На позиции В5 в проверочной работе стоит задание, требующие различения суждений фактического и оценочного характера.
- Слово «факт» происходит от латинского faktum – сделанное, свершившееся. Под фактом в науке понимают событие, результат, нечто реальное, конкретное. В известном смысле факт противостоит гипотезе, мнению, оценке. Поэтому выделение в тексте двух указанных групп суждений вполне оправдано.
- Заметим сразу, что вторая группа суждений может включать в себя не только чисто оценочный компонент (плохо, хорошо, прогрессивно, реакционно, позитивно и т.п.), но и в более широком плане – отношение к явлению («служит примером», «создает надежную основу» и т.п.).
- Из курса обществознания известно, что факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.
- Приведем примеры таких заданий
- 1.
(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
|
-
- 2.
(1)На волне предвыборной кампании на политической арене страны появилась новая партия, объединившая ряд общественных организаций и движений. (2)Основу программы партии составили требования расширения демократических прав и свобод, гарантии прав частных собственников, амнистии капиталов. (3)Это можно рассматривать как новый шаг на пути развития демократии в нашей стране. (4)В то же время заметны негативные моменты увеличения числа демократических партий, что может усложнить выбор избирателя.
|
- Ученики нередко допускают ошибки, выполняя подобные задания. За ними, как нам представляется, стоит недостаточное различение в социальном знании объективной и субъективной сторон. И это во многом обусловлено спецификой социального знания, где обе эти стороны самым тесным образом связаны. Тем более оправдано внимание к этой проблеме на уроках обществознания.
- Выполняя первое задание ученики нередко затруднялись с классификацией третьего положения. На первый взгляд оно кажется оценочным, на это указывает содержащееся в нем утверждение о том, что ранние браки часто заканчиваются разводами (что подразумевает негативное отношение к таким бракам). Однако, если брать данное положение в целом, в нем лишь констатируется, что половина опрошенных придерживается мнения о непрочности ранних браков. Следовательно, здесь мы также имеем дело с констатацией некого факта, связанного уже с результатами опроса. И лишь последнее суждение носит отчетливо оценочный характер. В нем отражены возможные негативные последствия ранних браков. Данное суждение может быть оспорено другими.
- Для формирования у учащихся умений отделять фактические суждения от тех, которые носят преимущественно субъективный характер (мнений, оценок, предположений) можно использовать более сложную разновидность данного задания.
- 3.
1) В 1962 г. была создана международная общественная организация – Римский клуб. 2) Своей целью она провозгласила исследование развития общества в эпоху научно технической революции. 3) В докладе Римскому клубу в 70 е г. был сделан малообоснованный, но шокирующий человечество вывод о назревшем экологическом кризисе, несущем угрозу всему человечеству. 4) Последующее развитие показало, что эта угроза была сильно преувеличена. 5) Человечеству пора побороть страх перед этой надуманной опасностью и не накладывать искусственных ограничений на технический прогресс.
|
- Попробуем с учащимися разделить на факты и оценочные суждения приведенные выше положения. Можно ли оспорить первое суждение? Нет, оно фиксирует реальный факт, имевший место в определенное время. Учредительные документы этой организации подтверждают второе суждение: действительно, такова была ее главная цель. Присмотримся к третьему положению. С одной стороны, здесь фиксируется тот факт, что в представленном докладе был сделан вывод о грозящем человечеству экологическом кризисе. Вместе с тем, здесь есть и оценочный элемент – данный вывод характеризуется как малообоснованный (ряд исследователей, напротив, посчитали представленные доказательства вполне убедительными). Таким образом, это положение нельзя однозначно отнести к суждениям фактического или оценочного характера. Заметим, что такого рода суждения распространены очень широко. Используя их, люди пытаются убедить окружающих в своей правоте, поскольку соглашаясь с использованным фактом, собеседник невольно принимает и отношение к нему говорящего. В двух последних утверждения, несомненно, выражены отношение и оценка. Вывод о том, что угроза была преувеличена – одна из возможных позиций в оценке прогноза участников Римского клуба. Многие, напротив, убеждены, что сделанные тогда предсказания подтвердились. Еще более спорным является последнее утверждение.
-
|