Находится в разделах: Музыка
27.01.2012, 14:41 | |
Муниципальное образовательное учреждение Болшевская средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла __________________________________________________________
«Музыкальный портрет» Открытый урок в 6-ом классе В рамках семинара «Творческое развитие личности на уроках ХЭЦ»
Учитель музыки Шпинёва В.И., высшая квалификационная категория
г. Королёв 2007 г.
ТЕМА урока: Музыкальный портрет (6 класс).
Цель урока: формирование у учащихся понятия о музыкальном портрете и художественных средствах создания портрета в различных видах искусства. Задачи:
Форма урока: интегрированный урок.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, репродукции картин, проектор, экран.
ХОД УРОКА.
Учащиеся отвечают на вопросы, приводят свои примеры. Учитель. Выдающийся итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер Леонардо да Винчи сказал, что «живопись и музыка как сестры, они желанны всем и понятны». Ведь можно не знать языка, на котором говорили Бетховен или Рафаэль, надо только смотреть, слушать и размышлять… Продолжая эту мысль, я хочу сейчас вам предложить рассмотреть репродукцию картины русского художника М.А.Врубеля «Царевна-лебедь». На экране слайд «Царевна-лебедь» М. А. Врубеля. Вопросы к картине:
Учащиеся отвечают на вопросы, подчеркивают таинственность, гордую красоту сказочной девушки-птицы, отмечают необыкновенный дар живописца, создавшего портрет фантастического существа. Это сказочная девушка-птица, величавая красота которой свойственна народным сказкам. Глаза широко открыты, словно она все видит и сегодня и завтра. Губы сомкнуты: кажется, она что-то хочет сказать, но молчит. Венец-кокошник усыпан изумрудными самоцветными камнями. Белая воздушная фата обрамляет тонкие черты лица. Огромные белоснежные крылья, за спиной волнуется море. Сказочная атмосфера, все как будто заколдовано, но мы слышим биение живой русской сказки. Учитель. В каком литературном произведении мы встречаемся с Царевной-лебедем? Как описывает ее автор? Учащиеся отвечают на вопросы, называя «Сказку о царе Салтане» А.С.Пушкина. Учитель напоминает строки из этого произведения, в которых дается портрет Царевны-лебедь.
Учитель играет на фортепиано фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Учащиеся узнают это произведение и говорят, что в нем тоже создан портрет Царевны-лебедь. Учитель. Французский композитор К. Сен-Санс написал «Большую зоологическую фантазию «Карнавал животных», в которой также звучит тема Лебедя. Послушайте «Лебедь» Сен-Санса и опишите характер музыки. Учитель играет на фортепиано. Ответы учащихся: Спокойный темп, сопровождение рисует легкое покачивание волн, на фоне которого звучит необыкновенно красивая мелодия. Она очень выразительна, а потому легко запоминается. Вначале звучит тихо, а затем постепенно динамика усиливается, и мелодия звучит, как гимн красоте. Звучит широко, как всплеск волны, а затем как будто постепенно успокаивается, и все замирает. Учитель. Обратите внимание еще на такой момент: в музыке, как и в изобразительном искусстве, важно не только просто изображение, передача внешнего облика, но и проникновение в глубинную, душевную сущность персонажа. Эта пьеса – яркий тому пример.
Учитель. А теперь, ребята, посмотрите на эти два портрета, послушайте музыкальное произведение и подумайте, к какому портрету эта музыка больше подходит и почему.
Вопросы:
Ответы: Музыка романтичная, «кружевная», передает ощущение спокойствия и задумчивости. Такие же чувства вызывает портрет Лопухиной.
Учащиеся встают из-за столов, выстраиваются в хор и исполняют песню, которую учили на предыдущих уроках. Учитель. Подумайте, какой портрет рисует нам эта музыка? Ответы: Перед нами портрет учителя. Характер музыки плавный, размеренный, спокойный, как характер учителя. Учащиеся рассаживаются по своим местам.
Звучит фонограмма «Песениа солдата» А. Петрова. Ответы: Шутливый характер музыки рисует выразительный портрет бравого солдата, прошедшего сражения и оставшегося живым. Домашнее задание: нарисовать портрет этого солдата.
Ребята встают. Учитель. Гимн – это торжественная песнь, величественная и гордая. Она раздольная, как необъятные просторы нашей Родины; неторопливая, как течение наших полноводных рек; возвышенная, как наши холмы и горы; глубокая, как наши заповедные леса. Мы поем Гимн России и видим Красную площадь, храм Василия Блаженного, Кремль, свой родной город, свою улицу, свой дом… Учащиеся поют Гимн России.
В конце урока учащимся предлагается отметить самые интересные ответы своих товарищей, выставляются оценки с учетом мнения учащихся. | |
| |
Просмотров: 330 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |