Находится в разделах: Научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров, Музыка, Взаимодействие ОО с Королёвским благочинием
«Принцип соборности как часть духовной культуры народов России в отечественном хоровом искусстве»
21.11.2023, 17:44
Казьмина Эльвира Иосифовна
 учитель музыки МБОУ
Первомайская СОШ №2 имени М.Ф.Тихонова
 
 
«Принцип соборности как часть духовной  культуры народов России в отечественном хоровом искусстве»
(Доклад на ГМО учителей художественно-эстетического цикла 21.11.2023 г.)

Цель - обобщение знаний об эффективных подходах к хоровому искусству и обращения к духовным традициям и культуре народов России.
         В наши дни духовная составляющая приобретает первостепенную значимость и ценность для таких ветвей человеческой деятельности как Искусство и Воспитание Человека. Воспитать человека — одна  из основных целей образования.  Сейчас ученые, педагоги и воспитатели обеспокоены духовным обнищанием подрастающего поколения. В этой связи как никогда заняты поиском новых, более эффективных воспитательных и развивающих технологий. Духовная культура — совокупность духовных ценностей. Художественная деятельность является частью духовной культуры.
         Исторические события и климатические условия народов России  наложили  свой отпечаток на становление личности и определили её главные качества и черты: гуманность, мягкость и душевность в общении, кооперативность («хоровое начало» В.В.Розанов), доброта, оптимистичность, жизнерадостность и чувство юмора, бескорыстность, сострадание и чуткость, осознание чести выше славы, глубокая нравственность, терпение, величие духа, милосердие и многие другие.
          На становление и развитие  мировоззрения, национального характера народов России  повлияли взаимообогащение народных архаичных и религиозных взглядов и традиций. В результате  появилась одна из главных черт национального менталитета — человечность  как органическое соединение мысли с чувствам и неповторимой и бесконечной в самой себе личности с другими людьми и человечеством в целом, а отношение к человеку  исполнено веры в его творческие возможности и способности обогащения духовного бытия.
         Характерная для жизненного уклада Древней Руси патриархально-общинная направленность мировоззрения личности получила новое духовно-религиозное осмысление, связанное с категорией соборности как формы  духовного объединения людей. Соборность как часть менталитета была присуща русскому народу издревле. Соборность как духовный принцип имеет глубокие корни и присуща славянской ментальности. И. Киреевский замечал: «Основополагающий характер верующего мышления состоит в стремлении соединить отдельные части души в единую силу, найти ту точку... где мышление, воля и чувство, совесть, прекрасное, истина... справедливость и милосердие переплетаются в единый сплав, благодаря чему природа человеческой личности снова обретает свою изначальную целостность».
         В результате современной дискуссии можно найти примеры проявления принципа соборности, которые педагоги широко используют в своей работе. Исследователи приходят к выводу, суть которого заключается в следующем: функционально идея соборности стала более значимой, чем религиозный догмат, стала духовным принципом жизни русского человека, объединяющее личности в целостную систему социальных отношений.
         Идея Соборности как духовная основа искусства и образования сегодня звучит не менее актуально. Среди многих средств решения проблемы воспитания особое место занимает музыкальное искусство, обладающее большой силой воздействия на человека. В произведениях музыкального искусства авторы обращаются к человеческой личности в целом. Представления и убеждения, идеалы и устремления, воспринятые через музыкальное искусство, способны захватить человека с особенной полнотой и силой. Это возможно благодаря неповторимому характеру музыкальных образов, их яркой эмоциональной окрашенности, эстетическим переживаниям, вызываемым музыкой. Из этого следует социальная ценность музыкального искусства, его воспитательная и преобразующая роль. Открывая внутренний мир личности, музыка приобщает нас к наиболее развитым формам жизнедеятельности в личностном и социальном планах. При благоприятном ходе музыкального обучения, пробуждаемое музыкой творческое начало, постепенно проникает в различные стороны жизни, внося черты целостности и гармонии в его мироощущение, характер, поведение, отношение, что особенно ярко наблюдается в певческой деятельности. Воспитание детей на хоровых традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. 
         Реализация идеи соборности в рамках хорового искусства  в современном дополнительном образовании предполагает  объединение семьи, школы, общественных организаций, учреждений культуры и искусства в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Претворение идеи «единства во множестве» возможно благодаря повышению роли коллективных форм человеческой деятельности, в которых в наибольшей степени проявляется «соборность творчества»
         Одной из  коллективных форм  духовного общения и творчества в музыкальной культуре и образовании можно по праву считать хоровое искусство. Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитания чувств и эмоций. Через хоровое пение  подрастающее поколении приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики.
Искусство хорового пения всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества.  Искусство пения – искусство души и для души.
Концепция сохранения и развития хоровой культуры в  России констатирует, что в нашей стране коллективное хоровое искусство является коренным для всей национальной музыкальной культуры. Это обусловило синкретизм как объединение трёх важнейших пласта: светское, народное и духовное песенное творчество.
Хочу привести пример из своих студенческих лет, прошедших в 1990-е годы, когда на сцене Академии музыки после долгого забвения впервые зазвучали мелодии редкого жанра фольклора —  духовные стихи, что явилось возрождением богатого пласта песенного творчества наших предков.
Именно в народном творчестве прослеживается истинная сила духа народов России: какие бы прогрессивные идеи не прививались, древние корни оставались живыми и стойкими.
Человек древнего мировоззрения не выделял себя как индивидуальность, а осознавал себя как частью природы, так и социума.
 В процессе жизни, человеку необходимо было взаимодействие и объединении с другими людьми. Это один из факторов образования народностей — объединения людей, взаимодействующих для достижения общих целей, в том числе коммуникативных, что подвигло их говорить, на одном, к примеру, на русском  языке. Поэтому всегда был в России культ полноценной многодетной  семьи.
 Главная цель программы дополнительного образования – создать условия для творческого развития ребенка в детском вокально-хоровом коллективе.
В совместной творческой деятельности преподавателя и ученика проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
         Человеку присуща потребность в красоте и радости творчества. Чем больше человечество читает, изучает, занимается художественным творчеством, тем более богат его духовный мир. Важнейшие традиционные ценности русского народа близки всем народам России, они составляют основу культурного единства нашей страны.
         Примером единения в музыкальном искусстве может стать то, что все выдающиеся композиторы воспитывались на музыке своих великих предшественников. Классические произведения являлись фундаментом их воспитания, затем они сами находили новые пути в своём творчестве.
         Собор, соборный — славянские слова, которые употребляются уже в древнеславянских письменных источниках. Церковь называется единою, святою, соборною, потому что она принадлежит всему миру, а не какой-нибудь местности; потому что ею святятся всё человечество и вся земля, а не один какой-нибудь народ или одна страна; потому что сущность её состоит в согласии и в единстве духа. Именно историческая приверженность Руси к соборности определяет её особую миссию и судьбу. Однако, по всей вероятности, следует говорить о том, что именно специфическое понимание соборности выступало одной из составляющих новой культурной идентичности, сформировавшейся в XIV—XVII вв., а именно идентичности российской, религиозную природу и значимость этой идентичности
         Под соборностью понималось «единство народа в исполнении христианского долга». Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни.
         В учении Д.А. Хомякова дается определение соборности  как целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию “лад” и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа.
         Соборные ценности народов России, возникшие в глубокой древности и ставшие нормой жизни народа, семьи, личности — одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы.
         Один из символов духовно-культурных традиций стал образ Пресвятой Троицы, созданный преподобным Андреем Рублевым. Этот образ  вмещает в себя всю совокупность наших искренних соборных усилий по возрождению Церкви и Отечества, по восстановлению порушенных международных, межнациональных и межгосударственных связей, по обеспечению внутреннего покоя и мира для народа Божия, для граждан страны. Взирая на иконописный символ нашей веры  появляется уверенность, что с Божией помощью наши народы сумеют осуществить свою соборную историческую миссию. Соборность – как идея-образ и многовековой опыт созидательного сотрудничества разных народов и культур народов России.   Олицетворение уникального соборного исторического опыта России в деле мирного созидательного сотрудничества разных народов и культур на единой земле. В самом общем смысле под соборностью русская традиция понимает как реальное внутреннее согласие, единодушие людей, так и нравственный идеал общения личностей в истине, любви к Богу и друг другу. Соборная интенция, предполагающая органическое соединение начал свободы и единства в отношениях между людьми, глубоко определяет мировоззренческий контекст русской православной культуры, её ориентацию на органическую связь принципа личности с принципом нравственной общности, согласности лиц в истине.   Понятие соборности оказывается одним из четырех ключевых слов, какими характеризуется христианская Церковь
         Среди славянофилов (К. Аксаков) социальную проекция соборности именовалась «принципом симфонии» и отождествлялась с русской крестьянской общины. В целом можно отметить, что истоками идеи соборности в русской культуре выступают особенности природных и климатических условий, хозяйственная практика русского крестьянства (община), особенности понимания роли государства не только как политического, но и как религиозного объединения дискуссии.
         Г. В. Драч, исследуя соборность как  культурный феномен, под соборностью понимает признак, согласно которому члены некоторого собрания, некоторого человеческого множества связываются воедино и образуют между собой особого рода общность, именуемую соборным единством или просто собором. Соборность понимается как определенный принцип собирания множества в единство, как принцип связи, соединения. Она представляет собой религиозно-церковную общность людей, объединенных православными ценностями. Соборность гарантирует духовную самоценность личности, примиряя посредством христианской любви свободу каждого и сохранение единства всех. Соборное единство предполагает принятие людьми, в него входящими, общих высших ценностей. В свете христианской метафизики соборность представляется истинной формой человеческого существования, способствующей не только становлению и развитию всех позитивных сил человеческой личности, но и её благодатному приобщению к возможности вечной жизни. Соборное бытие — путь духовно-нравственной актуализации высших способностей человека, стезя спасения не только индивидуальной души, но и духовных плодов совокупного развития многих лиц, объединенных общностью веры, исторической судьбы, культуры. Соборность действительно реально существовала в историческом прошлом нашей страны, о чем свидетельствуют музыкальные произведения, основанные на документальных источниках.
         Как сохранить и развить у современного человека элементы соборного мышления?  Это тема для дискуссии. Можно найти примеры проявления принципа соборности, которые педагоги   широко используют в своей работе. К примеру, Пасхальный фестиваль в г. Королёве объединяет школьные хоровые коллективы города. Исполнение гимна сводным хором школьников г. Королёв на центральной площади.
Идея соборности – явление русского национального духа. Она не знает аналогов ни в западных, ни в восточных цивилизациях. Исследователи отмечали, что сам термин «соборность» не может быть переведен ни на один из известных языков мира с сохранением смысла. «Для нас же, русских, – пишет исследователь Н. Георгиева,- соборность есть единство многообразия души, помыслов, действий»
         Соборность как специфическое понятие было разработано в русской философии. А. С. Хомяков этимологически связывал термин соборность со словом «собор», выражающим православную идею «единства во множестве». Он утверждал, что только в православии принцип соборности осознан как высшая Божественная основа Церкви.
         У В. С. Соловьева понятие соборность трансформировалось в понятие «всеединство».
         Русский философ С. Л. Франк под соборностью понимал «внутреннее органическое единство», лежащее в основе всякого человеческого общения, всякого общественного объединения людей. Строгое церковно-богословское значение термину «соборность» вернули С. Н. Булгаков и п. А. Флоренский. Согласно их трактовке, «соборность есть душа православия и означает вселенскость, единую жизнь в единой истине».
         Понятие соборности продолжает исследоваться современными философами, культурологами, религиоведами, социологами, филологами.
         Религиовед Т. В. Чумакова акцентирует в церковной соборности значение «собрание верующих», а значение «общественного дела».
         Филолог Е. Е. Рыбникова, изучая древнерусские тексты, приходит к выводу об идентичности в них значений «соборный» и «совместный» [4, с. 10].
Идея русской соборности является предметом изучения современных богословов восточно-христианской традиции. Причем соборность воспринимается ими с позиций иного видения человека. Известный современный религиовед Томаш Шпидлик рассматривает понятие русской соборности как проявление коммунитарного аспекта познания веры и развитого чувства общинности у русских, а также как проявление духовного единства, переходящего от субъективного всеединства к объективному всеединству.
         Все вышесказанное позволяет констатировать, что соборность может выступать не только как явление конкретно церковное, но и как идея, как воплощение сути народного характера, сути народного менталитета.
         Русский религиозный философ В. В. Розанов считал, что Дух сострадания и терпимости будет созидать ту гармонию, которая почувствуется когда-нибудь и другими народами; и, вместо того, чтобы, губя себя, разрушать ее, они подчинятся ее духу.
         В произведениях русской музыкальной классики идея соборности не лежит на поверхности, она входит в глубинные слои содержания.
         Историческая, историко-философская направленность содержания произведений русской музыкальной классики в первую очередь проявляется в жанре оперы исторического содержания. Источниками вдохновения для русских композиторов становились те страницы истории, в которых обнаруживается идея единения народных масс, идея сохранения Земли Русской, идея единства судьбы героя, народа, отчизны, идея «собирания» русских земель и защиты Отечества.
         Содержание отдельных оперных эпизодов передает идею соборности почти буквально. Это воссоздание церковного священного действия в прологе оперы «Борис Годунов» Мусоргского, финале «Хованщины» Мусоргского и «Ивана Сусанина» Глинки, соборные моления в «Сказании о невидимом граде Китиже и деве Февронии» Римского-Корсакова. Отдельно следует выделить особые состояния душевного единения людей, их сосуществования в едином порыве, так часто наполняющего музыку русских опер. Большие человеческие массы охватывает единое чувство, как-то: спокойное величавое, скорбное сосредоточенное,  ликующее торжественное, стихийное удалое.  Яркие, ликующие финалы опер Глики («Слава великим богам» в «Руслане и Людмиле» или «Славься» в «Иване Сусанине»), бесшабашно-удалые хоры стрельцов в «хованщине» Мусоргского, хор народной вольницы в финале оперы Мусоргского «Борис Годунов», смиренные хоры раскольников в его опере «Хованщина».
         Соборность как коллективное действие пронизывает почти все оперы композиторов-шестидесятников. Народно-массовые сцены являются основой драматургии, а не фоном в русских операх, написанных в жанре народно-исторической оперы-драмы («Иван Сусанин» Глинки, «Хованщина» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова), а также в жанре эпической оперы («Князь Игорь» Бородина, «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова). В них хор выступают как выражение коллективной личности – народа.
         Соборность как коллективное действо лежит и в основе замыслов поздних произведений Скрябина («Мистерия», «Предварительное действо»), где именно коллективное действо рассматривалось могучим способом гармоничного переустройства мира и достижения вселенского единства мироздания.
         В процессе эволюции русской оперы эволюционирует образ народа. Показательно, что динамика идет по пути соборности как единства во множественности.
         В народно-хоровых сценах народ един, но в нем все более на четко проявляется дифференциация. У Глинки хор – воины и крестьяне, девушки и монахи – «неразличимы», это все один и тот же народ. Хор в опере «Хованщина» Мусоргского по широте и многогранности не знает себе равных.    Это пришлый люд, стрельцы, раскольники, петровцы – яркие представители  общественных сил.
         По справедливому наблюдению Б. Асафьева, здесь хор «выключен» как бытовой образ, он воспринимается лишь как властный голос народа, как образ – понятие. Динамично решенные стрелецкие сцены строят действие оперы Мусоргского «хованщина». В заключительной сцене в стрелецкой слободе происходит переключение смысла: стрельцы уже не бытовые персонажи, в них зазвучал голос народа. «Мусоргский – великий музыкальный драматург. Он глубоко и точно разгадал момент, когда люди, изображавшие на сцене быт, превращаются в судей самих себя, в голос истории»
         Соборность как проявление собирательности музыкальных истоков является неотъемлемой чертой русской музыкальной классики. В ней на основе русской песни и крестьянской и городской традиции идет постоянное воссоединение с другими формами музицирования: музыкой русской православной церкви, эпосом, инструментальным музицированием, романсом.
         В опере-летописи «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римский-Корсаков сплетает мелодии и попевки древнего знаменного пения, былинную распев, народный причет, песни «вольницы», протяжные, свадебные, колыбельные, хороводные, плясовые, колокольные звоны. Свободное претворение былинности и песенности в его опере «Садко».
         Настоящую «хрестоматию» русского музыкального творчества мы слышим в опере Бородина «Князь Игорь»: многожанровую русскую народную песню (лирическую, плясовую, застольную, величальную, солдатскую, историческую), знаменный распев и колокольные звоны, фольклорные инструментальные наигрыши.
         Идея соборности на уровне собирания интонаций, различных по происхождению этнографических элементов, находит воплощение у композиторов Балакиревского кружка. В их творчестве происходит не только цитирование и стилизация фольклора. Идет активная интонационная работа по синтезированию многообразных истоков в индивидуальных композиторских стилях. Общеизвестна любовь к ориентальной сфере образов М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, А. Бородина. Кульминационным проявлением этой тенденции можно считать половецкий Восток А. Бородина, явившегося подлинным синтезом восточных напевов и русского национального мелоса. Недаром пленительный хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы А. Бородина «Князь Игорь» стал интернациональным шедевром. Перешагнув границы оперы, он превратился в самостоятельный номер, бытующий сегодня в аранжировках многих ансамблей и солистов.
         Расширение интонационной соборности до европейских масштабов происходит в творчестве признанного классика русской музыки П. Чайковского. Многочисленные «инкрустации» в интонационный строй его произведений итальянских, немецких, французских фольклорных цитат и композиторских тем из музыкальных произведений известных в Европе авторов демонстрируют одновременно и всеохватность, и национальную самобытность композиторского почерка.
         Особо выделяется в этом плане в русской и мировой музыкальной культуре музыка И. Стравинского, символизирующая полное единение русской интонационности с общеевропейской. Он сумел стать «гражданином мира», создать на основе русского фольклорного материала интернациональный язык целого столетия.
         Необычайно плодотворен взгляд на проблему формирования жанров русской классической музыки и, в частности, оперы сквозь призму идеи соборности. Музыковед-исследователь Т. Чередниченко замечает, что светские музыкальные жанры только тогда и стали музыкальной классикой, когда смогли воплотить эту идею.
         Опираясь на положения русского философа и литератора А. Хомякова о том, что свободное движение к истине возможно лишь при отрицании индивидуализма, что для достижения истинного знания нужно «соборование многих», что «непоколебимая твердость, незыблемая истина христианского догмата не зависит от сословия иерархов, она хранится всею пол- нотою, всею совокупностью народа, составляющего Церковь, который и есть Тело хрис- тово», Чередниченко утверждает, что такие философские построения, как «понимание истории как движения к истине и в истине, соборность истины, соборность как народное«тело» православной Церкви, органично привились к русской композиторской тради ции»
         Действительно, русские оперы, ориентированные на итальянские традиции и на образцы французской оперы, обозначали свою «русскость» легендарными и бытовыми сюжетами из народной жизни, включением в партитуры обработок народных песен. В инструментальной музыке преобладали вариации на крестьянские плясовые и протяжные песни. Иными словами, соборность в доглинкинской профессиональной музыке в некотором смысле уже существовала. Т. Чередниченко пишет: «Церковь, представленная духовными концертами гениальных Д. Бортнянского и М. Березовского, намного превосходила и по духовной значимости, и по художественному профессионализму собственное «народное тело», представленное полудилетантскими операми типа «Мельник – колдун, обманщик и сват» или полуразвлекательными вариациями на песни русского народа. Музыкальная «соборность» открыла «истину» – самобытную русскую профессиональную композицию». Это стало возможным в творчестве гениального М. Глинки.
         Первая опера М. Глинки не походила ни на своих западных современниц, ни на отечественные оперы. По наблюдениям Т. Чередниченко, «малый хор» в опере предстает на пути к единству: Антонида и Собинин должны повенчаться. Единство ожидает и «большой хор»: в конце оперы первый Романов – Михаил – венчается на царство. Сусанин – отец, стоящий в центре «малого хора» и одновременно сын Отчизны, стоящий в центре «большого хора», – тоже идет к венчанию. Его крестный путь привел к «невесте христовой» – Церкви. И когда в гениальном эпилоге трио осиротевших детей оплакивает отца, его сменяет один из самых монументальных хоров во всей истории музыки – народный торжествующий хор, приветствующий восшествие на престол царя: «Славься, славься, Святая Русь». «Скорбь и ликование сливаются в соборной исторической истине – в горизонте святости»
         Такая глубокая религиозно-философско-историческая нагруженность светского жанра оперы – явление совершенно уникальное, позволяющее трактовать этот жанр как синтез оперы и духовного концерта.
         В опере Глинки «Иван Сусанин» симфоническое развитие от первого хора «Родина моя» к последнему «Славься» развертывается на основе крестьянской протяжной песни. Это по-другому конкретизирует идею соборности. «Создает музыку народ, а мы, композиторы, только ее аранжируем», – это ли не «соборное» по духу высказывание М. Глинки? И оно подтверждается мощным мелодическим повествованием, развернувшимся из зерна – народной попевки, делая это повествование объективным и внеличным, идущим параллельно течению национальной истории.
         Ярким воплощением соборности является колокольность, так щедро представленная в произведениях русской музыкальной классики. Колокольный звон был узаконен православной Церковью. Он употреблялся как возвещающий о важнейших моментах совершаемого в храме богослужения, призывающий к молитве, освящающий внешний воздух, другие стихии природы. Как неотъемлемая часть богослужения колокольный звон разделяется на три главных вида: благовест, трезвон, перезвон. Еще одна разновидность звона – похоронный перебор – больше связана с бытом православных предков.
         Включение русскими композиторами-классиками звучания колокольных звонов в свои произведения оправдано религиозно-философским смыслом, а также красочной звукописью, эмоциональными оттенками звучания. Для решения задачи исторической достоверности также вводятся звучания колоколов в оперу Римского-Корсакова «Псковитянка», в оперу Бородина «Князь Игорь», в оперы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина». С точки зрения идеи соборности важно подчеркнуть драматургическую роль колокольных звонов, выполняющих организующую, соединяющую отдельные эпизоды опер функцию, помогающую понять смысловую канву, погружающую в эмоциональную глубину ликующих, сострадающих, вещающих, зовущих в храм колокольным звучаниям.
                                               Литература
1. Асафьев Б. хоровые сцены в русских операх  О хоровом искусстве. – Л.: Музыка, 1980.
2. Бердяев Н. Русская идея   О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. – М., 1990
3. Георгиева Т. Христианство и русская культура. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 2001
4. Розанов В. Дух сострадания и терпимости  Русская гамма: Истоки национального многообразия. – М.: Изд-во «Европа», 2006
5. Рыбникова Е. Языковая репрезентация значений «совместность» и «соборность» в древне- русском языке.Традиции русской православной культуры в языко- вой картине мира. – Кемерово:  «Кузбасс», 2008.
6. Сапов В. Соборность Русская философия: словарь. – М.: Республика, 1999
7. Трофимов В. Душа русского народа: природно-историческая обусловленность и сущностные силы  – Екатеринбург, 1998.
8. Чередниченко Т. Музыка в истории культуры  – М.: Аллегро-пресс, 1994
9. Чумакова Т. Православие [ – Спб.: питер, 2006
10. Шпидлик Томаш Русская идея: иное видение человека пер. с франц. В. К. Зелинского и Н. Н. Костомаровой. – Спб.: Изд-во Олега Абышко, 2006. –
 
Категория: Музыка | Добавил: ymoc
Просмотров: 62 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]