Находится в разделах: Литература
«А ВЫ МОГЛИ БЫ?»
26.08.2011, 13:18

«А ВЫ МОГЛИ БЫ?»

Мастерская построения знаний (По творчеству В. В. Маяковского)

  Аракелян С.С., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 им. В.Н. Михайлов

Комментарий

Мастерскую для учеников лучше проводить на вто­ром уроке по творчеству Маяковского.

Орг.момент(5 мин.)

ХОД МАСТЕРСКОЙ

  1. ИНДУКТОР. (5 мин.) Представьте себе, что вы можете прямо сейчас взять в руки любой предмет, который вам захочется. Нарисуйте или опишите его словами. Вы с ним можете делать что угодно. Запишите, что сделали бы вы и рас­скажите всем.

2. Выслушиваем всех. (5 мин.)

Варианты ответов:

Взяла бы мороженое, сразу бы съела. Маленького очень пушистого котенка прижала бы к себе. Толстого мохнатого щенка долго бы гладила. Огромный белый шар взяла бы в руки и как разбила бы (взмахом руки показала — пополам). Руку друга — пожала бы. Большую металлическую решетку взял бы и смял.

Огромное красное сочное яблоко куснул бы сразу и съел. Скрипку ударил бы об пол и разбил вдребезги. Возьму журнал и порву.

Возьму варежки и надену.Волшебную палочку — буду творить чудеса. Телескоп — изучать звезды. Крылья: привяжу к спине и полечу. Возьму стул и стукну об пол. Красивый шарф — завяжу на шею.

(Где психологи? Разве это не проба состояний? В таком настроении класс пришел заниматься литературой! Что делать с такой разницей настроений? Прогово­рили — услышали друг друга — удивились — заулыбались... Отчасти уже выплеснули эмоциональный за­ряд — и получили впечатление, что свободны в своих действиях, высказываниях.)

II.Самоконструкция. (10 мин. мин.)Задание. Теперь всем предлагается одно стихотво­рение, но делать с ним можно, что кому захочется! Это стихотворение В. Маяковского «Ночь» (читает учитель). На протяжении 8-10 минут делайте с ним, что захотите, но только записывайте, что делаете. (Работа в паpax.)

III. Каждая пара учеников рассказывает, что делали или пробовали делать. Варианты ответов пар:

Искали цвета, звуки, другие образы. Ночь похожа на кар­навал...

Расставляли и объясняли интонации... Задавали вопросы и пробовали на них отвечать... Записывали свои размышления о стихотворении. Разга­дывали значения слов. Пробовали дописать стихотворение. Искали рифмы. Кажется, нашли все. Начали рисовать, что здесь такое изображено, и запута­лись. Слишком яркое стихотворение.

Сравнили со стихотворениями других поэтов. Много цве­та, как у Есенина. Но здесь — город. И цвета какие-то...кричащие. Нет торжественного тона. А какой?..

Выписывали непонятные словосочетания и сравнивали с понятными. Возникают какие-то обрывочные ассоциации. Не хватает существительных. Цвета гиперболичны. Захотелось попасть внутрь пространства стихотворения, пройтись по бульварам, прогуляться в толпе, всмотреться в отдельные образы. Расспросить Маяковского об их зна­чении.

Решили заменить эпитеты. Вышло вот что:

Лазурный и черный отброшен и скомкан,

И в серый бросали горстями дукаты,

А белым ладоням сбежавшихся окон

Раздали пыхтящие синие карты. (...)

(Заметим: очень полезная подстановка для последую­щего разговора о неслучайности образов-картин...Заменить-то как раз нельзя... Это необходимо проговорить на других уроках, или ученики поймут сами, послушав тех, кто догадался, прочитал, что действительно напи­сал поэт.)

Хочется дать другое название стихотворению— «День», то есть возникает вопрос, почему оно так названо. После чте­ния возникло стремление к тишине, к покою, потому что в нем передано слишком много яркости, шума. У Маяковско­го представление о ночи расходится с нашим: ночью для него все только и оживляется.

Считали цвета: багровый, белый, зеленый; «дукаты» — это золотой; черный, «горящие» — это красный, желтый, синий, «огни», «пестрый» — и это общее впечатление. Если Нарисовать, будет смешение всех («крыло попугая»). Задали себе вопрос, почему так все многоцветно и запутанно... Цвета гиперболичны, фантастичны, нереальны.

Попробовали переставить строчки и посмотреть, что выйдет. Кажется, ничто не изменилось, особенно если менять местами строфы. Не нашли связи между ними, так как пока­заны разномоментные состояния.

Попробовали «озвучить» стихотворение: «скомкан» — это шелест, «дукаты» напоминают о звоне или стуке, если их «бросали»; скрип окон, зов платья, «удары в жесть», «хохо­тали»; «сбежавшихся» —слышно шарканье по городскому асфальту (аллитерация)... Звуков много, но почему — пока Неясно.

Решили разобраться со смыслом стихотворения, объяс­нить его. Вышло так: багровый — закат, белый — день, зеле­ный — это, наверно, парки в городе, а дукаты — фонари... (Эта пара предлагает полный вариант зрительного прочтения стихотворения. Не все верно, но все интересно.) «Хохотали арапы» — это, может, часы с боем? И автор, вернувшисьв толпе домой, может быть, смотрит на себя в зеркало («пла­тья зовущие лапы»)?

Смотрели на действия, которые здесь названы и считали: бросают, комкают, бегут, раздали, «плыла, изгибаясь», «хо­тел протащить», хохотали, пугали, звали, удирали, расцве­чивали... Что-то много движений, а почему, непонятно.

Мы сначала хотели начать рисовать, но увидели, что кар­тина движется, и решили сделать мультфильм. 1-й кадр— окна, желтые от ламп, во многих домах; 2-й кадр – бульвары

и площадь, по ним течет пестрая толпа; 3-й – цирк, ара­пы бьют в жесть, а на головах у них сидят попугаи...

Стал отстукивать для себя ритм стихотворения, потому что он кажется очень резким. Захотелось переделать в марш. Захотелось переделать стихотворение, чтобы получилось легкое юмористическое, затем преобразовать его в сатириче­ское, а потом в простое, песенное, чтобы легко было наиграть на гитаре и смысл был понятен всем. (Если бы у меня было минут 30, я бы представил свое творение вам).

IV. Социоконструкция(15 мин.)1. Послушайте ряд стихотворении Маяковского и выпишите слова, которые покажутся важными. (Чтение учащихся подготовлено заранее с помощью учителя.) Звучат стихи: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!».

2. Социализация.(10 мин.)Подчеркните 4-5 слов из всех записей, сделанных от начала работы. Выберите из них 3 слова и подберите к ним рифмы — одну-две. Прочитайте вслух. (Иногда повторяются рифмы самого Маяковского, чаще рождаются новые и неожиданные. Недоумение, трудности сочинения рифм, радость от удачи — все станет основой восприятия творчества противоречивого поэта.)

V. Афиширование.(15 мин.) 1. Напишите текст на тему «Я читаю Маяковского» — 7-8 предложений.

2. Разрыв. (15 мин.)Тексты прочитываются в классе на следующемуроке.

Примеры текстов:

Я читаю Маяковского

Из нескольких слов, иногда непонятных, возникают обра­зы. Они разные, но все удивляют своей пестротой и звучно­стью.

Надя Г. Я читаю Маяковского

Иногда это дается тяжело: найти рифмы, уловить ритм стихотворения. Но все-таки в стихах Маяковского большой смысл, он — наблюдатель своего времени. Эта одна из при чин, по которой мне интересна поэзия Маяковского.

Алеша В.

Комментарий

Среди ряда подобных размышлений встречаются сло­ва неприязни, но любопытства, слова отторжения, но удивления. И вот это «но» представляется в учебном смысле как раз производным мастерской. Теперь позна­вательный интерес не будет условным («раз уж при­шли — нечего делать, надо учиться»), на него можно опереться на обычных уроках. И впоследствии возни­кает разное отношение: у кого — истинный интерес, у кого — спокойное приятие, но даже у не принимаю­щих поэта — все-таки уважение к нему или сожаление о нем. А еще Маяковский «заражает» эмоционально, стилистически и ритмически,— пишет Василий В.,— даже если разум еще не разобрался, не принял. Отсю­да — попытки выразить свои впечатления «в его духе», сколько-нибудь адекватно услышанному.

Я читаю Маяковского

Трубы, банки, стекла, склянки,

Воздух, дух, пожар, смятенье.

Маяковский — словно ветер,

Дарит жар, и боль, и Тленье.

Я читаю Маяковского, низко к парте наклонясь,

А Владимир Маяковский скажет мне, в глаза смеясь:

«Молодое поколенье, слушай мой гремящий стих!

Что б тебе ни говорили, ты не думай, я не псих!

Только время повернулось в нашем старом веке вспять,

Только сердце встрепенулось, и его уж не унять...»

Лена Д.

 

Я читаю Маяковского и вижу перед собой мир, максималь­но насыщенный красками, действиями, но в то же время не­обычайно сжатый. Каждое слово несет в себе огромную смы­словую нагрузку.

Я читаю Маяковского,

И мне кажется порой,

Что устала я от тусклого

И мне чужд весь мир земной.

Настя Е.

Я читаю Маяковского

Строки читаю быстро,

Не скрыться от этих строк.

Мысли в голове так густо

Совершают прыжок.

Буря радости,

Праздник, веселый смех...

Не хочу слушать эти гадости.

Убрать бы их всех.

Мне неприятны рев. Лозунги,

Лучше уйти ни с кем.

Лучше — куда-то к озеру,

Молчать, как будто я нем.

Сброшу тебя с корабля современности

И за всех отомщу.

Пламя, буря ревности!

Я тебя не прощу.

Максим К.

Я читаю Маяковского

...Все, что читаешь, легче представить, чем осмыслить. Нравится, что часто строчки очень короткие. От этого трудно бывает уловить рифму, но становится отчетливее ритм. Что­бы понять, приходится иногда разбирать предложения по составу...

Ксения О.

VI. Рефлексия. (10 мин.)

Из записей учащихся:

Действительно работали. Особенно интересно – в парах. Мастерская непроизвольно заставила понимать Маяковского, что хорошо! Были выводы (бывает редко).

Все вместе пытались понять смысл стихотворения, и нам это удалось. Без мастерской я не открыла бы Маяковского. Мастерская заставила думать.

Пытались понять поэта. У некоторых получилось, а у меня нет. Сложно. Хочется что-то понять.

Удивило, что мнения одноклассников абсолютно разные.

Как ни странно, урок прошел просто удивительно: каж­дый ученик выложился на все 100 процентов, и это главная особенность понедельника.

Первое задание было неожиданно — в духе Маяковского. В какие-то моменты казалось, что пытаемся написать нечто подобное. На мой взгляд — это одна из лучших мастер­ских! Настроение поднялось, захотелось читать все больше и больше.

Комментарий

Заметно, у кого из учеников образное мышление,
а у кого — в основном логическое.

Видно, кто из одиннадцатиклассников дома читал стихотворения, а кто — нет. Тогда и впечатления — ис­ключительно от первого урока, где читали отрывки из «Я сам», вслушивались в стиль. Еще важно, что хорошо были прочитаны подготовленные заранее лирические стихотворения. Они заставили почувствовать неизвест­ную пока глубину, вызвали уважение — даже к непо­нятному.

Класс работал двумя группами по очереди (группы по 15 и 16 человек). В более слабой группе сначала почти не было осмысления и было стремление любую деятельность сократить. Очень помогает учащимся воз­можность наряду со своими работами прочитать вслух чужие — в том числе прошлых лет. Ученики оживля­ются, удивляются, начинают лучше работать.

В работе более сильной группы заметно было «вбира­ние информации» — и логической, и образной, и эмо­циональной. Недаром самый строгий логик класса Игорь во время рефлексии записал, что «были выводы»: их никто не проговаривал отдельно, он их сделал сам...

Замечание, что выводы «редко бывают», принимаю только отчасти. Логическое подведение итогов урока не всегда возможно и не всегда необходимо, если работать с произведениями искусства. «Путь — это и есть Ка­мень...» (X.-Л. Борхес).

 

Категория: Литература | Добавил: ymoc
Просмотров: 278 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]