-
В процессе обучения написанию обществоведческого эссе можно выделить несколько ключевых моментов.
-
- Первый из них – осмысленный выбор высказывания
- 1.Содержательная основа, на которой требуется строить ответ. При написании эссе необходимо использовать знания обществоведческого курса – понятия, теоретические положения, поэтому качественно выполнить задание на незнакомом или малознакомом содержании вряд ли возможно.
- 2. Понимание сущности высказывания (затронутой в высказывании проблемы, позиции автора). Важнейшим в написании эссе является раскрытие смысла высказывания. Непонимание или не вполне адекватное понимание его не позволит реализовать основные требования к обществоведческому эссе.
- 3. Характер высказывания. Высказывание может представлять некое суждение, смысл которого очевиден и по которому возможно иллюстративно-описательное изложение отдельных тем обществоведческого курса. Данный вариант написания эссе, с одной стороны, более прост в исполнении, с другой - он не дает возможности полноценно реализовать базовые требования к структуре и содержанию обществоведческого эссе. То есть видимая легкость (очевидность) трактовки смысла высказывания может быть обманчивой при выборе темы.
- 4. Возможность создания схемы раскрытия смысла высказывания – (нескольких логически связанных основных идей). Эссе предполагает логически связное рассуждение, в заключении которого делаются определенные выводы, поэтому в случае затруднений в создании подобной логической основы эссе целесообразно подумать о выборе иного высказывания.
- После осуществления выбора необходимо определить свое понимание смысла высказывания (проблемы, затронутой автором). Для этого важно установить тематическую связь высказывания с обществоведческим курсом и определить составляющие (аспекты затронутой проблемы). Полезно записать выявленные аспекты и определить, все ли они будут подробно раскрыты. Далее следует отметить те аспекты, которые могут стать предметом более пристального внимания и для каждого из них определить круг терминов и понятий, теоретических положений обществоведческого курса, которые целесообразно использовать в тексте эссе.
- Если учащимся известны какие-либо научные исследования, научные концепции по затронутой высказыванием теме (проблеме) необходимо отразить их в эссе. Применительно к каждому аспекту, который планируется рассмотреть подробно, полезно сформулировать основную идею, связывающую этот аспект с общим смыслом высказывания (проблемой эссе). Следующими действиями может стать выстраивание логической последовательности рассматриваемых аспектов и формулирование общих выводов. Для каждого раскрываемого аспекта проблемы важно подобрать фактический материал: определить, какие факты (факты общественной жизни, личный опыт или социальные наблюдения, модели социальных ситуаций) будут привлекаться и в каком качестве (как иллюстрация теоретических рассуждений, как отправная точка рассуждений и т.п.).
- Согласно условию задания, следует определить и зафиксировать свое отношение к мнению автора высказывания и аргументировать его.
- При всем разнообразии подходов к технологии написания обществоведческого эссе учитель может конкретизировать требования к его качеству, предложив следующие критерии:
- адекватное понимание автором эссе смысла высказывания;
- соответствие текста эссе выявленному смыслу высказывания;
- раскрытие смысла высказывания в заданном содержательном контексте (очевидно, что для раскрытия смысла высказывания и аргументации могут привлекаться теоретические положения других содержательных составляющих курса, но контекста необходимо придерживаться);
- представленность личной позиции учащегося, его отношения к мнению автора высказывания и поднятой им проблеме;
- опора учащегося при раскрытии смысла высказывания и аргументации собственной позиции на обществоведческие знания (использование терминов и понятий, теоретических положений общественных наук);
- использование при раскрытии проблемы осмысленных учащимся фактов общественной жизни (или моделей социальных ситуаций) и личного социального опыта;
- логичность рассуждений;
- отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических и пр.) и иных (фактических, логических, этических и пр.) ошибок;
- соответствие эссе нормам русского языка.
- Не установлено жестких требований к объему ученического обществоведческого эссе. Объем может определяться сложностью темы, уровнем обществоведческой подготовки конкретного учащегося, наличием времени для написания эссе и многими другими факторами. Важен не размер текста, написанного учеником, а реализация в эссе максимального количества перечисленных выше требований.
- Нередки случаи неверного понимания учащимися характеристик теоретического уровня написания эссе. Ученики приводят абстрактные рассуждения, иногда с использованием понятийно-терминологического аппарата заявленной в задании социальной науки или набора ее теоретических положений, но при этом не привлекают фактический материал. Поскольку в условии задания предъявлено требование опираться в рассуждениях на факты общественной жизни и личный социальный опыт, такое эссе не может быть признано качественным.
-
|