения. Старшеклассник должен овладеть разными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс (чат), обмен файлами и др. Кроме того, учащиеся должны научиться работать с гипертекстовыми электронными учебниками, которые содержат задания на самопроверку и интерактивные тексты, разнообразные задания коммуникативного характера и справочный материал.( Из Требований к содержанию и объёму учебно-методических пособий по русскому языку.http://prof/ioso.ru/trebovania/russian.htm).

В то же время не снимаются и задачи, связанные с совершенствованием культуры речи старшеклассников, с освоением основных способов организации языковых средств и закономерностей их употребления для достижения максимальной эффективности общения, освоением приемов оптимального построения высказываний, а также стратегий и тактик успешного понимания чужой речи – устной и письменной.

В настоящее время, когда общество проявляет особый интерес к истории и культуре, к прошлому своей страны, особую значимость приобретает изучение родного языка и культуры народа-носителя этого языка. В связи с этим одним из важнейших направлений профильного курса русского языка является изучение разделов, способствующих осмыслению языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, что подразумевает овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. (Из Требований к содержанию и объёму учебно-методических пособий по русскому языку.http://prof/ioso.ru/trebovania/russian.htm)

Особое внимание при разработке учебно-методических материалов необходимо обратить на то, что в результате обучения старшеклассники должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития готовности к речевому взаимодействию, к сотрудничеству. Кроме того, обучение должно способствовать увеличению продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширению круга используемых языковых и речевых средств; совершенствованию способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; развитию интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; удовлетворению познавательных интересов в области гуманитарных наук. И наконец, выпускник должен быть готов к самообразованию и активному участию в будущей производственной, культурной и общественной жизни государства. ( Из Требований к содержанию и объёму учебно-методических пособий по русскому языку.http://prof/ioso.ru/trebovania/russian.htm).

Безусловно, процесс обучения русскому языку в рамках профильной школы должен представлять собой разумное сочетание традиционных и дистанционных форм обучения. При этом следует иметь в виду, что существуют разные модели дистанционного обучения: интеграция очного и дистанционного обучения; сетевое обучение (автономные курсы, информационно-образовательная среда); интеграция интернет-технологий и кейс-технологий; дистанционное обучение на базе видеосвязи (видеоконференции, интерактивное телевидение, спутниковая связь). (Из Требований к содержанию и объёму учебно-методических пособий по русскому языку.http://prof/ioso.ru/trebovania/russian.htm)

При разработке сетевых образовательных ресурсов нужно иметь в виду, что изложение учебной информации должно по возможности проводиться с учетом современных возможностей и особенностей динамического гипертекста. Прежде всего это использование разнообразных средств динамической структурной организации текста, способствующих более наглядной презентации материала (сворачивающиеся списки, оглавления, динамически разворачивающиеся таблицы, всплывающие подсказки, система контекстной помощи, поисковые указатели, разъяснение терминов, малознакомых слов в виде всплывающей строки или ссылки на глоссарий и т.п.), что даёт учащемуся возможности более эффективно управлять организацией просмотра материала, осознанно выбирать индивидуальную траекторию изучения материала, а также активно и целенаправленно отбирать нужную информацию. При этом нельзя использовать излишнюю иллюстративность, украшательства и перенасыщать текст разнообразной информацией.( Из Требований к содержанию и объёму учебно-методических пособий по русскому языку.http://prof/ioso.ru/trebovania/russian.htm).

Рекомендации по составлению календарно-тематического планирования с учётом подготовки к ЕГЭ и ГИА

В условиях модернизации образования в России необходимо оценивать высокую роль учителя-словесника, в обязанности которого входит подготовка выпускников, осознающих необходимость быть культурными членами общества, свободно изъясняющимися на родном языке. Для этого необходимо систематически пересматривать планирование работы в разных классах, особенно в 9 и 11, и в разных направлениях. Нужно выделить генеральные линии в обучении (они подробно даны в целях), уделять специальное внимание на протяжении всего обучения развитию речи учащихся.

По-другому следует распределять часы на отдельные темы (увеличивая или уменьшая время изучения) в зависимости от разных условий: вида учебного заведения, состава класса, его успеваемости, индивидуальных особенностей детей.

Все программы имеют примерный характер, и разумно действующий учитель сумеет найти необходимое равновесие в распределении материала.

Экзаменационные вопросы в 9 и 11 классах полностью соответствуют программам, поэтому при обучении следует делать соответствующие акценты, а для большей эффективности методически грамотно привлекать электронные материалы, чтобы они были не самоцелью на уроке, а служили бы более плотной подаче упражнений для тренировок.

Структура экзаменационной работы в 9 классе воспроизводит логику познавательной деятельности учащегося, включает наиболее используемые в жизненной практике формы взаимодействия с речевым высказыванием.

Определяя преимущества данной формы перед предыдущими вариантами, следует в первую очередь отметить включение в комплекс проверочных заданий сжатого изложения. Сжатое изложение предполагает более высокий уровень операционных навыков работы с текстом, поскольку требует от ученика не просто механического воспроизведения прослушанного, а умения классифицировать текстовую информацию с точки зрения смысловой иерархии, вычленять главное, трансформировать усвоенную информацию в новое речевое высказывание.

Подготовка к сжатому изложению требует включения в систему дидактических действий более широкого спектра заданий, нацеленных на анализ исходного текста, и выделение таких компонентов, как стиль, тип речи, композиция, способ развертывания, главная мысль, которые, являясь побочными при выполнении других видов изложения, становятся важнейшим условием успешного решения этой речевой задачи.

Экзаменационная работа для учащихся 9 классов соответствует целям и задачам языкового образования, отличается логичностью, имеет новаторский характер, позволяет проверить реальный уровень языковой образованности учащихся, обеспечивает преемственность в содержании и методике обучения русскому языку.

Экзамен по русскому языку за курс полной (средней) школы постоянно совершенствуется. Изменения, внесённые в контрольные измерительные материалы за годы эксперимента (2001–2009), были обусловлены следующим:

  1. опытом проведения единого государственного экзамена по русскому языку;

  2. модернизацией российского школьного образования и в связи с этим с уточнением целей обучения по предмету;

  3. учётом достижений современной психологической и лингвистической наук: коммуникативной лингвистики и когнитивной лингвистики;

  4. необходимостью разработки целостной концепции языкового образования в школах России, что обусловливает создание в ЕГЭ единого понятийного аппарата дисциплин филологического цикла;

  5. учётом тенденций в мировой теории и практике определения целей и уровней владения языками;

  6. разработкой новой версии экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений по русскому языку.

В 2009 году в контрольных измерительных материалах единого государственного экзамена по русскому языку произошли следующие изменения (при сохранении основных характеристик работы).

    1. В связи с необходимостью дифференциации содержания проверки в рамках государственной итоговой аттестации содержания обучения за курс основной (9 класс) и средней (полной) (11 класс) школы из экзаменационной работы по русскому языку исключены задания, проверяющие умение проводить фонетический (А1) и морфемный (А13) анализ слова.

    2. В экзаменационную работу включено задание базового уровня, проверяющее умение выпускников адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приёмы сжатия текста (задание А27).

    3. Изменены критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом (С1).

    4. Изменено распределение заданий по уровню сложности.

В 2009г. к выполнению части С не приступили 4,3% учащихся из явившихся на экзамен 35967 человек. Это связано со спецификой сочинения, небольшого по объёму, но требующего серьёзной концентрации интеллектуальных усилий в работе по исходному тексту. Здесь требуется проявить специальные знания и умения, соответствующие всей государственной программе по языку и литературе: чтение текста, адекватное восприятие его содержания, краткий анализтекста с выявлением темы, основной мысли, стиля; составление плана исходного текста,понимание его отличия от плана собственной работы (в виде ответов на заданные четыре вопроса по тексту), создание своего сочинения в публицистическом стиле с названной проблемой и её пояснением, с определением авторской позиции и собственным аргументированным мнением в форме рассуждения с привлечением сведений из литературных источников.

Анализ результатов итоговой аттестации учащихся по русскому языку, анализ состояния преподавания позволяет дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка.

  1. Можно предположить, что многие недостатки в обучении школьников связаны с сохраняющимся в школьной практике информационным стилем обучения, что приводит к неумению мыслить самостоятельно, излагать свою точку зрения, аргументировать её. При этом на уроках русского языка в старшей школе необходимо учитывать объективные закономерности педагогического процесса: усложнение тематики и проблематики общения, необходимость осмысления и создания текстов различных стилей и типов речи, потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией, представленной в различной форме, преобразованием имеющихся текстов по заданным параметрам. Следует больше внимания уделять устной речи учащихся, систематической работе со словарями.

  2. Весьма актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка становится проблема усиления коммуникативно-деятельностного подхода в преподавании русского языка. Данный подход к изучению русского языка способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи. Одновременно это формирует грамматико-правописные и речевые умения и навыки, необходимые для практики речевого общения.

  3. Актуальной остаётся работа с текстом на уроках русского языка. Текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны – предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания. Следует разнообразить дидактический материал, включая в работу на уроке неадаптированные тексты. Больше внимания необходимо уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическая речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, целенаправленно обучать комментированию текстов, созданию текстов различных стилей

  4. Результаты экзамена говорят о том, что в процессе обучения особое внимание следует обратить на формирование аналитических умений. При этом необходимо постоянное внимание к смысловой стороне рассматриваемых языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использование разнообразных видов деятельности, нацеленных на применение знаний и умений в различных ситуациях, а не на простое их воспроизведение. Результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоения критериального подхода к оценке творческих работ учащихся, в необходимости выработки единых требований к подготовке педагогических кадров.

  5. Рекомендуем новую литературу для учителя и учащихся по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации.

1) Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьева Т.В. Итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс. – Челябинск: Взгляд, 2008.

2) Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. и др. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.

3) Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009/ ФИПИ авторы составители: Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. – М.: Интеллект-Центр, 2009

4) ЕГЭ-2009. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2008.

5) Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2009.

6) Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2009.

7) Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Русский язык/ ФИПИ автор составитель: И.П. Цыбулько – М.: Эксмо, 2008.

  1. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова - М.: Астрель, 2009.

  2. www.ege.edu.ru

  3. www.fipi.org.ru

Категория: Русский язык | Добавил: ymoc
Просмотров: 278 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]