Этапы учебной деятельности
|
Характеристика
|
компонентов урока
|
Время
|
|
деятельность учителя
|
деятельность учеников
|
|
1. Подготовка к уроку (здоровьесберегающие технологии)
|
- проветривание помещения,
- проверка нормы освещения, правильного расположения рабочих мест
|
|
10 мин. (перемена)
|
2. Организационный момент (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимуляция и мотивация учебной деятельности)
|
Музыкальная запись- звучит
Вступительное слово учителя-
Определение цели и задач урока, мобилизация внимания и создание мотивации к действию, установка на запоминание, организация сопутствующего повторения
|
фрагмент Четвертой симфонии А. Шнитке- колокольный звон .
Организация рабочего места, оформление записи в тетради (тема, эпиграф)
|
5 мин.
|
3. Изучение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход к ученику)
|
Эвристическая беседа
введение понятий, стимуляция мотивации с ориентацией на ассоциативно-рефлекторную концепцию освоения опыта.
Примерные вопросы:
- Что за жанр притча?
- В чем отличие притчи от Библейского сказания?
- Какой фрагмент самый драматичный?
|
Работая с текстом, учащиеся отвечают на вопросы, привлекая знания литературоведческих терминов, сопоставляют, анализируют, делают выводы
Ответы на вопросы требуют знаний теории литературы и фактического материала.
Возможны дополнения, групповая работа.
|
5 мин.
|
|
Заочная экскурсия в
|
картинную галерею Эрмитажа (видеозапись)- экскурсовод-ученица.
|
3,5 мин.
|
Метод рефлексии, формы индивидуальной и групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии- пересаживаются, рефлексия под музыку, технология педагогики-экспрессии, духовного контакта, элемент ролевой технологии игры
|
Предлагается заочная экскурсия в один из залов Эрмитажа. Ученица рассказывает историю создания картины «Возвращение блудного сына», обращая особое внимание на идейный замысел автора, мотивы всепрощающей любви.
Ролевая игра
Учитель предлагает распределить роли: корреспондент, отец, блудный сын, старший брат, друзья семьи.
Индивидуальные задания (исследовательско-рецептивный метод) по анализу текста притчи с дальнейшей беседой.
Например: Что вы, отец, испытываете, глядя на возвратившегося сына? Готовы ли простить его? Почему?
Почему так напряжено ваше лицо, брат? Легко ли простить?
|
Красочный озвученный текст помогает учащимся лучше и быстрее понять гуманистическую направленность искусства.
«Корреспондент и герои».
Индивидуальное прочтение и исследование текста произведения с целью осознания идеи, раскрытия особенностей характера и глубокого эмоционального восприятия.
Ответы на проблемные вопросы ученика-корреспондента ( с участием преподавателя)- метод эвристической беседы ( информационно-рецептивный)
При ответах на вопросы возможна вариативность ответов. Учитель помогает эмоциональному восприятию, направляя на путь исследования, логической структуры
размышлений. Дети делают вывод о сложном, но необходимом пути прощения.
|
10 мин.
|
4. Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний (технология интеграции с историей, живописью. Особенности технологии- внимание к деталям «деталь»- «вопрос»- «проблема»).
|
Эвристическая беседа по «Сказанию о Борисе и Глебе». Метод исследования, с использованием научной концепции ассоциативного освоения опыта, элементы диалога, проблемности, творчества, метод совместной деятельности учителя и ученика на творческой основе.
Используя историческую справку и демонстрируя репродукции икон, учитель кратко повествует о событиях и воплощении их в произведении (особый акцент делается на гуманистическую направленность, идею прощения и любви)
После беседы (репродуктивный метод) по содержанию произведения предлагается (работа в малых группах) провести исследование языковых особенностей текста, способствующих раскрытию идейно-нравственного содержания
|
Работа в малых группах по информационно- ассоциативному анализу текста, ответы на вопросы беседы, анализ произведения с целью раскрытия связи языковых особенностей и идейного содержания.
При работе особое внимание обращается на художественную деталь, способную выделить проблему.
Учащиеся сами составляют проблемные вопросы, адресованные разным группам, по содержанию и идейно-нравственной направленности.
Например: Мог ли Борис поступить иначе?
Чем руководствовался в своих поступках Глеб? Докажите?
Можно ли это Сказание считать гимн6ом всепрощающей любви? Почему?
Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод о важной роли не только художественной детали, но и языковых особенностей для правильного восприятия, глубокого эмоционального воздействия на читателя и слушателя.
Вывод о гуманистической направленности произведений разных жанров и эпох дети делают самостоятельно в результате анализа текста.
|
10 мин.
|
|
Видеосюжет «Борис и Глеб-
|
Святые мученики»
|
1,5 мин.
|
5. Итог урока. Работа по закреплению и обобщению и закреплению приобретенных знаний и умений
|
Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме. Метод установления связей между понятиями, использование принципа «обучающего воспитания»- анализ произведения перерастает в обсуждение гуманистической проблемы.
|
Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что в основе идейно-нравственной концепции произведений лежит основополагающий принцип «всепрощающей любви», гуманистическая направленность позиции автора.
Средства языковой художественной выразительности способствуют эмоциональному воздействию.
|
5 мин.
|
6. Домашнее задание. (технология личностно-ориентированного подхода)
|
Написать сочинение «Всепрощающая любовь» (по картине или иконе).
|
Метод творческих заданий направлен на «открытия», а не на аргументы и факты.
Прием оригинальных «нравственных заданий» способствует раскрепощенному творческому процессу.
|
|