Находится в разделах: Начальная школа
Инструктивно-методическое письмо о преподавании общеобразовательных предметов в начальных классах в 2009 - 2010 учебном году
24.11.2009, 19:58

ПРИЛОЖЕНИЕ

к письму Министерства образования

Московской области

от 20.11.2009 № 9139-05о/07

 

Инструктивно-методическое письмо

о преподавании общеобразовательных предметов

в начальных классах в 2009 - 2010 учебном году

в общеобразовательных учреждениях Московской области

 

Изменения, происходящие в Российской Федерации, основные направления модернизации системы образования, требования государства, общества и семьи все острее ставят перед учителем проблему обновления содержания и стиля своей профессиональной деятельности с целью получения новых, принципиально иных результатов обучения.

В настоящее время существует достаточное число теоретических публикаций и виртуальных проектов на тему совершенствования образовательного процесса. Наиболее значимым в этом смысле являются проекты Образовательного стандарта второго поколения.

Начальная школа в этих проектах занимает одну из ведущих позиций, так как большинство инноваций в сфере образования опирается на процесс и результат обучения младших школьников.

Целью данного письма является оказание помощи учителям начальных классов в практической реализации в их повседневной профессиональной деятельности теоретических подходов и принципов, определяющих современный характер процессов обучения, воспитания и развития младших школьников.

В связи с изменением в образовательной политике коллективам начальной школы требуется обратить внимание на следующие моменты.

До принятия нового проекта образовательных стандартов образовательные учреждения должны руководствоваться базисными учебными планами 1998, лучше 2004 гг., а также при выборе предметных линий – Федеральным перечнем учебников на 2009/2010 учебный год.

Федеральный государственный стандарт общего образования нацеливает на формирование ключевых компетентностей – готовности учащихся использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач в реальной жизни. Речь идет о подготовке функционально грамотной личности, способной действовать в нестандартной обстановке.

Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.

Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения определяется не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и прочих сферах.

При выборе предметных линий для работы с учениками начальной школы следует обращать внимание на ключевые моменты, связанные с обновлением содержания и подходами к его освоению.

Обновление образовательных стандартов в настоящее время диктует то, что в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения.

Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни.

Результаты образования должны быть сформулированы отдельно для начальной, основной и старшей школы, учитывать специфику возрастного развития школьников. Достижение таких результатов в практике конкретных образовательных учреждений должно основываться на передовых достижениях отечественной психолого-педагогической науки.

Требования к структуре образовательных программ предполагают установление соотношения частей образовательных программ, в том числе соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Это также означает, что образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся.

Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

Требования к условиям реализации образовательных программ должны описывать все кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия, без которых нельзя будет достичь необходимых образовательных результатов и решать задачу сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников. При формировании требований к материально-техническим условиям следует отказаться от предельно детального описания характеристик учебного оборудования. Учитывая, что образовательные технологии и средства обучения постоянно обновляются, следует установить такие требования к условиям, которые бы обеспечивали опережающее развитие современной образовательной инфраструктуры.

Данные требования должны стать стимулом для производителей, муниципалитетов и субъектов Российской Федерации в деле создания наиболее качественных условий получения образования, включая вопросы оснащения школ, привлечения к работе талантливых педагогов, внедрения эффективных методов финансирования образовательных услуг. Так, в ближайшие два года предстоит завершить переход к нормативному подушевому финансированию во всех субъектах Российской Федерации.

В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, текущей деятельности федеральных органов управления образованием, органов управления образованием, муниципалитетов предстоит разработать и внедрить в направлении обновления образовательных стандартов:

– новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ;

– систему оценки качества образования, включая оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения на другую, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений.

В настоящее время в связи с переходом на деятельностную парадигму образования учителям начальной школы стоит обращать внимание на то, чтобы была обеспеченность действий контроля и самооценки. УМК следует рассматривать как важнейшее средство обучения для достижения целей обучения, а также носителем способов получения и освоения информации. Любой УМК должен представлять собой своеобразную модель учебной деятельности, которая включает мотивационный компонент, компонент постановки учебной задачи, компонент для анализа условий учебной задачи, поиска способов решения (основные задания), компонент для конкретизации (задания и упражнения), а также контрольно-оценочный компонент (контрольные задания).

Принципиальное значение имеет наличие в УМК наличие необходимой формы коллективной деятельности учеников начальной школы – учебного диалога.

Наиболее очевидным и значимым для учителей начальных классов является изменение подходов к определению результатов начального образования. Как показывает опыт общения с педагогами Московской области, подавляющее большинство из них необходимым и достаточным результатом обучения в начальной школе считают формирование знаний, умений и навыков (ЗУНов), отражающих содержание конкретных учебных предметов. Лишь незначительная часть учителей отмечает важность формирования учебной деятельности у младших школьников, при этом сетуя на недостаточность учебного времени и перегруженность учебных программ.

Современные подходы к определению результатов образования ставят перед учителем задачу формирования компетентностей учащихся, как необходимого условия их самореализации. Категория компетентностей на теоретическом уровне в современной педагогике обсуждается достаточно давно, вероятно, пришло время довести ее до практического воплощения.

Прежде всего, учителю необходимо понять, чем компетентности отличаются от так хорошо знакомых ЗУНов. Среди множества существующих определений этой категории наиболее ёмким и информативным является следующее: компетентность – это свойство личности, проявляющееся в ее осведомленности, желании и готовности действовать в определенной области, в наличии успешного опыта деятельности в ней. Вот эти свойства личности и должны стать результатом деятельности обучения в начальной школе.

Для более конкретного рассмотрения новых образовательных результатов рассмотрим структуру компетентности. Как видно из определения, в структуре компетентности выделяются четыре компонента. Первый основной и базовый компонент – это осведомленность. Нетрудно догадаться, что осведомленность и есть те самые знания, умения и навыки, которыми должен овладеть ученик в определенной области. Под ней (областью) следует понимать учебные предметы базисного учебного плана. Таким образом, даже самые современные подходы к результатам образования не отменяют необходимость формирования ЗУНов, Однако, для обеспечения современного уровня образования одних ЗУНов категорически недостаточно, они являются лишь инструментом и исходным материалом для получения современных результатов образования.

Вторым не менее значимым компонентом компетентности является желание действовать в определенной области (см. определение). Для младшего школьника это желание учиться. Формирование этого желания невозможно без понимания важности изучаемого материала, без осознания его личностного смысла. С сожалением мы вынуждены констатировать, что подавляющее большинство учителей никогда не ставили перед собой задачу формирования позитивного отношения учащихся к изучаемому материалу, более того, многие учителя затрудняются в объяснении важности предлагаемого младшим школьникам содержания. Одним из наиболее существенных изменений в профессиональной деятельности учителя должно стать умение формировать у учащихся интерес к учебному содержанию, ценностное отношение к объектам познания. Учителю придется забыть о том, что ученик должен учиться только потому, что он ученик. В современных условиях учителю придется научиться делать процесс обучения привлекательным для младших школьников на всех его этапах. Без позитивного отношения к деятельности учения формирование компетентности как результата образования невозможно.

Третьей составляющей компетентности является готовность учащихся к применению полученных знаний для решения учебных и жизненных задач. Учителя привыкшие строить свою работу на основе репродуктивных методов обучения могут испытывать серьезные затруднения в организации продуктивной познавательной деятельности школьников. Здесь тоже придется пересматривать устоявшиеся стереотипы и алгоритмы профессиональной деятельности. Реализация компетентностного подхода требует от учителя дополнительных усилий и особых умений по организации деятельности младших школьников. Сейчас важно понимать, что любое предлагаемое знание учащимся должно быть обязательно рано или поздно применено. Это особенно важно учитывать при выборе программы и учебника, по которым предполагается работать в новом учебном году. Если выбранные учителем пособия (программа, учебник, рабочая тетрадь) не содержат достаточное количество качественных заданий, задач, проектов и т.п., то учителю все это придется разрабатывать самостоятельно.

Наиболее значимым компонентом, определяющим наличие компетентности, является позитивный опыт применения полученных знаний, который складывается из многократно проявленной успешной готовности к их применению. Накоплению такого опыта способствуют разнообразные творческие задания, исследовательские работы, ученические проекты. Являясь, безусловно, эффективными формами обучения, все перечисленные виды деятельности учащихся с трудом вписываются в привычную всем классно-урочную систему. Поэтому в новом учебном году учителям следует обратить серьезное внимание на организацию внеклассной деятельности учащихся. Этот вопрос следует продумать и организационно, и содержательно. Вынесение учебных занятий за рамки урока во вторую половину дня не должно повлечь за собой перегрузки учащихся. Это значит, что эти занятия должны проходить в активной деятельностной форме в стенах школы или за ее пределами. Содержание этих занятий не должно быть продолжением или компенсацией недостатков урочного обучения по конкретным предметам. Здесь важно установить баланс между учебным содержанием и характером деятельности учащихся. Не всегда получиться организовать подлинно исследовательскую или проектную деятельности, так как каждая из них требует специальной подготовки и формирования конкретных умений у младших школьников. Поэтому чаще придется работать в режиме квазипроектной (как бы проектной) и квазиисследовательской (как бы исследовательской) деятельности. Это значит, что все этапы проведения соответствующих работ учитель должен продумать, отобрать такие виды деятельности учащихся, в которых они уже достаточно хорошо ориентируются, и в то же время они несут в себе определенный элемент новизны, позволяют расширить и углубить имеющиеся знания и умения. Руководство учителем деятельностью учащихся в этом случае будет носить скрытый характер, что тоже требует от учителя специальных умений и определенного стиля профессиональной деятельности.

Здесь уместно говорить об адаптивной функции современной школы. Учителю важно учитывать индивидуальные особенности учащихся: не просто знать о них на уровне теории, но и использовать технологии обучения, способствующие успешному обучению учащихся, которые имеют определенные трудности и проблемы в развитии. Задача учителя – адаптировать современное содержание, технологии, методики и профессиональный стиль к индивидуальным особенностям младших школьников.

Как видно из выше сказанного, постановка задачи получения новых результатов образования в начальной школе потребует от учителя серьезных изменений своей профессиональной деятельности. Прежде всего, придется уйти от узкопредметного понимания этих результатов. Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющих, прежде всего, в личностном развитии учащихся.

Педагогическая академия последипломного образования готова оказать учителям любую консультативную и информационную помощь в работе в современных условиях.

Категория: Начальная школа | Добавил: ymoc
Просмотров: 270 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]